Исследование медико-социальных аспектов деятельности медицинских сестер Курской области

24

В условиях реформирования здравоохранения сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию медицинских работников, а также представляемые им услуги рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребности населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи. Реформы, проводимые в сестринском деле, в конечном итоге должны повысить эффективность профессиональной деятельности сестринских служб. Следует отметить, что наряду с профессиональными социально-гигиенические факторы во многом определяют результативность трудовой деятельности специалистов.

С целью анализа и оценки социально-гигиенической характеристики медицинских сестер Курской области был проведен опрос. Анкета включала вопросы и от четырех до шести готовых ответов на каждый из них. Респондентам предлагалось выбрать наиболее приемлемые, на их взгляд, ответы (один или несколько). В опросе приняли участие 733 медицинских сестры, из них 301 работает в сельских ЛПУ, 432 трудятся в городских и областных ЛПУ. В лечебных отделениях стационара работает 312 респондентов, в поликлинике – 344, в диагностических и физиотерапевтических отделениях стационара – 77. Среди опрашиваемых было 80 главных и старших медицинских сестер, 182 медицинские сестры палатные (постовые), 37 медицинских сестер процедурной, 46 операционных медицинских сестер, 14 медицинских сестер перевязочной, 30 медицинских сестер-анестезистов, 344 медсестры, работающих в поликлинике.

Социально-гигиеническая характеристика опрошенных

Возраст. Основная масса специалистов сестринского дела Курской области (57,3 ± 1,6%) имеет возраст от 35 до 45 лет (табл. 1). Указанный возрастной промежуток является наиболее продуктивным для производственной деятельности, т. к. сочетание жизненного опыта с высоким профессионализмом позволяет специалистам поддерживать должный уровень сестринского обслуживания. Исследование выявило относительно немного лиц старше 55 лет (14 ± 1,2%), которые являются ценным кадровым потенциалом в плане передачи молодежи своего опыта, медицинской культуры и корпоративных традиций. Внушает оптимизм значительное количество молодежи в возрасте от 25 до 36 лет.

Таблица 1

Возрастной состав медицинских сестер, участвовавших в опросе (P ± mp, %)

Возраст

Место работы

Доля от общего числа опрошенных

Городское ЛПУ

Сельское ЛПУ

До 25 лет

3,7 ± 0,6

1,6 ± 0,4

1,3 ± 0,3

От 26 до 35 лет

18,3 ± 1,4

8,5 ± 1

26,8 ± 1,6

От 36 до 45 лет

15,8 ± 1,3

14,7 ± 1,3

30,5 ± 1,6

От 46 до 55 лет

11,4 ± 1,1

12,2 ± 1,2

23,6 ± 1,5

Начиная с 56 лет и старше

9,4 ± 1

4,6 ± 0,7

14 ± 1,2

Итого

58,4 ± 1,8

41,6 ± 1,8

100 ± 0

Что касается возрастных показателей сотрудников сестринской службы сельских ЛПУ, то обращает на себя внимание почти в два раза меньшее по сравнению с городскими ЛПУ количество специалистов в возрасте от 25 до 35 лет. Очевидно, молодые специалисты неохотно идут работать в ЛПУ, расположенные в сельской местности, предпочитая оставаться в городе.

Семейное положение. Исследование показало, что среди респондентов замужем находится 66 ± 1,7% медсестер; в разводе – 15 ± 1,3%; не состоит в браке – 12 ± 1,2%; является вдовами 7 ± 0,9%. То, что почти шестой части опрошенных не удалось сохранить брак, является негативным фактором, однако следует признать, что подобное положение, к сожалению, складывается и в других социальных группах страны. Что касается лиц, не состоящих в браке, то их относительно немного, это преимущественно молодые медсестры. Среди опрошенных только у 14 ± 1,2% нет детей. Это также преимущественно молодые сотрудницы, не состоящие в браке. Одного ребенка имеют 45 ± 1,8% специалистов, двоих детей – 38 ± 1,7%, троих и более – 3 ± 0,6%. Таким образом, семьи опрошенных медицинских сестер  преимущественно полные, с двумя детьми и более.

Жилищные условия. Медицинские сестры Курской области, работающие в городе, проживают преимущественно в собственных квартирах (табл. 2). Специалисты, проживающие в сельской местности, в основном имеют частное домовладение. Следует отметить, что одной из особенностей работников сельского здравоохранения является содержание личного подсобного хозяйства, что способствует решению проблемы питания в семье и пополнению семейного бюджета. Среди опрошенных специалистов сельских ЛПУ подсобное хозяйство имеют 41 ± 1,8%. Таким образом, жилищные условия основной массы медицинских сестер Курской области следует признать удовлетворительными.

Таблица 2

Жилищные условия медицинских сестер, участвовавших в опросе (P ± mp, %)

Вид жилья

Место проживания

Доля от общего числа опрошенных

Город

Сельская местность

Собственная квартира

39,1 ± 1,8

17,4 ± 1,3

56,5 ± 1,8

Частный дом

11,3 ± 1,1

21,3 ± 1,5

32,6 ± 1,7

Общежитие

2,5 ± 0,5

0,5 ± 0,2

3 ± 0,6

Жилье родственников

2,6 ± 0,5

1,5 ± 0,4

4,1 ± 0,7

Съемное жилье

3 ± 0,6

0,8 ± 0,1

3,8 ± 0,7

Итого

58,5 ± 1,8

41,5 ± 1,8

100 ± 0

Проведение досуга. Значительное количество опрошенных в свободное от работы время занимаются домашними делами, на это указали 63,2 ± 1,7% медицинских сестер. Однако многие респонденты проводят досуг иным образом: 6 ± 0,7% – занимаясь в фитнесс-клубах и бассейнах, 20 ± 1,4% – отдыхая на природе. Работу на дачном участке предпочитают 26 ± 1,6%. Следует отметить, что значительное количество респондентов в качестве отдыха смотрят телевизор и читают книги, журналы и газеты (28 ± 1,6% и 25 ± 1,5%, соответственно). Незначительное количество респондентов (4 ± 0,7%) затруднились с ответом на данный вопрос. Таким образом, до трети медицинских сестер связывает проведение досуга с активными видами деятельности, что положительно влияет на восстановление работоспособности, способствует общему укреплению организма.

Вредные привычки. Около половины опрошенных (53 ± 1,8%) ответило, что не имеет вредных привычек, 10 ± 1,1% курят. По данным исследования, никто из опрошенных не употребляет алкоголь часто, лишь по праздникам в умеренных количествах (33 ± 1,7%). Ни одна из медицинских сестер не указала на то, что когда-либо употребляла наркотики. Затруднились с ответом на вопрос о вредных привычках 5 ± 0,8%.

Здоровье. Только 23 ± 1,5% респондентов считают себя практически здоровыми. Одно хроническое заболевание имеют 32 ± 1,7% опрошенных, два хронических заболевания – 23 ± 1,5%, три хронических заболевания – 18 ± 1,9%, группу инвалидности – 4 ± 0,7%. Подобное положение не внушает оптимизма.

Режим работы. Не лучшим образом сказывается на здоровье и график производственной деятельности медицинских сестер. Круглосуточное функционирование ЛПУ требует посменной работы персонала. Большинство опрошенных сотрудников (69 ±1,7) работает ежедневно, остальные медицинские сестры – посменно, причем 13 ± 1,2% трудятся в режиме сутки через двое; 12 ± 1,2% – сутки через трое; 6 ± 0,7% специалистов работают по смешанному графику.

Работа ночью предполагает высокие физические и психологические нагрузки, тем не менее значительное количество медицинских сестер предпочитает посменную работу.

Совмещение и совместительство. Подавляющее большинство опрошенных медицинских сестер работает на одну ставку (табл. 3). Относительно небольшое количество лиц, работающих на 1,5 ставки, во многом объясняется полной занятостью сестринских должностей в конкретном ЛПУ, что делает невозможным совместительство. Данное положение особенно характерно для медицинских сестер, работающих в сельских ЛПУ.

Таблица 3

Нагрузка на медицинских сестер, участвующих в опросе (P ± mp, %)

Количество ставок, занимаемых специалистом

Место работы

Доля от общего числа опрошенных

Городское ЛПУ

Сельское ЛПУ

0,5 ставки

0,2 ± 0,1

0,4 ± 0,2

0,6 ± 0,2

1 ставка

41,9 ± 1,8

34,8 ± 1,7

76,7 ± 1,5

1,5 ставки

14,8 ± 1,3

5,2 ± 0,8

20 ± 1,4

Более 0,5 ставки

1,5 ± 0,4

1,2 ± 0,4

2,7 ± 0,5

Итого

58,4 ± 1,8

41,6 ± 1,8

100 ± 0

В настоящее время в различных сферах производства и обслуживания многие сотрудники изыскивают дополнительный заработок. Что касается опрошенных медицинских сестер, то 93,4 ± 1,8% из них трудятся только на основной работе. Однако 6,7 ± 0,9% респондентов помимо основной имеют дополнительную работу в частных медицинских учреждениях (1,6 ± 0,4%), в государственных ЛПУ (1,5 ± 0,4), в немедицинской сфере (3,5 ± 0,6%). Респонденты предпочитают частные медицинские структуры государственным из-за разницы в оплате труда – в частных клиниках заработная плата значительно выше.

Материальное положение. Только 2 ± 0,5% опрошенных заявили, что ни в чем не нуждаются. По-видимому, у тех, кто так ответил, члены семьи занимают высокооплачиваемые должности или получают соответствующие доходы от бизнеса. К указанной группе респондентов можно отнести и лиц, ответивших, что денег на приличное существование им хватает (13 ± 1,2%). Однако подавляющее большинство опрошенных (60 ± 1,8%) заявило, что им очень часто не хватает денег; а 18 ± 1,9% специалистов отнесли себя к категории постоянно остро нуждающихся. Затруднились с ответом 7 ± 0,7% опрошенных. Из полученных ответов можно заключить, что медсестры относятся к слабо защищенной в материальном отношении социальной группе.

Профессиональная подготовка медсестер

Основное образование. Большинство респондентов (88 ± 1,2) получило среднее медицинское образование в медицинском колледже (училище). Значительное количество средних медработников кроме среднего медицинского имеет еще и профильное высшее сестринское образование (2,6 ± 0,5%), а также немедицинское высшее образование (4,8 ± 0,8%). К сожалению, не все специалисты с ВСО занимают должности руководителей сестринских служб. Однако следует отметить, что увеличение числа лиц с ВСО положительно влияет на уровень сестринского обслуживания. Вместе с ВСО новой формой образования стал повышенный уровень среднего медицинского образования, которое получают в колледже по очно-заочной форме в течение полутора лет. В основном указанный вид подготовки получают старшие и главные медицинские сестры ЛПУ. Преимуществом получения повышенного уровня среднего медицинского образования является то, что, этот процесс занимает значительно меньше времени, чем получение ВСО, и дает право на занятие должностей руководителей сестринских служб. Подобную форму образования используют 4,6 ± 0,7% медицинских сестер. Что касается высшего немедицинского образования, то это преимущественно юридическое, экономическое и педагогическое образование.

Опрашиваемым было предложено ответить, насколько, по их мнению, ВСО влияет на престижность, заработную плату и возможность карьерного роста. Как выяснилось, только 15,2 ± 1,3% считают влияние ВСО значительным; 40,4 ± 1,8% относят его к ограниченному; 44,4 ± 1,8% вовсе отрицают подобное влияние. При этом 54,6 ± 1,8 % медицинских сестер заявили о необходимости ВСО для руководителей сестринских служб; 33,2 ± 1,7% придерживаются противоположного мнения; 12,2 ± 1,2% респондентов не определились с ответом.

По данным исследования только 66 ± 1,7% опрошенных получили образование по специальности “медицинская сестра”. Среди сестринского персонала ЛПУ значительной является доля лиц, имеющих специальность “лечебное дело” (фельдшер) и “акушерское дело” (акушерка) – 21,1 ± 1,5% и 10,8 ± 1,1%, соответственно. Фельдшеры, не имеющие возможности или желания трудиться по специальности и занимающие должность медицинской сестры, как правило, более подготовлены (в настоящее время срок обучения фельдшера составляет четыре года) и представляют собой ценный потенциал для комплектации сестринских служб. Что касается акушерок, работающих на должностях медицинских сестер, то уровень их подготовки в колледже вполне соответствует требованиям, предъявляемым к должности медицинской сестры. Среди опрошенных имеется незначительная доля лиц с образованием “фельдшер-лаборант” (2,1 ± 0,5%). Специалисты указанной категории в отличие от ранее рассматриваемых нуждаются при специализации в более углубленной подготовке, т. к. в учебном заведении изучали только некоторые элементы деятельности медицинской сестры.

До 14,2 ± 1,2% опрошенных сообщили, что имеют отличную теоретическую и практическую подготовку; 52,3 ± 1,8% заявили, что выпускники медицинского колледжа хорошо знают теорию, но слабо подготовлены практически. Противоположного мнения придерживаются 5,7 ± 0,8% респондентов. Значительное число медицинских сестер (27,8 ± 1,6%) отмечает недостаточную теоретическую и практическую подготовку молодых специалистов.

Качество подготовки молодых специалистов. Медсестрам было предложено ответить, по какому разделу сестринского дела, на их взгляд, хуже всего подготовлены молодые специалисты. Только 6,8 ± 0,9% ответили, что выпускники колледжа хорошо подготовлены по всем разделам. Остальные отметили слабое знание санитарно-противоэпидемического режима (12,7±1,2%), сестринских манипуляций (13 ± 1,2%), ухода за больными (4,9 ± 0,8%). Плохую подготовку по всем разделам отметили 11,1 ± 1,1% медицинских сестер; подавляющее большинство респондентов (51,8 ± 1,8%) затруднилось ответить.

Дополнительная подготовка. Чуть менее половины опрошенных (45,6 ± 1,8%) считает, что не нуждается в дополнительной подготовке ни по одному разделу сестринского дела. Однако 20,8 ± 1,5% все-таки хотели бы повысить свой профессиональный уровень по вопросам первой медицинской помощи, 16,9 ± 1,3% – по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима (СПЭР), 5 ± 0,8% – по выполнению манипуляций. По-видимому, это объясняется тем, что в процессе трудовой деятельности специалисты достаточно хорошо овладевают всеми сестринскими манипуляциями и в подготовке по указанному разделу сестринского дела нуждаются в незначительном объеме.

Согласно данным опроса 60,8 ± 1,8% специалистов считают, что на курсах повышения квалификации для медицинских сестер основной упор делается на теорию, 2,7 ± 0,5% респондентов – на практику. О сбалансированности объемов теоретического и практического обучения на курсах сообщили 30,4 ± 1,6%; при этом 6 ± 0,7% затруднились с оценкой.

По мнению медицинских сестер, специалисту их уровня помимо медицинских знаний необходимо знание юриспруденции (40,9 ± 1,8%), психологии (65,5 ± 1,7%) и экономики (17 ± 1,3%). Однако 2,7 ± 0,6% респондентов считают, что никаких знаний, кроме медицинских, им не нужно; 11,2 ± 1,1% затруднились ответить.

Испытывают недостаток знаний в области права 53,2 ± 1,8% медицинских сестер, в области экономики – 18,4 ± 1,4%, в области организации – 2,9 ± 0,6%.

Наличие квалификационной категории. Не имеют квалификационной категории 13,2 ± 1,2% опрошенных медицинских сестер. Более половины специалистов (62,8 ± 1,7%) имеет высшую квалификационную категорию, около 17,9 ± 1,4% – первую и 6,1 ± 0,8% – вторую.

Наставничество. Большинство респондентов связывает свое совершенствование в качестве специалистов с более опытными коллегами по работе – медицинскими сестрами и старшими медицинскими сестрами, на что указали 68,2 ± 1,7% и 18,6 ± 1,4%, соответственно. На преподавателей учебных заведений как на лиц, обучающих специальности, указали только 22,2 ± 1,5% опрошенных, на врачей – 13,6 ± 1,2%. В связи с этим представляется, что врачи должны шире реализовывать свой педагогический потенциал, обучая специалистов среднего звена, ведь именно от них медицинские сестры усваивают специальную терминологию, общий стиль поведения, медицинскую культуру, профессиональную этику. Затруднились с ответом 6 ± 0,7% опрошенных.

Исследование позволило установить, что только 28 ± 1,6% медицинских сестер занимаются обучением молодых специалистов. Ограничиваются контролем их работы 19 ± 1,4% опрошенных. Значительно чаще медицинские сестры не обучают и не контролируют молодых специалистов (до 42,3 ± 1,8%; р < 0,05). Затруднились с ответом 10,7 ± 1,1% опрошенных.

Мнение о подготовке младшего медицинского персонала. Помимо обучения молодых специалистов в обязанности медицинской сестры входит обучение младшего медицинского персонала и контроль над его работой. Исследование позволило установить, что только 9,5 ± 1,1% специалистов проверяют теоретические знания санитарок, 27,3 ± 1,6% – теорию и практику. Большинство же (63,2 ± 1,7%; р < 0,05) вообще не занимается указанной деятельностью.

В то же время значительное количество медсестер считает, что санитаркам необходима медицинская подготовка. Данное мнение мотивировано тем, что санитарки работают с людьми (37,9 ± 1,7%) и, имея минимальную медицинскую подготовку, могут взять на себя часть работы медсестры (подготовку клизмы, профилактику пролежней и т. д.). На это указали 41,6±1,8% опрошенных; 10,9 ± 1,1% не считают, что санитаркам необходимы медицинские знания; 9,6±1% затруднились с ответом.

Можно ли допускать молодых специалистов к работе сразу после получения образования. В настоящее время отечественные образовательные стандарты среднего медицинского образования ориентированы (по примеру стран Западной Европы и США) на то, чтобы выпускник, получивший соответствующее образование, сразу приступал к полноценной профессиональной деятельности. В связи с эти медицинским сестрам был задан вопрос о том, можно ли сразу ставить молодых специалистов на рабочие места. Утвердительно ответили только 13,6 ± 1,2% опрошенных. Большинство же (57,2±1,8%; р < 0,05) полагает, что все зависит от подготовки специалистов (в ряде случаев их можно сразу ставить на рабочие места). До 22,8 ± 1,5% медицинских сестер считает это неприемлемым и полагает, что молодых специалистов сначала нужно обучать на рабочем месте. Затруднились ответить на вопрос 6,4 ± 0,7%.

Самообразование. В основном медсестры получают дополнительные медицинские знания из специализированных журналов (57,2 ± 1,8%), около трети специалистов (31,9 ± 1,2%) – из популярной медицинской литературы, примерно такое же количество респондентов – из телевизионных передач медицинской тематики. Относительно незначительное количество специалистов (2 ± 0,5%) не получает самостоятельно медицинских знаний; 5 ± 0,8% респондентов затруднились с ответом.

Отношение медицинских сестер к своей профессиональной деятельности

Удовлетворенность работой. В основном медицинских сестер не устраивает заработная плата (67 ± 1,7). В то же время 25,9 ± 1,6% специалистов указали в качестве фактора неудовлетворенности работой на высокие психоэмоциональные, а 3,8 ± 0,7% – на высокие физические нагрузки. Это несколько настораживает, т. к. в настоящее время принято считать, что медицинские сестры в основном подвержены физическим перегрузкам. Взаимоотношения в коллективе не устраивают в среднем 6 ± 0,7% опрошенных.

До 3,3 ± 0,6% специалистов всем удовлетворены в работе, столько же опрошенных затруднились дать ответ.

Опрашиваемым также было предложено назвать основные причины увольнения знакомых медсестер. Большинство (68,6 ± 1,7; р < 0,05) указало на низкую заработную плату, 14 ± 1,2% – на личные обстоятельства (семейные проблемы, переезд и т. д.), 9,7 ± 1,1% – на тяжелые нагрузки, 4 ± 0,7% – на нездоровые отношения в коллективе. Затруднились с ответом 14,4 ± 1,2% опрошенных.

Характер взаимоотношений с руководителем сестринской службы. На полную удовлетворенность взаимоотношениями с руководителем указало подавляющее большинство респондентов (р < 0,001) – около 87 ± 1,2%. Однако 3,7 ± 0,7% специалистов указали на недостаточное уважение со стороны старшей медицинской сестры; 1,2 ± 0,4% – на излишнюю требовательность старшей медицинской сестры; и 8,1 ± 1% затруднились с ответом. Среди опрошенных 70,2 ± 1,6% никогда не конфликтовали со старшей медицинской сестрой; у 4,2 ± 0,7% были конфликты, связанные с недобросовестным отношением к обязанностям; 1,4 ± 0,4% указали на личную неприязнь; 2,3 ± 0,5% респондентов отметили нарушение дисциплины; на совокупность всех причин указали 2,5 ± 0,5%; и 19,4±1,4% затруднились с ответом.

Распределение обязанностей. Традиционно принято считать, что медицинские сестры выполняют значительный объем работы, не требующей профессиональной медицинской квалификации (заполнение и доставка документации, уборка, транспортировка пациентов). Однако исследование показало, что почти у половины опрошенных такой работы немного: 15,2 ± 1,3% указанную работу не выполняют; 16,9 ± 1,3% выполняют крайне редко; 10,8 ± 1,1% затруднились с ответом. Только 12,8 ± 1,2% медицинских сестер отметили, что в их деятельности работа, не требующая имеющейся у них профессиональной квалификации, занимает основную часть времени.

Значительную часть рабочего времени медицинских сестер занимает заполнение различного рода документации: до 51,6 ± 1,8% опрошенных считает, что таких документов чрезвычайно много; 15,4 ± 1,3% респондентов отметили, что заполнение документации занимает незначительное время в их работе; до 33 ± 1,7% специалистов считают количество заполняемых ими документов оптимальным.

В процессе деятельности медицинская сестра лечебного отделения кроме процедур осуществляет еще и уход за пациентом. Физический уход, являясь одним из разделов сестринского дела, призван восполнить дефицит самоухода у пациентов, возможно, в полном объеме. В практическом здравоохранении помимо медицинской сестры указанной деятельностью занимаются санитарки и родственники пациентов. При изучении мнения медицинских сестер о том, кто должен выполнять физический уход за пациентами (кормить больных, подавать им судно, умывать и т. д.), только 20,9 ± 1,5% опрошенных указали на медицинскую сестру; 58,7 ± 1,8% считают это работой санитарки; 40,8 ± 1,8% отметили возможность привлечения к уходу родственников. По мнению 27,4 ± 1,6% опрошенных, наиболее полно и качественно дефицит самоухода может восполнить медицинская сестра; 19,1 ± 1,4% указали на санитарку; однако большинство специалистов (59,2 ± 1,8%) считает, что наиболее качественный уход могут обеспечить только родственники.

Следует отметить, что в лечебных учреждениях стран Западной Европы и Америки родственники широко привлекаются к уходу за пациентами. В отечественных ЛПУ родственники пациентов тоже достаточно часто осуществляют уход, что представляется вполне оправданным. Медицинская сестра в данном случае выступает для родственников пациента консультантом и помощником. Следует отметить, что выполнение медицинской сестрой физического ухода за пациентами не лучшим образом влияет на престижность ее профессии.

Отношение врачей. Только 19,9 ± 1,4% респондентов отметили, что врачи относятся к медицинским сестрам как к равным коллегам в лечебном процессе. До 56,8 ± 1,8% заявило, что врачи относятся к ним с уважением, но равными не считают; 12,3 ± 1,2% отметили неуважение со стороны врачей; 11 ± 0,3% затруднились с ответом. Такое мнение подтверждается и ответами на вопрос по поводу того, интересуются ли врачи проблемами медсестер. Только 6,1 ± 0,7% ответили утвердительно; 22,9 ± 1,5% – отметили, что интересуются частично; 25,4 ± 1,5% указали, что врачи слабо разбираются в проблемах медсестер; 31,8 ± 1,7% респондентов заявили, что врачи совершенно не интересуются их проблемами; а 13,8 ± 1,2% опрошенных затруднились с ответом.

Оценка престижности профессии. На вопрос о том, стали бы сегодняшние медсестры снова поступать в медицинское училище (колледж) после школы, 27,4 ± 1,6% ответили отрицательно. Только 25,5 ± 1,6% дали утвердительный ответ, заметив, что испытывают призвание к медицине; 23,6 ± 1,5, скорее всего, снова избрали бы профессию медицинской сестры; 23,5 ± 1,5% затруднились с ответом.

Только 11,2 ± 1,1% опрошенных специалистов относят свою работу к престижным видам деятельности; 16,4 ± 1,5% респондентов считают ее непрестижной, но и не хуже других. Остальные придерживаются противоположного мнения, мотивируя свой ответ низкой заработной платой (37,8 ± 1,7%) и недостаточным уважением к медсестре со стороны общества и государства (27 ± 1,6%). Затруднились с ответом на вопрос о престижности профессии 7,6 ± 0,9%.

Также медицинских сестер спросили, хотели бы они видеть своих дочерей медсестрами. Подавляющее большинство (69,3 ± 1,7%; р < 0,001) ответило отрицательно, мотивируя свою позицию неуважительным отношением к средним медицинским работникам как со стороны государства, так и со стороны общества. Только 13,9 ± 1,2% опрошенных хотели бы видеть своих дочерей медсестрами. При этом такие респонденты по-разному аргументировали свой ответ. Так, 3,8 ± 0,7% объяснили такое желание высокой престижностью профессии; 5,5 ± 0,8% – возможностью специалиста с сестринским образованием всегда найти себе работу; 4,6 ± 0,7% хотели бы видеть своих дочерей медсестрами только в том случае, если они никуда не смогут поступить, кроме медицинского колледжа. Затруднились ответить на данный вопрос 16,8 ± 1,3%.

Также опрошенным было предложено ответить на вопрос, хотели бы они уйти из медицины. Выяснилось, что ушли бы хоть сегодня, если бы было куда, 23,6 ± 1,5% опрошенных; 23,9 ± 1,5% специалистов хотели бы уйти, но считают, что им не позволяет возраст. Наиболее профессионально ориентированная группа (18 ± 1,4%) заняла третью рейтинговую позицию, ответив, что медицина – их призвание. К этой же группе относятся специалисты, заявившие, что не уйдут из медицины, поскольку больше нигде не нужны (5,2 ± 1,8%). Настораживает значительное количество лиц, затруднившихся с ответом, – 29,3 ± 1,6%.

Отношение медицинских сестер к реформам в сестринском деле

Отношение к реформам в сестринском деле, проводимым в течение последних 15 лет. Только 7,8 ± 0,9% опрошенных считают, что сестринское дело удалось радикально реформировать; 59,5 ± 1,8% отмечают некоторые незначительные изменения, связанные с образованием, сертификацией, присвоением категорией; 13,5 ± 1,2% никаких признаков реформ не отметили; и 19,2 ± 1,4% затруднились с ответом.

Что нуждается в реформировании. Подавляющее большинство опрошенных (70 ± 1,6%) связывает данную реформу с материальным стимулированием труда. Однако 41 ± 1,8% считают, что реформа должна быть направлена прежде всего на повышение статуса медицинской сестры; а 9 ± 1% – на повышение эффективности деятельности сестринской службы. Более внимательное отношение к пациенту как цель реформирования выделили 10,9 ± 1,1% респондентов.

О сестринском процессе. До 50,3 ± 1,8% респондентов считает, что сестринский процесс нужен во всех ЛПУ; 10,1 ± 1,1% отметили, что он необходим в учреждениях медико-социального профиля; 13,9 ± 1,2% полагают, что в настоящих условиях в сестринском процессе нет необходимости; 25,7 ± 1,6% затруднились с ответом.

О расширении профессиональных обязанностей. Модернизация здравоохранения предусматривает предоставление медицинской сестре большей самостоятельности в лечебном процессе, однако наблюдается неоднозначное отношение медицинских сестер к этому. Так, на вопрос о том, хотели бы они иметь больше самостоятельности в лечебном процессе (назначать анальгин при болях, антигистаминные препараты при аллергии и т. д.), только 19 ± 1,4% опрошенных ответили положительно, аргументируя свой ответ достаточным опытом; 23,9 ± 1,5% медицинских сестер допускают подобное только после специальной подготовки. Остальные опрошенные не хотят быть более самостоятельными и не желают нести ответственность (36,3 ± 1,7%) либо просто считают, что так проще работать (9,8 ± 1,1%). До 11 ± 1,1% респондентов затруднилось с ответом.

О показателях сестринской деятельности. О том, что объективные показатели сестринской деятельности нужны, высказались 38,2 ± 1,7% опрошенных; введение таковых считают необходимым только в том случае, если это будет влиять на зарплату, 18,3 ± 1,4% респондентов; 30,9 ± 1,7% медицинских сестер заявили, что объективные показатели сестринской деятельности не нужны; 12,6 ± 1,2% затруднились с ответом.

О компьютеризации. У медицинских сестер поинтересовались, необходимо ли им для работы знание компьютера. Только 4,9 ± 0,8% ответили отрицательно; 59,9 ± 1,8% считают знание компьютера обязательным, поскольку это свидетельствует об общем уровне образования; 21,6 ± 1,5% полагают, что знание компьютера необходимо только для сдачи экзаменов; 13,6 ± 1,2% затруднились с ответом.

Что касается умения работать на компьютере, то 40,6 ± 1,8% имеют лишь начальные знания, необходимые для сдачи экзаменов; 40,1 ± 1,8% опрошенных могут набрать текст, построить график, выйти в Интернет; а 6,8 ± 0,9% работают с такими программами, как Microsoft Excel, Power Point и т. п. Только 9,2 ± 1% не умеют пользоваться компьютером; а 3,3 ± 0,6% затруднились с ответом. Дома у 56,6 ± 1,8% медицинских сестер есть компьютер у дочери, сына, мужа; 12,2 ± 1,2% владеют личным компьютером; до 24,6 ± 1,5% не имеют компьютера, т. к. он дорого стоит; и 6,6 ± 0,9% считают, что компьютер дома не нужен.

Что касается компьютеризации рабочих мест, то на обязательность этого указали 25,5±1,6% медицинских сестер; а на то, что наличие компьютера не помешало бы, хотя можно обойтись и без него, – 39,3 ± 1,8%; заявили, что компьютер на рабочем месте не нужен, 35,2 ± 1,7% респондентов.

Подводя итоги исследования

Среди опрошенных медицинских сестер Курской области преобладают женщины в возрасте от 35 до 45 лет, состоящие в браке, проживающие в удовлетворительных жилищных условиях, имеющие детей, посвящающие свободное время в большей степени ведению домашнего хозяйства, не имеющие вредных привычек, однако, как правило, страдающие хроническими заболеваниями, работающие преимущественно ежедневно и испытывающие недостаток денежных средств.

Большинство респондентов имеет среднее профессиональное образование. В то же время прослеживается тенденция к увеличению числа медицинских сестер с повышенным уровнем медицинского образования, с высшим сестринским и немедицинским образованием. Более половины медицинских сестер считает необходимым наличие у руководителей сестринских служб ВСО. Тем не менее, многие из опрошенных испытывают недостаток знаний в области первой медицинской помощи и сантарно-противоэпидемического режима. Почти половина опрошенных специалистов достаточно самонадеянно считает, что не нуждается в дополнительной подготовке. Имея специальные навыки, медицинские сестры испытывают недостаток знаний в области права, экономики и организации здравоохранения. В основном становление медицинских сестер как профессионалов происходит при обучении их на рабочем месте опытными коллегами. Опрошенные считают, что приходящие в здравоохранение молодые специалисты нуждаются в подготовке на рабочих местах. Дополнительные знания по специальности медицинские сестры получают в основном из специальных журналов и телепередач.

Уровень квалификации медицинских сестер Курской области достаточно высок: более половины специалистов имеют высшую квалификационную категорию. Подавляющее большинство опрошенных работает на одну ставку. Однако 6,7±0,9% респондентов помимо основной работы имеют и дополнительную. В основном медицинских сестер не устраивает в работе заработная плата, что является основной причиной увольнения. До четверти специалистов заявило, что для них слишком высоки психоэмоциональные нагрузки в профессии. Только 12,8 ± 1,2% опрошенных отметили, что работа, не требующая профессиональной квалификации, занимает у них основное время, остальные опрошенные считают ее существенной.

В основном медицинские сестры не относят свою работу к разряду престижных по причине низкой заработной платы и недостаточного уважения к медсестрам со стороны общества и государства. Только 13,9 ± 1,2% хотели бы видеть своих дочерей медсестрами. Около половины опрошенных хотели бы уйти из медицины.

Подавляющее большинство респондентов считает знание компьютера необходимым медицинской сестре, и около половины опрошенных умеет работать на нем. При этом на его обязательное наличие на рабочем месте указало чуть больше четверти респондентов.

Большинство медицинских сестер считает, что кардинальных изменений, существенно повлиявших на статус медицинской сестры и ее материальное положение, за последние 15 лет не произошло, хотя именно это должно быть главной целью реформы сестринского дела. Тем не менее, в связи с модернизацией здравоохранения только пятая часть опрошенных хотела бы расширения своих профессиональных функций в лечебном процессе. Впрочем, этому не способствует отношение врачей, которые, как отметили респонденты, в большинстве своем не рассматривают медицинских сестер как равных партнеров и не интересуются их проблемами.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка
      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      Наши продукты






















      © 2006–2018 ООО «МЦФЭР», медиагруппа «Актион-МЦФЭР»

      Журнал «Здравоохранение» –
      практический журнал для главного врача.

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать документ на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 12 000 статей
      — 8 000 ответов на вопросы
      — 200 видеосеминаров
      — готовые формы и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные сервисы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×