text
Портал для медицинских работников

Особенности реабилитации психически больных пожилого и старческого возраста в отделении сестринского ухода

  • 15 апреля 2012
  • 31

В пожилом возрасте психические расстройства (ПР) возникают значительно чаще, чем в молодом и среднем. Так, по данным ВОЗ, 236 пожилых людей из 100 тыс. населения страдают ПР, в то время как в возрастной группе от 45 до 64 лет – только 93 человека. Эта проблема характерна и для России в связи с ростом числа лиц пожилого и старческого возраста в популяции, пациентов с различными деменциями. В связи с этим геронтопсихиатрия настоятельно требует более широкого внедрения комплексной биопсихосоциальной модели оказания помощи психически больным.

Реабилитация психически больных в пожилом и старческом возрасте – это, в первую очередь, сохранение механизмов памяти, активного внимания, практических навыков, способности логически мыслить, способствующих адаптации к повседневной самостоятельной жизни, достойного проживания в старости. Необходимость совершенствования методов реабилитации психически больных в пожилом и старческом возрасте обусловлена недостаточной разработанностью психологических и социальных аспектов биосоциальной модели с участием сестринского персонала.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Цель, объект и методы исследования

Целью представленного ниже исследования стало описание подходов работы с дементными больными пожилого и старческого возраста, оценка эффективности реабилитационных мероприятий при участии мультидисциплинарной бригады в отделении сестринского ухода.

Было обследовано 32 больных (21 женщина и 11 мужчин) в возрасте от 53 до 86 лет (средний возраст – 68,7 года), находящихся на лечении в отделении сестринского ухода Республиканской психиатрической больницы г. Чебоксары. Деменцией в связи со смешанным заболеванием (F02 по МКБ-10) страдали 13 человек, органической (F07) – 10, сосудистой (F01) – 9.

Эффективность реабилитации пациентов оценивалась по следующим показателям: степень восстановления когнитивно-мнестических навыков, речи, способность поддержания беседы, ориентации во времени и окружающей обстановке, степень бытового и социального функционирования, психоэмоциональное состояние. При этом учитывались результаты патопсихологического исследования, нарушение и степень восстановления интеллектуально-мнестических процессов оценивалась по батареи тестов включающих в себя: тест “10 слов”, таблицы Шульте, тест “Рисование часов”, тест на речевую активность, MMSE.

Анализ результатов исследования

Известно, что для эффективного внедрения новых организационных форм в работу необходима команда специалистов и четкая организация труда. План реабилитационных мероприятий пациентов предусматривает индивидуальную ответственность каждого члена бригады и конкретные сроки исполнения, оговоренные должностными инструкциями специалиста. Взаимодействие среднего медицинского персонала, медицинского психолога, специалиста по социальной работе и социального работника позволяет осуществлять бригадный поход к психосоциальной реабилитации. При его реализации все участники владеют необходимой информацией о больном и о его внебольничном окружении. Каждый член бригады дополняет усилия других, совместно принимает оптимальное решение, в результате обеспечивается воздействие на все уровни поражения (биологический, психологический и социальный).

Основные направления деятельности мультидисциплинарной бригады (МДБ) отделения приведены в табл. 1.

Таблица 1

Члены МДБ и их участие в реабилитационных мероприятиях

Специалист

Запланированные мероприятия

Заведующий отделением (медицинская сестра с высшим сестринским образованием)

Утверждение индивидуальной комплексной программы реабилитации, включая врачебные рекомендации; координация деятельности специалистов бригады, контроль эффективности проводимых мероприятий

Медицинская сестра

Ведение сестринской стационарной карты больного, исполнение протоколов сестринского наблюдения и ухода, проведение с больными тренинга “Обучение навыкам самообслуживания”

Медицинский психолог

Патопсихологическое исследование, составление программы психокоррекционной программы, психосоциальный тренинг, коррекционные занятия, работа с семейным окружением, оценка эффективности психокоррекционных мероприятий

Специалист по социальной работе

Оценка социального положения и социального функционирования пациента, составление плана проведения психокоррекционных мероприятий, проведение тренинга о социальных навыках, психообразовательные группы для родственников и пациентов, организация социально-правовой помощи

Социальный работник

Реабилитационные мероприятия, включающие в себя: обучение навыкам самообслуживания, закупка товаров первой необходимости (продукты питания и одежда)

В отделении сестринского ухода был разработан и внедрен комплексный подход лечения и реабилитации больных, который сочетал три основных вида воздействия: биологический, психологический и социальный. Он наиболее применим к ПР, позволяет приостановить когнитивно-мнестическое снижение, организует психологическое равновесие и социальное функционирование пожилого человека.

Одним из важных компонентов биопсихосоциального взаимодействия является ведение реабилитационных мероприятий с вовлечением пациента в групповую работу. Для психически больных пожилого и старческого возраста это небольшой количественный состав группы, не превышающий шесть-восемь человек. Такая рекомендация обусловлена тем, что необходимо подчас индивидуальное включение специалистов входящих в процесс группового взаимодействия. Состав участников группы должен оставаться постоянным от начала до конца реабилитационного маршрута, т. к. задания усложняются от занятия к занятию. Набор упражнений подбирается на основании предварительного патопсихологического исследования. Время проведения занятий составляет около 30 минут с кратностью 3 раза в неделю в течение 3 недель. Рекомендуемое время для проведения занятий – первая половина дня. В приложении приведены три протокола сестринского наблюдения и ухода за психически больными с деменциями в возрасте обратного развития. 

Значимыми факторами при оценке реабилитационного процесса МДБ являются: улучшение процессов памяти, внимания, быстрота возникновения ассоциативных образов. Анализ критерия результатов реабилитации обнаруживает тесную взаимосвязь с особенностями эмоционального состояния.

Удовлетворительное восстановление прослеживалась у больных с сосудистой деменцией (F01) и с деменцией в связи со смешанным заболеванием (F02). В этой группе обнаруживалась взаимосвязь с восстановлением мнестических процессов, зрительно-пространственных функций, двигательных нарушений, дизартрией (расстройством членораздельной речи).

У больных с органическим расстройством личности (F07) отмечалась обратная взаимозависимость между положительными результатами мнестической деятельности и низкой мотивационной установкой. Активная мотивационная направленность способствует повышению результативных показателей внимания. Позитивная мотивационная направленность и положительный фон настроения связана с положительными результатами восстановления двигательных и зрительно-пространственных функций, восстановлением номинативной функции речи.

Обобщенные результаты комплексного подхода лечения и реабилитации пациентов представлены в табл. 2. Несколько лучшие показатели зафиксированы у больных с органической деменцией, что может быть связано с меньшей длительностью ПР и выраженностью интеллектуально-мнестических нарушений, более молодым возрастом.

Таблица 2

Степень восстановления больных с различными ПР (деменциями) через 2 месяца после проведения реабилитационных мероприятий (%)

Степень восстановления

Сосудистая деменция

Деменция в связи со смешанным заболеванием

Органическая деменция

Всего

Отсутствует

11,1

15,4

10,0

12,5

Минимальная

22,2

30,8

20,0

25,0

Удовлетворительная

66,7

53,8

70,0

62,5

Участие в реабилитационном процессе МДБ существенно влияло на бытовую адаптацию пациентов: 71,9% пациентов стали независимы при использовании туалета, 68,8% – при умывании, 31,3% – при принятии ванны, 59,4% – при одевании, 78,1% – при приеме пищи. У больных с низкой степенью восстановления (выраженный психоорганический дефект) проводились упражнения по ориентации личности, времени и окружающей обстановке. Психосоциальные и лечебно-восстановительные воздействия были направлены на коррекцию поведенческих расстройств, приспособление их к условиям конкретного социального окружения, чаще всего больничной среды.  

В предыдущих публикациях авторами были описаны опыт работы отделения сестринского ухода и менеджмент качества медицинских услуг в нем, особенности сестринской диагностики. Особое внимание уделялось разработке и внедрению в практику современных технологий сестринского ухода за пациентами возраста обратного развития. В частности, были апробированы 19 протоколов сестринского наблюдения и ухода за психически больными пожилого и старческого возраста, которые регистрируются в сестринской карте стационарного больного с ПР.

Полученные в исследовании результаты (62,5% случаев удовлетворительного восстановления) в целом соответствуют раннее публиковавшимся показателям – 70% улучшения психического и сомато-неврологического состояния. Это достигалось за счет четкой работы МДБ, когда каждый специалист сотрудничает с другими членами команды для достижения поставленных целей.

На подготовительном этапе все работники прошли психологическую подготовку к новой форме работы, участвовали в тренингах, на которых моделировались проблемные ситуации и пути их решения, формировались необходимые практические навыки. 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что успех реабилитационных мероприятий в значительной степени определяется активным вовлечением больного в МДБ, предупреждением и устранением субъективных реакций, возникающих при помещении и в период пребывания в отделении сестринского ухода. Реализация мультидисциплинарного принципа реабилитации благоприятно влияет как на степень восстановления различных функций пациентов, так и на их бытовую адаптацию и повседневную жизненную активность. Кроме того, использование данного принципа положительно сказывается и на психоэмоциональном состоянии пожилого больного человека, его самооценке, способствует большей удовлетворенности медицинских сестер и других специалистов своей работой.

Приложение

Протоколы сестринского наблюдения и ухода за психически больными возраста обратного развития, связанные с интеллектуально-мнестическими нарушениями

Проблема пациента

Сестринские мероприятия

Снижение памяти,  проявляющееся трудностью воспроизведения настоящих и прошлых событий

– вести усиленное наблюдение за пациентом;

– при необходимости давать пошаговые инструкции и сопровождать в ванную, столовую и др.;

– периодически в течение дня напоминать больному, где его палата, койка;

– оградить пациента от контакта с агрессивными больными;

– тренировать память пациента, регулярно демонстрируя ему предметы обихода и выделяя отличительные черты, например: “Ваша койка находится около окна” или “Ваша палата находится около сестринского поста”;

– вести мониторинг процессов памяти, используя простые психологические методики. Например, попросить запомнить 10 слов и затем воспроизвести их сразу и на следующий день для оценки краткосрочной и долгосрочной памяти;

– ежедневно просить назвать дату и местонахождение больного;

– поощрять пациента при прогрессе в лечении;

– поддерживать контакт пациента с реальностью, используя сенсорные и физические стимулы, а также вводя в курс ежедневных новостей

Невозможность сконцентрировать внимание и дать адекватный ответ на простые ответы

– быть тактичным, избегать приказного тона в разговоре с пациентом;

– говорить ясно и четко;

– применять в разговоре как можно больше простых фраз;

– ориентировать пациента в месте и времени;

– определить обязательные процедуры;

– следить за симптомами повышенного беспокойства;

– определить границы дозволенности в поведении

Нарушение функции самостоятельного пользования туалетом

– обеспечить больному психологическую поддержку;

– сопровождать больного в туалет;

– поощрять больного самостоятельно пользоваться туалетом;

– обеспечить соблюдение личной гигиены пациента;

– после непроизвольного акта мочеиспускания / дефекации произвести смену нательного и постельного белья, подмыв больного;

– часто проветривать палату пациента;

– использовать подкладное резиновое судно или специальную 3-х секционную кровать. 

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.