text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Особенности реабилитации психически больных пожилого и старческого возраста в отделении сестринского ухода

  • 15 апреля 2012
  • 33

В пожилом возрасте психические расстройства (ПР) возникают значительно чаще, чем в молодом и среднем. Так, по данным ВОЗ, 236 пожилых людей из 100 тыс. населения страдают ПР, в то время как в возрастной группе от 45 до 64 лет – только 93 человека. Эта проблема характерна и для России в связи с ростом числа лиц пожилого и старческого возраста в популяции, пациентов с различными деменциями. В связи с этим геронтопсихиатрия настоятельно требует более широкого внедрения комплексной биопсихосоциальной модели оказания помощи психически больным.

Реабилитация психически больных в пожилом и старческом возрасте – это, в первую очередь, сохранение механизмов памяти, активного внимания, практических навыков, способности логически мыслить, способствующих адаптации к повседневной самостоятельной жизни, достойного проживания в старости. Необходимость совершенствования методов реабилитации психически больных в пожилом и старческом возрасте обусловлена недостаточной разработанностью психологических и социальных аспектов биосоциальной модели с участием сестринского персонала.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Цель, объект и методы исследования

Целью представленного ниже исследования стало описание подходов работы с дементными больными пожилого и старческого возраста, оценка эффективности реабилитационных мероприятий при участии мультидисциплинарной бригады в отделении сестринского ухода.

Было обследовано 32 больных (21 женщина и 11 мужчин) в возрасте от 53 до 86 лет (средний возраст – 68,7 года), находящихся на лечении в отделении сестринского ухода Республиканской психиатрической больницы г. Чебоксары. Деменцией в связи со смешанным заболеванием (F02 по МКБ-10) страдали 13 человек, органической (F07) – 10, сосудистой (F01) – 9.

Эффективность реабилитации пациентов оценивалась по следующим показателям: степень восстановления когнитивно-мнестических навыков, речи, способность поддержания беседы, ориентации во времени и окружающей обстановке, степень бытового и социального функционирования, психоэмоциональное состояние. При этом учитывались результаты патопсихологического исследования, нарушение и степень восстановления интеллектуально-мнестических процессов оценивалась по батареи тестов включающих в себя: тест “10 слов”, таблицы Шульте, тест “Рисование часов”, тест на речевую активность, MMSE.

Анализ результатов исследования

Известно, что для эффективного внедрения новых организационных форм в работу необходима команда специалистов и четкая организация труда. План реабилитационных мероприятий пациентов предусматривает индивидуальную ответственность каждого члена бригады и конкретные сроки исполнения, оговоренные должностными инструкциями специалиста. Взаимодействие среднего медицинского персонала, медицинского психолога, специалиста по социальной работе и социального работника позволяет осуществлять бригадный поход к психосоциальной реабилитации. При его реализации все участники владеют необходимой информацией о больном и о его внебольничном окружении. Каждый член бригады дополняет усилия других, совместно принимает оптимальное решение, в результате обеспечивается воздействие на все уровни поражения (биологический, психологический и социальный).

Основные направления деятельности мультидисциплинарной бригады (МДБ) отделения приведены в табл. 1.

Таблица 1

Члены МДБ и их участие в реабилитационных мероприятиях

Специалист

Запланированные мероприятия

Заведующий отделением (медицинская сестра с высшим сестринским образованием)

Утверждение индивидуальной комплексной программы реабилитации, включая врачебные рекомендации; координация деятельности специалистов бригады, контроль эффективности проводимых мероприятий

Медицинская сестра

Ведение сестринской стационарной карты больного, исполнение протоколов сестринского наблюдения и ухода, проведение с больными тренинга “Обучение навыкам самообслуживания”

Медицинский психолог

Патопсихологическое исследование, составление программы психокоррекционной программы, психосоциальный тренинг, коррекционные занятия, работа с семейным окружением, оценка эффективности психокоррекционных мероприятий

Специалист по социальной работе

Оценка социального положения и социального функционирования пациента, составление плана проведения психокоррекционных мероприятий, проведение тренинга о социальных навыках, психообразовательные группы для родственников и пациентов, организация социально-правовой помощи

Социальный работник

Реабилитационные мероприятия, включающие в себя: обучение навыкам самообслуживания, закупка товаров первой необходимости (продукты питания и одежда)

В отделении сестринского ухода был разработан и внедрен комплексный подход лечения и реабилитации больных, который сочетал три основных вида воздействия: биологический, психологический и социальный. Он наиболее применим к ПР, позволяет приостановить когнитивно-мнестическое снижение, организует психологическое равновесие и социальное функционирование пожилого человека.

Одним из важных компонентов биопсихосоциального взаимодействия является ведение реабилитационных мероприятий с вовлечением пациента в групповую работу. Для психически больных пожилого и старческого возраста это небольшой количественный состав группы, не превышающий шесть-восемь человек. Такая рекомендация обусловлена тем, что необходимо подчас индивидуальное включение специалистов входящих в процесс группового взаимодействия. Состав участников группы должен оставаться постоянным от начала до конца реабилитационного маршрута, т. к. задания усложняются от занятия к занятию. Набор упражнений подбирается на основании предварительного патопсихологического исследования. Время проведения занятий составляет около 30 минут с кратностью 3 раза в неделю в течение 3 недель. Рекомендуемое время для проведения занятий – первая половина дня. В приложении приведены три протокола сестринского наблюдения и ухода за психически больными с деменциями в возрасте обратного развития. 

Значимыми факторами при оценке реабилитационного процесса МДБ являются: улучшение процессов памяти, внимания, быстрота возникновения ассоциативных образов. Анализ критерия результатов реабилитации обнаруживает тесную взаимосвязь с особенностями эмоционального состояния.

Удовлетворительное восстановление прослеживалась у больных с сосудистой деменцией (F01) и с деменцией в связи со смешанным заболеванием (F02). В этой группе обнаруживалась взаимосвязь с восстановлением мнестических процессов, зрительно-пространственных функций, двигательных нарушений, дизартрией (расстройством членораздельной речи).

У больных с органическим расстройством личности (F07) отмечалась обратная взаимозависимость между положительными результатами мнестической деятельности и низкой мотивационной установкой. Активная мотивационная направленность способствует повышению результативных показателей внимания. Позитивная мотивационная направленность и положительный фон настроения связана с положительными результатами восстановления двигательных и зрительно-пространственных функций, восстановлением номинативной функции речи.

Обобщенные результаты комплексного подхода лечения и реабилитации пациентов представлены в табл. 2. Несколько лучшие показатели зафиксированы у больных с органической деменцией, что может быть связано с меньшей длительностью ПР и выраженностью интеллектуально-мнестических нарушений, более молодым возрастом.

Таблица 2

Степень восстановления больных с различными ПР (деменциями) через 2 месяца после проведения реабилитационных мероприятий (%)

Степень восстановления

Сосудистая деменция

Деменция в связи со смешанным заболеванием

Органическая деменция

Всего

Отсутствует

11,1

15,4

10,0

12,5

Минимальная

22,2

30,8

20,0

25,0

Удовлетворительная

66,7

53,8

70,0

62,5

Участие в реабилитационном процессе МДБ существенно влияло на бытовую адаптацию пациентов: 71,9% пациентов стали независимы при использовании туалета, 68,8% – при умывании, 31,3% – при принятии ванны, 59,4% – при одевании, 78,1% – при приеме пищи. У больных с низкой степенью восстановления (выраженный психоорганический дефект) проводились упражнения по ориентации личности, времени и окружающей обстановке. Психосоциальные и лечебно-восстановительные воздействия были направлены на коррекцию поведенческих расстройств, приспособление их к условиям конкретного социального окружения, чаще всего больничной среды.  

В предыдущих публикациях авторами были описаны опыт работы отделения сестринского ухода и менеджмент качества медицинских услуг в нем, особенности сестринской диагностики. Особое внимание уделялось разработке и внедрению в практику современных технологий сестринского ухода за пациентами возраста обратного развития. В частности, были апробированы 19 протоколов сестринского наблюдения и ухода за психически больными пожилого и старческого возраста, которые регистрируются в сестринской карте стационарного больного с ПР.

Полученные в исследовании результаты (62,5% случаев удовлетворительного восстановления) в целом соответствуют раннее публиковавшимся показателям – 70% улучшения психического и сомато-неврологического состояния. Это достигалось за счет четкой работы МДБ, когда каждый специалист сотрудничает с другими членами команды для достижения поставленных целей.

На подготовительном этапе все работники прошли психологическую подготовку к новой форме работы, участвовали в тренингах, на которых моделировались проблемные ситуации и пути их решения, формировались необходимые практические навыки. 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что успех реабилитационных мероприятий в значительной степени определяется активным вовлечением больного в МДБ, предупреждением и устранением субъективных реакций, возникающих при помещении и в период пребывания в отделении сестринского ухода. Реализация мультидисциплинарного принципа реабилитации благоприятно влияет как на степень восстановления различных функций пациентов, так и на их бытовую адаптацию и повседневную жизненную активность. Кроме того, использование данного принципа положительно сказывается и на психоэмоциональном состоянии пожилого больного человека, его самооценке, способствует большей удовлетворенности медицинских сестер и других специалистов своей работой.

Приложение

Протоколы сестринского наблюдения и ухода за психически больными возраста обратного развития, связанные с интеллектуально-мнестическими нарушениями

Проблема пациента

Сестринские мероприятия

Снижение памяти,  проявляющееся трудностью воспроизведения настоящих и прошлых событий

– вести усиленное наблюдение за пациентом;

– при необходимости давать пошаговые инструкции и сопровождать в ванную, столовую и др.;

– периодически в течение дня напоминать больному, где его палата, койка;

– оградить пациента от контакта с агрессивными больными;

– тренировать память пациента, регулярно демонстрируя ему предметы обихода и выделяя отличительные черты, например: “Ваша койка находится около окна” или “Ваша палата находится около сестринского поста”;

– вести мониторинг процессов памяти, используя простые психологические методики. Например, попросить запомнить 10 слов и затем воспроизвести их сразу и на следующий день для оценки краткосрочной и долгосрочной памяти;

– ежедневно просить назвать дату и местонахождение больного;

– поощрять пациента при прогрессе в лечении;

– поддерживать контакт пациента с реальностью, используя сенсорные и физические стимулы, а также вводя в курс ежедневных новостей

Невозможность сконцентрировать внимание и дать адекватный ответ на простые ответы

– быть тактичным, избегать приказного тона в разговоре с пациентом;

– говорить ясно и четко;

– применять в разговоре как можно больше простых фраз;

– ориентировать пациента в месте и времени;

– определить обязательные процедуры;

– следить за симптомами повышенного беспокойства;

– определить границы дозволенности в поведении

Нарушение функции самостоятельного пользования туалетом

– обеспечить больному психологическую поддержку;

– сопровождать больного в туалет;

– поощрять больного самостоятельно пользоваться туалетом;

– обеспечить соблюдение личной гигиены пациента;

– после непроизвольного акта мочеиспускания / дефекации произвести смену нательного и постельного белья, подмыв больного;

– часто проветривать палату пациента;

– использовать подкладное резиновое судно или специальную 3-х секционную кровать. 

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.