Проблемы создания и опыт работы Центра подготовки беременных к родам

34

Традиции школ подготовки к родам и родительству в России имеют достаточно большую историю. Еще в начале 1950-х гг. И.З. Вельвовским была разработана и внедрена в практику система психопрофилактики болей при родах. Со временем она претерпела массу изменений, “ушла” на Запад, превратилась в методику Ф. Ламаза, получила одобрение католической церкви, была потрясающе развита М. Оденом во Франции и вновь обрела второе рождение в России.

Сейчас существует огромное количество различных школ подготовки к родам, но сложности, с которыми сталкиваются как семьи, ожидающие ребенка, так и специалисты, работающие в этой сфере, – акушеры-гинекологи, педиатры, психологи, акушерки, медицинские сестры, – не исчезли. Среди основных проблем можно выделить следующие:

  • отсутствие единой программы подготовки. В зависимости от условий, финансовой базы и личного опыта существуют разнообразные программы (от Школ материнства женских консультаций с 5 занятиями, как в системе 1950-х гг., до школ с новыми эзотерическими, религиозными, мистическими направлениями);
  • отсутствие в штатном расписании медицинских учреждений должности инструктора – специалиста по подготовке к родам. Особенно это касается роддомов: в их штате зачастую вообще нет сотрудника, в функциональные обязанности которого входили бы вопросы подготовки к родам, не говоря уж о более широкой проблеме подготовки к родительству;
  • недостаточное материально-техническое обеспечение: отсутствие отечественных пособий, наглядного материала, высокая цена импортных учебных пособий (учебные материалы, получаемые в рамках обмена или гуманитарной помощи, не переведены на русский язык и не унифицированы);
  • отсутствие утвержденных современных комплексов лечебной физкультуры, особенно по аквааэробике, для разных сроков беременности, отсутствие оценки рисков и пользы дополнительных методик – йога, пилатес и т. п.

Современная подготовка к родам должна решать следующие задачи:

  • информационную: женщина должна принимать информированные решения в отношении как своего здоровья, так и будущего ребенка или новорожденного. Для этого ей необходимо дать основные знания по физиологии беременности, родов и послеродового периода, знание этапов внутриутробного развития плода и психомоторного развития новорожденного. Также необходимы знания по вопросам ухода, оперативного решения проблем грудного вскармливания;
  • психологическую: следует быть готовым к нештатным ситуациям во время всего перинатального периода, представлять смену ролей в семье во время беременности и основные проблемы послеродового периода;
  • социальную: знать права и обязанности, меры социальной поддержки семей на федеральном и региональном уровнях;
  • физическую: обеспечить физическую форму для роженицы, восстановление родильницы в послеродовом периоде.

Принципы создания единой программы подготовки к родам

При создании единой программы подготовки беременных к родам необходимо решить ряд проблем, основная из которых – отсутствие единых протоколов при ведении беременности, родов и послеродового периода.

Протоколы лечебных учреждений различаются даже в одном городе. Например, в Санкт-Петербурге тактика ведения родов в разных учреждениях при преждевременном излитии околоплодных вод при доношенной беременности отличается значительно – от 4 до 48 ч выжидательной тактики! Также отличаются протоколы по времени начала родовозбуждения при тенденции к перенашиванию, по тактике проведения антибактериальной терапии, с большим трудом внедряется единый протокол ведения пупочного остатка в роддомах и детских поликлиниках и т. д. Отсюда следует, что проведение занятий по подготовке к родам для специалиста осложняется невозможностью дать однозначные ответы беременным и их семьям по некоторым интересующим их вопросам.

Кроме того, нужно учитывать разную квалификацию преподавателей, разный уровень слушателей, разные материально-технические возможности роддомов и женских консультаций.

Также требуют решения вопросы сертификации и штатного расписания:

  • должен ли большую часть лекций вести один специалист?
  • какая должна быть квалификация у специалиста – акушер-гинеколог, педиатр, психолог, акушерка, социальный работник, медицинская сестра, фельдшер?
  • какая организация должна проводить сертификацию “инструкторов” подготовки к родам?

Однако следует отметить, что для создания единой сертифицированной программы уже есть часть необходимых документов:

  • стандарты ведения беременности;
  • базовый протокол ведения родов (Москва, 2011);
  • протоколы лечебных учреждений;
  • Рекомендации Института здоровья семьи (проект “Мать и Дитя”);
  • Рекомендации ВОЗ по интегрированному ведению беременности, родов и уходу за новорожденным (Женева, 2005).

Необходимо, используя существующие документы и, главное, накопленный опыт, решить задачи, которые позволят существенно улучшить качество медицинской помощи:

  • создать единые программы подготовки для разных групп;
  • провести сертификацию преподавателей;
  • провести специализированную подготовку инструкторов лечебной физкультуры по акушерству и гинекологии;
  • ввести в штатное расписание роддомов и женских консультаций соответствующие должности.

Опыт работы Центра “Радуга” при СПБГУЗ “Родильный дом № 17”

При СПБГУЗ “Родильный Дом № 17” в течение 10 лет работает Центр подготовки к родам и родительству “Радуга” (далее – Центр). Большинство занятий ведут акушерки родильного дома. Одно занятие проводит акушер-гинеколог, одно – педиатр.

Сотрудники Центра стараются доказать, что при тщательной подготовке семьи к родам, сознательном отношении родителей к предстоящему событию, использовании естественных методов профилактики и индивидуальном подходе специалистов необходимость в медицинских вмешательствах сводится к минимуму. Семьи, прошедшие подготовку по программе Центра, могут при желании рожать в роддоме с той же акушеркой, которая вела у них занятия, и с тем же врачом, который их консультировал. Роды по возможности проходят с использованием водных процедур, в специально оборудованном помещении в родильном отделении, роженица может выбирать различные положения при родах.

Организация работы Центра

Схема ведения и формирования групп следующая:

  • семьи, ожидающие ребенка, начинают занятия на сроке 17–25 нед.;
  • группа состоит из 15 пар;
  • при комплектовании группы проводится консультация врача акушера-гинеколога;
  • акушерка ведет занятия в группе в течение 3 мес.;
  • проводятся 12 еженедельных 4-часовых вечерних занятий с гимнастикой и психотренингами;
  • беременные еженедельно посещают занятия по аквааэробике и баню;
  • в компетенцию акушерки входит дородовое сопровождение (по желанию роженицы).

В программу подготовки входят следующие направления:

  • теоретическая подготовка – лекции (приложение 1);
  • физическая подготовка – гимнастика, аквааэробика (приложение 2);
  • психологическая подготовка – контакт акушерки с семьей.

Дипломированная и сертифицированная акушерка также может самостоятельно вести неотягощенную беременность, физиологические роды, сопровождать родильницу и новорожденного в послеродовом периоде. Она должна дополнительно обладать такими навыками, как знание основ перинатальной психологии, основ психологии общения, основ законодательства в области материнства и детства. Для ведения занятий по аквааэробике необходим специалист по лечебной физкультуре (к сожалению, таких специалистов в области акушерства и гинекологии очень мало).

На данный момент в отделении работают 9 акушерок, занимающихся подготовкой к родам в свободное от основной занятости время. Из них 5 акушерок ведут занятия и принимают роды (3 акушерки имеют высшее медицинское образование) и 4 акушерки (одна из них имеет высшее психологическое образование) читают лекции и работают с родильницами и новорожденными, но не принимают роды. Заведующий отделением проводит консультирование беременных как минимум дважды: первый раз при первом обращении в Центр и начале занятий, второй раз – в 36–37 нед. беременности для определения метода родоразрешения и заключения договора на роды. При возникновении осложнений во время беременности возможны повторные консультации и госпитализация в отделение патологии беременных родильного дома. Также заведующий отделением проводит наблюдение за родильницами в послеродовом периоде. Роды ведет доктор из дежурной бригады родильного отделения и неонатолог родильного дома. При необходимости могут быть задействованы любые отделения и службы родильного дома.

Статистика работы Центра

Статистика работы отделения за 10 лет:

  • родов – 3350;
  • прошли подготовку – 5660 пар;
  • повторные роды в Центре – 755;
  • преждевременные роды – 2,1%;
  • кесарево сечение – 6,7%;
  • родостимуляция – 4,7%;
  • ручное обследование полости матки – 1,9%;
  • медикаментозное обезболивание – 2,8%.

Анализ работы показывает, что в группе тщательно подготовленных к родам семей медицинские вмешательства можно значительно уменьшить не в ущерб качеству медицинской помощи. Это позволит снизить перинатальную заболеваемость и смертность и улучшить демографические показатели за счет удовлетворенности семей в перинатальном уходе.

Приложение 1

Программа теоретических занятий курсов по подготовке к рождению Центра “Радуга”

  1.  Ознакомительное занятие. Зачатие. Эмбриогенез. Основные проблемы во время беременности.
  2. Здоровый образ жизни во время беременности. Питание беременной, физическая активность, закаливание, половая жизнь, лечение простудных заболеваний.
  3. Психологическая подготовка к родам. Основы перинатальной психологии. Возможности дородового воспитания.
  4. Анатомия и физиология репродуктивных органов и их подготовка. Вещи, необходимые в родах и послеродовом периоде. Предвестники родов. Периоды родов. Биомеханизм родов.
  5. Оперативное акушерство. Возможные медицинские манипуляции в родах. Кесарево сечение, медикаментозные методы обезболивания.
  6. Обезболивание родов, использование воды в родах. Дыхательные техники. Позиции в родах. Что должен делать папа.
  7. Послеродовый период. Послеродовая обработка мамы и ребенка. Питание мамы. Переходные состояния новорожденного. Возможные медицинские манипуляции с новорожденным.
  8. Грудное вскармливание. Необходимость для мамы и ребенка, правила, техника. Профилактика и лечение проблем грудного вскармливания: трещин сосков, лактостаза, мастита, гипогалактии, гипергалактии. Контрацепция в период грудного вскармливания.
  9. Рефлексы новорожденного. Правила одевания и пеленания. Массаж и гимнастика новорожденного.
  10. Шкала Апгар – Аршавского. Купание новорожденного. Обучение плаванию.
  11. Первые дни жизни ребенка, физиология новорожденных. Особенности ухода.
  12. Современная контрацепция. Заключительная контрольная работа.

Приложение 2

Гимнастика для беременных в бассейне

Температура воды в бассейне должна быть 30–31 °С. Глубина бассейна должна быть такова, чтобы вода доходила до середины груди. Количество повторений зависит от номера занятия, сроков беременности и вкусов инструктора.

  1. Группа упражнений – дыхательные

1.Активные шумные вдохи над водой с резким выдохом в воду.

2.Вдох над водой и очень длинный выдох в воду. Чем больше срок беременности, тем обычно дольше человек может выдыхать.

3.Форсированное дыхание 10 с с акцентом на вдохе. Плавный вдох-выдох.

4.Форсированное дыхание 10 с с акцентом на выдохе.

5.Имитация задержки дыхания на потуге. Это упражнение делается обязательно после теоретической подготовки. Шумный вдох, задержка дыхания до 15 счета, медленный выдох в воду, снова вдох и т. д. 3 раза. Имитация 3 потуг на схватке.

6.Варианты предыдущего упражнения, но задержка дыхания на полувыдохе, на полном выдохе и замкнутой голосовой щели.

7.Собачье (поверхностное) дыхание.

II.Группа упражнений – активные у бортика

1.Стоя спиной к бортику. Махи ногой перед собой у поверхности воды.

2.Стоя спиной к бортику. Нога выпрямлена перед собой. Носок ноги на себя, от себя.

3.Стоя спиной к бортику. Нога выпрямлена перед собой. Скручиваем ногу в тазобедренном суставе внутрь, наружу.

4.Упражнения 1–3 другой ногой.

5.Стоя левым боком к бортику. Выпрямить правую ногу в сторону. Круги прямой ногой вперед, назад.

6.Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Поворачивать рукой колено вперед – вниз и возвращать обратно. “Куриное крылышко”.

7.Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Вращать рукой колено, чтобы работал правый тазобедренный сустав. Вперед, назад.

8.Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Повернуться к бортику налево всем корпусом, стоя на неподвижной ноге, затем развернуться обратно. Не отпуская колено, согнуться вправо корпусом, стараясь положить правое ухо на правое колено.

9.Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Постоять несколько секунд, стараясь держать прямой корпус и “раскрывая” себя рукой за колено на длинном выдохе.

10.Упражнения 5–9 другой ногой.

11.Встать лицом к бортику. Махи прямой правой ногой назад, не опуская ногу до дна.

12.Выпрямить правую ногу назад, затем согнуть ногу в колене и пружинящими движениями покачать пятку, стараясь прижать ее к ягодице.

13.Оставаясь в этом же положении, взяться правой рукой за правый носок и потянуть согнутую ногу наверх.

14.Упражнения 11–13 другой ногой.

III.Растяжки, вися на бортике лицом к нему

  1. Повиснуть на бортике или поручне на руках. Обе ноги согнуть в коленях, носки выпрямить и прижать колени к стенке, разведя их максимально в стороны. Носки соединить. Пружинящими движениями стараться прижать таз к носкам ног.
  2. Исходное положение то же. Таз неподвижен. Выпрямлять руки в локтях и сгибать их.
  3. Повиснуть на бортике или поручне на руках. Ноги согнуть в коленях и упереться ступнями в стену как можно выше. Выпрямлять ноги в коленях, делая “поплавок”. Спину скруглить. Затем согнуть ноги в коленях, прижимая ягодицы к стенке и к пяткам.
  4. Повиснуть на бортике или поручне на руках. Ноги согнуть в коленях и упереться ступнями в стену как можно шире. Делать выпады влево и вправо по стенке, сгибая ноги поочередно.

IV.Упражнения, вися на бортике спиной к нему

1.Согнуть ноги в коленях. Вращать согнутые ноги влево – вправо.

2.“Велосипед”.

3.“Велосипед”, скрутив нижнюю часть корпуса влево, затем вправо.

4.“Книжка”. Согнуть ноги в коленях и слегка поднять колени над поверхностью воды. Ступни соединить, колени широко развести. С силой сдвигать колени, стараясь вытолкнуть воду, как бы захлопывая книжку.

5.“Лягушка”. Имитировать движения брассом ногами, находясь в том же положении спиной к бортику.

6.Выпрямить ноги перед собой на поверхности воды и развести их как можно шире. Свести ноги вместе, положив одну на другую, и попробовать слегка поднять их над поверхностью воды. Снова развести ноги как можно шире.

  1. Упражнения для груди

1.Встать в круг. Согнув руки в локтях, соединить ладони перед собой. Сильно прижимать ладони одну к другой, напрягая грудные мышцы.

2.То же, сдвигая соединенные ладони влево, вправо.

3.Соединить ладони над головой и слегка спереди. С силой стараться соединить локти на уровне носа.

4.Имитировать руками движения кролем вперед, назад.

5.Поднять руки над головой, сжать в кулаки, подержать 5 секунд. Расслабить руки поочередно во всех суставах, опустив затем руки в воду с длинным выдохом.

6.Встать спиной к стенке на расстоянии одного шага от нее. Не отрывая ног от пола, повернуться к стенке, опереться ладонями в нее и отжиматься от стенки, поддерживая корпус в скрученном положении. Вернуться в исходную позицию и сделать то же в другую сторону.

  1. Упражнения с доской

1.Лечь на живот, держась за поручень. Доску зажать коленями. На выдохе стараться отодвинуться от стены, не отпуская рук. На вдохе руки согнуть в локтях и “подъехать” к стенке.

2.Лечь на живот, держась за поручень. Доску зажать коленями. Крутить коленями доску, т. е. скручивать нижнюю часть корпуса относительно фиксированной верхней части.

  1. Упражнения на задержку дыхания

1.“Поплавок”. Обхватить руками колени и висеть в воде, медленно выдыхая под воду.

2.Разбиться на пары. Взяться за руки. Лечь на воду лицом вниз, выпрямиться и слегка прогнуться в пояснице, чтобы ноги не тонули. Долгий выдох, стараясь “перележать” партнершу.

3.“Звездочка”. Все участницы встают в круг. Удобно делать, когда участников 5–9 человек. Один человек ложится на воду лицом вниз, раздвинув руки и ноги в стороны. Остальные крутят лежащую в кругу, держа ее по очереди за руки, ноги.

  1. Дополнительные упражнения

1.“Хоровод”. Все участники берутся за руки и перекидывают одну ногу через соединенные руки снаружи внутрь, чтобы все пятки смотрели внутрь. Все прыгают на одной ноге, двигаясь по кругу. Спина прямая.

2.Расслабление. Все разбиваются на пары. Одна партнерша из пары ложится на спину, раскинув руки, а другая поддерживает ее своей правой рукой за правое плечо. Голова лежащей лежит на сгибе локтя ведущей. Левая рука лежащей проходит под мышкой ведущей.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка
      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      Наши продукты






















      © 2006–2018 ООО «МЦФЭР», медиагруппа «Актион-МЦФЭР»

      Журнал «Здравоохранение» –
      практический журнал для главного врача.

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать документ на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 12 000 статей
      — 8 000 ответов на вопросы
      — 200 видеосеминаров
      — готовые формы и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные сервисы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×