text
Портал для медицинских работников

Планирование заказа для нужд ЛПУ и подготовка к его размещению

  • 15 декабря 2011
  • 36

В прошлой публикации мы рассмотрели вводные понятия, установленные законодательством, роль главной медицинской сестры при размещении заказов для нужд учреждений здравоохранения, принципы его размещения, вопросы реформирования государственных и муниципальных учреждений, а также элементы (стадии) закупок.

В данной публикации мы более подробно рассмотрим самые первые стадии закупки – планирование заказа и подготовку к его размещению, определимся с одноименностью товаров, работ, услуг, выясним при каких обстоятельствах обязательно размещать заказ посредством аукциона в электронной форме, произведем сравнительную характеристику существующих форм заказа. Кроме того, мы немного заглянем в будущее и сравним две концепции реформирования всей системы государственных закупок, предлагаемые Минэкономразвития России и ФАС России.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Организационно-функциональная структура системы государственных и муниципальных закупок

Прежде чем приступить к рассмотрению самой первой стадии закупки, необходимо обратить внимание на организационно-функциональную структуру всей системы государственных и муниципальных закупок, сложившуюся на сегодняшний день.

Видно, что в центре этой системы находится Общероссийский официальный сайт (далее – ООС) www.zakupki.gov.ru. Это портал для взаимодействия заказчика и участников размещения заказа, площадка для публикации всех процедур всеми заказчиками нашей страны, информационный ресурс, содержащий сведения о всех заключенных контрактах и гражданско-правовых договорах (далее – также контракт), инструмент взаимодействия (интеграции) с пятью электронными торговыми площадками (далее – ЭТП) и многое другое.

На сегодня большая часть всех организационно-функциональных процессов происходит посредством ООС. В будущем предполагается осуществлять все необходимые действия по удаленному принципу. Например, в ближайшем будущем предполагают организовать отправку жалобы на действия заказчика через ООС или ЭТП.

Необходимо обратить внимание на важность данного ресурса и на необходимость корректного размещения информации на ООС, в противном случае в соответствии с ч. 1 ст. 7.31 Кодека об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) предоставление, размещение на официальном сайте должностным лицом заказчика недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб. и на юридических лиц в размере 300 тыс. руб.

С целью регламентации действий заказчиков Минэкономразвития России и Казначейство России разработали и утвердили специальные положения:

  • приказ Минэкономразвития России № 646 и Казначейства России № 21н от 14.12.2010 «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом»;
  • приказ Минэкономразвития РФ № 647 и Казначейства РФ № 22н от 14.12.2010 «Об утверждении Порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг».

Не мене важными для всех участников системы закупок являются созданные реестры контрактов и недобросовестных поставщиков.

Реестр контрактов создан для учета всех закупок заказчиками и осуществления контроля. Его работа регламентируется постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 № 1191 “Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр”. В соответствии с данным Положением заказчик в течение трех дней должен внести в такой реестр сведения о заключенном контракте, об исполнении всего или части (этапа) контракта, а также сведения о расторжении контракта. Данный реестр является инструментом общественного и правоохранительного контроля над действиями заказчиков, т. к. многие контракты закрываются с нарушением сроков со стороны участников размещения заказа, но заказчики в этом случае не предъявляют никаких санкций, предусмотренных законом, что, безусловно, вызывает много вопросов при проведении проверок. Все вносимые в такой реестр сведения подписываются (подтверждаются) электронными подписями заказчиков и хранятся в системе в течение десяти лет.

Функционирование реестра недобросовестных поставщиков регламентируется:

  • постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 № 292 “Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков”;
  • приказом ФАС России от 27.08.2007 № 267 “О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках”.

В случае уклонения поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения или исполнения контракта заказчик формирует сведения и направляет их для включения такого поставщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) в реестр недобросовестных поставщиков. Лица, внесенные в такой реестр, не допускаются другими заказчиками к участию в процедурах закупок в течение двух лет.

С учетом либерального законодательства о создании в нашей стране юридических лиц в данный момент происходит обсуждение вопроса о включении в этот реестр сведений не только о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, но и об их руководителях.

Планирование заказа: формирование потребности, определение начальной (максимальной) цены контракта и ее обоснование

По мнению экспертов, одна из главных проблем современного законодательства – отсутствие единства подходов к регулированию всего цикла государственных (муниципальных) закупок. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о размещении заказов) регулирует только стадии проведения и контроля таких закупок. Остальные стадии урегулированы смежным законодательством и не учитывают особенности закупок в полной мере.

В связи с этим Минэкономразвития России и ФАС России уже подготовили и активно обсуждают предлагаемые изменения в действующее законодательство о размещении заказов, вовлекая в этот процесс широкие массы общественности, СМИ и профессиональное сообщество.

Подходы по многим назревшим вопросам у этих двух органов исполнительной власти, уполномоченных в соответствующей сфере, сходятся, но по отдельным вопросам есть очень существенные расхождения, по которым стороны не могут договориться. Например, Минэкономразвития России настаивает на принятии нового федерального закона о регулировании всего цикла закупок “О федеральной контрактной системе” и увеличении количества процедур закупок, не делая упор на электронные аукционы, а ФАС России убеждает в возможности корректировки действующего Закона с добавлением в него всех недостающих этапов закупки и оставлением электронного аукциона как основной закупочной процедуры.

Как уже отмечалось, в действующем Законе о размещении заказов планирование закупок, определение целесообразности и многие другие подготовительные действия заказчиков не регламентируются, что негативно отражается на эффективности расходования бюджетных средств и средств из других источников.

К сожалению, сегодня закупки формируются заказчиками исходя из фактически имеющихся ресурсов, и делается это в начале финансового года с “подстройкой” под доведенные лимиты бюджетных обязательств и по определенным статьям финансирования. Как правило, суммы не соответствуют реальным потребностям заказчиков, и им приходится придумывать различные расходы, чтобы не отдавать в конце года деньги обратно в бюджет. На данной стадии важно сформировать ассигнования под конкретные нужды заказчиков. Планирование необходимо осуществлять заблаговременно.

Частично проблема “сгорания” денег в конце финансового года и привязки расходов к определенным статьям решена для бюджетных учреждений с принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” (далее – Закон № 83-ФЗ). Обращаем внимание на то, что данным Законом установлен переходный период до 1 июля 2012 г.

ФАС России и Минэкономразвития России видят решение этой проблемы в следующем: необходимо законодательно установить обязанность заказчиков осуществлять планирование закупок. Система планирования может состоять из долго-, средне- и краткосрочного периодов. Планы закупок необходимо размещать на едином общероссийском портале. Это позволит большинству предпринимателей заранее подготовиться к размещению заказов и обеспечит большее количество участников при проведении процедур торгов. Система планирования закупок должна быть регламентирована с учетом плана по созданию федеральной контрактной системы, одобренного в Правительстве.

Предложения ФАС России:

  1. централизовать функции по размещению заказов, создавая уполномоченные органы на всех уровнях: федеральном, субъекта РФ, муниципальном. Это приведет к сокращению непрофильных функций заказчиков и повысит качество работы бюджетного сектора. Предполагается, что уполномоченные органы будут сформированы из профессионалов, которые возьмут на себя все функции заказчиков, в т. ч. планирование закупок на краткосрочный (1 год) и долгосрочный период (3 года), проверку обоснованности установления начальной (максимальной) цены контракта, формирование корректного технического задания и другие стадии;
  2. в целях формирования корректных начальных (максимальных) цен контрактов создать Единый центр экономической конъюнктуры рынков, который будет заниматься мониторингом информации и ее предоставлением уполномоченным органам и заказчикам. Также предлагается установить ограничения для закупки продукции “премиум-класса”.

Еще одна проблема этой стадии – отсутствие единых подходов к размещению заказов на типовую продукцию. Заказчики много времени тратят на разработку требований при ее закупке и зачастую устанавливают неудовлетворительные требования либо “затачивают” требования под продукцию конкретного производителя или поставщика. Решением проблемы может стать разработка отраслевыми министерствами требований, предъявляемых к типовым товарам, работам и услугам, а также разработка типовых контрактов с набором основных положений. Такие типовые документы должны размещаться на общероссийском портале и быть обязательными для использования заказчиками. В настоящий момент проблема решается путем анализа размещенных другими заказчиками аналогичных закупок.

Предложения Минэкономразвития России:

  1. установить обязанность обоснования не только цены, но и объекта закупки, а также способа ее осуществления;
  2. начальную цену обосновывать с использованием нескольких методов:
  • нормативного метода – расчета цены контракта на основе нормативов;
  • метода одной цены, согласно которому цена контракта определяется по цене, установленной организацией, являющейся единственным производителем (поставщиком) товаров (исполнителем работ, услуг) либо обладающей исключительным правом на товар, работу услугу;
  • тарифного метода, согласно которому цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) товара (работы, услуги);
  • метода индексации – расчета цены контракта путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров (работ, услуг), закупленных (закупаемых) заказчиком в предыдущем (текущем) году на уровень инфляции (иной обоснованный заказчиком коэффициент);
  • запросного метода, используемого дополнительно к методу индексации, а также в иных случаях, когда имеется конкурентный рынок поставщиков (исполнителей, подрядчиков) необходимых товаров (работ, услуг). В этом случае определение стоимости товаров, работ, услуг производится посредством изучения ценовых предложений, включая структуру цены, не менее пяти организаций, осуществляющих поставку таких товаров, работ, услуг;
  • иного обоснованного заказчиком метода в случае невозможности использования указанных ранее методов.

В действующий Закон о размещении заказов весною 2011 г. введена статья 19.1, которая устанавливает обязанность заказчиков обосновывать начальную (максимальную) цену закупки с указанием источников информации о таких ценах. На сегодня статья носит формальный характер и для добросовестного выполнения ее положений заказчику необходимо соблюсти минимально необходимые требования и разместить информацию с обоснованием в документации. Для контролирующих органов в сфере размещения заказа этого будет достаточно, но правоохранительные и другие контрольные органы всегда могут проверить достоверность указанной информации, при этом недобросовестное выполнение или недостоверная информация может послужить причиной для более серьезных разбирательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказа источниками информации для определения начальной (максимальной) цены контракта могут быть данные государственной статистической отчетности; официальный сайт (ООС); реестр контрактов; информация о ценах производителей; общедоступные результаты изучения рынка; исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в т. ч. по контракту или гражданско-правовому договору и иные. Заказчик вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Формы размещения государственного и муниципального заказа

Закон о размещении заказов (ст. 10) различает осуществление закупок посредством торгов и без их проведения.

В свою очередь, торги подразделяются на конкурсы и аукционы. И те, и другие могут быть открытыми и закрытыми. По общему правилу все процедуры являются открытыми.

Без проведения торгов закупки осуществляются посредством запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Закон о размещении заказов устанавливает ограничения на применение тех или иных процедур.

Конкурсы и аукционы. В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов, соответственно, на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством РФ. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на их поставки для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и проводится в соответствии с ч. 4.2 настоящей статьи.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков проводится путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с ч. 4.2 ст. 10 Закона о размещении заказов.

Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р “О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона” устанавливает обязательный для применения всеми заказчиками перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых запрещено проводить торги в форме конкурса. Указанный Перечень сформирован по группам со ссылками на “Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг” (ОК 004-93), введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17.

В отношении иных товаров, работ, услуг, которые не вошли в указанный перечень, возможно проведение торгов в форме конкурса.

Данный перечень не устанавливает ограничений на осуществление закупок без проведения торгов в форме запроса котировок и у единственного поставщика. Однако в отношении этих форм установлены другие ограничения.

Единственный поставщик (источник). По общему правилу в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов заказчики осуществляют размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую установленный Центральным банком РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанный предельный размер расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Указание Центрального Банка РФ от 20.06.2007 № 1843-У устанавливает предельный размер расчета наличными денежными средствами – 100 тыс. руб.

Одноименная продукция определяется по Номенклатуре товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной в соответствии с ч. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273 (далее – Номенклатура). Обращаем внимание заказчиков на то, что новая Номенклатура заменила действующую с начала этого года Номенклатуру, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601.

Таким образом, заказчики имеют возможность заключать контракты или иные гражданско-правовые договоры на сумму не более 100 тыс. руб. в течение одного квартала по одноименной продукции.

Запрос котировок. Аналогичные ограничения действуют в отношении запроса котировок, но предельная сумма в этом случае увеличена до 500 тыс. руб. по одноименной продукции в один квартал (ст. 42 Закона о размещении заказов).

Как бы ни был привлекателен запрос котировок, профессиональные закупщики знают, что данный способ размещения заказа подходит для “простых” товаров, работ, услуг. Это связано прежде всего с отсутствием у заказчиков возможности устанавливать механизмы защиты от недобросовестного поставщика, действующие при других способах размещения заказа. В частности, заказчик не вправе устанавливать требование:

  • о представлении документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к таким участникам (сюда относятся требования о наличии в заявках лицензий, регистрационных удостоверений, допусков СРО и других документов);
  • об обеспечении котировочных заявок;
  • об обеспечении исполнения контракта.

Несмотря на эти ограничения, заказчики часто нарушают законодательство в части установления дополнительных требований к участникам размещения заказа или составу котировочных заявок, а также отклоняют котировочные заявки по основаниям, не предусмотренным законом.

В соответствии со ст. 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

  • наименование, местонахождение, банковские реквизиты участника размещения заказа;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;
  • согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
  • цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включении или невключении в нее расходов.

Данный перечень, установленный Законом о размещении заказов, – исчерпывающий и не подлежит расширению и (или) дополнению на усмотрение заказчиков. Таким образом, любые дополнительные требования к участникам размещения заказа трактуются как ограничивающие круг потенциальных участников, т. е. ограничивающие конкуренцию.

В отличие от запроса котировок торги (конкурс, аукцион) предоставляют возможность предъявлять “расширенные” требования (предусмотренные законом) к участникам размещения заказа.

Одним из преимуществ запроса котировок выделяют его непродолжительную процедуру по срокам опубликования, но уже сегодня в соответствии с ч. 2 ст. 41.5 Закона о размещении заказов в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., заказчик вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Таким образом, главное и, пожалуй, единственное достоинство запроса котировок сводится на нет. Более того, в соответствии с предлагаемыми поправками в действующее законодательство возможно увеличение для “короткого” аукциона начальной суммы до 7 млн руб.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.