Здравоохранение

О мерах профилактики в сфере охраны здоровья населения Российской Федерации

  • 15 июля 2013
  • 41

Заболеваемость населения Российской Федерации хроническими неинфекционными заболеваниями

Несмотря на то что в России сформировалась устойчивая тенденция к снижению смертности (например, за 9 лет смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 21%), смертность населения от хронических неинфекционных заболеваний (далее – ХНИЗ) остается на высоком уровне, в 3–5 раз превышая европейские показатели. И, что важно, около 40% всех смертей приходится на лиц, не достигших 60-летнего возраста.

В структуре причин смертности доля ХНИЗ составляет 75%, из них на первом месте – сердечно-сосудистые заболевания (58%). Суммарный экономический ущерб только от болезней системы кровообращения – 1 трлн руб. в год (3% от внутреннего валового продукта).

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Ведущими факторами риска смерти среди населения РФ являются: повышенное артериальное давление, гиперхолестеринемия, курение, нездоровое питание, ожирение, злоупотребление алкоголем, низкая физическая активность.

За последние несколько лет было вложено много финансовых средств и реализовано мер, направленных на развитие системы здравоохранения. С 2006 г. началась реализация национального проекта «Здоровье», открыты перинатальные центры, федеральные высокотехнологичные центры, принята программа по снижению смертности от ведущих ХНИЗ: сердечно-сосудистых заболеваний, травм, отравлений, онкологии. Получены хорошие результаты; например, в регионах произошло снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Однако для дальнейшего улучшения ситуации необходимо развитие первичной, вторичной профилактики и реабилитации, т. е. необходимы именно профилактическая направленность здравоохранения и формирование здорового образа жизни среди населения. Опыт многих стран доказывает, что за 10–20 лет можно двукратно и больше снизить общую смертность практически только за счет профилактических мероприятий.

Законодательная база по профилактике хронических неинфекционных заболеваний

С 2006 г. в Российской Федерации началось формирование обширной законодательной базы в области профилактики ХНИЗ и формирования здорового образа жизни:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательно установил приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан, определил основные пути его реализации, конкретизировал содержание понятий профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни. Впервые в законе прописана обязанность гражданина заботиться о своем здоровье. В дальнейшем необходимо принятие мер, направленных на мотивацию гражданина заботиться о своем здоровье;
  • Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ввел понятие «страховой случай», применимое в т. ч. и для профилактических мероприятий;
  • Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (вступил в силу с 1 июня 2013 г.) детально определены целевые, налоговые, организационные, медицинские меры по снижению распространенности этого фактора риска, который в нашей стране достигает почти 40%.
  • Кроме того, разработан ряд стратегических документов по снижению смертности от ХНИЗ:
  • Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351;
  • Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р;
  • Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р;
  • Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690.

Мероприятия по снижению заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний

Указанное законодательство послужило основой для создания в Российской Федерации концепции единой профилактической среды, что было обозначено Московской декларацией Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, которая состоялась 28–29 апреля 2011 г.; данная концепция была одобрена специальной резолюцией Всемирной ассамблеи здравоохранения и включена в политическую декларацию Генеральной ассамблеи ООН по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и борьбы с ними, которая состоялась в Нью-Йорке в сентябре 2011 г.

Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р утверждена государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» на период до 2020 г., на базе которой разработаны региональные программы развития здравоохранения до 2020 г. Первая подпрограмма в этих программах, и федеральной, и региональной, – «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи». Ее реализация предполагает создание нормативно-правовой базы, инфраструктуры медицинской профилактики, подготовку кадров и соответствующее финансирование мероприятий по диспансеризации. Этот процесс требует времени, и на сегодняшний день отчетливо видны результаты только в части, касающейся отделений, кабинетов медицинской профилактики поликлиник, число которых возросло с 2800 до 3500, планируется создать еще не менее 500 таких структур. Оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений, подготовка специалистов пока еще оставляют желать лучшего. Важно также иметь в виду, что поликлиника обслуживает более 25 тыс. взрослого населения, и там должны быть организованы не кабинеты, а полноценные отделения медицинской профилактики.

Неблагополучная обстановка по-прежнему с региональными центрами медицинской профилактики. Число этих структур, которые должны выполнять основные организационно-методические функции по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний в каждом субъекте РФ, за год увеличилось только на 2 учреждения (было 58, стало 60). Они, как правило, маломощные в кадровом отношении и плохо оснащены.

Нельзя ослаблять работу и центров здоровья, их роль в результате включения в процесс диспансеризации должна только возрастать. Поток пациентов, направленных в центры здоровья из поликлиники в результате диспансеризации для коррекции факторов риска у граждан со 2-й и 3-й группами здоровья, должен резко увеличиться. Число центров здоровья по инициативе субъектов РФ в связи с этим тоже может возрасти.

Возрастает актуальность повышения знаний медицинских работников в области профилактики ХНИЗ. Для качественного проведения диспансеризации, в т. ч. профилактического консультирования, необходимо в ближайшее время провести обучение медицинских работников. С этой целью планируется обучение сотрудников отделений / кабинетов медицинской профилактики, участковых врачей – около 10 тыс. чел., врачей-терапевтов в рамках первичной медико-санитарной помощи – около 38 тыс. чел., врачей центров здоровья – около 1 тыс. чел. Кроме того, в целях повышения уровня знаний в области обеспечения реализации региональных программ профилактики ХНИЗ и формирования здорового образа жизни необходимо провести обучение сотрудников центров медицинской профилактики – около 800 чел., государственных служащих, руководителей учреждений, администраторов – около 2 тыс. чел.

В рамках проводимой дополнительной диспансеризации работающего населения, начиная с 2006 г., ежегодно обследовалось от 3 млн до 5 млн чел., и соответствующий опыт в регионах уже сформировался. При этом, как показывают расчеты, реально возможное число граждан – не только работающих, но и обучающихся, находящихся на пенсии – составляет около 23 млн чел. Однако эффективность диспансеризации, проводимой по модели 80-х гг. прошлого века, была явно недостаточной. В частности, при общем количестве больных ишемической болезнью сердца около 7 млн чел., в 2011 г. в ходе диспансеризации было выявлено чуть более 15 тыс. чел. За последние 10 лет число больных сахарным диабетом в нашей стране удвоилось и составило 3,7 млн чел., в то же время в ходе диспансеризации 2011 г. их было выявлено менее 8 тыс. чел. При том что в нашей стране ежегодно от онкологических заболеваний умирает более 280 тыс. чел., в процессе диспансеризации 2011 г. онкологические заболевания были выявлены только у 1100 чел.

Диспансеризация населения

С 2013 г. прекращено действие предшествующих приказов, определяющих мероприятия по диспансеризации населения, в т. ч. тех, которые регламентировали диспансеризацию работающих граждан, и утвержден новый порядок диспансеризации взрослого населения РФ. Основной особенностью современной диспансеризации является то, что она действительно всеобщая (около 23 млн чел.), проводится с 21 года, один раз в три года без ограничения возраста. Предусмотрен дифференцированный подход к обследованию с учетом пола и возраста. Впервые оплата будет осуществляться через систему ОМС, с расчетом тарифов, которые должны включать профилактику и диспансеризацию. На проведение диспансеризации выделено 50 млрд руб., которые в т. ч. пойдут на повышение заработной платы медицинских работников.

Перед началом диспансеризации был запущен пилотный проект, реализованный в течение пяти недель в пяти поликлиниках Подмосковья – регионе, имеющем не лучшие показатели по укомплектованности кадрами (укомплектованность участковыми терапевтами составляет 48%), аппаратурой, поэтому вначале были трудности. Однако после работы с населением, с самими медицинскими работниками работа наладилась и был отмечен большой поток населения, в т. ч. трудоспособного возраста, в результате чего образовались очереди; остальные трудности (60%) пришлись на организационные вопросы. В ходе пилотного исследования было обследовано 3082 чел. Результатом диспансеризации стали впервые выявленные ХНИЗ у граждан, считавших себя вполне здоровыми: 99 случаев ишемической болезни сердца, 7 случаев злокачественных новообразований.

В настоящее время практически сформирована база учреждений, участвующих в широкомасштабной диспансеризации. В ее проведении примут участие около 3500 амбулаторно-поликлинических учреждений, в каждом из них был организован кабинет или отделение медицинской профилактики, и около 38 тыс. участковых врачей-терапевтов и врачей общей практики. В целях повышения доступности, к организации диспансеризации будет привлечено 2 тыс. выездных врачебных бригад, около 700 тыс. чел. будут доставлены к месту проведения диспансеризации специально выделенным транспортом. Финансовые средства, предусмотренные на мероприятия по диспансеризации, могут быть использованы регионами для закупки мобильных передвижных комплексов, чтобы диспансеризация была доступна сельскому населению.

В программе государственных гарантий предусмотрено существенное увеличение финансирования и обеспечения профилактической работы в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. В частности, если в 2012 г. для обеспечения дополнительной диспансеризации работающего населения было предусмотрено 0,10 посещения на одного застрахованного, то в 2013 г. этот показатель увеличился до 2,04 посещения, т. е. более чем в 20 раз. В 2014 г. средний норматив объема медицинской помощи, оказываемой с профилактической целью в амбулаторных условиях, на одного застрахованного (в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования) составит 2,24 посещения, а в 2015 г. – 2,30 посещения. Стоимость одного посещения в 2013 г. составила 266,3 руб., в 2014 г. – 318,4 руб., в 2015 – 348,4 руб.

Следствием дифференциального подхода к объему обследования в различном возрасте с учетом факторов пола является существенная разница в стоимости диспансеризации: до 39 лет стоимость первого этапа диспансеризации составляет у мужчин и женщин чуть больше 400 руб., а затем она существенно возрастает (до 1200–2000 руб.) в силу того, что значительно увеличивается количество применяемых методов исследования. Стоимость обследования женщин выше, чем у мужчин, примерно на 200 руб., главным образом из-за цитологического исследования женских половых органов. Поскольку такие исследования, как биохимические, клинические анализы крови, а также УЗИ органов брюшной полости проводятся один раз в 6 лет, в промежутке стоимость исследования уменьшается до 600 руб. у мужчин и до 800 руб. у женщин.

Нагрузка на участкового врача возрастет, но весьма несущественно; по расчетам и результатам исследования – примерно на 1,60–1,80 посещения в смену при правильной организации работы. Со временем следует ожидать уменьшения количества обращений по поводу обострений хронических заболеваний вследствие своевременной диспансеризации, а также повышенной эффективности экономического ведения, можно ожидать также снижения нагрузки на врача.

Сейчас происходит старт диспансеризации одновременно по всей стране, и этот процесс потребует непрерывного контроля. На портале Минздрава России создана система предоставления ежемесячной отчетности по основным индикаторам хода диспансеризации:

  • общее число граждан, прошедших диспансеризацию в текущем году (в т. ч. с разбивкой по полу и возрасту);
  • число граждан, прошедших 1-й и 2-й этапы диспансеризации;
  • число граждан, имеющих 1-ю, 2-ю и 3-ю группу здоровья по итогам диспансеризации;
  • число граждан с выявленными ХНИЗ (ишемическая болезнь сердца, высокий риск инсульта, онкологические заболевания, хроническая обструктивная болезнь легких, сахарный диабет), туберкулезом, употребляющих наркотики;
  • число граждан с выявленными факторами риска ХНИЗ (артериальная гипертония, повышенный уровень холестерина, ожирение, курение, нерациональное питание, низкая физическая активность, злоупотребление алкоголем).

Кроме того, планируются видеоселекторные совещания один раз в два месяца и регулярные, один раз в квартал, выезды в регионы с целью контроля над проведением диспансеризации. В государственной программе РФ «Развитие здравоохранения» заложены все целевые индикаторы на период до 2020 г.

Таким образом, нормативно-правовая база создана, изданы приказы по диспансеризации, по диспансерному наблюдению, лицензированию, выделены соответствующие финансовые средства, и в настоящее время необходимо начать работу в указанном направлении.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.