text
Портал для медицинских работников

Роль главной медсестры в осуществлении закупок для нужд ЛПУ

  • 15 ноября 2011
  • 291

Введение в проблему и основные понятия

В российском законодательстве нет прямых указаний на то, кто именно из должностных лиц обязан участвовать в размещении заказов для нужд ЛПУ. Это касается и главных медицинских сестер. Однако на практике широко распространен опыт привлечения к таким процедурам среднего медицинского персонала, поэтому мы начинаем цикл публикаций о госзакупках для учреждений здравоохранения. Его цель – не только информирование руководителей сестринских служб о положениях закона в данной области, но и систематизация знаний, почерпнутых из огромного количества нормативных документов. Кроме того, новый цикл будет “реагировать” на изменения в законодательстве о размещении заказов.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

С принятием Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о размещении заказов) должностные обязанности многих работников государственного сектора претерпели заметные изменения. Это связано с необходимостью расходовать бюджетные средства и средства государственных и муниципальных учреждений по определенным процедурам и, как следствие, формировать большое количество документов, точно определяющих потребность в закупаемых товарах (работах, услугах) и описывающих их, предъявлять технические требования к качеству и многое другое.

Требования к порядку размещения государственного и муниципального заказа постоянно ужесточаются. Об этом свидетельствуют многочисленные изменения и дополнения, внесенные в Закон о размещении заказов, а также принимаемые подзаконные нормативные акты. Со времени вступления Закона о размещении заказов в силу 1 января 2006 г. до подготовки данной публикации изменения и дополнения вносились 27 раз. Достаточно привести несколько примеров:

  • прекратила свое существование ст. 41, которая предусматривала вольное проведение электронного аукциона с начальной суммой до 1 млн руб.;
  • введена новая гл. 3.1, детально регламентирующая процедуру проведения открытого аукциона в электронной форме: порядок регистрации заказчиков, аккредитацию участников размещения заказа на электронных площадках, подготовку документации об аукционе и ее размещение, проведение торгов на площадке и многое другое;
  • введена ст. 19.1, регламентирующая порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (лота). Данная норма призвана снизить уровень коррупции, связанный с установлением завышенных цен в государственных и муниципальных закупках.

Совершенствование законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов, как уже отмечалось, связанно не только с Законом о размещении заказов, но и с принятием большого количества подзаконных актов, например, таких, как:

  • распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р, утверждающее Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Заказчикам запрещается размещать заказ путем проведения конкурса на товары (работы, услуги), которые вошли в обозначенный перечень;
  • постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 “Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд”.

Для того чтобы заказчики не допускали ограничения конкуренции, предъявляя необоснованные требования к участникам размещения заказа или закупаемой продукции, ФАС России внимательно следит за исполнением законодательства в этой области.

Место главной медсестры в системе госзаказов

Напрямую об обязанности главных медицинских сестер участвовать в государственных или муниципальных закупках в законодательстве РФ не сказано, но в нем не обозначен и круг таких участников из конкретных должностных лиц. Подразумевается, что каждый заказчик определяет участников соответствующих процедур внутренним документом путем, во-первых, закрепления должностных обязанностей в должностной инструкции, а во-вторых, создания конкурсной, аукционной или единой комиссии по размещению заказов, в обязанности которой входят подготовка, размещение и проведение государственных и муниципальных закупок. Состав такой комиссии определяет руководитель организации.

При подготовке данной публикации для определения направлений возможного участия главных медицинских сестер в государственных и муниципальных закупках автор исходил из нормативных документов.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 21.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”» к должностным обязанностям главной медицинской сестры относятся:

  • обеспечение рациональной организации труда среднего и младшего медицинского персонала, повышение квалификации, организация получения работниками подчиненных подразделений дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством РФ;
  • способствование внедрению в практику новых организационных форм и ресурсосберегающих технологий деятельности сестринского персонала;
  • осуществление своевременной выписки, распределения и хранения перевязочных материалов, медикаментов, в т. ч. ядовитых веществ и наркотических лекарственных средств, ведение учета их расходования;
  • контроль над работой среднего и младшего медицинского персонала по приему и выписке пациентов; организацией транспортировки пациентов внутри отделений медицинской организации, при вызовах скорой медицинской помощи; выполнением средним медицинским персоналом врачебных назначений, квалифицированного ухода за пациентами; соблюдением в медицинской организации лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов, санитарных правил и норм; проведением профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • ведение необходимой учетно-отчетной документации.

Исходя из перечня должностных обязанностей главной медицинской сестры, а также в целях обеспечения эффективного и качественного размещения заказа медицинского учреждения представляется целесообразным привлечение ее к таким процедурам. Это может быть участие только в подготовке технической документации при установлении требований к продукции или во всем цикле размещения заказа.

Выделим основные направления по формированию госзаказа, в которых целесообразно участие главной медицинской сестры.

Формирование заказа на поставку товаров для нужд медицинского учреждения:

  • поставка лекарственных препаратов;
  • поставка дезинфицирующих средств и средств утилизации медицинских отходов;
  • поставка белья и спецодежды, а также средств индивидуальной защиты;
  • поставка медицинского оборудования;
  • участие в формировании медико-технического задания при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте учреждений здравоохранения;
  • поставка иных товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Формирование заказа на оказание образовательных услуг для нужд медицинского учреждения:

  • повышение квалификации;
  • аттестация медицинского персонала;
  • оказание иных образовательных услуг.

Это далеко не полный перечень закупок, в которых может участвовать главная медицинская сестра. Все зависит от нужд конкретного медицинского учреждения. О каждом из видов закупок будет более подробно рассказано в других публикациях.

Принципы размещения государственного и муниципального заказа

В статье 1 Закона о размещении заказов заложено пять общих и несколько дополнительных (по классификации Института госзакупок РАГС) принципов размещения государственного и муниципального заказа.

Одним из самых главных общих принципов является эффективность государственных и муниципальных закупок. Его суть сводится к оперативному и бесперебойному функционированию всей выстроенной системы – от планирования закупки до исполнения государственного или муниципального контракта (гражданско-правового договора), а также к минимизации бюрократических процедур по размещению заказов и финансовых расходов на содержание всего бюрократического аппарата (в широком значении этого понятия) для осуществления государственных закупок. Такая система должна обеспечить закупку качественного товара, работы или услуги.

Следующий принцип – экономичность. Необходимо осуществлять закупку самой качественной продукции по минимальной цене, предложенной на рынке, обеспечивая при этом минимум эксплуатационных затрат, т. е. тех, которые могут возникнуть в процессе использования купленной вещи. Порой стоимость обслуживания (расходных материалов) технических средств превышает стоимость самого прибора в несколько раз. Из этого следует, что даже вещь, купленная с дисконтом, в несколько раз отличается от начальной (максимальной) цены и в полном цикле эксплуатации не всегда оказывается выгодной для заказчика.

Третий принцип – равенство и справедливость при осуществлении процедур размещения заказа. Государственные и муниципальные закупки всегда, за редким исключением (государственный оборонный заказ и заказ, содержащий сведения, составляющие государственную тайну), осуществляются по заранее известным правилам, распространяющимся на всех участников размещения заказа и обеспечивающих им равные возможности. Очень важным является обеспечение справедливости закупки не только по сути, но и по восприятию общественностью и участниками размещения заказа.

Еще один принцип – открытость и прозрачность закупок. Он реализуется посредством использования специальных мер и процедур, составления отчетности по всем стадиям закупки, предоставления необходимой информации. Последняя должна быть достаточной, своевременной и доступной для всех. С 1 января 2011 г. на общероссийском официальном сайте  www.zakupki.gov.ru (далее – ООС) размещается информация обо всех закупках (муниципальных, субъектов РФ и федеральных). Таким образом, обеспечен единый источник информации о закупках всех уровней бюджетной системы нашей страны.

ООС интегрирован (объединен) с пятью электронными торговыми площадками (далее – ЭТП), на которых проводятся открытые аукционы в электронной форме. Еще год назад, до введения в эксплуатацию ООС, каждый субъект РФ в обязательном порядке должен был иметь свой сайт с информацией о проводимых на его территории закупках. Каждое муниципальное образование могло иметь собственный ресурс для размещения закупок своего уровня (количество муниципальных образований в России превышает 2800), а также дублировать информацию в местных печатных изданиях. ЭТП вообще не ограничивались в количестве. Таким образом, для участия в закупке предпринимателям приходилось осуществлять мониторинг большого числа интернет-ресурсов и печатных изданий, что пагубно сказывалось на реализации  принципов государственных закупок.

Ну и последний общий принцип – ответственность. За несоблюдение процедур размещения заказа, нарушение антимонопольных норм путем ограничения конкуренции законодателем предусмотрены санкции. Для этого в Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) введены соответствующие статьи. Таким образом, главная медицинская сестра, участвуя в процессе размещения заказов для нужд учреждения здравоохранения, может быть привлечена к ответственности за нарушения, совершенные в процессе подготовки и проведения закупки. Безусловно, в области государственных и муниципальных закупок предусмотрена не только административная ответственность. Надо помнить, что ответственность может наступить и в рамках гражданского судопроизводства, а также возможна уголовная ответственность за наиболее тяжкие деяния. Гражданские дела больше относятся к компетенции учреждений здравоохранения как самостоятельных субъектов правоотношений, а уголовное преследование в основном предусмотрено за неправомерное распоряжение бюджетными средствами и средствами учреждения.

Не менее важны и дополнительные принципы:

  • стимулирование национального производства и рынка занятости;
  • обеспечение национальной безопасности, социальной справедливости, развития регионов, поддержки малого и среднего бизнеса, охраны окружающей среды.

Многие специалисты, осуществляющие заказы для нужд ЛПУ, не довольны необходимостью размещения заказов посредством установленных и публичных процедур. Гораздо проще покупать у того, у кого захочешь, когда захочешь и сколько захочешь, но Закон о размещении заказов ограничивает такие вольные действия заказчиков, т. к. это необходимо для развития экономики государства, а также вовлечения населения в производственные и иные сферы экономики. Государственный и муниципальный заказ является одним из способов поддержания и развития предпринимательства в стране.

Что подразумевается под нуждами бюджетных учреждений?

В статье 1 Закона о размещении заказов указана сфера его применения: “Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений…” (курс. авт. – Примеч. ред.).

В рамках данной публикации мы пропустим государственные и муниципальные нужды, а остановимся на нуждах учреждений здравоохранения. В соответствии со ст. 3 Закона о размещении заказов под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов РФ (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Таким образом, Закон о размещении заказов применяется государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения независимо от источников их финансового обеспечения. Это могут быть бюджетные деньги и любые внебюджетные источники.

Законодательство о размещении заказов

Законодательство о размещении заказов представляет собой комплекс нормативных актов разного уровня и не ограничивается только Законом о размещении заказов. Так, в соответствии со ст. 2 Закона законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов (например, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, гл. 4 “Антимонопольные требования к торгам, отбору финансовых организаций и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества”). Согласно той же статье “нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону”.

В случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов, Президент РФ и Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов. Например, согласно ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством РФ. Уполномоченное нормой закона Правительство РФ утвердило соответствующий Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (этот перечень уже упоминался в начале статьи).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, также вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, предусмотренных Законом о размещении заказов и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ. Таким уполномоченным органом является Минэкономразвития России согласно Постановлению Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 “О Министерстве экономического развития Российской Федерации”. Ярким примером нормативного регулирования Минэкономразвития России является Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков (далее – Номенклатура), утвержденная в соответствии с ч. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273. Она необходима для установления одноименных товаров, работ, услуг при размещении заказов. Обращаем внимание на то, что данная номенклатура заменила действующую с начала этого года номенклатуру, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601 “Об утверждении Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков”.

Также Закон о размещении заказов закрепляет верховенство международного права на территории нашей страны: “Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, нежели те, что предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора”.

Таким образом, подводя промежуточный итог под системой законодательства РФ в области размещения заказов, сформируем иерархию правовых актов по силе действия:

  • международные договоры и соглашения;
  • Конституция РФ (основополагающие принципы);
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы (ГК РФ, БК РФ, КоАП РФ, № 94-ФЗ, № 135-ФЗ и др.);
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России);
  • региональные, местные и локальные нормативные акты.

Обращаем внимание заказчиков на то, что нижестоящий нормативный акт не может противоречить вышестоящему. Если нижестоящий нормативный акт вступает в противоречие с вышестоящим по регулированию одного и того же правоотношения, то он признается недействующим в этой части, и, соответственно, применяются нормы вышестоящего нормативного акта.

Не менее важным является и тот факт, что судебные решения в нашей стране не являются источником права и обязательны для исполнения только для конкретных сторон дела, по которому вынесено решение. В связи с этим можно наблюдать разнообразную практику рассмотрения дел по одному и тому же вопросу в зависимости от территории.

Еще более важно усвоить, что письма, разъяснения, методические рекомендации и прочие подобные документы не являются обязательными для применения участниками правоотношений: это лишь мнение конкретного органа власти по отношению к тому или иному вопросу, которое надо принимать к сведению. Таковыми, например, являются письма ФАС России по разъяснению законодательства в сфере размещения заказов. Необходимо помнить, что антимонопольная служба и ее территориальные органы рассматривают жалобы участников размещения заказа и проводят плановые и внеплановые проверки заказчиков (ст. 17 Закона о размещении заказов).

Реформа государственных и муниципальных учреждений

В связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” изменился статус учреждений в сфере размещения заказов. Так, в соответствии со ст. 4 Закона о размещении заказов учреждения теперь не относятся к государственным и муниципальным заказчикам, а имеют статус иных заказчиков: “Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков” (курс. авт. – Примеч. ред.). Таким образом, учреждения размещают заказ не для нужд государства или муниципальных нужд, а для нужд конкретного бюджетного учреждения.

В силу ст. 9 Закона о размещении заказов бюджетные учреждения заключают не государственные и муниципальные контракты, а гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Все эти изменения связаны с желанием государства дистанцироваться от хозяйственной деятельности учреждений и повысить их гражданское правосознание в части ответственности за собственные действия. Если раньше по долгам бюджетного учреждения субсидиарно отвечало государство (муниципальное образование), то в настоящее время бюджетное учреждение самостоятельно несет ответственность за совершенные сделки и отвечает по своим долгам принадлежащим ему имуществом. Все это накладывает на участников закупочных процедур большую ответственность за свои действия.

Согласно новой редакции ст. 5 Закона о размещении заказов статусы гражданско-правового договора и государственного или муниципального контракта для целей применения норм Закона о размещении заказов уравнены. В тексте Закона эти документы именуются контрактами. Таким образом, все ограничения в отношении контрактов (изменения условий) в равной мере распространяются и на гражданско-правовые договоры.

В то же время все эти изменения дают учреждениям большую свободу действия. Если раньше оно могло осуществлять закупки только по доведенным лимитам бюджетных обязательств, то теперь вправе заключать гражданско-правовые договоры на срок до трех лет. Все положения, действовавшие ранее в отношении бюджетных учреждений, теперь применяются для казенных учреждений.

Элементы (стадии) размещения заказа

В настоящее время Закон о размещении заказов регулирует только размещение государственных и муниципальных заказов. Такие стадии, как планирование размещения заказов, исполнение контракта (гражданско-правового договора) и анализ результатов размещения заказов, в нем не отражены. Косвенно об этих стадиях говорится в бюджетном и гражданском законодательстве. ФАС России в перспективных планах развития системы закупок уже предлагает внести конкретные изменения (о них будет рассказано в других публикациях), которые позволят более четко регламентировать все указанные далее стадии закупок.

Самой первой стадией размещения заказа является определение целесообразности закупки и составление плана закупок на конкретный период. На этом этапе участие главной медицинской сестры не вызывает никакого сомнения. Кто, как не она, по своей определенной компетенции может лучше знать потребности в товарах, работах, услугах. Стадия определения целесообразности и планирования закупки очень важна, т. к. от этого плана будут зависеть распределение финансирования всего учреждения здравоохранения и расстановка приоритетов в закупаемой продукции. Зачастую из-за попустительства должностных лиц происходят перебои в поставках жизненно необходимых товаров, что является недопустимым. На этом этапе главная медицинская сестра должна четко сформулировать, какую продукцию необходимо закупить, в каком количестве и в какой период.

Следующая стадия – проведение закупки. Ее условно можно разделить на подстадии: подготовку технической части, оформление документации о торгах (запросе котировок), проведение процедуры торгов (запроса котировок) и рассмотрение заявок участников размещения заказа, заключение гражданско-правового договора.

Из всех элементов второй стадии участие главной медицинской сестры наиболее важно при подготовке технической части закупки и рассмотрении заявок участников размещения заказа. Это обусловлено тем, что отделы закупок в большинстве учреждений состоят из юристов и экономистов, у которых недостаточно знаний о характеристиках лекарств, дезинфицирующих средств, требованиях и удобстве специальной одежды, технических параметрах оборудования. Неточное описание технических и качественных характеристик закупаемой продукции приводит к закупке низкокачественного, а иногда и совершенно иного товара. Соответственно, главная медицинская сестра должна привлекаться и к рассмотрению заявок участников размещения заказа, в которых они делают конкретные предложения по поставке, чтобы выявить некачественное предложение или предложение, не соответствующее документации о торгах или запросу котировок.

Две завершающие стадии – это исполнение гражданско-правового договора и анализ результатов исполненного по договору. Участие главной медицинской сестры в этих стадиях процесса закупки является обязательным по следующим основаниям. При исполнении договора, т. е. при поставке закупаемого товара главная медицинская сестра (по своему направлению) должна выступать в роли главного специалиста-приемщика и проверять комплектность, спецификации поставки, соответствие техническим параметрам и многое другое. При анализе результатов ей необходимо учитывать прошлый опыт закупок для составления нового плана, написания технического задания (спецификации) и условий приемки товара.

Участие главной медицинской сестры в закупках для нужд учреждений здравоохранения обеспечивает корректность, своевременность и эффективность проводимых процедур.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.