text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Показатели КМП в стационаре и поликлинике

  • 6 апреля 2017
  • 3582

Показатели качества медицинской помощи

При оценке деятельности медицинской организации используются различные показатели качества медицинской помощи.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Состав перечня используемых показателей зависит от вида медицинской организации и профиля медицинской помощи.

Показатели качества медпомощи амбулаторным больным

Чтобы оценить соответствие предоставленной пациенту в поликлинике (амбулатории) медицинской помощи современному уровню медицины и потребностям больного, используются показатели качества медпомощи, разделенные на две группы – косвенные и прямые показатели.

Косвенные

  • Соотношение между больными, переданными в стационар, и теми, кто обратился в поликлинику за помощью врача.
  • В случаях, когда больного направляют в стационар для последующей операции, учитываются дни до момента хирургического вмешательства. Усредненное по всем таким случаям число дней – еще один критерий качества медпомощи.
  • Количество пациентов, которые из-за допущенных врачом ошибок при диагностике или лечении болезней, протекающих в острой форме, скончались у себя дома.
  • Соотношение между числом больных, которые получили первичную инвалидность, и пациентами с тем же заболеванием (рассчитывается только для лиц в трудоспособном возрасте).
  • Число пациентов с хроническими болезнями, которым пришлось вызывать скорую медпомощь.
  • Соотношение между больными, которые два года, или больше, не проходили обследование на наличие туберкулеза, и всеми зарегистрированными пациентами.
  • Соотношение между пациентами, которые год, или больше, не проходили обследование у онколога, и всеми зарегистрированными пациентами.

Прямые

  • Соотношение случаев, когда заключительный и поликлинический диагнозы совпадали друг с другом, к общему числу диагнозов за определенный период времени.
  • Соотношение между случаями, когда диагноз после проведения экспертизы совпадал с диагнозом лечащего врача и всеми экспертными диагнозами.
  • Соотношение между количеством выздоровлений после острых заболеваний и всеми случаями таких заболеваний.
  • Показатель, характеризующий достижение стабильного состояния при заболеваниях, протекающих в хронической форме.
  • Соотношение между случаями, когда направление в стационар было запоздавшим и общим числом пациентов.
  • Соотношение между случаями, когда больные направлялись в стационар необоснованно и общим числом пациентов, направленных в стационар.
  • Количество случаев, когда направленный в стационар пациент умирал в течение первых 24 часов пребывания там.
  • Уровень удовлетворенности больных оказанной им помощью.

Показатели качества медпомощи стационарным больным

Для того, чтобы оценить соответствие предоставленной больному в стационаре медицинской помощи современному уровню медицины и потребностям больного, используются показатели качества медицинской помощи, разделенные на две группы – косвенные и прямые.

Косвенные

  • Количество летальных исходов (учитывается отдельно по различным болезням и состояниям). Отдельно учитывается этот показатель для несовершеннолетних пациентов.
  • Количество летальных исходов, наступивших после какого-либо хирургического вмешательства.
  • Промежуток времени между началом болезни и госпитализацией (при наличии показаний к экстренной госпитализации).

Прямые

  • Показатель несовпадения между всеми видами диагнозов (диагноз при госпитализации, клинический диагноз, заключительный диагноз и диагноз патологоанатома).
  • Соотношение больных, проинформированных (в соответствии с выявленной болезнью) о мерах по сохранению состояния своего здоровья, и общим количеством больных.
  • Уровень удовлетворенности больных оказанной им помощью.
  • Соотношение между больными, чье направление в стационар было обосновано и общим числом госпитализированных.
  • Соотношение между больными, при лечении которых был достигнут указанный в стандарте результат, что повлекло их выписку,  и общим числом госпитализированных.
  • Соотношение между выписанными больными, которых пришлось госпитализировать повторно, и общим числом выписанных.
  • Соотношение между количеством осложнений, развившихся после инъекции, и общим числом инъекций, сделанных пациентам.
  • Количество заболеваний, вызванных внутрибольничными возбудителями.
  • Соотношение между случаями, когда у лежачих больных развивались пролежни, и общим числом лежачих пациентов.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Показатели качества медпомощи в специализированных отделениях

В хирургических отделениях (кабинетах) используются следующие показатели качества медпомощи:

  1. Соотношение между повторными полостными операциями и всеми полостными операциями.
  2. Количество случаев, когда у пациента возникала первичная инвалидность после проведения операции.
  3. Соотношение между случаями, когда после хирургического вмешательства развивалось осложнение, и общим количеством операций.
  4. При проведении хирургического лечения таких заболеваний, как прободная язва, аппендицит, желудочно-кишечное кровотечение, панкреатит, холецистит, внематочная беременность и ущемленная грыжа учитывается количество смертельных случаев после операций. При этом учитывается также срок госпитализации пациента.

В кардиологических клиниках и отделениях дополнительным показателем КМП является соотношение между количеством переводов пациента в блок интенсивной терапии (а также  переводов из этого блока), признанных обоснованными, и общим количеством таких переводов.

В психиатрических клиниках и отделениях дополнительным показателем КМП является соотношение количества случаев повторной госпитализации к общему количеству случаев госпитализации.


По какой методике необходимо производить оценку качества медицинской помощи

Поскольку федеральное законодательство оставляет решение указанного вопроса на усмотрение руководителя медицинской организации (ст.90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан"), то можно высказать только примерные соображения по данному поводу.

При проверке соблюдения порядков оказания медицинской помощи оцениваются

  1. соблюдение выполнения этапов, условий и сроков оказания медицинской помощи по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний;
  2. соответствие учреждения здравоохранения, его структурных подразделений и врачей требованиям положений, регламентированных порядками оказания медицинской помощи;
  3. соблюдение требований стандартов оснащения учреждения здравоохранения и его структурных подразделений;
  4. соответствие штатного расписания и оснащения учреждения здравоохранения рекомендуемым штатным нормативам;
  5. соответствие деятельности организации иным установленным положениям, исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

При проверке соблюдения стандартов медицинской помощи оцениваются

  1. соблюдение выполнения медицинских услуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения, обоснованность назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту менее 1,0, полнота выполнения услуг с усредненной частотой 1,0;
  2. обоснованность и полнота назначения лекарственных препаратов, компонентов крови;
  3. обоснованность и полнота назначения имплантируемых в организм человека медицинских изделий;
  4. обоснованность и полнота назначения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
  5. иные положения, исходя из особенностей заболевания (состояния).

Экспертиза качества медицинской помощи

Основным методом внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи является экспертиза качества медицинской помощи.

При этом должны быть определены случаи обязательного проведения экспертизы качества медицинской помощи, а также ее объем. Основой для проведения экспертизы качества медицинской помощи является первичная медицинская документация.

Активируйте доступ к журналу «Управление качеством в здравоохранении» и читайте проверенные экспертами статьи:

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи может быть организован по трехуровневой модели. На первом уровне контроль проводится заведующим отделением, на втором уровне - заместителем руководителя медицинской организации, на третьем уровне - врачебной комиссией.

Заведующими структурными подразделениями ежемесячно проводится анализ количества, характера выявленных дефектов, их структуры и влияния на исход заболевания, их причин по отдельным врачам, нозологическим единицам.

Заместитель руководителя медицинской организации с учетом данных контроля на первом уровне ежеквартально и ежегодно проводит анализ:

  • количества, характера выявленных дефектов, их структуры и влияния на исход заболевания, причин дефектов по отдельным врачам, нозологическим единицам, отделениям (подразделениям); 
  • динамики числа и структуры дефектов по подразделениям.

Врачебная комиссия ежеквартально и ежегодно проводит анализ:

  • конечных показателей работы учреждения по сравнению со средними областными показателями, показателями по РФ (основные показатели здоровья населения и деятельности медицинской организации);
  • влияния выявленных дефектов на развитие учреждения, включая нерациональное и неэффективное использование ресурсов.

Председателем врачебной комиссии в рамках общего отчета о работе врачебной комиссии ежеквартально письменно предоставляются руководителю медицинской организации отчет и анализ проведенного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с предложениями, направленными на устранение причин возникновения дефектов медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи, для рассмотрения и принятия соответствующих управленческих решений.

Руководитель медицинской организации по итогам календарного года предоставляет в вышестоящий орган управления здравоохранением отчет и анализ проведенного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с указанием управленческих решений и мероприятий, направленных на устранение причин возникновения дефектов медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.