text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Работа студентов в ЛПО: какая подготовка должна у них быть?

  • 15 мая 2012
  • 92

Одной из последних инициатив Минздравсоцразвития России стала разработка проекта приказа, разрешающего допуск студентов медицинских вузов к работе в должностях сестринского персонала. Этот документ вызвал бурную дискуссию в медицинском сообществе. В частности, Ассоциация медицинских сестер России (РАМС) направила официальный протест в адрес Министерства против принятия приказа, усомнившись в равнозначности замены специалистов сестринского дела учащимися, и предложила использовать этот кадровый потенциал для обеспечения ЛПО младшим медицинским персоналом. В продолжение острой темы приводим статью.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Несмотря на то, что в нашей стране ежегодно получают среднее профессиональное медицинское образование до 70 тыс. молодых специалистов, в отрасли много лет отсутствует положительная динамика увеличения численности сестринского персонала. Данную проблему хотя бы частично можно попытаться решить путем привлечения к работе в качестве медицинских сестер (братьев) студентов медицинских вузов и колледжей в свободное от учебы время. В связи с этим в Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (гл. 9, ст. 69, п. 5) включена законодательная норма о том, что “лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти”, т. е. Минздравсоцразвития России.

Компетенции будущих врачей по медицинскому уходу

Следует учитывать то обстоятельство, что врачебный и сестринский персонал с разным уровнем образования осуществляет оказание медицинской и профилактической помощи населению в команде, что диктует необходимость обучения студентов врачебных специальностей медицинскому уходу за больными, пользованию изделиями медицинского назначения и инструментами, алгоритмам выполнения простых медицинских услуг, а также высокотехнологичных сестринских вмешательств. В процессе практической деятельности по этому блоку учебного плана у студента – будущего врача полностью или частично формируется тринадцать компетенций, важнейшими из которых являются способность и готовность:

  • к применению методов асептики и антисептики, использованию медицинского инструментария, проведению санитарной обработки лечебных и диагностических помещений медицинских организаций; владение техникой ухода за больными (ПК-7);
  • к обучению среднего и младшего медицинского персонала санитарно-гигиеническим правилам пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях, проведению основных манипуляций и процедур с пациентами, элементам здорового образа жизни (ПК-25);
  • к обеспечению рациональной организации труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК-29).

Целесообразность специальной подготовки студентов к работе в качестве медсестер

Не случайно в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) врачебных специальностей последнего, третьего, поколения с первого по третий курс (был) включен блок учебной и производственной практики в качестве помощников младшего и среднего медицинского персонала, а именно: помощника младшего медицинского персонала, помощника палатной медицинской сестры и помощника процедурной медицинской сестры.

Прохождение летней практики представляется недостаточным для допуска студентов к самостоятельной работе в качестве медицинских сестер. Данный блок следует усилить теоретической и практической подготовкой в виде отдельной дисциплины вариативной части ФГОС-3 врачебных специальностей. Особенно это касается специальности “стоматология”, для которой согласно ФГОС-3 предусмотрена лишь непродолжительная производственная практика в качестве помощника палатной и процедурной медицинской сестры без какой бы то ни было теоретической подготовки.

Медицинский уход (сестринская деятельность) является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления, поэтому требует от студентов врачебных специальностей серьезного освоения наравне со всеми другими элементами лечебной деятельности. Качество медицинского ухода во многом определяет качество обслуживания пациентов в клинике и является одним из ведущих критериев оценки деятельности ЛПО. До изучения клинических дисциплин студенты должны ознакомиться и освоить необходимые манипуляции и процедуры медицинского ухода, научиться оказывать неотложную доврачебную помощь.

Задачи дисциплины “Сестринское дело” для будущих врачей

В соответствии с изложенным учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов России рекомендовало до прохождения производственной практики включать в вариативную часть ФГОС-3 по специальности “лечебное дело” дисциплину “Сестринское дело”. Это позволит будущим врачам получить компетенции по предоставлению обществу качественного, отвечающего этическим нормам общего медицинского ухода, направленного на поддержание независимости пациента в удовлетворении своих базовых (прежде всего физиологических) потребностей в разные возрастные периоды и в конце жизни с учетом психологических и социально-культурных различий как в условиях ЛПО, так и на дому.

Преподавание студентам врачебных специальностей дисциплины “Сестринское дело”подразумевает:

  • изучение теоретических основ сестринского дела, клинической гигиены и безопасной больничной среды;
  • формирование практических умений выполнения манипуляций и процедур медицинского ухода;
  • обучение оказанию доврачебной помощи, в т. ч. базовой сердечно-легочной реанимации;
  • выработку навыков общения с больными и членами их семей;
  • формирование навыков по санитарно-гигиеническому обучению населения и ведению профилактической работы с ним;
  • получение знаний по обеспечению безопасной больничной среды для пациентов и персонала, соблюдению мер инфекционной безопасности;
  • формирование умения командной работы:
  1. ознакомление с принципами организации и работы ЛПО;
  2. воспитание уважительного отношения к среднему и младшему медперсоналу как к профессионалам со своими обязанностями, правами и ответственностью.

Программа дисциплины

Разработанная кафедрой теории и практики сестринского дела ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России рабочая программа дисциплины структурирована по шести модулям.

Модуль 1 “Теория сестринского дела” включает следующие основные вопросы: сущность и основные понятия сестринского дела; история развития и современное состояние сестринского дела в России и за рубежом; холистический подход к здоровью; основные принципы организации работы ЛПО; организация работы медицинской сестры в отделении ЛПО, ведение медицинской сестринской документации.

Модуль 2 “Безопасная больничная среда для пациента и персонала” включает темы: “Внутрибольничные инфекции и профилактика ВБИ”, “Факторы риска в ЛПО для пациента и персонала”, “Виды и методы дезинфекции”, “Универсальные меры предосторожности”, “Методы и способы стерилизации, организация работы ЦСО”, “Безопасная больничная среда для пациента и медицинского работника”, “Профилактика профессиональных заболеваний медицинских работников”.

Модуль 3 “Технологии медицинского ухода: выполнение простых медицинских услуг и сестринских манипуляций” включает понятийно-терминологический аппарат медицинского ухода, освоение технологий простых медицинских услуг согласно алгоритмам, а также высокотехнологичных процедур медицинского ухода, профилактики и ухода при пролежнях, решение проблемы боли (умение оценить ее степень и облегчить состояние пациента).

Модуль 4 “Неотложная доврачебная помощь и базовая сердечно-легочная реанимация” ориентирован на отработку навыков базовой сердечно-легочной реанимации согласно Европейскому протоколу-2010 и оказания неотложной доврачебной помощи.

Модуль 5 “Обучение пациентов и семьи” включает разделы об уходе за тяжелобольным пациентом, паллиативном и реабилитационном медицинском уходе; обучение больного навыкам самоухода и здорового образа жизни, выполнению простейших физитерапевтических процедур. Этот модуль представляется особенно важным для формирования ряда компетенций будущих врачей.

Модуль 6 “Работа в команде” включает понятие о стандартах и порядках оказания медицинской помощи, о междисциплинарном подходе к ее оказанию, о роли специалистов со средним медицинским образованием и младшего медицинского персонала в обеспечении качественной помощи больным. В этом контексте в качестве одного из примеров рассматривается работа хирургической бригады и стратегия периоперативной сестринской деятельности.

В приложениях к данной статье приведены разделы обсуждаемой рабочей программы.

Во время освоения указанной дисциплины предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Это обеспечивается путем решения ситуационных задач, моделирования конкретных ситуаций, с которыми студенты сталкиваются на производственной практике, и предлагаемых преподавателем в сочетании с дискуссионным обсуждением домашнего задания, выполненного на основе самостоятельного изучения дополнительной литературы и ресурсов сети Интернет, а также итогов дежурства студентов в клинике под руководством преподавателя с использованием методологии критического мышления. Освоение практических умений предусмотрено на симуляторах, фантомах и муляжах с привлечением ресурсов Центра по отработке практических умений ТюмГМА.

Дисциплину “Сестринское дело” целесообразно изучать во втором семестре до прохождения студентами производственной практики в качестве помощников палатных и процедурных медицинских сестер. Баланс времени распределен следующим образом: лекции – 21 ч, практические занятия – 51 ч, самостоятельная работа – 36 ч; зачетные единицы – 3.

В заключение

Упомянутым в статье Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено два блока дисциплин: обязательный (базовый) и вариативный, программы дисциплин и методическое сопровождение которого разрабатываются самим вузом в соответствии с потребностями регионального здравоохранения. Приведенная в статье рабочая программа предлагается медицинским вузам, осуществляющим подготовку по специальности “лечебное дело”, для включения в вариативную часть учебного плана. Автором статьи данная программа представлена на конференциях по медицинскому образованию, а также направлена С.И. Двойникову, главному внештатному специалисту по управлению сестринской деятельностью Минздравсоцразвития России, и В.А. Саркисовой, президенту РАМС для обсуждения в рамках проекта приказа Минздравсоцразвития России “Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала”.

Руководители сестринского персонала, по мнению автора, должны выступить экспертами по данной программе, участвовать в преподавании по ней, оказывать содействие в освоении практических умений на клинических базах, а также обеспечивать возможность ознакомления студентов с современным материально-техническим обеспечением сестринской деятельности (например, ЦСО).

Для формирования компетенций, о которых шла речь в начале статьи, включающих современные знания, умения и навыки по медицинскому уходу, преподавание дисциплины “Сестринское дело” для врачей в интеграции с учебной и производственной практикой в качестве помощников младшего и среднего медицинского персонала целесообразно осуществлять на профильных кафедрах сестринского дела, обладающих соответствующим кадровым и материально-техническим потенциалом, которые пока еще сохранились в большинстве медицинских вузов Российской Федерации. Подход к порядку допуска студентов к сестринской деятельности сейчас активно обсуждается медсестринским сообществом. С одной стороны, в ЛПО наблюдается дефицит сестринских кадров, с другой существует опасение по поводу качества подготовки новоявленных медсестер (будущих врачей), которые придут работать в отделения. Очевидно, допускать к медсестринской работе следует только тех студентов, которые успешно прошли полный курс теоретического (по основам сестринского дела) и практического (по манипуляционной технике) обучения, не младше третьего курса, при условии успешной сдачи сертификационного экзамена.

Приложение 1

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

(модуля)

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа студентов

Количество часов

Форма контроля

Теория сестринского дела

5

6

6

17

ПУ, ОТ, ОСЗ и КС, СО

МСРС

Безопасная больничная среда для пациента и персонала

4

9

6

19

ПУ, ОТ, ОСЗ и КС, СО, МСРС

Технологии медицинского ухода: выполнение простых медицинских услуг и сестринских манипуляций

4

18

6

28

ПУ, ОТ, ОСЗ и КС, СО, МСРС

Неотложная доврачебная помощь

6

6

12

ПУ, ОТ, ОСЗ и КС, СО,

МСРС

Обучение пациента и семьи

4

6

6

16

ПУ, ОТ, ОСЗ и КС, СО, МСРС

Работа в команде

4

6

6

16

ПУ, ОТ, ОСЗ и КС, СО,

ПН, МСРС

Всего часов

21

51

36

108

Примечание. Сокращения в таблице: ПУ – экспертная оценка практических умений (на фантомах и муляжах), ОТ – оценка тестов по критериям, ОСЗ и КС – оценка решения ситуационных задач и конкретных ситуаций, СО – собеседование, ПН – педагогическое наблюдение в процессе учебной деятельности, МСРС – оценка материалов самостоятельной работы.

Приложение 2

Тематический план лекций

№ п/п

Тематика лекций

Количество часов

Модуль 1. Теория сестринского дела

Сестринское дело как профессия. История развития сестринского дела в России и за рубежом

3

Современное состояние сестринского дела в Российской Федерации и за рубежом

2

Модуль 2. Безопасная больничная среда для пациента и персонала

Проблема внутрибольничной инфекции. Профилактика ВБИ

2

Безопасная больничная среда: безопасность пациента и медицинского работника

2

Модуль 3. Технологии медицинского ухода: выполнение простых медицинских услуг и сестринских манипуляций

Понятие о медицинском уходе, процедурах сестринского ухода. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Высокотехнологичные сестринские манипуляции и процедуры

2

Пролежни: профилактика и уход. Боль: ее оценка и помощь пациенту

2

Модуль 4. Неотложная доврачебная помощь и базовая сердечно-легочная реанимация (лекций нет)

Модуль 5. Обучение пациентов и семьи

Уход за тяжелобольным пациентом. Паллиативная помощь

2

Обучение в сестринском деле. Роль специалистов сестринского дела в профилактике и реабилитации

2

Модуль 6. Работа в команде

Общение в сестринском деле. Этика и деонтология

2

Стандарты и порядки оказания медицинской помощи. Качество медицинской и сестринской помощи как составляющая качества жизни (Здесь мы показываем важность сестринской деятельности, как составляющей медицинской помощи . Термин такой есть и он общеупотребим в среде профессионалов.

2

Всего

21

Приложение 3

Тематический план практических занятий

№ п/п

Тематика практических занятий

Количество часов

Модуль 1 Теория сестринского дела

Организация работы ЛПО. приемного и лечебных отделений. Транспортировка пациента: внеучрежденческая и внутриучрежденческая

3

Организация работы медицинской сестры в отделении ЛПО. Правила ведения медицинской сестринской документации

3

Модуль 2. Безопасная больничная среда для пациента и персонала

Лечебно-охранительный режим в отделении. Факторы риска в ЛПО для пациента и персонала

3

Виды и методы дезинфекции. Правила пользования защитной одеждой. Обработка рук медицинских работников (уровни обработки). Организация противопедикулезных мероприятий в стационаре, санитарная обработка пациента при педикулезе, профилактика чесотки

3

Методы и способы стерилизации. Организация работы ЦСО

3

Модуль 3. Технологии медицинского ухода: выполнение простых медицинских услуг и сестринских манипуляций

Оценка функционального состояния пациента

3

Медикаментозное лечение, выписывание, хранение и применение лекарственных средств

3

Применение газоотводной трубки, постановка клизмы

3

Зондовые процедуры (подготовка к ним)

3

Катетеризация мочевого пузыря (уход за катетером)

3

Высокотехнологичные процедуры медицинского ухода

3

Модуль 4. Неотложная доврачебная помощь и базовая сердечно-легочная реанимация

Первая (домедицинская) помощь. Базовая сердечно-легочная реанимация. Удаление инородного тела из дыхательных путей

3

Неотложная доврачебная помощь: при анафилактическом шоке, заболеваниях бронхо-легочной системы, сердечно-сосудистой системы, органов ЖКТ

3

Модуль 5. Обучение пациентов и семьи

Простейшие физиотерапевтические процедуры и оксигенотерапия. Питание пациентов в ЛПО и дома

3

Помощь пациенту в осуществлении личной гигиены и выделении продуктов жизнедеятельности. Уход за раной, дренажами, стомами

3

Модуль 6. Работа в команде

Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным методам исследования, хирургическому вмешательству. Послеоперационный уход

3

Удовлетворение потребностей умирающего человека и членов его семьи. Посмертный уход. Помощь людям, пребывающим в состоянии горя

3

Всего

51

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.