Работа с информацией при проведении научных исследований в сестринском деле

74

Цель исследований в сестринском деле – получение новой научной информации, имеющей как теоретическое, так и практическое значение. Прежде чем начать новую научную работу (статью, диплом, диссертацию), следует убедиться, является ли она действительно новой и дает ли рассмотрение выбранной проблемы простор для научного творчества. Полученную в ходе собственного исследования информацию нужно систематизировать и обработать, в связи с чем на разных этапах научного исследования ключевым навыком является грамотная работа с информацией.

Основные понятия

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” термин “информация” имеет следующее определение: “Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления”. Под источником информации понимается документ, содержащий какие-либо сведения.

Исследователь в своей работе пользуется двумя видами документов:

  • первичными – содержащими непосредственные результаты научных исследований и разработок, в т. ч. собственных;
  • вторичными – содержащими результаты аналитической и логической переработки одного или нескольких первичных документов или сведения о них (например, обзорами, посвященными какому-либо научному вопросу).

Первичные научные документы могут быть как опубликованными, так и неопубликованными. Вторичные документы – это, как правило, различного рода издания, отвечающие определенным требованиям. Издание – это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, распространяемый на бумажных или электронных носителях и имеющий выходные сведения.

Пути поиска информации

Итак, сначала необходимо проверить актуальность выбранной темы, познакомиться с имеющимися работами по схожей проблематике. Начинающему исследователю научная литература может показаться бескрайним океаном, в котором невозможно найти ориентиры. Однако если метод последовательного ознакомления с источниками будет выбран правильно, это затруднение удастся преодолеть, а заодно появится навык свободно ориентироваться в информации по выбранной теме.

Автор, планирующий работу, должен просмотреть все виды источников информации, связанных с намеченной темой. В их число могут входить официальные документы, научные материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, интернет-ресурсы. С рабочими учетно-отчетными документами автор знакомится на выбранной базе исследования (ЛПУ, вуза, органа управления здравоохранением и т. д.), с печатными источниками информации (нормативной базой, монографиями, справочными изданиями, сборниками, различной периодикой, диссертациями, авторефератами) работает в библиотеках (больничных, вузовских, городских, областных). Для разработки материала по диссертационным исследованиям принято посещать центральные республиканские библиотеки. Исследователь должен уметь пользоваться справочными изданиями, содержащими упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые информируют специалистов о том, что издано по интересующей проблеме, а также возможностями традиционных и электронных каталогов.

Мы живем в обществе, где уже давно произошла революция в области хранения, передачи и обработки информации. В любой крупной библиотеке доступны локальные базы данных, каждый пользователь Интернета может воспользоваться сетевыми базами в любой области знания. Электронные базы данных (БД) – это виртуальные хранилища информации, связанные жесткими правилами каталогизации и удобными системами поиска. Если уметь искать, то нужные данные в огромном хранилище, емкость которого эквивалентна миллионам бумажных томов, можно найти за считанные секунды. Впрочем, для успеха нужно выбрать соответствующую базу.

Электронные базы данных

В настоящее время Интернет представляет собой величайшее хранилище данных, но расположены они в нем крайне хаотично. Даже современные глобальные поисковые системы “Google”, “Yahoo!”, “Bing”, “Яндекс” (отечественная версия) настроены так, что по любому запросу о научных проблемах выведут в результатах поиска минимум 95% ненужных данных.

Для научных целей необходимо пользоваться специализированными базами данных (БД) по медицинским наукам. Например, Центральная научная медицинская библиотека Первого МГМУ им. И.М. Сеченова поддерживает открытую БД “Российская медицина”. Крупнейшая российская электронная библиотека обеспечивает доступ к 30 тыс. научных журналов, в т. ч. медицинских, позволяет осуществлять поиск по российским авторам, вычислять индексы цитирования. Из международных ресурсов в России наиболее известно сообщество MEDLINE/PubMed, созданное Национальной медицинской библиотекой США и позволяющее вести поиск в базе более чем из 20 млн публикаций. База MEDLINE имеет десятки интерфейсов доступа, в т. ч. бесплатных и русскоязычных, в крупных библиотеках России имеются ее локальные копии на дисках. Также широко известна Кокрановская библиотека (Cocrane Library) – еще одно содружество медицинских баз данных, знаменитое регулярными обзорами по актуальным проблемам науки (Cochrane Reviews). Правила доступа и составления поисковых запросов не сложны и, как правило, изложены в разделах помощи на каждом из соответствующих сайтов, так что исследователю надо лишь владеть одним из основных европейских языков. Если язык найденного документа известен, но незнаком пользователю, всегда можно воспользоваться сервисами онлайн-перевода, к примеру Babelfish.

В Рунете – отечественном сегменте Интернета – в настоящее время развитие веб-ресурсов сестринского дела находится на начальном этапе. Существующие сайты имеют узкоспециализированную тематику и небогатое наполнение, а потому не подходят для составления научных обзоров. К примеру, на сайте Ассоциации медицинских сестер России преобладают организационные документы и новости, из научных публикаций есть лишь проекты технологий медицинских манипуляций и несколько статей методического характера. Ведущие печатные сестринские журналы пока не имеют полноценных сайтов, их материалы избирательно выкладываются на сайтах издательств. Появились и первые ресурсы, призванные занять нишу электронных сестринских журналов, но и проблемы у них общие: редкое обновление и сохраняющийся местный (региональный) характер. Сайты факультетов высшего сестринского образования, образовательных центров и медицинских колледжей интересны, прежде всего, курсантам, студентам и абитуриентам. Многообещающим проектом, впрочем, является “Сообщество медицинских руководителей” www.zdrav.ru, чей сайт исповедует интегральный подход и содержит актуальную информацию по сестринской науке и практике, но и он пока находится в начале пути.

Составление базы данных исследования

Конечным результатом изучения печатных и электронных источников является подбор нужных материалов и составление автором собственной базы данных использованной литературы. Для статьи она может быть небольшой, а для диссертационного исследования приходится перерабатывать сотни отечественных и зарубежных публикаций. Добросовестный исследователь создает своеобразный банк данных по своей научной проблеме. При этом одни, читая статьи, монографии и прочую литературу, делают выписки типа конспектов, другие просто копируют нужные работы, а третьи выписывают лишь понравившиеся цитаты, используя, к примеру, простую таблицу. Хранить выписки можно как на бумаге, так и в электронном виде. Научному работнику следует выбрать метод обработки информации, который лучше всего соответствует его индивидуальным особенностям, характеру работы, темпу мышления, объему памяти, широте ассоциативных связей. Стоит заметить, что наличие такого “банка данных” обязательно проверяется научным руководителем, а позже – авторитетной комиссией в рамках допуска соискателя к защите диссертации.

Использование в научной работе чужих концепций, систем и методик

Наука – творчество коллективное, и использование работе чужих концепций, систем, методик не возбраняется, ибо авторским правом охраняются не идеи, а результаты. Также допускается “цитирование в оригинале и в переводе в научных <…> целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования”. Более того, одним из главных признаков научного исследования является воспроизводимость, а значит, любой автор может использовать чужую грамотно описанную методику. В каждой области науки есть общепринятые методы, используемые практически всеми. Кроме того, в наше время частота цитирования (citation index) определяет актуальность работ, авторитет ученого и его научной школы. Следовательно, использование цитирования в научной практике неизбежно. Литературный обзор, а также использование мнения различных авторов в любой части научной работы требуют знания правил цитирования и оформления библиографических ссылок.

Использование библиографических ссылок в научных работах является обязательным в следующих случаях:

  • при цитировании фрагментов текста, формул, таблиц, иллюстраций;
  • заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций и прочих элементов не в виде цитаты;
  • перефразированном, недословном воспроизведении фрагмента чужого текста;
  • анализе в тексте содержания других публикаций;
  • необходимости отсылки читателя к другим публикациям, где обсуждаемый материал дан более полно.

Ссылки при цитировании и список использованной литературы оформляют согласно требованиям ГОСТ. Некоторые примеры оформления цитат или заголовков разных источников информации, в т. ч. электронных, в затекстовом списке литературы приведены в приложении 1.

В тексте научной работы обязательно должны иметься ссылки на все источники, указанные в списке использованной литературы.

Наличие в тексте работы цитат и ссылок, не представленных в списке литературы, и наоборот, а также появление в списке литературы источников, на которые нет ссылок в тексте работы, является грубейшей ошибкой. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, то есть пример плагиата, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная оплошность.

Плагиатом в науке чаще всего является использование фрагментов чужих работ без указания источника заимствования. Подобное редко влечет за собой административную или уголовную ответственность, но ведет к отказу в публикации, снятию диссертации с защиты и потере научной репутации недобросовестным автором. В то же время многие аспекты авторского права и цитирования в науке до сих пор неясны и дискутабельны. Например, содержание федеральных законов, требования стандартов, определения, взятые из словарей и энциклопедий, при публикации переходят в общественное пользование, и оттого что, к примеру, ученый А описывает их в работе, они не начинают ему принадлежать. Так что ученому Б при обсуждении работы коллеги А и цитировании соответствующих пунктов надо ссылаться не на коллегу А, а на первоисточник, который, с свою очередь, необходимо проверить. В общем, начинающему ученому всегда стоит посоветоваться с опытными товарищами и научным руководителем.

Нюансы изложения. Нельзя забывать, что в процессе анализа различных мнений при написании обзора литературы или обсуждении актуальности работы начинающему автору следует пользоваться научным стилем изложения, который наряду с точностью формулировок и безупречной грамотностью лишен эмоций и предельно корректен. С этой целью в соответствующих текстах при высказывании от первого лица эмоциональное “я” заменяют нейтральным “мы”, что также отражает коллективный характер научного творчества. Требования к написанному слову всегда выше, чем к слову сказанному. Нельзя позволять себе резкие оценки, уничижительные эпитеты, ибо никто не обладает монополией на истину. Более того, как правило, чем выше ранг и авторитет ученого, тем лучше он владеет культурой дискуссии.

Методики сбора, хранения и обработки информации

Обычно конкретная цель и задачи исследования формулируются в самом начале, но в процессе работы с информацией они могут уточняться и дополняться при получении первых результатов анализа. Для этого необходимо, чтобы информация, полученная в ходе собственного исследования, собиралась, хранилась и обрабатывалась эффективно и без потерь. Прежде всего, исследователю нужны правильно разработанные первичные документы для сбора информации. В каждой отрасли медицины есть свои типичные формы, но в методологии общественного здоровья и сестринского дела чаще всего используются бланки анкет, листы интервью, простые формы выкопировки из официальных медицинских учетно-отчетных документов или более сложные карты, учитывающие как выкопировку, так и результаты клинического обследования. Пример подобной сложной карты приведен в приложении 2. Пример бланка анкеты дан в приложении 3, при этом следует обратить внимание на анонимность документа, которая повышает достоверность ответов. Разумеется, автор может сам составлять бланки первичной документации или заимствовать их у других исследователей с последующей модификацией либо без нее. В последнем случае, как уже было указано, необходимо грамотно сослаться на первоисточник.

Первичная документация содержит лишь “сырые данные” (raw data), которые нужно свести в таблицы для создания собственных исследовательских баз данных. Лишь после этого информацию можно подвергнуть научному анализу с использованием различных статистических методов. В современных условиях российской медицинской науки большинство первичных документов все еще составляется на бумаге, а базы данных уже создаются и обрабатываются с помощью компьютерных программ. Для сравнительно небольших по объему исследований без сложных статистических расчетов, проводимых, к примеру, с целью написания журнальной статьи, выступления на конференции, сводную таблицу можно вести в программах Excel (входит в состав коммерческого Microsoft Office) или Calc (из бесплатного OpenOffice). Пример сводной таблицы в программе MS Excel 2003 приведен в приложении 4. Упомянутые модули электронных таблиц имеют собственные средства расчета простейшей статистики и построения диаграмм, а если их возможностей недостаточно, то данные можно перенести (импортировать) в более сложные программные комплексы статистического анализа – Statistica, SPSS и т. д. Исследователю нужно помнить о том, что на электронных носителях данные более уязвимы, и результаты многих месяцев и лет научной работы могут по техническим причинам исчезнуть с диска компьютера куда легче, чем гора бумаги из кабинета. В связи с этим нормой является резервное копирование информации (регулярное и без пропусков) на лазерный диск, флэш-карту, другой компьютер.

Медицинская и научная этика имеют один главный принцип – “не навреди”. Традиционно методология исследований по сестринскому делу в России заимствует большую часть из работ по общественному здоровью, меньшую – из иных медицинских и смежных специальностей, при этом объектом исследования являются люди (большие или малые группы). Исследователь должен соблюдать правила работы с личной информацией, которую ему, подписав согласие, доверили все участники исследования. Любая первичная документация, которая содержит персональные данные, по определению является служебной и не должна быть доступна посторонним. При необходимости передать часть материалов сторонним организациям, например для математической обработки, необходимо шифровать персональные данные подобно тому, как шифруется авторство результатов ЕГЭ. При публикации первичных документов в открытом доступе, к примеру, в учебных целях, необходимо убрать или изменить имена и фамилии (см., например, приложение 4).

Исследователь должен понимать, что в работе с информацией главное – не качество ее носителей и не скорость каналов передачи. Главным был и остается человеческий фактор, и это верно для любой области медицины, в том числе для сестринских исследований. Правильно спланированный дизайн, владение языком науки, соблюдение этики и развитые навыки работы с информацией определяют конечный успех исследования любого уровня: от студенческой работы до докторской диссертации по сестринскому делу.

Приложение 1

Правила и примеры оформления ссылок, цитат, списка литературы

в соответствии с ГОСТ 7.0.5–2008 и ГОСТ 7.1-2003

Оформление библиографических ссылок

Библиографические ссылки делятся на внутритекстовые, подстрочные, и затекстовые.

Внутритекстовые ссылки – это ссылки на источник, приводимые непосредственно в строке после текста, к которому они относятся. Текст ссылки заключается в круглые скобки, если авторов несколько, порядок следования принято устанавливать хронологически.

Пример:

На данную проблему ссылались многие авторы (Денисов А.В., 2001; Филиппов Ю.Н., 2002; R. Shnaider, 2005).

Подстрочные ссылки – располагаются внизу страницы, под строками основного текста в отчерченном колонтитуле, обозначаются арабской цифрой в надстрочном регистре.

Пример:

Подобное редко влечет за собой административную или уголовную ответственность*, но ведет к отказу в публикации, снятию диссертации с защиты и потере научной репутации недобросовестным автором.

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется в виде перечня библиографических записей, помещенных после текста документа или его составной части.

При нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа в целом или для отдельных глав, разделов. Порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке приводят в квадратных скобках.

Пример:

Историческое развитие патологической анатомии в России и зарубежных странах описано во многих монографиях.

Приложение 3

Лист опроса экспертов

Уважаемый коллега!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты о роли контроля в повышении качества оказания сестринской помощи пациентам. Любое мнение является для нас крайне важным. Мы гарантируем Вам полную анонимность, все результаты полученных ответов будут использованы в обобщенном виде. Заранее благодарим Вас за помощь в проведении исследования.

1. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст.

а) До 30 лет.

б) От 31 года до 40 лет.

в) От 41 года до 50 лет.

г) От 51 года до 60 лет.

д) Старше 60 лет.

2. Каков Ваш стаж работы на руководящей должности?

а) От 1 года до 3 лет.

б) От 4 до 10 лет.

в) Более 10 лет.

3. Дайте оценку организации системы контроля над качеством работы среднего медицинского персонала хирургической службы.

а) Простая формальность.

б) Правильно сформирована и не требует изменений.

в) Недостаточна, требует корректировки.

4. Довольны ли Вы качеством работы медицинских сестер?

а) Да.

б) Нет.

в) Затрудняюсь ответить.

5. Способствуют ли новые формы контроля и анализа улучшению качества сестринской деятельности?

а) Да.

б) Нет.

6. Каковы, по Вашему мнению, итоги контроля качества сестринской помощи в хирургической службе за 20__ г.?

а) Положение стало лучше.

б) Положение стало хуже.

в) Ничего не изменилось.

7. Ищете ли Вы причины плохого результата работы подчиненных и корректируете ли их?

а) Да.

б) Нет.

8. Кто должен совершенствовать формы контроля качества сестринской помощи в _________?

а) Заместитель главного врача по сестринскому персоналу.

в) Все внутренние эксперты.

г) Внутренние и внешние эксперты (в т. ч. научные работники).

д) Только старшая сестра отделения.

е) Пациент.

9. Выберите главное направление мероприятий по усовершенствованию качества работы сестринской хирургической службы. Укажите пять основных направлений в порядке их значимости.

а) Повышение квалификации медицинского персонала.

б) Полное обеспечение медикаментами.

в) Внедрение новых технологий.

г) Повышение заработной платы.

д) Оснащение, достойное финансирование, укрепление материально-технической базы.

е) Стимулирование работы за качество оказанной помощи.

ж) Оплата за качество медицинских услуг.

з) Усиление экспертного контроля.

и) Затрудняюсь ответить.

10. Оцените предложенные уточнения к карте экспертной оценки деятельности медсестры отделения нейрохирургии.

а) Ценные дополнения, заслуживают внедрения.

б) Заслуживают внимания, но требуют доработки.

в) Не имеют практического значения

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка
      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      Наши продукты






















      © 2006–2018 ООО «МЦФЭР», медиагруппа «Актион-МЦФЭР»

      Журнал «Здравоохранение» –
      практический журнал для главного врача.

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать документ на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 12 000 статей
      — 8 000 ответов на вопросы
      — 200 видеосеминаров
      — готовые формы и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные сервисы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×