text
Портал для медицинских работников

Опыт работы медицинских сестер с родителями детей, страдающих врожденной патологией тазобедренных суставов, при лечении их с помощью распорок

  • 15 июля 2012
  • 52

В последние годы наблюдается увеличение числа пациентов с врожденной патологией тазобедренного сустава, в частности с подвывихами и вывихами (согласно статистике девять случаев на 1 тыс. детского населения).

Для лечения детской патологии тазобедренного сустава, как правило, применяют специальные конструкции, в связи с чем возникает необходимость обучить родителей уходу за ребенком в этот период. Существенная роль в процессе обучения отводится медицинской сестре. Каждый раз, встречаясь с родителями ребенка, находящегося в несъемной конструкции, она отвечает на все возникающие у них вопросы, дает своевременные грамотные советы, помогает справиться с трудностями психологического и физиологического характера.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Предлагаемая статья знакомит с опытом работы медицинских сестер ортопедического центра, входящего в состав Центра амбулаторной хирургии на базе Детской городской клинической больницы № 13 им. Н.Ф. Филатова (далее – ДГКБ № 13), а также с результатами анкетирования родителей тех, детей, которые проходят лечение в этом медицинском заведении.

О Центре амбулаторной хирургии

Центр амбулаторной хирургии был создан на базе ДГКБ № 13 в 1991 г. Под термином “амбулаторная хирургия” подразумевается широкий спектр манипуляций и оперативных вмешательств, позволяющих проводить лечебно-диагностические мероприятия без госпитализации пациента.

В состав Центра амбулаторной хирургии входят следующие подразделения:

  • хирургический стационар одного дня (базовый элемент);
  • консультативно-диагностическое отделение;
  • отделение лечения доброкачественных новообразований;
  • отделение амбулаторной ортопедии;
  • уроандрологический модуль.

Отделение амбулаторной ортопедии имеет дневной стационар на 15 коек. Здесь проходят лечение дети с широким спектром ортопедической патологии. Наряду с консультативным приемом врачи проводят малоинвазивные оперативные вмешательства, а также гипсовые работы разной степени сложности с детьми всех возрастов, в т. ч. с недоношенными, маловесными пациентами с синдромальной патологией. В отделении разработана совокупность дифференциально-диагностических критериев определения врожденной и приобретенной патологии тазобедренного сустава у детей раннего возраста. К сожалению, количество таких больных ежегодно увеличивается (таблица).

Распределение первичных больных по нозологии

Нозология

Количество (абс.) пациентов, обратившихся за консультацией

Количество (абс.) пациентов, взятых на лечение

Количество пациентов, прошедших лечение с помощью шины-распорки

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Дисплазия тазобедренных суставов

71

84

103

69

82

99

69

82

99

Врожденный подвывих бедер

87

99

109

82

96

105

78

93

100

Врожденный вывих бедер

34

41

52

30

38

49

5

5

7

Лечение с помощью постоянно фиксирующей абдукционной шины-распорки

Главной задачей лечения детей с врожденной патологией тазобедренного сустава является раннее анатомическое восстановление соотношения положений его частей. При своевременной диагностике достичь этого можно путем применения атравматичных функциональных методик лечения. На кафедре хирургических болезней детского возраста РГМУ на базе ДГКБ № 13 пациентов первых шести месяцев жизни с патологией тазобедренного сустава с 1959 г. лечат с помощью постоянно фиксирующей абдукционной шины-распорки. Эта конструкция способствует расслаблению аддукторов и сохранению функционально выгодного положения нижних конечностей для вправления вывиха и дозревания вертлужной впадины. При этом она не причиняет ребенку боли и неудобств. Во время лечения шина не снимается ни при каких обстоятельствах в отличие, например, от стремян Павлика, подушки Фрейка и шины Виленского, что позволяет достичь большей стабильности в суставе.

Шина представляет собой две манжеты, изготовленные из фланелевого материала, и расположенную между ними палку-распорку, помещенную в такой же фланелевый чехол. Манжеты фиксируют на нижних конечностях на 2–3 см выше лодыжек, к ним пришивают палку-распорку, по размеру соответствующую расстоянию между лодыжками при ненасильственном разведении ножек в тазобедренном суставе.

При применении шины происходит постепенное расслабление приводящих мышц бедра. Через неделю шину перекладывают с увеличением разведения в тазобедренном суставе ровно настолько, насколько позволяют ножки ребенка (на первом месяце лечения шину-распорку меняют раз в неделю). Полное разведение в тазобедренных суставах достигается к концу первого месяца лечения, после чего в связи с интенсивным ростом ребенка шину-распорку следует менять уже раз в две–четыре недели.

За время фиксации на шине происходит расслабление аддукторов и дозревание вертлужной впадины. В среднем продолжительность фиксации на шине составляет от трех до шести месяцев в зависимости от степени выраженности диспластического процесса в тазобедренном суставе, возраста ребенка и срока восстановления вертлужной впадины, особенно ее наружного костного выступа.

Шину-распорку изготавливает медсестра, работающая в кабинете врача-травматолога-ортопеда. При этом учитываются возраст и анатомические особенности ребенка, находящегося на лечении в ортопедическом отделении. Материал для изготовления шин (фланелевые или байковые пеленки) закупают родители пациента.

За последние годы ранняя диагностика и своевременное начало лечения детей в ДГКБ № 13 позволили свести количество оперативных вмешательств на тазобедренных суставах к нулю.

Организация обучения родителей уходу за ребенком

Обучение родителей уходу за малышом в период лечения можно проводить одновременно с наложением шины-распорки. Для этого в ДГКБ № 13 созданы соответствующие условия. Ортопедический кабинет представляет собой помещение, оснащенное всем необходимым для ведения консультативного приема, осмотра детей разного возраста и наложения несъемных конструкций для лечения патологии тазобедренных суставов. Находящиеся в кабинете столы врача и медсестры сдвинуты вместе для облегчения обмена информацией и документацией. Новорожденных детей осматривают на пеленальном столике с мягкой клеенчатой подушкой (при необходимости на нем же осуществляют наложение шин-распорок), детей старшего возраста осматривают на кушетке.

Пеленальный столик расположен в хорошо освещенной зоне. Возле него находятся емкость с крышкой для использованных пеленок (скидываемых после каждого пациента), а также емкость для утилизации старых конструкций. Имеются два стеклянных шкафа для хранения ортезов и емкостей с заготовками для шин-распорок и других конструкций. Шкафы закрываются на ключ. Все кабинеты ортопедического центра полностью укомплектованы инвентарем для проведения санитарно-гигиенической обработки, оснащены, телефонной связью, компьютерами с подключением Интернета.

Главная медицинская сестра регулярно составляет план занятий с медицинскими сестрами по повышению их профессионального уровня. Такие занятия проводятся в форме сестринских конференций не реже одного раза в месяц. Переобучение и повышение квалификации медперсонала направлено на совершенствование профессионализма и привитие принципов этики, деонтологии и милосердия. Следует отметить, что при этом не проводится специальная профподготовка среднего медицинского персонала для обучения родителей по уходу за детьми, получающими лечение в ортопедическом центре.

Еженедельно во время обхода отделений главная медсестра больницы проверяет наличие необходимого для работы инвентаря (отмечая в списке пришедший в негодность), и растворов, контролирует соблюдение средним медицинским персоналом санитарно-противоэпидемического режима и трудовой дисциплины, а также наличие на рабочих местах обучающих пособий для родителей пациентов. Таким образом, старшая медицинская сестра отделения организует процесс обучения медсестрами пациентов и их родителей и контролирует его.

Несъемная конструкция обеспечивает достоверный результат лечения, однако отсутствие возможности снять ее для проведения гигиенических мероприятий затрудняет уход за ребенком.

В процессе обучения родителей пациентов врач подробно информирует их о способах, этапах и сроках лечения с применением несъемной конструкции (шины-распорки). Медсестра, в свою очередь, дает подробные рекомендации по уходу за ребенком, наглядно демонстрируя некоторые особенности: предварительное обертывание распорки полиэтиленовым пакетом перед купанием малыша; размещение ребенка на подставке для купания (горочке или тазике); правильную фиксацию распорки в процессе гигиенических процедур (купания и смены памперса); оказание ребенку помощи при переворачивании со спины на животик (и наоборот): изготовление заплаток и наложение их на наиболее проблемные участки распорок; обработку швов в местах разрыва ткани; технологию ушивки распорки в случае ее соскакивания с ножек малыша, фиксацию ребенка в распорке в положении на боку.

Все рекомендации родители получают в день наложения ребенку распорок. Для лучшего понимания и усвоения информации им выдают памятку по уходу за пациентом, находящимся в конструкции, с иллюстрациями и их подробным описанием. В такой памятке, составленной палатными медсестрами отделения на основании наиболее часто задаваемых вопросов, указаны определенные ограничения на период лечения ребенка с помощью конструкции, особенности проведения массажа и ЛФК, а также номера контактных телефонов для связи родителей с врачом или медсестрой на случай возникновения вопросов. Раньше обучение уходу за пациентом проводилось только в устной форме, появление наглядного печатного пособия с фотографиями и подробными комментариями значительно облегчило и ускорило этот процесс.

Смену распорок осуществляет медсестра. В течение первого месяца лечения (до очередного планового врачебного осмотра) пациенты контактируют только с ней с периодичностью раз в неделю. Проведение процедур по смене шины-распорки регулируется посредством выдачи родителям на руки талонов на следующий прием (форма 025-4/у-88) с указанием даты и времени визита. В кабинете имеется журнал для записи больных на очередной прием, в котором фиксируют все осуществляемые и планируемые манипуляции, дату и время проведения назначенных процедур. Это позволяет четко распределить рабочее время, исключить очередь у кабинета врача и оказывать достаточно внимания каждому пациенту во время приема. Все проводимые манипуляции также фиксируют в карте амбулаторного больного (форма 025-у).

По окончании лечения врач проводит заключительный осмотр ребенка. При этом родителям выдают на руки результаты всех исследований (данные рентгенографии и УЗИ), проводимых во время лечения, а также заключение врача с указанием диагноза и с рекомендациями на период реабилитации ребенка. Во время осмотра медсестра показывает родителям комплекс упражнений на тазобедренном суставе, который им необходимо будет самостоятельно проводить в домашних условиях в течение месяца.

В ортопедическом отделении Центра амбулаторной хирургии палатная медсестра играет ключевую роль в процессе обучения родителей пациентов, поскольку контактирует с ними больше остальных. Она осуществляет наложение несъемной конструкции для лечения врожденной патологии тазобедренного сустава и несет ответственность за правильность проведения этой процедуры и своевременность смены конструкции, а также предоставляет родителям необходимую информацию по уходу за ребенком.

Следует отметить, что медсестрам очень часто приходится развенчивать предвзятое отношение родителей к применяемым конструкциям и формировать у них соответствующую установку на правильное лечение.

В ортопедическом центре работают две палатные медсестры: одна имеет высшую квалификационную категорию, вторая – повышенный уровень образования с углубленной подготовкой по специальности “сестринское дело”. Палатная медсестра высшей категории обучает молодых сотрудников непосредственно на рабочих местах особенностям наложения несъемных конструкций, применяемых для лечения патологии тазобедренного сустава (облегченных гипсовых повязок и шин-распорок). В данном случае значение наставничества для обучения персонала трудно переоценить.

Изучение уровня знаний родителей

С целью изучения исходного уровня знаний родителей об уходе за ребенком, которому наложена шина-распорка, с февраля по апрель 2011 г. проводилось анкетирование 30 человек, чьи дети были взяты на лечение в ортопедический центр ДГКБ № 13. Выяснилось, что 80% пациентов поступило на лечение по направлению из поликлиники, остальное количество – на добровольных началах (родителям этих пациентов заведомо было известно, что лечение подразумевает наложение несъемной конструкции).

В качестве основного источника информации о заболевании ребенка родители используют Интернет, что часто искажает представление о проблеме, способах лечения и возможных осложнениях в отсутствие такового.

Большая часть родителей (57%) никогда не сталкивалась с данной патологией и не имеет представления о методах ее лечения, 30% респондентов знают (слышали) о простейшем и устаревшем методе лечения – широком пеленании. Несмотря на то, что ДГКБ № 13 применяет для лечения тазобедренного сустава несъемные конструкции, 64% родителей заинтересованы в наблюдении именно в этом учреждении, а потому принимают его условия. Информацию о существовании различных методов лечения данной патологии в обязательном порядке предоставляют всем родителям для того, чтобы они могли решить, где и с помощью каких конструкций лечить своего ребенка. Выяснилось, что 36% опрошенных ранее не имели представления о других методах лечения патологии тазобедренного сустава.

Несмотря на то, что большая часть пациентов остается на лечении в центре ДГКБ № 13 и что многие возвращаются после получения консультаций в других учреждениях, также занимающихся данной патологией, 80% родителей имеют неправильное представление о применяемых конструкциях и их влиянии на ребенка. Как правило, они переживают по поводу того, что из-за сильного ограничения в движениях малыш будет отставать в психомоторном развитии.

Все опрошенные изъявили желание получить у медсестры памятку по уходу за ребенком, находящимся в шине-распорке.

Приложение 1

Памятка для родителей по уходу за ребенком, находящимся в шине-распорке

Уважаемые родители!

Ваш ребенок взят на лечение в ортопедический центр ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова по поводу дисплазии тазобедренного сустава, где ему наложена шина-распорка.

Эта конструкция представляет собой две манжеты из фланелевого материала, нашиваемые непосредственно при надевании на ребенка, и расположенную между ними палку-распорку, помещенную в такой же фланелевый чехол. Манжеты фиксируются на нижних конечностях на 2–3 см выше лодыжек, к ним пришивается палка-распорка, по размерам соответствующая расстоянию между лодыжками при ненасильственном разведении ножек в тазобедренном суставе.

Применение в нашем учреждении несъемных конструкций подразумевает непрерывное лечение, которое обеспечивает достоверные результаты. Эффективность лечения во многом будет зависеть от того, насколько грамотно вы будете выполнять все рекомендации врача и медсестры. Предлагаемая памятка поможет развеять предубеждение относительно несъемных конструкций, применяемых для лечения дисплазии, и окажет помощь в уходе за ребенком.

Из чего делают заготовки для распорок

Заготовки для распорок изготавливают вручную из новой хлопчатобумажной или фланелевой ткани с мягким крупным ворсом, цветной и с рисунком для детей. Края манжет наметывают вручную так, чтобы не было лишних швов во избежание травмирования кожи ребенка, чехол для палочки-распорки прострачивают на машинке. После пошива заготовку проглаживают утюгом.

Как ребенок реагирует на распорку

Как правило, дети хорошо переносят наложение распорки. Это не причиняет им боли. В отличие от других конструкций распорка минимально ограничивает движения нижних конечностей малыша, а именно не позволяет свести и развести ножки, т. е. они становятся взаимозависимыми, поэтому ребенок может покапризничать лишь первые день-два.

Купание

Если дома имеется подставка для купания (горочка), искупать ребенка в распорке будет значительно легче. Купать удобнее вдвоем: один держит ножки приподнятыми кверху, второй купает. Распорку желательно не мочить, поэтому перед купанием ее необходимо обернуть полиэтиленовым пакетом. Затем надо положить ребенка на подставку и, придерживая ножки кверху (можно держать за палочку), поливать его из душа или купать на руках. Если во время купания распорка все-таки намокнет, нужно аккуратно, стараясь не обжечь ребенка, высушить ее феном. Нельзя допускать, чтобы распорка намокала при каждом купании – систематически мокнущая ткань постепенно начинает бахромиться и растягиваться, распорка теряет вид, перестает выполнять свою основную функцию и начинает соскакивать с ножек. Кроме того, под мокрой тканью кожа на ножках малыша преет и шелушится, что создает определенный дискомфорт, а в случае присоединения инфекции может стать причиной развития воспалительного процесса.

Во что одевать ребенка

Поскольку конструкция несъемная, в качестве одежды нужно использовать боди и штанишки с кнопками или пуговицами на внутренней поверхности ножек. Одежда должна быть больше на размер, так как распорка занимает много пространства. В зимний период в качестве верхней одежды используют конверты для новорожденных, а для детей старше шести месяцев их шьют из теплого одеяла или плотной ткани.

Психомоторное развитие ребенка

Распространено мнение, что конструкции, предназначенные для лечения патологии тазобедренного сустава, задерживают психомоторное развитие ребенка. Родители думают, что, находясь в распорках, он не будет ни садиться, ни переворачиваться, ни вставать, ни ползать. Это не так. Со временем ребенок научится самостоятельно переворачиваться, присаживаться и садиться, а дети старшего возраста, находящиеся на длительном лечении в распорках, – начнут вставать и ходить. В этом возрасте дети еще не знают, как должно быть на самом деле, и приспосабливаются к ситуации.

Заметим , что очень часто сами родители стараются ограничить ребенка в движении, опасаясь, что высокая активность и нагрузка на суставы могут неблагоприятно сказаться на лечении. Однако не стоит этого делать, потому что принцип лечения в распорках заключается не в ограничении малыша в движениях, а в правильном положении суставов (нужном соотношении головок и впадины) в процессе роста и развития ребенка. Такой метод даже называется “лечение положением”, или функциональным методом.

Насколько ограничены движения ребенка

В отличие от прочих съемных и несъемных конструкций шина-распорка ограничивает только сведение и разведение ножек. Все остальные движения в тазобедренном, коленных и голеностопных суставах сохраняются.

Что делать, если распорка соскакивает или рвется

Если на распорке расходятся швы или отрываются нитки, нужно сразу подшить ткань. Не стоит откладывать это на потом, ведь если конструкция разрушится, ее придется заменить целиком значительно раньше намеченного срока. Подшивать ткань распорки следует только хлопчатобумажными нитками № 10.

Как обучать ребенка переворачиваться в распорке

Для того чтобы малыш научился самостоятельно переворачиваться в распорке, первое время необходимо помогать ему в этом. Одной рукой берут малыша за ручку, другой – за палочку и одновременно поворачивают тело в одном направлении. Это помогает ребенку понять принцип данной манипуляции, со временем он научится переворачиваться сам. Помните, что помогать ребенку – не значит все делать за него. Занимайтесь с малышом, и у него все получится.

Как часто менять распорку и по какому принципу увеличивать отведение

В течение первого месяца необходимо посещать ортопедический центр для смены распорки раз в шесть-семь дней. За такой период мышцы ребенка успевают в достаточной степени расслабиться, и в следующий раз распорку уже можно ставить шире (используя более длинную палку). Отведение (длина палки) подбирается индивидуально, в зависимости от того, насколько позволяют мышцы ребенка. Насильно ножки не разводят во избежание серьезных осложнений в тазобедренном суставе. Полного разведения обычно достигают к концу первого месяца лечения. После этого распорку необходимо менять раз в три–четыре недели, что связано с ростом ребенка.

Массаж и ЛФК

На время лечения (пока ребенок находится в распорках) массаж и лечебную физкультуру по назначению невролога и педиатра можно проводить только для верхней части туловища (выше пупка). Ноги, тазобедренный сустав и попку не задействуют, т. к. распорка обеспечивает стабильное положение в суставе, и в период нахождения ребенка в конструкции лишнее воздействие на него противопоказано. Массаж обязательно будет назначен после окончания лечения для восстановления мышечного тонуса в ножках. Его проводит только специалист по массажу, а комплексу упражнений лечебной физкультуры для тазобедренного сустава родителей обучает палатная медсестра, и они самостоятельно проводят его в домашних условиях.

Как обрабатывать кожу малыша под манжеткой

Распорка представляет собой несъемную конструкцию из хлопчатобумажной ткани. При нанесении крема на кожу малыша в местах, которые находятся под манжеткой, существует вероятность того, что попавший на внутреннюю поверхность манжетки крем засохнет и будет натирать ребенку кожу, поэтому желательно обрабатывать голеностоп малыша только влажными салфетками – как в домашних условиях, так и во время смены распорки на приеме у ортопеда.

Если кожа сухая и шелушится, во время смены распорки разрешается обработать ее тонким слоем нежирного быстро впитывающегося крема. Детское масло применять нежелательно, так как оно слишком жирное и долго впитывается,

Что делать, если ребенок с распоркой не помещается в коляску

Очень часто ребенок в распорке не помещается в прогулочную коляску, вернее не помещаются его ножки в положении полного отведения. Эту проблему можно решить посредством подкладывания под ножки малыша подушки или валика, свернутого из пеленки или одеяла. В этом случае ножки будут немного торчать из коляски кверху. Если поочередно через каждые 20–30 минут подкладывать подушку сначала под одну, потом под другую ножку, малыш сможет лежать в коляске полубоком. Нужно не забывать менять положение ножек малыша, т. к. в результате сниженного кровотока в приподнятом положении они могут неметь.

Можно ли сажать ребенка в распорке в детское автомобильное сиденье

Не стоит переживать по поводу того, что ножки малыша, возможно, не поместятся в пределах детского сиденья. Это не причинит ребенку дискомфорта, а чтобы ему не давили боковины сиденья, следует подложить малышу под ножки толстое одеяло или валик, свернутый из хлопчатобумажных пеленок.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.