text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Организация работы Школы поощрения грудного вскармливания в родильном доме Омской областной клинической больницы

  • 15 августа 2012
  • 162

Грудное вскармливание – основа здоровья и правильного развития ребенка. Оно имеет огромное значение и для здоровья матери.

Грудное молоко – предназначенный самой природой единственный надежный и универсальный источник пищи для ребенка. Помимо питания оно защищает новорожденного от инфекции, способствует его адаптации к условиям жизни.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Политика больницы по грудному вскармливанию. Организация Школы

С 2004 г. родильный дом Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области “Областная клиническая больница” (далее – БУЗОО “ОКБ”) реализует международный проект “Мать и дитя”, в рамках которого в учреждении практикуется:

  • раннее прикладывание ребенка к груди матери;
  • контакт “кожа к коже” матери и ребенка в родильном зале;
  • вскармливание новорожденного в свободном режиме (по требованию);
  • круглосуточное совместное пребывание матери и ребенка;
  • внедрение десяти принципов успешного грудного вскармливания.

В родильном доме разработана специальная политика по грудному вскармливанию (приложение 1) с целью обеспечения каждому ребенку благоприятного начала жизни в условиях грудного вскармливания, которое является нормой. В 2007 г. родильному дому за достижения в области охраны материнства и детства было присвоено звание ВОЗ / ЮНИСЕФ “Больница доброжелательного отношения к ребенку”.

В связи с актуальностью грудного вскармливания новорожденных и детей первого года жизни и необходимостью поддержки матерей была организована “Школа поощрения грудного вскармливания” (далее – Школа). Поскольку обучать матерей основам кормления грудью нужно еще на дородовом этапе, решено было организовать соответствующую Школу на базе акушерского отделения патологии беременности.

На подготовительном этапе были разработаны “Положение о Школе поощрения грудного вскармливания” (приложение 2), программа работы Школы (приложение 3) и график занятий (приложение 4), оборудован учебный класс, определена тематика занятий по вопросам:

  • преимущество грудного и недостатки искусственного вскармливания;
  • правила и техника кормления грудью;
  • увеличение лактации и сцеживания грудного молока и др.

Кадры, задействованные в работе Школы

В работе Школы задействовано 20 сотрудников – это заведующие отделениями – акушерским физиологическим, акушерским патологии беременности, отделением новорожденных, 16 человек сестринского персонала (по два сотрудника из каждого отделения). При подборе персонала для проведения занятий с пациентками учитывались должность, квалификация, стаж работы, компетентность в вопросах грудного вскармливания, коммуникативные данные. Занятия проводят параллельно с выполнением своих основных обязанностей старшие акушерки, старшие медицинские сестры, их дублеры и акушерки, медицинские сестры, имеющие стаж работы более пяти лет. Для проведения занятий каждому отделению выделен конкретный день недели, указанный в графике (приложение 4). Координируют работу Школы заведующие отделениями, контролируют – заведующая акушерским отделением патологии беременности, главная акушерка.

Прежде чем приступить к проведению занятий в Школе сотрудники БУЗОО “ОКБ” посетили семинар на тему “Консультирование по грудному вскармливанию”, которые провела заведующая отделением патологии новорожденных и недоношенных (второй этап) И.В. Быкова, преподаватель и национальный эксперт инициативы ВОЗ / ЮНИСЕФ “Больница доброжелательного отношения к ребенку”. В рамках семинара были организованы как тренинговые (с решением ситуационных задач), так и практические занятия. Во время практики сотрудники работали небольшими группами, по очереди выступая то в роли матери, то в роли консультанта. Всего было проведено шесть занятий – теоретических и практических – в свободное от работы слушателей время.

Основные задачи “Школы поощрения грудного вскармливания”:

  • формирование у матерей осознанного подхода к кормлению грудью;
  • обучение технике кормления и организации грудного вскармливания в до- и послеродовой период;
  • оказание помощи при возникновении трудностей, связанных с грудным вскармливанием.

Организация занятий с пациентками

Занятия с пациентками проводятся в специальном учебном классе, оборудованном видеотехникой для просмотра обучающих видеофильмов, муляжами для практических занятий и наглядными пособиями.

Ответственным лицом за сбор группы является старшая акушерка акушерского отделения патологии беременности. Группа из 8–10 человек вновь поступивших пациенток собирается независимо от посещения ими “Школы матерей” в женских консультациях. С одной группой занятия проводятся однократно, но при необходимости либо желании пациенток повторно посетить практическую часть занятия – повторяются.

В конце занятий пациентки получают ответы на интересующие их вопросы, повторнородящие женщины делятся своим опытом кормления грудью. Слушательницам Школы выдаются методические материалы. В родильном доме в достаточном количестве имеются памятки “Грудное вскармливание”, разработанные по инициативе проекта “Мать и дитя”. Памятки по данному разделу готовятся акушерками и медицинскими сестрами отделений, тиражируются на ризографе больницы.

В ходе занятий на куклах отрабатывается техника прикладывания ребенка к груди.

С применением муляжей грудных желез пациенток обучают технике сцеживания грудного молока. В связи с увеличением количества преждевременных родов им показывают положение прикладывания к груди маловесного ребенка – на руке, противоположной груди, из которой он сосет.

Для пациенток с многоплодной беременностью проводятся индивидуальные занятия (кормление двойни возможно в положении “из-под руки”). Также на занятиях даются рекомендации по технике правильного дыхания во время родов, уходу за новорожденным, контрацепции.

За время работы Школы обучение прошли 1200 пациенток, из них 834 – первородящие.

Анкетирование пациенток

С 2012 г. введено анкетирование (приложение 5) пациенток для выяснения их мнения о значимости проводимых в Школе занятий. По полученным результатам можно сделать вывод о том, что больше всего волнует пациенток, на что следует обращать внимание во время обучения.

За первый квартал 2012 г. проведено анкетирование 120 пациенток (из которых 47 – повторнородящие). Из них 113 считают, что наличие “Школы поощрения грудного вскармливания” в родильном доме необходимо и полученные в ней знания пригодятся им в дальнейшем. Так, 112 пациенток отметили, что прослушав занятия в Школе, смогут самостоятельно кормить ребенка грудью, и только 8 женщин выразили некоторую неуверенность по этому поводу; 114 пациенток планируют кормить ребенка грудью до года, 6 женщин поступят в зависимости от обстоятельств; 12 повторнородящих пациенток ранее испытывали трудности при кормлении детей грудью (в основном трещины сосков, лактостаз, гипогалактия, втянутые соски), теперь на занятиях этим вопросам уделяется особое внимание.

В основном обучаемым интересны все темы занятий, обычно они просят осветить как можно больше вопросов, связанных с проблемами и трудностями кормления. В частности, их волнуют вопросы кормления грудью после кесарева сечения, способы усиления лактации, совмещение кормления грудью с выходом на работу.

Анализ работы Школы

Анализируя проделываемую в Школе работу, можно констатировать:

  • увеличение количества детей, находящихся на грудном вскармливании, до 98%;
  • снижение показателей гнойно-септической заболеваемости новорожденных, т. к. раннее прикладывание к груди и грудное вскармливание способствуют быстрому формированию нормальной микрофлоры кишечника, увеличению числа факторов неспецифической защиты организма;
  • снижение показателей гнойно-септической заболеваемости родильниц благодаря кормлению новорожденных по требованию и правильному прикладыванию к груди (за прошедший год не зарегистрировано ни одного случая мастита);
  • формирование у матерей уверенности в свои действиях и осознанного подхода к кормлению грудью.

Анализ анкет подтверждает значимость проводимых занятий и заинтересованность пациенток в обучении.

Приложение 1

Политика отделения новорожденных по грудному вскармливанию

Цель политики – обеспечить каждому ребенку благоприятные условия в начале жизни, при которых грудное вскармливание является нормой.

Шаг 1. Разработать в письменном виде политику по грудному вскармливанию и регулярно доводить ее до сведения всего медицинского персонала.

Шаг 2. Прививать всему медицинскому персоналу навык реализации этой политики.

Шаг 3. Информировать всех беременных и родильниц о преимуществах грудного вскармливания.

Шаг 4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение получаса после родов.

Шаг 5. Показывать матерям, как правильно кормить грудью, а также как сохранить лактацию в случае, если они временно отлучены от детей.

Шаг 6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.

Шаг 7. Практиковать круглосуточное совместное пребывание матери и ребенка в одной палате.

Шаг 8. Поощрять грудное вскармливание в свободном режиме – по требованию ребенка.

Шаг 9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, сосок, пустышек или других средств, имитирующих материнскую грудь.

Шаг 10. Поощрять создание групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома.

Приложение 2

Положение о “Школе поощрения грудного вскармливания” в родильном доме

1.“Школа поощрения грудного вскармливания” организована на базе акушерского отделения патологии беременности.

2.Ответственные за работу “Школы поощрения грудного вскармливания” – заведующая акушерским отделением патологии беременности и старшая акушерка.

3.“Школа поощрения грудного вскармливания” организована в целях:

  • охраны, поддержки и поощрения грудного вскармливания;
  • обучения матерей основам успешного кормления грудью.

4.Основными задачами “Школы поощрения грудного вскармливания” являются:

  • предоставление матерям информации об основах и преимуществах грудного вскармливания;
  • обучение технике кормления и организации грудного вскармливания в до- и послеродовой период (прикладыванию к груди, сцеживанию);
  • оказание необходимой помощи при возникновении трудностей, связанных с грудным вскармливанием;
  • информирование беременных и кормящих женщин о современных принципах сохранения лактации;
  • формирование у матерей осознанного подхода к кормлению грудью.

5.В соответствии с основными задачами осуществляет следующие функции:

  • обеспечение пациенток методическими материалами, наглядными пособиями, памятками по вопросам грудного вскармливания;
  • анкетирование, беседы, просмотры видеофильмов;
  • формирование у матерей уверенности и оказание им поддержки по вопросам грудного вскармливания.

6.“Школа поощрения грудного вскармливания” проводит как индивидуальные, так и групповые обучения.

7.Занятия проходят по определенному графику.

8.Занятия с пациентками проводят сотрудники родильного дома, прошедшие курс обучения в рамках проекта “Мать и дитя”.

9.Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения главным врачом БУЗОО “ОКБ”.

Приложение 3

Программа работы “Школы поощрения грудного вскармливания”

На занятиях “Школы поощрения грудного вскармливания” освещаются следующие вопросы:

  • значимость грудного вскармливания;
  • механизм кормления грудью и состояние молочных желез;
  • оценка кормления грудью;
  • положение ребенка у груди;
  • сцеживание грудного молока;
  • усиление лактации и релактации.

К концу занятия пациентки должны знать:

  • преимущества грудного и опасность искусственного вскармливания;
  • практические рекомендации по кормлению грудного ребенка;
  • способы увеличения или возобновления лактации;
  • разницу между правильным и неправильным прикладыванием ребенка к груди;
  • разницу между эффективным и неэффективным сосанием;
  • общее состояние молочных желез:
  1. – плоские, втянутые и длинные соски;
  2. – нагрубание молочных желез;
  3. – закупорка млечного протока, мастит;
  4. – воспаленные соски, трещины сосков.
  • правильное расположение ребенка у груди;
  • технику сцеживания молока руками;
  • количество молока, получаемого ребенком.

На занятии используются транспаранты курса обучения “Помощь матерям в кормлении грудью”, видеофильм “Мама – лучше”.

Приложение 4

График занятий “Школы поощрения грудного вскармливания”

Занятия проводятся два раза в неделю по вторникам и четвергам.

Время занятий – с 15.00 до 16.00.

Место проведения – акушерское отделение патологии беременности, кабинет школы “Поощрения грудного вскармливания”.

День недели

Время занятий

Отделение, сотрудники которого ответственны за проведение занятия

Первая неделя месяца

Вторник

15.00 – 16.00

Акушерское отделение патологии беременности

Четверг

15.00 – 16.00

Отделение реанимации интенсивной терапии (недоношенных и новорожденных)

Вторая неделя месяца

Вторник

15.00 – 16.00

Акушерское физиологическое отделение

Четверг

15.00 – 16.00

Отделение новорождённых

Третья неделя месяца

Вторник

15.00 – 16.00

Акушерское обсервационное отделение

Четверг

15.00 – 16.00

Отделение реанимации интенсивной терапии недоношенных и новорожденных, второй этап

Четвертая неделя месяца

Вторник

15.00 – 16.00

Отделение анестезиологии реанимации

Четверг

15.00 – 16.00

Отделение патологии новорожденных и новорожденных, второй этап

Примечание. Список сотрудников из отделений, которые указаны в графике, утвержден главным врачом БУЗОО “ОКБ”.

Приложение 5

АНКЕТА

В нашем родильном доме организована “Школа поощрения грудного вскармливания”. Для улучшения ее работы нам важно знать Ваше мнение. Просим Вас ответить на следующие вопросы.

1. Считаете ли Вы наличие “Школы поощрения грудного вскармливания” в родильном доме необходимым, или Вам достаточно занятий в “Школе матерей” в женской консультации?

– Считаю наличие “Школы поощрения грудного вскармливания” необходимым.

– Достаточно занятий в женской консультации.

– Другое___________________________________________________________.

2. Сколько детей рождено Вами ранее:

– Это моя первая беременность.

– Другое__________________________________________________________.

3. Сколько по времени Вы кормили грудью первого ребенка?

_________________________________________________________________.

4. Были ли у Вас трудности с кормлением грудью детей, рожденных ранее?

– Нет.

– Другое___________________________________________________________.

5. В течение какого времени Вы планируете кормить ребенка грудью?

_________________________________________________________________.

6. Какие темы занятий “Школы поощрения грудного вскармливания” были для Вас наиболее интересными / познавательными?

__________________________________________________________________.

7. Считаете ли Вы, что знания, полученные в “Школе поощрения грудного вскармливания”, помогут Вам?

– Да.

– Нет.

– Другое___________________________________________________________.

8. Что нового Вы узнали в “Школе поощрения грудного вскармливания”:

– Ничего.

– Узнала очень многое.

– Другое___________________________________________________________.

9. Удобно ли время проведения занятий в “Школе поощрения грудного вскармливания”:

– Да.

– Нет.

– Другое____________________________________________________________.

10. В какой форме Вы хотели бы получать информацию?

– Устраивает та, что есть.

– Другое___________________________________________________________.

11.Достаточно ли наглядной информации в кабинете “Школы поощрения грудного вскармливания”?

– Достаточно.

– Недостаточно, хотелось бы, чтобы ее было больше.

– Другое___________________________________________________________.

12. Сможете ли Вы, пройдя обучение в “Школе поощрения грудного вскармливания”, самостоятельно кормить ребенка грудью?

– Да.

– Нет.

– Не уверена.

– Другое________________________________________________________________.

13. Каковы Ваши предложения / пожелания по работе “Школы поощрения грудного вскармливания”

_______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________.

Благодарим Вас за оказанное содействие. Коллектив родильного дома желает Вам успехов в грудном вскармливании! Здоровья Вам и Вашему малышу!

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.