text
Портал для медицинских работников

Штатное обеспечение медицинских осмотров населения (Тема 5)

  • 15 сентября 2011
  • 18

В организации медицинских осмотров существенную роль играют главные медицинские сестры. Несмотря на то, что нормативно-правовыми документами не определено участие среднего медицинского персонала в осмотрах, врачи амбулаторного приема, как правило, работают совместно с медицинскими сестрами. При этом самая большая нагрузка ложится на медицинский персонал отделения профилактики. Учет этих обстоятельств позволит главной медицинской сестре рационально распределить средний медицинский персонал ЛПУ для участия в диспансеризации населения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Группы населения, подлежащие медицинским осмотрам

В последние годы руководство здравоохранения России предпринимает активные попытки по усилению этого фронта работы. В первую очередь, речь идет о детском населении (приказ Минздрава России от 15.03.2002 № 81 “О проведении Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году”). В педиатрической практике нормативно-методическими и инструктивными документами определена частота профилактических осмотров детей разных возрастных групп, в связи с чем подавляющее число детей находится под постоянным наблюдением в амбулаторно-поликлиническом учреждении. Однако на практике выполнение этого приказа сводится к проведению еще одного медицинского осмотра детей и неоправданно увеличивает нагрузку врачей детских поликлиник, сокращая их лечебную деятельность.

Следующую группу населения, включенную в программу диспансеризации, составляют работники муниципальных и государственных учреждений сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, научно-исследовательских учреждений (приказы Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 № 188 “О порядке и объеме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях”; от 17.01.2007 № 47 “О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях”). В соответствии с указанными документами изменилось формирование групп диспансерного учета – произошел переход от общепринятого нозологического принципа (по заболеваниям) к организационному (по нуждаемости в той или иной помощи).

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 20.02.2008 № 80н “О проведении в 2008–2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан” с 2008 г. дополнительной диспансеризации подлежат все работающие граждане.

Приказами Минздравсоцразвития России от 24.02.2009 № 67н “О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан” и от 04.02.2010 № 55н “О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан” определен порядок проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан с некоторым изменением перечня специалистов, входящих в бригаду для медицинских осмотров, и объема обязательных исследований.

С 2009 г. проводится диспансеризация государственных и муниципальных служащих.

Расчет штатного обеспечения медицинских осмотров

В настоящее время медицинские осмотры не обеспечиваются дополнительными должностями медицинского персонала. Заметим, что в доперестроечный период приказ Минздрава СССР от 30.05.1986 № 770 “О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения” наряду с числом специалистов (терапевт, хирург (для осмотра лиц старше 30 лет), акушер-гинеколог, стоматолог, и объема инструментальных исследований) устанавливал дополнительное число врачебного и среднего медицинского персонала для проведения всеобщей диспансеризации населения.

Отсутствует в современных нормативно-правовых документах и описание технологии проведения медицинских осмотров. Неопределенность функциональных обязанностей врачей-специалистов и медицинских сестер в данном случае значительно затрудняет расчет затрат рабочего времени указанных специалистов.

Из-за отсутствия специально выделенных дополнительных должностей штатное обеспечение медицинских осмотров работающих граждан должно исходить из общей численности персонала ЛПУ.

В таблице 1 представлен состав врачебной бригады для медицинского осмотра работающих граждан по нормативно-правовым документам разных лет.

Таблица 1

Перечень специальностей врачей для осмотра работающих граждан

Специальность врача

Осмотр работающих граждан

по приказам

Минздравсоцразвития России

Осмотр государственных гражданских и муниципальных

служащих

от 20.02.2008 № 80н

от 24.02.2009 №67н

от 04.02.2010 №55н

Терапевт

(врач-терапевт,

врач общей практики (семейный врач))

+

+

+

+

Акушер-гинеколог

+

+

+

+

Невролог

+

+

+

+

Уролог (для мужского населения)

+

-

-

+

Хирург

+

+

+

+

Офтальмолог

+

+

+

+

Эндокринолог

+

-

-

+

Оториноларинголог

-

-

-

+

Психиатр

-

-

-

+

Психиатр-нарколог

-

-

-

+

Как видно из приведенных данных, с 2009 г. из состава врачебной бригады для медицинского осмотра работающих граждан исключены врач-уролог и врач-эндокринолог. Это объясняется тем, что норматив должностей этих врачей составлял 0,2 должности на 10 тыс. городского населения, т. е. одна должность врача-уролога или врача-эндокринолога могла быть установлена лишь на 50 тыс. городского населения. Однако из таблицы 2 следует, что приказами Минздравсоцразвития России 2009–2010 гг. нормативы для этих должностей увеличены с 0,2 до 0,5 на 10 тыс. населения. Такое увеличение могло бы обеспечить проведение медицинских осмотров и с участием этих врачей. В табл. 2 указана также нормативная численность среднего медицинского персонала, приходящегося на одну должность врача.

Таблица 2

Нормативная численность персонала, участвующая в медицинских осмотрах работающих граждан

Специальность врача

Норматив численности врачей

(на 10 тыс. взрослого населения)

Норматив численности среднего медицинского персонала

(число должностей медицинских сестер на одну должность врача)

по приказу Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999

по приказу Минздрава СССР от 29.12.1983 № 1495

по приказам Минздравсоцразвития России

(2009–2010 гг.)

по приказу Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999

по приказам Минздравсоцразвития России

(2009–2010 гг.)

Терапевт

5,9

-

х

1,5

х

Невролог

0,5

-

х

0,5

х

Уролог

0,2

-

0,5

(от 08.12.2009 № 966н)

1,0

1,0

Хирург

0,65

-

1,0

(от 24.12.2010 № 1182н)

2,0

1,0 + дополнительно медицинской сестры операционной

Офтальмолог

0,6

-

0,6

(от 27.02.2010 № 115н)

1,0

1,0

Эндокринолог

0,2

-

0,5

(от 01.03.2010 № 116н)

0,5

1,0

Акушер-гинеколог

Одна должность на 6000 чел. взрослого населения, а при наличии в его составе свыше 55% женщин – одна должность на 3300 женщин старше 15 лет)

Из расчета одна должность на 2200 женщин (от 02.10.2009 № 808н)

1,0

1,0

Примечание: х – приказ Минздравсоцразвития России по указанной специальности врачей отсутствует.

Следует обратить внимание на позитивное изменение соотношения должностей между врачом-эндокринологом и медицинской сестрой. Ранее на одну должность такого врача полагалось 0,5 должности медицинской сестры, а приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 № 116н “Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с эндокринными заболеваниями” установлена одна должность.

В то же время, если ранее на одну должность врача-хирурга городских поликлиник полагались две должности медицинской сестры, то приказом Минздравсоцразвития России от 24.12.2010 № 1182н “Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным хирургическими заболеваниями” установлена одна должность.

Кроме того, предусмотрена должность медицинской сестры операционной (при наличии операционной в структуре хирургического отделения медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую должность).

Расчет кадровой возможности для проведения медицинских осмотров

Для определения наличия у врачей, входящих в состав бригады для медицинского осмотра работающих граждан, резерва рабочего времени для проведения дополнительной работы необходимо установить численность должностей таких врачей для выполнения гарантированного государством объема бесплатной медицинской помощи. Основой для таких расчетов служит плановое число посещений на 1 тыс. населения (взрослых и детей), указанное в информационном письме Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 20-2/10/2-12028 “О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год”.

Расчеты численности врачебного персонала, необходимого для выполнения гарантированного объема амбулаторно-поликлинической помощи проведены в соответствии с методикой нормирования труда. Численность среднего медицинского персонала устанавливается по нормативным коэффициентам в соотношении должностей медицинских сестер с врачами, представленными в табл. 2.

Сопоставление показателей численности должностей врачей – нормативной и расчетной (для выполнения гарантированного объема медицинской помощи), представленных на рис. 1, наглядно показывает, что у всех врачей, кроме неврологов, имеется определенный резерв для проведения дополнительной работы по медицинскому осмотру работающих граждан.Врачи-неврологи не имеют такого резерва. Только для выполнения гарантированного государством объема помощи нормативная численность этих должностей должна составлять 0,7 должности на 10 тыс. взрослого населения. Однако фактически (в соответствии с приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999 “О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек”) составляет лишь 0,5 должности.

Расчетная численность врачей акушеров-гинекологов для выполнения гарантированного государством объема амбулаторно-поликлинической помощи составляет 1,2 должности на 10 тыс. взрослого населения. Нормативный показатель в соответствии с приказом Минздрава СССР от 29.12.1983 № 1495 “О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций” составляет 1,7 должности врача-акушера-гинеколога на 10 тыс. взрослого населения, что превышает расчетную численность должностей. Однако приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.10.2009 № 808н “Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи” нормативная численность врачей-акушеров-гинекологов изменена с 3,3 тыс. на одну должность на 2,2 тыс. женщин на одну должность, т. е. с 1,7 должности в расчете на 10 тыс. взрослого населения до 2,4 должности.

Такой показатель (2,4 должности на 10 тыс. взрослого населения) в два раза превышает расчетные данные необходимой численности должностей для выполнения Программы государственных гарантий. Этот факт, прежде всего, свидетельствует об отсутствии экономического обоснования приказа Минздравсоцразвития РФ от 02.10.2009 № 808н, тем более что развитие демографической ситуации в стране приведет к значительному сокращению в ближайшие 10–15 лет численности женщин детородного возраста (рис. 2). В этот возраст вступит малочисленная в настоящее время когорта женщин, находящихся в группах от 15 до19 и от 10 до14 лет. В связи с этим следует ожидать снижения рождаемости и, следовательно, уменьшения нагрузки на акушеров-гинекологов.

Таким образом, проведение медицинских осмотров работающих граждан по программе, указанной в приказах Минздравсоцразвития России, требует увеличения нормативной численности врачей-неврологов и, соответственно, работающих вместе с ними медицинских сестер. Аналогичные расчеты по определению численности персонала, участвующего в медицинских осмотрах по нормативно-правовым документам, штатному расписанию и их фактической занятости необходимо проводить в каждом ЛПУ. Информационное обеспечение руководителей ЛПУ, в т. ч. главных медицинских сестер, позволит комплектовать бригады специалистов для медицинского осмотра так, чтобы не создавать повышенную нагрузку в работе того или иного специалиста и не нарушать лечебно-диагностический процесс в поликлинике.

Усовершенствование работы по медицинским осмотрам и их штатному обеспечению

Для совершенствования работы по медицинским осмотрам и их штатного обеспечения предлагаются следующие меры:

– исключить жесткую регламентацию состава бригады специалистов для медицинских осмотров. Изучение динамики заболеваемости, смертности и перспектив развития здравоохранения на отдельных территориях показывает, что наряду с общими проблемами здравоохранения в каждом регионе имеются свои специфические трудности (на одних территориях сложилась тревожная ситуация с заболеваемостью гепатитами, на других – туберкулезом, на третьих – болезнями органов пищеварения). Представляется необходимым включение в состав бригады для медицинских осмотров врачей-терапевтов, акушеров-гинекологов, хирургов. Врачей других специальностей можно привлекать к медицинским осмотрам работающих граждан в зависимости от конкретных местных условий, прежде всего – структуры заболеваемости населения;

– проводить медицинские осмотры не только в рамках специально запланированных для этого дней и часов, но и при любых контактах работающих граждан с ЛПУ, в т. ч. во время реконвалесценции после острого заболевания, госпитализации, пребывания в дневном стационаре и т. д. Организовать соответствующее финансовое обеспечение таких осмотров.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.