text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Планирование заказа для нужд ЛПУ и подготовка к его размещению

  • 15 декабря 2011
  • 36

В прошлой публикации мы рассмотрели вводные понятия, установленные законодательством, роль главной медицинской сестры при размещении заказов для нужд учреждений здравоохранения, принципы его размещения, вопросы реформирования государственных и муниципальных учреждений, а также элементы (стадии) закупок.

В данной публикации мы более подробно рассмотрим самые первые стадии закупки – планирование заказа и подготовку к его размещению, определимся с одноименностью товаров, работ, услуг, выясним при каких обстоятельствах обязательно размещать заказ посредством аукциона в электронной форме, произведем сравнительную характеристику существующих форм заказа. Кроме того, мы немного заглянем в будущее и сравним две концепции реформирования всей системы государственных закупок, предлагаемые Минэкономразвития России и ФАС России.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Организационно-функциональная структура системы государственных и муниципальных закупок

Прежде чем приступить к рассмотрению самой первой стадии закупки, необходимо обратить внимание на организационно-функциональную структуру всей системы государственных и муниципальных закупок, сложившуюся на сегодняшний день.

Видно, что в центре этой системы находится Общероссийский официальный сайт (далее – ООС) www.zakupki.gov.ru. Это портал для взаимодействия заказчика и участников размещения заказа, площадка для публикации всех процедур всеми заказчиками нашей страны, информационный ресурс, содержащий сведения о всех заключенных контрактах и гражданско-правовых договорах (далее – также контракт), инструмент взаимодействия (интеграции) с пятью электронными торговыми площадками (далее – ЭТП) и многое другое.

На сегодня большая часть всех организационно-функциональных процессов происходит посредством ООС. В будущем предполагается осуществлять все необходимые действия по удаленному принципу. Например, в ближайшем будущем предполагают организовать отправку жалобы на действия заказчика через ООС или ЭТП.

Необходимо обратить внимание на важность данного ресурса и на необходимость корректного размещения информации на ООС, в противном случае в соответствии с ч. 1 ст. 7.31 Кодека об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) предоставление, размещение на официальном сайте должностным лицом заказчика недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб. и на юридических лиц в размере 300 тыс. руб.

С целью регламентации действий заказчиков Минэкономразвития России и Казначейство России разработали и утвердили специальные положения:

  • приказ Минэкономразвития России № 646 и Казначейства России № 21н от 14.12.2010 «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом»;
  • приказ Минэкономразвития РФ № 647 и Казначейства РФ № 22н от 14.12.2010 «Об утверждении Порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг».

Не мене важными для всех участников системы закупок являются созданные реестры контрактов и недобросовестных поставщиков.

Реестр контрактов создан для учета всех закупок заказчиками и осуществления контроля. Его работа регламентируется постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 № 1191 “Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр”. В соответствии с данным Положением заказчик в течение трех дней должен внести в такой реестр сведения о заключенном контракте, об исполнении всего или части (этапа) контракта, а также сведения о расторжении контракта. Данный реестр является инструментом общественного и правоохранительного контроля над действиями заказчиков, т. к. многие контракты закрываются с нарушением сроков со стороны участников размещения заказа, но заказчики в этом случае не предъявляют никаких санкций, предусмотренных законом, что, безусловно, вызывает много вопросов при проведении проверок. Все вносимые в такой реестр сведения подписываются (подтверждаются) электронными подписями заказчиков и хранятся в системе в течение десяти лет.

Функционирование реестра недобросовестных поставщиков регламентируется:

  • постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 № 292 “Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков”;
  • приказом ФАС России от 27.08.2007 № 267 “О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках”.

В случае уклонения поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения или исполнения контракта заказчик формирует сведения и направляет их для включения такого поставщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) в реестр недобросовестных поставщиков. Лица, внесенные в такой реестр, не допускаются другими заказчиками к участию в процедурах закупок в течение двух лет.

С учетом либерального законодательства о создании в нашей стране юридических лиц в данный момент происходит обсуждение вопроса о включении в этот реестр сведений не только о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, но и об их руководителях.

Планирование заказа: формирование потребности, определение начальной (максимальной) цены контракта и ее обоснование

По мнению экспертов, одна из главных проблем современного законодательства – отсутствие единства подходов к регулированию всего цикла государственных (муниципальных) закупок. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о размещении заказов) регулирует только стадии проведения и контроля таких закупок. Остальные стадии урегулированы смежным законодательством и не учитывают особенности закупок в полной мере.

В связи с этим Минэкономразвития России и ФАС России уже подготовили и активно обсуждают предлагаемые изменения в действующее законодательство о размещении заказов, вовлекая в этот процесс широкие массы общественности, СМИ и профессиональное сообщество.

Подходы по многим назревшим вопросам у этих двух органов исполнительной власти, уполномоченных в соответствующей сфере, сходятся, но по отдельным вопросам есть очень существенные расхождения, по которым стороны не могут договориться. Например, Минэкономразвития России настаивает на принятии нового федерального закона о регулировании всего цикла закупок “О федеральной контрактной системе” и увеличении количества процедур закупок, не делая упор на электронные аукционы, а ФАС России убеждает в возможности корректировки действующего Закона с добавлением в него всех недостающих этапов закупки и оставлением электронного аукциона как основной закупочной процедуры.

Как уже отмечалось, в действующем Законе о размещении заказов планирование закупок, определение целесообразности и многие другие подготовительные действия заказчиков не регламентируются, что негативно отражается на эффективности расходования бюджетных средств и средств из других источников.

К сожалению, сегодня закупки формируются заказчиками исходя из фактически имеющихся ресурсов, и делается это в начале финансового года с “подстройкой” под доведенные лимиты бюджетных обязательств и по определенным статьям финансирования. Как правило, суммы не соответствуют реальным потребностям заказчиков, и им приходится придумывать различные расходы, чтобы не отдавать в конце года деньги обратно в бюджет. На данной стадии важно сформировать ассигнования под конкретные нужды заказчиков. Планирование необходимо осуществлять заблаговременно.

Частично проблема “сгорания” денег в конце финансового года и привязки расходов к определенным статьям решена для бюджетных учреждений с принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” (далее – Закон № 83-ФЗ). Обращаем внимание на то, что данным Законом установлен переходный период до 1 июля 2012 г.

ФАС России и Минэкономразвития России видят решение этой проблемы в следующем: необходимо законодательно установить обязанность заказчиков осуществлять планирование закупок. Система планирования может состоять из долго-, средне- и краткосрочного периодов. Планы закупок необходимо размещать на едином общероссийском портале. Это позволит большинству предпринимателей заранее подготовиться к размещению заказов и обеспечит большее количество участников при проведении процедур торгов. Система планирования закупок должна быть регламентирована с учетом плана по созданию федеральной контрактной системы, одобренного в Правительстве.

Предложения ФАС России:

  1. централизовать функции по размещению заказов, создавая уполномоченные органы на всех уровнях: федеральном, субъекта РФ, муниципальном. Это приведет к сокращению непрофильных функций заказчиков и повысит качество работы бюджетного сектора. Предполагается, что уполномоченные органы будут сформированы из профессионалов, которые возьмут на себя все функции заказчиков, в т. ч. планирование закупок на краткосрочный (1 год) и долгосрочный период (3 года), проверку обоснованности установления начальной (максимальной) цены контракта, формирование корректного технического задания и другие стадии;
  2. в целях формирования корректных начальных (максимальных) цен контрактов создать Единый центр экономической конъюнктуры рынков, который будет заниматься мониторингом информации и ее предоставлением уполномоченным органам и заказчикам. Также предлагается установить ограничения для закупки продукции “премиум-класса”.

Еще одна проблема этой стадии – отсутствие единых подходов к размещению заказов на типовую продукцию. Заказчики много времени тратят на разработку требований при ее закупке и зачастую устанавливают неудовлетворительные требования либо “затачивают” требования под продукцию конкретного производителя или поставщика. Решением проблемы может стать разработка отраслевыми министерствами требований, предъявляемых к типовым товарам, работам и услугам, а также разработка типовых контрактов с набором основных положений. Такие типовые документы должны размещаться на общероссийском портале и быть обязательными для использования заказчиками. В настоящий момент проблема решается путем анализа размещенных другими заказчиками аналогичных закупок.

Предложения Минэкономразвития России:

  1. установить обязанность обоснования не только цены, но и объекта закупки, а также способа ее осуществления;
  2. начальную цену обосновывать с использованием нескольких методов:
  • нормативного метода – расчета цены контракта на основе нормативов;
  • метода одной цены, согласно которому цена контракта определяется по цене, установленной организацией, являющейся единственным производителем (поставщиком) товаров (исполнителем работ, услуг) либо обладающей исключительным правом на товар, работу услугу;
  • тарифного метода, согласно которому цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) товара (работы, услуги);
  • метода индексации – расчета цены контракта путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров (работ, услуг), закупленных (закупаемых) заказчиком в предыдущем (текущем) году на уровень инфляции (иной обоснованный заказчиком коэффициент);
  • запросного метода, используемого дополнительно к методу индексации, а также в иных случаях, когда имеется конкурентный рынок поставщиков (исполнителей, подрядчиков) необходимых товаров (работ, услуг). В этом случае определение стоимости товаров, работ, услуг производится посредством изучения ценовых предложений, включая структуру цены, не менее пяти организаций, осуществляющих поставку таких товаров, работ, услуг;
  • иного обоснованного заказчиком метода в случае невозможности использования указанных ранее методов.

В действующий Закон о размещении заказов весною 2011 г. введена статья 19.1, которая устанавливает обязанность заказчиков обосновывать начальную (максимальную) цену закупки с указанием источников информации о таких ценах. На сегодня статья носит формальный характер и для добросовестного выполнения ее положений заказчику необходимо соблюсти минимально необходимые требования и разместить информацию с обоснованием в документации. Для контролирующих органов в сфере размещения заказа этого будет достаточно, но правоохранительные и другие контрольные органы всегда могут проверить достоверность указанной информации, при этом недобросовестное выполнение или недостоверная информация может послужить причиной для более серьезных разбирательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказа источниками информации для определения начальной (максимальной) цены контракта могут быть данные государственной статистической отчетности; официальный сайт (ООС); реестр контрактов; информация о ценах производителей; общедоступные результаты изучения рынка; исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в т. ч. по контракту или гражданско-правовому договору и иные. Заказчик вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Формы размещения государственного и муниципального заказа

Закон о размещении заказов (ст. 10) различает осуществление закупок посредством торгов и без их проведения.

В свою очередь, торги подразделяются на конкурсы и аукционы. И те, и другие могут быть открытыми и закрытыми. По общему правилу все процедуры являются открытыми.

Без проведения торгов закупки осуществляются посредством запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Закон о размещении заказов устанавливает ограничения на применение тех или иных процедур.

Конкурсы и аукционы. В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов, соответственно, на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством РФ. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на их поставки для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и проводится в соответствии с ч. 4.2 настоящей статьи.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков проводится путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с ч. 4.2 ст. 10 Закона о размещении заказов.

Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р “О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона” устанавливает обязательный для применения всеми заказчиками перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых запрещено проводить торги в форме конкурса. Указанный Перечень сформирован по группам со ссылками на “Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг” (ОК 004-93), введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17.

В отношении иных товаров, работ, услуг, которые не вошли в указанный перечень, возможно проведение торгов в форме конкурса.

Данный перечень не устанавливает ограничений на осуществление закупок без проведения торгов в форме запроса котировок и у единственного поставщика. Однако в отношении этих форм установлены другие ограничения.

Единственный поставщик (источник). По общему правилу в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов заказчики осуществляют размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую установленный Центральным банком РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанный предельный размер расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Указание Центрального Банка РФ от 20.06.2007 № 1843-У устанавливает предельный размер расчета наличными денежными средствами – 100 тыс. руб.

Одноименная продукция определяется по Номенклатуре товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной в соответствии с ч. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273 (далее – Номенклатура). Обращаем внимание заказчиков на то, что новая Номенклатура заменила действующую с начала этого года Номенклатуру, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601.

Таким образом, заказчики имеют возможность заключать контракты или иные гражданско-правовые договоры на сумму не более 100 тыс. руб. в течение одного квартала по одноименной продукции.

Запрос котировок. Аналогичные ограничения действуют в отношении запроса котировок, но предельная сумма в этом случае увеличена до 500 тыс. руб. по одноименной продукции в один квартал (ст. 42 Закона о размещении заказов).

Как бы ни был привлекателен запрос котировок, профессиональные закупщики знают, что данный способ размещения заказа подходит для “простых” товаров, работ, услуг. Это связано прежде всего с отсутствием у заказчиков возможности устанавливать механизмы защиты от недобросовестного поставщика, действующие при других способах размещения заказа. В частности, заказчик не вправе устанавливать требование:

  • о представлении документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к таким участникам (сюда относятся требования о наличии в заявках лицензий, регистрационных удостоверений, допусков СРО и других документов);
  • об обеспечении котировочных заявок;
  • об обеспечении исполнения контракта.

Несмотря на эти ограничения, заказчики часто нарушают законодательство в части установления дополнительных требований к участникам размещения заказа или составу котировочных заявок, а также отклоняют котировочные заявки по основаниям, не предусмотренным законом.

В соответствии со ст. 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

  • наименование, местонахождение, банковские реквизиты участника размещения заказа;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;
  • согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
  • цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включении или невключении в нее расходов.

Данный перечень, установленный Законом о размещении заказов, – исчерпывающий и не подлежит расширению и (или) дополнению на усмотрение заказчиков. Таким образом, любые дополнительные требования к участникам размещения заказа трактуются как ограничивающие круг потенциальных участников, т. е. ограничивающие конкуренцию.

В отличие от запроса котировок торги (конкурс, аукцион) предоставляют возможность предъявлять “расширенные” требования (предусмотренные законом) к участникам размещения заказа.

Одним из преимуществ запроса котировок выделяют его непродолжительную процедуру по срокам опубликования, но уже сегодня в соответствии с ч. 2 ст. 41.5 Закона о размещении заказов в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., заказчик вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Таким образом, главное и, пожалуй, единственное достоинство запроса котировок сводится на нет. Более того, в соответствии с предлагаемыми поправками в действующее законодательство возможно увеличение для “короткого” аукциона начальной суммы до 7 млн руб.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Подарочные доступы к журналу «Главная медицинская сестра» скоро закончатся!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.