text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (на примере приобретения лекарственных средств)

  • 15 марта 2012
  • 51

Хронология развития электронных аукционов

Открытый аукцион в электронной форме как способ размещения заказа был предусмотрен ст. 41 самой первой редакции Закона о размещении заказа. В те годы это был прорыв в области государственных и муниципальных закупок с использованием информационных технологий, когда большая часть процедуры осуществлялась в сети Интернет. Прежний порядок проведения аукциона в электронной форме согласно ст. 41 Закона о размещении заказа был упрощенным, на него также были наложены ограничения по стоимости. При использовании такой процедуры цена закупки не могла превышать 1 млн руб. Порядок регистрации участников не обеспечивал проверку надежности поставщиков (исполнителей, подрядчиков), не был установлен размер “шага аукциона”, и участники могли торговаться из-за одной копейки в течение нескольких недель (такие случаи действительно были). Контракт заключался в бумажном виде; привлечь участников к ответственности за отказ от его заключения было достаточно сложно; наконец, существовало множество площадок для проведения аукционов (в каждом субъекте), но единый подход к техническим и программным средствам отсутствовал.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

В 2005 г., когда принимали Закон о размещении заказов, такая процедура была инновационной, но с течением времени, по мере обнаружения ряда недостатков, она дискредитировала себя, да и технологии в нашей стране за последние несколько лет существенно продвинулись (Интернет появился даже в маленьких селах, и электронные способы размещения заказа стали более актуальными, нежели бумажные). В итоге был принят Федеральный закон от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество” в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 93-ФЗ). Этот Закон признал ст. 41 Закона о размещении заказов утратившей силу с 1 января 2010 г. и ввел в него новую гл. 3.1 “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме”. Новый отрытый аукцион в электронной форме, по сути, заменил “бумажный” аукцион, к которому к тому времени все так привыкли.

Общие положения о проведении аукциона в электронной форме

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов “во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом”. Данное положение является очень важным. Законодатель хотел выделить значимость именно торгов, а не иных способов размещения заказа. Таким образом, запрос котировок и единственный источник (поставщик, подрядчик, исполнитель) являются, скорее, исключением из общего правила размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, поскольку эти процедуры не могут в полной мере реализовать принципы, заложенные в статье Закона о размещении заказов (они рассматривались в одном из предыдущих номеров журнала).

Заказчик принимает решение о способе размещения заказа самостоятельно, но с учетом положений Закона о размещении заказов (ч. 3 ст. 10 Закона о размещении заказов). При совокупном рассмотрении ч. 4 и 4.2 ст. 10 Закона о размещении заказов становится ясно, что “размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения открытого аукциона в электронной форме, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме”. Такой перечень установлен Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р: “Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме”.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона о размещении заказов нарушение положений Закона “является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения такого заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления”. Это подчеркивает, что сам способ размещения заказа очень важен для всей системы государственных и муниципальных закупок, а выбор неправильного способа приводит к определенным негативным  последствиям.

Из ст. 10 Закона о размещении заказов следует, что аукцион в электронной форме является наиболее целесообразным способом размещения государственных и муниципальных закупок. Причин привилегированного отношения к электронному аукциону несколько: он наиболее прозрачен, способен обеспечить высокую конкуренцию среди участников размещения заказа, менее подвержен влиянию заказчика на саму процедуру, т. к. до подведения итогов она является анонимной для участников, и весь процесс обеспечивается специальными электронными торговыми площадками без какой-либо возможности для вмешательства недобросовестного заказчика.

Преимущества электронных аукционов и их инфраструктура

Вспомним главные принципы основ Законодательства о размещении заказов и на их примере рассмотрим преимущества электронных аукционов. Возьмем сразу два принципа: эффективность и экономичность государственных и муниципальных закупок. Их суть сводится к обеспечению закупки качественного товара, работы или услуги по наименьшей цене с минимальными затратами на саму процедуру.

В электронном аукционе качество выполнения заказа обеспечивается требованиями к желаемому результату, которые формулируются на стадии подготовки документации заказчиком и не могут изменяться в ходе исполнения контракта. В данном случае очень важна качественная проработка требования должностными лицами заказчика, которые отвечают за результат.

По наименьшей цене осуществляется выбор победителя в электронном аукционе, но только при полном соответствии такого победителя требованиям, предъявляемым к самому участнику размещения заказа в части обладания лицензиями, регистрационными удостоверениями, иными обязательными документами, а также при полном соответствии предлагаемого таким победителем товара требованиям аукционной документации.

Затраты на проведение электронного аукциона по сравнению с бумажными процедурами очевидны: экономия бумаги, экономия времени, затрачиваемого членами комиссии на проведение публичных процедур, и др.

Следующий принцип заключается в равенстве и справедливости при осуществлении процедур размещения заказа. Государственные и муниципальные закупки – это всегда (за редким исключением) заранее известные правила, которые одинаково распространяются на всех, обеспечивая участникам размещения заказа равные возможности. Очень важным является обеспечение справедливости закупки не только по сути, но и по восприятию общественностью и участниками размещения заказа.

Электронный аукцион до подведения его итогов обеспечивает анонимность участников размещения заказа, а также еще более ограниченный перечень оснований для отклонения заявки на участие. Таковы основные критерии равенства всех участников размещения заказа, минимизирующие субъективизм решений заказчиков.

Еще один принцип – открытость и прозрачность закупок – реализуется посредством использования специальных мер и процедур, составления отчетности по всем стадиям закупки, предоставления необходимой информации, достаточной, своевременной и доступной для всех. Специальной мерой стало создание Общероссийского официального сайта www.zakupki.gov.ru (далее – ООС). Таким образом, обеспечен единый источник информации о закупках всех уровней бюджетной системы нашей страны. ООС объединен с пятью электронными торговыми площадками (далее – ЭТП), на которых проводятся открытые аукционы в электронной форме. Для всех электронных площадок установлены единые требования и регламенты.

Без сомнения, электронные аукционы стимулируют национальное производство и даже способствуют ему. Электронный аукцион позволяет участнику размещения заказа, находясь у компьютера в своем кабинете, без особых сложностей принять участие сразу в нескольких торгах или одновременно участвовать в торгах, которые проводятся в разных регионах. Он также минимизирует бюрократические процедуры и предвзятое отношение заказчика.

Аукцион в электронной форме занял центральную позицию среди способов размещения заказа. В то же время он стал основной причиной разногласий между двумя федеральными ведомствами, уполномоченными в соответствующей сфере деятельности, – Министерством экономического развития (далее – Минэкономразвития России) и Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС России).

Развитие системы закупок

В 2011 г. Минэкономразвития России и ФАС России представили альтернативные концепции развития законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок. Напомним, что Минэкономразвития России настаивает на принятии нового закона “О федеральной контрактной системе” (далее – Закон о ФКС) и расширении перечня возможных закупочных процедур. ФАС России, в свою очередь, считает необходимым сохранить наработанный потенциал и принять Закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа” (далее – Закон о внесении изменений”), усилив этим позиции открытого аукциона в электронной форме среди иных способов закупок.

Минэкономразвития России в ст. 23 проекта Закона о ФКС устанавливает возможность (право) заказчика самостоятельно выбирать из большего количества способов осуществления закупок без особых ограничений. В Законе о ФКС перечислены следующие способы осуществления закупок:

  1. открытый конкурс;
  2. конкурс с ограниченным участием;
  3. двухэтапный конкурс;
  4. электронный аукцион;
  5. запрос котировок;
  6. запрос предложений;
  7. закрытые способы осуществления закупок товаров, работ и услуг;
  8. из единственного источника.

Предполагается, что электронный аукцион больше не будет являться основной процедурой при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, “аукционный перечень”, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р, будет отменен, а новый принят в очень усеченном варианте.

ФАС России, напротив, предлагает еще более сократить перечень возможных процедур размещения заказа и отменить запрос котировок, который уже давно дискредитировал себя, а взамен него ввести процедуру электронного аукциона с повышением порога закупки до 7 млн руб., извещение о проведении которого размещать всего за четыре рабочих дня до электронного аукциона, ПРИ этом вначале проводить электронный аукцион, а потом осуществлять допуск участников по 1-м и 2-м частям заявок.

Выбор электронного аукциона как способа размещения заказа на поставку лекарственных средств

В рамках данной публикации рассмотрим размещение заказа для нужд ЛПУ путем проведения аукциона в электронной форме на примере приобретения лекарственных средств. Такой принцип применим для государственных нужд (в случае размещения заказа федеральным или региональным органом исполнительной власти) и муниципальных нужд (в случае размещения заказа муниципальным органом власти – местной администрацией).

Размещение заказа на поставку лекарственных средств – ответственная процедура как для медицинских учреждений, так и для государства в целом. Любой сбой в системе может привести к катастрофическим социальным последствиям. В связи с этим законодатель устанавливает ряд особенностей закупки лекарственных средств, которые выражаются как в особых требованиях к участникам размещения заказа, так и в возможности заказчика при определенных обстоятельствах заключить государственный (муниципальный) контракт или гражданско-правовой договор (далее – Контракт) с единственным поставщиком.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р “О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона” продукция органического и неорганического синтеза, относящаяся к группе 2400000, проводится только с помощью аукциона в электронной форме. В соответствии с “Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг” (ОК 004-93), введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17, к группе 2400000 относятся:

  • 2423000 – фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты;
  • 2423010 – препараты химико-фармацевтические с общей химической структурой и полупродукты для производства медикаментов, препараты фармакотерапевтического действия и химиотерапевтического действия [2423110] – [2423383];
  • 2423020 – антибиотики без кормовых, витамины, коферменты, ферменты, аминокислоты, органопрепараты (эндокринные препараты), препараты фармацевтические из природного сырья [2423410] – [2423685];
  • 2423030 – сырье и продукты лекарственные растительные и животные, препараты биологические, материалы и средства медицинские [2423710] – [2423939];
  • 2423090 – материалы и средства медицинские прочие [2423960] – [2423971].

Таким образом, закупка лекарственных средств осуществляется с помощью открытого аукциона в электронной форме.

Основные принципы размещения заказа на поставку лекарственных средств

В отличие от запроса котировок аукцион позволяет предъявлять к участникам размещения заказа расширенные требования (предусмотренные законом).

При формировании заказа на поставляемые лекарственные средства необходимо исходить из положений не только законодательства о размещении заказов, но и Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (далее – Закон о лекарственных средствах). Согласно п. 1 ст. 13 Закона о лекарственных средствах лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если зарегистрированы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, нужно проверять, находятся ли поставляемые лекарственные препараты в соответствующем государственном реестре. Если препаратов, предлагаемых к поставке участником размещения заказа, в реестре нет, то такую заявку следует отклонить. Также заказчик может и должен проверить наличие регистрационного удостоверения в составе заявки участника. Отсутствие удостоверения влечет за собой ее отклонение.

При рассмотрении возможности объединения в один лот услуг по поставке, хранению и отпуску лекарственных средств необходимо учитывать мнение ФАС России: чтобы не допустить ограничения количества участников торгов, не следует объединять в один лот услуги по поставке, хранению и отпуску лекарственных средств (изделий медицинского назначения) отдельным категориям граждан. ФАС России отмечает, что поставка лекарственных средств (изделий медицинского назначения) осуществляется поставщиком в установленное заказчиком место. При этом складское хранение, а также отпуск лекарственных средств (изделий медицинского назначения) отдельным категориям граждан осуществляется организацией независимо от этого поставщика. Кроме того, при размещении заказов в рамках обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами (изделиями медицинского назначения) заказчикам целесообразно размещать заказ на поставку лекарственных средств (изделий медицинского назначения) после того, как будет размещен заказ на оказание услуг по их хранению и определен победитель (Письмо ФАС России от 14.02.2011 № АЦ/4619).

Следует отметить, что поставку лекарственных средств могут осуществлять не только их производители и организации оптовой торговли, но также аптечные организации, индивидуальные предприниматели и медицинские организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность. Данное право следует из п. 8 ст. 45 и ст. 53 Закона о лекарственных средствах, где установлено, что производители лекарственных средств могут осуществлять их продажу или передачу в установленном законодательством РФ порядке организациям оптовой торговли лекарственными средствами, аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность.

Обращаем внимание заказчиков на новый Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, в котором сохранилось требование о лицензировании фармацевтической деятельности, но больше не содержится требования о лицензировании производства лекарственных средств. Закон вступил в силу 3 ноября 2011 г.

Таким образом, заказчик может потребовать от участника размещения заказа представить в составе заявки лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности или лицензию на медицинскую деятельность. В отсутствие того или другого документа заявка может быть отклонена.

Заказчик может установить требование о представлении сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений и других обязательных документов при исполнении контракта, но не в составе заявки. В силу ст. 456 Гражданского кодекса РФ сертификаты и декларации о соответствии должны быть представлены вместе с товаром. Следовательно, копии этих документов не могут быть затребованы в составе заявки на участие в торгах (п. 2 ч. 3 ст. 25, п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов). Согласно Определению Высшего арбитражного суда РФ от 19.01.2009 № 17438/08 по делу № А73-10888/2007-35 отсутствие хотя бы одного сертификата при поставке различных лекарственных средств является грубым нарушением требований государственного контракта (гражданско-правового договора) и служит основанием для его расторжения.

Определение начальной (максимальной) цены контракта

В соответствии со ст. 62 Закона о лекарственных средствах “лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подлежат включению в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов”. Такой перечень утверждается Правительством РФ каждый год. В связи с этим Распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 №2199-р утвержден “Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год”.

В силу ч. 3 ст. 61 Закона о лекарственных средствах продажа лекарственных препаратов, которые включены в указанный перечень и не зарегистрированы в государственном реестре предельных отпускных цен, не допускается. Такой государственный реестр предельных отпускных цен содержит подробную информацию, в т. ч. наименование производителя, наименование лекарственного препарата (МНН или химическое и торговое наименование) и зарегистрированную предельную отпускную цену в рублях.

Порядок государственной регистрации предельных отпускных цен регулируется постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 “О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов” (вместе с Правилами государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, Правилами ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, Правилами установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации). Отсюда следует, что установление заказчиком начальной (максимальной) цены выше установленной этим реестром будет квалифицироваться как нарушение законодательства. Согласно установленному требованию Закона о размещении заказов (ст. 19.1) данные из этого реестра служат обоснованием начальной (максимальной) цены.

Что касается лекарственных препаратов, не включенных в такой реестр, то в документации об открытом аукционе в электронной форме приводится обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, в т. ч. путем указания соответствующих сайтов в Интернете. Таким образом, источниками формирования начальной (максимальной) цены будут служить исследования заказчиком цен, опубликованных в сети Интернет на сайтах производителей и/или поставщиков, информация с ООС при закупке аналогичных видов лекарственных препаратов другими заказчиками. Источником могут быть письменные ответы поставщиков и/или производителей о намерении осуществить поставку лекарственных препаратов по цене Х, а также собственные расчеты заказчика. Например, заказчику, который уже заключал контракты на поставку лекарственных препаратов, требуется еще аналогичная партия. В таком случае он может рассчитать поправочный коэффициент с учетом времени, прошедшего с последней закупки (например, имеет место инфляция), и, увеличив на этот коэффициент начальную сумму контракта, объявить аукцион.

Хотелось бы предостеречь заказчиков от собственных расчетов. Статья 19.1 Закона о размещении заказов новая, но по ней уже сложилась негативная практика уголовных и иных преследований должных лиц государственных и муниципальных и иных заказчиков. Все обозначенные способы обоснования цены достаточны с точки зрения Законодательства о размещении заказов, но могут быть неприемлемы для уголовного законодательства. Любые расчеты заказчика являются субъективными и могут вызвать массу вопросов.

Формирование цен при заключении контракта

При формировании закупки на поставку лекарственных средств заказчикам следует более детально прорабатывать спецификацию, в которой, в частности, устанавливать стоимость каждой позиции закупаемого лекарственного средства. Такие действия необходимы для корректного исполнения обязательств участниками размещения заказа на стадии исполнения контракта.

После определения победителя заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта по отношению к цене победителя. В случае если контрактом предусмотрено несколько закупаемых позиций, стоимость каждой из них должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента: итоговую стоимость каждой отдельной позиции рассчитывают пропорционально снижению, полученному в ходе торгов. Итоговую стоимость всех позиций спецификации и общую итоговую цену вносят в проект контракта. При этом нужно, чтобы общая итоговая цена соответствовала предложению победителя. Заказчик не должен соотносить установленную в контракте стоимость оплаты с фактическими расходами победителя на выполнение обязательств.

Пример

Начальная цена контракта составляет 1 000 000 руб. При этом контрактом предусмотрен выполнение работ в три этапа.

Стоимость первого этапа составляет 500 000 руб., второго – 300 000 руб., а третьего – 200 000 руб.

В ходе проведения торгов победителем предложена цена 800 000 руб. Следовательно, коэффициент снижения рассчитывается так: 800 000 : 1 000 000 = 0,8.

Итоговая стоимость этапов выполнения работ в указанном случае должна быть пересчитана следующим образом:

  • итоговая стоимость первого этапа – 500 000 x 0,8 = 400 000 (руб.);
  • итоговая стоимость 2 этапа 300 000 x 0,8 = 240 000 (руб.);
  • итоговая стоимость 3 этапа 200 000 x 0,8 = 160 000 (руб.).
  • Общая итоговая цена контракта – 800 000 руб.

(Источник: письмо Минэкономразвития России от 19.08.2009 № 13613-АП/Д05 и ФАС России от 18.08.2009 № ИА/27690).

Также в письме указано, что в целях обеспечения надлежащего исполнения контракта при отнесении участником максимальной суммы снижения к последнему этапу рекомендуется устанавливать в документации требование об обеспечении исполнения контракта, а также порядок снижения его итоговой цены (этапов) пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены, полученному в ходе проведения торгов.

Еще один важный момент при формировании стоимости контракта связан с применением упрощенной системы налогообложения. По этому поводу имеются два письма Министерства экономического развития РФ.

1.Письмо МЭР от 27.07.2008 № Д05-2575: в случае если при проведении торгов участник размещения заказа работает по упрощенной системе налогообложения и указывает цену без учета НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который начисляет НДС.

2.Письмо МЭР от 16.10.2008 № Д05-4431: контракт заключается по цене победителя конкурса (аукциона) вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

К моменту завершения данной публикации появилась положительная для всего профессионального сообщества новость о том, что Аппарат Правительства Российской Федерации письмом от 23 декабря 2011 г. № П13-54338 возвратил на доработку внесенный Минэкономразвития России проект федерального закона “О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг” в связи со значительными замечаниями по законопроекту. Таким образом, у профессионалов еще есть возможность прийти к единому мнению и подготовить новые положения о размещении государственных и муниципальных заказов. Желательно, чтобы к обсуждению норм законопроектов присоединились все заинтересованные, в т. ч. с точки зрения противодействия коррупции.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Подарочные доступы к журналу «Главная медицинская сестра» скоро закончатся!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.