text
Портал для медицинских работников

Совершенствование квалификации среднего медицинского персонала как важный фактор повышения качества оказания сестринской помощи в медицинской организации

  • 15 сентября 2012
  • 237

Согласно современным требованиям, в новой модели сестринского дела медицинские сестры должны выступать как полноправный субъект системы здравоохранения, выполняющий специфические функции, не только обеспечивая уход, но и решая большинство вопросов организации лечебно-диагностического процесса, профилактической и реабилитационной работы. Новый уровень сестринской помощи диктует необходимость совершенствования профессиональной подготовки специалистов среднего звена, создания новых организационных форм и использования их результатов в практическом здравоохранении. Это дает объективные ответы, как предоставить пациентам наилучший уход, и укрепляет сестринское дело как профессию.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Об исследовании

С целью создания организационной модели совершенствования квалификации специалистов со средним медицинским образованием, повышающей качество оказания сестринской помощи, было проведено исследование, в ходе которого предстояло решить следующие задачи:

  • изучить ресурсы, обеспечивающие качество сестринской помощи в конкретной медицинской организации;
  • изучить мнение специалистов со средним медицинским образованием по вопросам улучшения организации труда и повышения квалификации и определить степень их удовлетворенности своей работой и уровнем знаний в области сестринского дела;
  • изучить мнение пациентов о качестве медицинского обслуживания медицинскими сестрами;
  • организовать учебно-методический кабинет и разработать гибкую модульную систему обучения специалистов со средним медицинским образованием в “Школе сестринского дела” с целью повышения качества медицинской помощи.

Изучение организации и качества деятельности медицинских сестер отделений выявляет факторы, способствующие эффективности и качеству сестринского ухода, и позволяет принять адекватные управленческие решения по усилению роли среднего медицинского персонала в обеспечении качественной медицинской помощи. Изучение степени удовлетворенности пациентов работой и уровнем знаний медицинских работников в области сестринского дела стимулирует к внедрению новых форм и методов повышения квалификации среднего медицинского персонала.

Исследование проводилось в течение 2008–2010 гг. на территории Республики Марий Эл в г. Йошкар-Ола. Базой исследования выбрано ГУ Республики Марий Эл “Детская республиканская больница” (далее – ГУ РМЭ ДРБ) на 405 коек, из них 395 – круглосуточного стационара, 10 – дневного стационара. Для обслуживания данных коек выделено 302,5 ставки среднего медицинского персонала.

Статистические данные квалификации среднего медперсонала больницы

На протяжении практически всего указанного периода число медицинских сестер, имеющих повышенный уровень образования, в ГУ РМЭ ДРБ увеличивалось и составило: 8,0% – в 2008 г., 7,8% – в 2009 г., 9,0% – в 2010 г., 9,8% – в 2011 г. Доля средних медицинских работников, имеющих квалификационные категории, в течение последних 3 лет снижалась: 2008 г. – 76,1%, 2009 г. – 74,5%, 2010 г. – 72,0%, 2011 г. – 72,3%. В то же время эти показатели превышают республиканские и общероссийские, что свидетельствует о высоких лицензионных требованиях ЛПУ.

Ежегодно уменьшалась численность среднего медицинского персонала, имеющего I квалификационную категорию: 2008 г. – 39,8%, 2009 г. – 38,1%, 2010 г. – 32,3%. Это объясняется тем, что многие специалисты по стажу, опыту работы, уровню своих профессиональных знаний достигли срока переаттестации на высшую квалификационную категорию. Так, в 2010 г. отмечался резкий рост доли средних медицинских работников с высшей квалификационной категорией: 2008 г. – 20,4%, 2009 г. – 20,3%, 2010 г. – 26,0%. Численность среднего медицинского персонала со II категорией в 2010 г. снизилась: 2008 г. – 15,9%, 2009 г. – 16,0%, 2010 г. – 14,3%, 2011 г. – 30,0 %, т. к. за последние 4 года кадровый состав заметно пополнился молодыми специалистами.

Результаты анкетирования медицинских сестер

В связи с необходимостью непрерывного повышения образования и внедрения новых форм организации работы медицинских сестер были разработаны специальные анкеты (приложение 1). В анкетировании приняли участие 104 медицинские сестры, в т. ч. 12 старших, 81 палатная, 7 процедурных и 4 медицинские сестры перевязочных.

Большинство составили респонденты в возрасте 31–40 лет – 43,0%, до 30 лет – 32,0%, от 41 до 50 лет – 16,0%, и старше 50 лет – 9,0%.

Большинство опрошенных имеют базовый уровень образования – 83,7%, повы­шенный – 14,4 %, высшее сестринское образование – 1,9%.

Большинство респондентов составили специалисты с высшей квалификационной категорией – 30,8%, с I квалификационной категорией – 30,0%, II квалификационной категорией – 18,3%, не имели категории – 20,9%. Стаж работы свыше 10 лет имеют 66,8% специалистов. При исследовании связи между наличием квалификационной категории и стажем работы у медицинских сестер определена сильная прямая корреляционная зависимость между стажем работы и квалификационной категорией (ρ = 0,82).

Подавляющее большинство медицинских сестер – 74,0 ± 4,3% на 100 респондентов – в той или иной степени считают необходимым систематическое повышение квалификации и занимаются самообразованием. Низкая мотивация к обучению – у 26,0 ± 4,3% на 100 респондентов – отмечена у лиц старше 50 лет.

Чем старше специалист, тем ниже у него мотивация к обучению: с возрастом снижается уровень познавательных умений, появляются трудности в восприятии нового материала.

Чем уже профессиональная деятельность медицинского работника, тем меньше потребность в общеобразовательных и общемедицинских знаниях, которые, тем не менее, во многом определяют высокопрофессионального специалиста. При выборе формы повышения квалификации 57,0 ± 4,8% на 100 опрошенных отдают предпочтение пассивным методам обучения (обзор литературы – 21,0 ± 3,8%, конференции – 36,0 ± 4,7%, семинарские занятия – 18,0 ± 3,8%). Однако обзор литературы, конференции не должны быть ведущими формами переподготовки кадров с большим стажем работы, их следует дополнять более активными методами обучения. При простом восприятии информации слушатель не пропускает ее через призму собственного опыта, и обучение часто принимает формальный характер.

Наиболее эффективной формой повышения профессионального уровня медицинских сестер большинство считают проведение учебы на рабочих местах – 50,0 ± 4,9% из 100 опрошенных, семинаров, которые обычно проводятся с небольшим количеством участников и повышают их активность, заинтересованность, – 27,0 ± 5,2%, конференций – 15,0 ± 3,5%, конкурсов профессионального мастерства – 8,0± 2,7% из 100 опрошенных.

Наиболее эффективные формы повышения квалификации медицинских сестер: учеба на рабочих местах, семинары, конференции, конкурсы профессионального мастерства.

Повышение квалификации предусматривает и самообразование. Как показало анкетирование, все респонденты периодически знакомятся со специальной медицинской и справочной литературой. Среди источников информации преобладают журналы. Это удобно, поскольку ЛПУ их выписывают, так что новую информацию можно получить непосредственно на рабочем месте. Несмотря на это 55,8 ± 4,9% из 100 опрошенных считают, что недостаточно учебно-методического материала для повышения профессионального образования, значит, есть необходимость разработки методических материалов для сестринского персонала по специфике подразделений. В качестве ответа на вопрос, что позволит повысить качество последипломного образования медицинских сестер, 36,5 ± 4,7% из 100 респондентов указали разработку учебно-методического материала, 24,0 ± 4,2% – потребность медицинских сестер в профессиональных знаниях, 15,3 ± 3,5% – наличие структурированной программы, 9,6 ± 2,9% – создание системы контроля,7,8 ± 2,6% – самообразование, 6,7 ± 2,5% из 100 респондентов – проведение научных исследований.

По мнению опрошенных, уровень их профессиональных знаний высокий – у 28,0 ± 4,4% из 100 респондентов, средний – у 63,0 ± 4,7%, ниже среднего – не выявлено; 9,0 ± 2,9% из 100 медицинских сестер затруднились объективно оценить свои знания. Респонденты, оценившие свои профессиональные знания, осознают их дефицит в какой-либо области и понимают необходимость их приобретения.

По результатам исследования установлен возраст наибольшей потребности в дополнительном обучении: до 30 лет – 25,0 ± 4,2%, и 31–40 лет – 35,0 ± 4,7%. Респонденты считают, что последипломное образование должно отражать динамику развития медицинской науки, давать теоретические и практические знания в области медицинских технологий.

Наибольшую потребность в дополнительном обучении испытывают медсестры в возрасте 31–40 лет.

Медицинские сестры в больнице выбрали как наиболее интересующие вопросы для повышения квалификации: психологию общения – 45,0 ± 4,9% из 100 опрошенных, уход за пациентами – 25,0 ± 4,2%, этико-деонтологические принципы работы – 15,0 ± 3,5%, оказание доврачебной помощи – 15,0 ± 3,5%.

Качество ухода за пациентами большинство медицинских сестер оценили как высокое – 73,0 ± 4,4% из 100 опрошенных ,как среднее – 27,0 ± 4,3%, низкое не выявлено. Причинами, снижающими качество работы, большинство медицинских сестер – 53,0 ± 4,9% из 100 респондентов – назвали большую нагрузку, 35,0 ± 4,7% – дефицит профессиональных знаний, 12,0 ± 3,2% – отсутствие мотивации качественной деятельности в связи с низкой оплатой труда.

При ответе специалистов со средним медицинским образованием на вопрос: Что больше всего устраивает в вашей работе? – 49,0 ± 4,9% опрошенных указали на выбранную медицинскую специальность, хотя они осознают, что общество профессию медицинской сестры престижной не считает, 35,0 ± 4,7% – уровень учреждения, 10,0 ± 2,9% – организацию рабочего места, 6,0 ± 2,3% – благоприятные отношения в коллективе.

Результаты анкетирования выявили необходимость в повышении квалификации средних медицинских работников, которое целесообразнее организовывать на базе ЛПУ. Выявлена необходимость в создании учебно-методического кабинета с разработкой программ повышения квалификации медицинских сестер на базе ГУ РМЭ ДРБ.

Оценка качества работы среднего и младшего медицинского персонала

В настоящее время значительное количество ЛПУ разрабатывает и внедряет различные варианты методик оценки качества работы среднего и младшего медицинского персонала. В 2008 г. в отделениях ГУ РМЭ ДРБ были разработаны и прошли апробацию экспертные карты оценки деятельности среднего медицинского персонала: “Карта оценки деятельности палатной медицинской сестры” (приложение 2), “Карта оценки деятельности медицинской сестры (процедурного, перевязочного) кабинетов” (приложение 3), разработанные Советом по сестринскому делу, согласованные с заведующими отделениями, заместителями главного врача по лечебной части и хирургии, главной медсестрой и утвержденные приказом главного врача ГУ РМЭ ДРБ. С 30 января 2008 г. введен в действие приказ № 38/1-0 по ГУ РМЭ “Детская республиканская больница” «Об организации и проведении контроля качества медицинской помощи по специальности “Сестринское дело в педиатрии”», разработанный на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Марий Эл от 26.12.2007 № 625 “О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению в медицинских учреждениях Республики Марий Эл”. На основании разработанной методики оценки качества работы среднего медицинского персонала можно объективно оценить уровень качества работы, выявить основные недостатки на этапах оформления медицинской документации, выполнения врачебных назначений, трудовой дисциплины, а также сравнить уровень качества работ в динамике и между отделениями.

Контроль над качеством работы среднего медицинского персонала один раз в месяц осуществляли старшие медицинские сестры, каждая из которых в своем отделении является главным экспертом в указанной области, отчеты по контролю качества представлялись главной медсестре. Контроль проводился согласно экспертной карте, которая оформлялась персонально на каждую медицинскую сестру. В разработанной методике главным является контроль на рабочем месте старшей медицинской сестрой, которая ежедневно выборочно, в течение 1,5–2,0 ч в день или одномоментно, контролирует все действия процедурной, перевязочной, постовой медицинских сестер, наблюдая за их работой. Выявленные дефекты фиксируются в журнале дефектов работы сотрудников отделения. Один раз в квартал по отчетам старших медицинских сестер и выборочно совместно с Советом по сестринскому делу экспертиза проводится главной медицинской сестрой. Рассчитывается интегральный показатель качества (ИПК) по формуле:

ИПК = Пб : Вб,

где Пб – сумма баллов, выставленных при проведении контроля, в индивидуальной “Карте оценки деятельности…”;

Вб сумма высших баллов при качественном выполнении перечисленных в “Карте оценки деятельности…” элементов (видов) работ.

5 баллов – нет замечаний

4 балла – 1 замечание

3 балла 2 замечания

0 баллов – более 3 замечаний

Методика расчета предложена Советом по сестринскому делу и утверждена приказом главного врача ГУ РМЭ ДРБ.

По данным экспертной оценки, набольшее количество нарушений выявлено по следующим разделам: ведение медицинской документации (49,0%), соблюдение внутреннего трудового распорядка (25,0%), внешний вид медицинской сестры (7,6%), соблюдение санитарно-эпидемиологического режима (7,2%), качественное и своевременное выполнение врачебных назначений (5,8%), соблюдение лечебно-охранительного режима (5,4%).

Средний показатель оценки качества деятельности среднего медицинского персонала по отделениям представлен в таблице.

таблица

Средний показатель оценки качества деятельности среднего медицинского персонала по отделениям больницы за 2008 – 2011 годы

№ п/п

Наименование отделения

Интегральный показатель качества

2008 год

2009 год

2010 год

2011

год

Хирургические отделения

1

Хирургическое отделение

0,65

0,70

0,78

0,78

2

Гнойно-хирургическое отделение

0,70

0,74

0,78

0,78

3

Травматолого-ортопедическое отделение

0,75

0,80

0,87

0,89

4

Отоларингологическое отделение

0,78

0,80

0,88

0,89

Итого

0,75

0,78

0,82

0,83

Соматические отделения

1

Кардиоревматологическое отделение

0,80

0,87

0,90

0,91

2

Неврологическое отделение № 1

0,80

0,85

0,90

0,90

3

Неврологическое отделение № 2

0,70

0,77

0,80

0,80

4

Пульмонологическое отделение

0,78

0,80

0,83

0,84

5

Детское психиатрическое отделение

0,80

0,83

0,89

0,89

6

Гастроэнтерологическое отделение

0,70

0,75

0,85

0,89

Итого

0,76

0,81

0,86

0,87

ИТОГО по отделениям

0,76

0,8

0,84

0,85

Результаты анкетирования врачей и пациентов

Для определения удовлетворенности качеством медицинской помощи было проведено интервьюирование врачей и пациентов.

В анкетировании приняли участие 32 врача и 54 пациента, находящихся на лечении в отделениях хирургического и соматического профиля. Заполнение анкет проводилось анонимно. Анкета для врачей “Медицинская сестра глазами врача” (приложение 4) состояла из 16 вопросов. Анкета для пациентов (приложение 5) включала вопросы, позволяющие оценить отношение медицинских работников к пациентам, эффективность получения медицинской помощи. В анкетировании приняли участие пациенты в возрасте от 14 до 17 лет, среди них мальчики составили 33,3%, девочки – 66,7%.

Результат проведенного исследования показал, что большинство респондентов (75,9 ± 6,5% из 100 опрошенных пациентов, 79,4 ± 5,7% врачей) удовлетворены качеством работы медицинских сестер, и 24,1 ± 3,3% пациентов и 20,6 ± 4,4% врачей не удовлетворены.

После внедрения программы повышения квалификации “Школа сестринского дела” повторное анкетирование показало, что 93,4 ± 4,4% врачей и 91,6 ± 3,7% пациентов удовлетворены качеством сестринской помощи. Из числа неудовлетворенных 34,2 ± 2,4% из 100 опрошенных – мальчики, 14,0 ± 2,0% – девочки.

Санитарно-гигиеническими условиями пребывания и работой младшего медицинского персонала полностью удовлетворены 79,8 ± 5,5% из 100 опрошенных пациентов, частично – 9,6 ± 4,0%, не удовлетворены – 8,5 ± 3,8%, затруднились ответить на вопрос – 2,1 ± 2,0%. Большинство опрошенных пациентов полностью доверяют профессиональным знаниям медицинских сестер – 73,0 ± 7,3%, частично доверяют – 15,4 ± 4,9%, затруднились ответить – 11,6 ± 4,4%.

Полностью удовлетворены внимательным отношением медицинских сестер 85,6 ± 4,8% из 100 опрошенных пациентов, частично удовлетворены – 9,3 ± 7,3%, не удовлетворены – 4,0 ± 7,3%, не смогли оценить – 1,1± 7,3%.

Контролируют технологию сестринской деятельности в процессе ее осуществления врачи. Именно они определяют своевременность и полноту выполнения врачебных назначений, могут оценить качество сестринских манипуляций и сестринского ухода. Большая часть респондентов-врачей (89,9 ± 5,7% на 100 опрошенных данной группы) имели квалификационную категорию, поэтому их мнение заслуживает особого внимания. По мнению большинства врачей – 68,3 ± 5,7% на 100 опрошенных, уровень знаний медицинских сестер по неотложной помощи в экстренных ситуациях определялся как средний, 31,7 ± 5,7% оценили его как высокий. Считают медицинскую сестру равноправным участником лечебно-диагностического процесса 53,0 ± 5,7% из 100 врачей, исполнителем – 37,0 ± 5,7%, и лишь 10,0 ± 5,7% из 100 врачей относятся к медицинской сестре как к коллеге. Также 56,6 ± 5,7% из 100 врачей считают, что медицинская сестра может назначить стандартный минимум обследования при стабильном состоянии пациента (контроль клинического анализа крови, общего анализа мочи, ЭКГ и т. д.).

Приложение 1

Анкета для медицинских сестер

Уважаемые респонденты!

Внимательно прочитайте вопрос, все приведенные варианты ответа на него и отметьте тот, который соответствует Вашему мнению. Если приведенные варианты ответов недостаточно отражают Вашу точку зрения, напишите свое мнение в удобной для Вас форме. Материалы опроса будут использоваться в обобщенном виде, поэтому фамилию в анкете можете не указывать.

Заранее благодарим Вас за участие в нашем исследовании!

1. Скажите, пожалуйста, с каким чувством Вы ходите на работу?

а) С радостью, моя работа доставляет мне удовольствие.

б) Когда как, день на день не приходится.

в) С большим нежеланием.

2. Укажите, пожалуйста, что Вас больше всего устраивает в Вашей работе?

а) Организация рабочего места.

б) Микроклимат Вашего коллектива.

в) Ваша специальность.

г) Уровень Вашего учреждения.

3. Укажите, пожалуйста, что Вас больше всего не устраивает в Вашей работе?

 а) Отношение Ваших коллег.

б) Заработная плата.

 в) Высокая физическая нагрузка.

 г) Психологическая напряженность.

4. Представьте себе, пожалуйста, ситуацию, что у Вас есть возможность перейти на другую работу в другое медицинское учреждение. Перешли бы Вы?

а) Да, перешел бы.

б) Нет, не перешел бы.

в) Затрудняюсь ответить.

5. Представьте себе, что Вы в данный момент нигде не работаете. Пришли бы Вы или нет на работу в Ваше медицинское учреждение?

а) Да, пришел бы.

б) Нет, не пришел бы.

в) Затрудняюсь ответить.

6. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале, насколько Вы удовлетворены состоянием Вашего учреждения и степенью обеспеченности Ваших отделений следующими ресурсами:

№ п/п

Ресурсы

Баллы

1

2

3

4

5

1

Специалисты

2

Средний медицинский персонал

3

Младший медицинский персонал

4

Помещение (площадь, планировка, техническое состояние)

5

Санитарное состояние

6

Оснащенность современным медицинским оборудованием и приборами

7

Обеспеченность медикаментами, инструментами и инвентарем

8

Оснащенность Вашего рабочего места

9

Инфраструктура (столовая, обеспечение спецодеждой и т. д.)

7. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале, насколько Вы удовлетворены следующими сторонами Вашей работы в лечебном учреждении:

№ п/п

 Положительные стороны работы в ЛПУ

Баллы

1

2

3

4

5

1

Возможность профессионального роста

2

Надежность, дающая уверенность в завтрашнем дне

3

Полезность работы

4

Соответствие работы способностям

5

Престижность работы

8. Какой уровень образования Вы имеете?

а) Базовый.

б) Повышенный.

в) Высшее сестринское.

9. Необходим ли повышенный уровень образования для медицинской сестры?

а) Да.

б) Нет.

в) Другой ответ.

10. Если нет, то почему?

а) Нет реальной пользы от проводимой учебы.

б) Низкое качество проведения учебы.

в) Не нравится форма проведения учебы.

г) Нет финансового стимулирования.

д) Другой ответ.

11. Занимаетесь ли Вы совершенствованием знаний и умений по своей специальности?

а) Да.

б) Нет.

12. Что, по Вашему мнению, позволит повысить качество последипломного образования медсестер?

а) Наличие структурированной программы.

б) Создание системы контроля.

в) Разработка учебно-методических пособий для медицинских сестер.

г) Изучение потребности медицинских сестер в профессиональных знаниях.

д) Самообразование медицинских сестер.

е) Проведение медицинскими сестрами научных исследований.

13. Какой форме повышения квалификации Вы отдаете предпочтение при выборе формы обучения?

а) Обзор литературы.

б) Конференции.

в) Лекции.

г) Семинары.

д) Произвольная форма.

14 .Считаете ли Вы эффективным проведение в Вашем учреждении:

а) конференций;

 б) семинаров;

в) учебы на рабочих местах;

г) конкурсов профессионального мастерства.

15. Как Вы считаете, достаточно ли учебно-методического материала для повышения уровня Вашего профессионального образования?

а) Достаточно.

б) Недостаточно.

в) Не знаю.

16. Как Вы оцениваете уровень своих профессиональных знаний?

а) Высокий.

б) Средний.

в) Ниже среднего.

г) Затрудняюсь ответить.

17. Каким, на Ваш взгляд, является уровень выполнения назначений врача?

Высокий _________ Средний__________Низкий_____________

18. Каким, на Ваш взгляд, является качество ухода за пациентами?

Высокое _________ Среднее__________Низкое___________

19. Удовлетворяет ли Вас соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отделении?

Удовлетворяет___________ Не удовлетворяет______________

20. Каким, на Ваш взгляд, является уровень подготовки пациентов к различным видам исследований?

Высокий _________ Средний__________Низкий_____________

21. Укажите, применяете ли Вы в своей работе новые сестринские технологии при оказании сестринской помощи?

Да__________ Нет__________ Частично___________

22. Укажите причины, снижающие, на Ваш взгляд, качество работы медицинской сестры?

а) Большая нагрузка.

б) Низкая оплата труда.

в) Несогласованность в работе медицинского персонала.

г) Дефицит профессиональных знаний и умений.

д) Другой ответ.

23. По каким направлениям необходимо повышение квалификации медицинских сестер в больнице?

а) Психология общения.

б) Этико-деонтологические принципы работы.

в) Уход за пациентами.

г) Оказание доврачебной помощи.

д) Другое (укажите свой вариант).

24. Какие нарушения правил общения со стороны пациентов и их родителей встречаются в Вашем отделении?

а) Грубость.

б) Невыдержанность.

в) Необоснованные претензии.

25. Соблюдаете ли Вы этический кодекс медицинской сестры в своей работе?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

Пожалуйста, укажите некоторые сведения о себе.

26. Ваш пол?

а) Мужской.

б) Женский.

27. Возраст?

а) До 30 лет.

б) 31–40 лет.

в) 41–50 лет.

г) 51–60 лет.

д) Старше 60 лет.

28. Кем Вы работаете?

а) Старшей медицинской сестрой.

б) Палатной медицинской сестрой.

в) Процедурной медицинской сестрой.

г) Перевязочной медицинской сестрой.

29. Общий стаж деятельности?

а) До 1 года.

б) 1–3 года.

в) 4–9 лет.

г) 10–15 лет.

д) 15–20 лет.

е) Более 20 лет.

30. Сколько лет Вы работаете в данном лечебном учреждении?

а) До 1 года.

б) 1–3 года.

в) 4–9 лет.

г) 10–15 лет.

д) 15–20 лет.

е) Более 20 лет.

31. Какую квалификационную категорию Вы имеете?

а) Высшую.

б) Первую.

в) Вторую.

г) Не имею.

Приложение 2

Карта оценки деятельности палатной медицинской сестры

____________________________________________отделения

 ФИО_____________________________________

п/п

Элементы (виды, показатели) деятельности медицинской сестры

Дата проведения контроля

1

Уровень теоретической и практической подготовки

2

Соблюдение стандартов (правил) оснащения рабочего места

3

Своевременное и правильное ведение медицинской документации

4

Внешний вид медицинской сестры

5

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка

6

Соблюдение санэпидрежима

7

Соблюдение правил техники безопасности, охраны труда и противопожарной безопасности

8

Соблюдение лечебно-охранительного режима

9

Соблюдение медицинской этики и деонтологии

10

Обеспечение контроля исправности медицинской аппаратуры и оборудования

11

Соблюдение правил учета, хранения и раздачи лекарственных средств

12

Соблюдение технологий ухода за пациентами

13

Соблюдение своевременности выполнения врачебных назначений

14

Соблюдение технологий и стандартов при подготовке пациентов к различным видам исследований: манипуляций, операций и процедур

15

Своевременность и доходчивость разъяснений пациенту режима и правил внутреннего распорядка, способов и порядка подготовки к лабораторным, инструментальным, функциональным исследованиям и другой санитарно-просветительной тематике

16

Сумма баллов

17

Интегральный показатель качества (ИПК)

18

Подпись м/с

19

Подпись лица, осуществляющего контроль

ИПК = (Пб: Вб),

где Пб – сумма баллов, выставленных при проведении контроля, в индивидуальной “Карте оценки деятельности…”;

Вб – сумма высших баллов при качественном выполнении перечисленных в “Карте оценки деятельности…” элементов (видов) работ.

5 баллов – нет замечаний

4 балла – 1 замечание

3 балла – 2 замечания

0 баллов – более 3 замечаний

Приложение 3

Карта оценки деятельности медицинской сестры (процедурного, перевязочного) кабинетов

________________________________отделения

 ФИО_____________________________________

п/п

Элементы (виды, показатели) деятельности медицинской сестры

Дата проведения контроля

1

Уровень теоретической и практической подготовки

2

Соблюдение стандартов (правил) оснащения рабочего места мягким и твердым инвентарем

3

Своевременное и правильное ведение медицинской документации

4

Внешний вид медицинской сестры

5

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка

6

Соблюдение правил техники безопасности, охраны труда по профилактике профессиональных заболеваний при работе с кровью, противопожарной безопасности

7

Соблюдение лечебно-охранительного режима, медицинской этики и деонтологии

8

Обеспечение контроля исправности медицинской аппаратуры и оборудования

9

Правильность учета и хранения лекарственных средств и дезсредств

10

Соблюдение технологий по инфекционной безопасности (генеральная уборка, текущая уборка, кварцевание, укладка биксов)

11

Соблюдение технологий манипуляций и процедур

12

Соблюдение технологий забора биоматериала для исследований

13

Соблюдение правил асептики при выполнении процедур

14

Соблюдение правил предстерилизационной подготовки материала, инструментов

15

Сумма баллов

16

Интегральный показатель качества (ИПК)

17

Подпись м/с

18

Подпись лица, осуществляющего контроль

ИПК = (Пб: Вб),

где Пб – сумма баллов, выставленных при проведении контроля, в индивидуальной “Карте оценки деятельности…”;

Вб – сумма высших баллов при качественном выполнении перечисленных в ”Карте оценки деятельности…” элементов (видов) работ.

5 баллов – нет замечаний

4 балла – 1 замечание

3 балла – 2 замечания

0 баллов – более 3 замечаний

Приложение 4

АНКЕТА

“Медицинская сестра глазами врача”

Уважаемый коллега!

Просим Вас высказать свое мнение по предлагаемым вопросам с целью выяснения мнения о профессиональном, духовно-этическом и культурном уровне медицинской сестры ЛПУ. Анализ полученных данных поможет совершенствованию сестринского дела. Благодарим за ответ.

1.         Каков, на Ваш взгляд, уровень знаний медицинских сестер по неотложной помощи в экстренных ситуациях?

Высокий_________________ Средний_________________ Низкий   

2.  Каким, на Ваш взгляд, является уровень выполнения назначений врача?

Высокий_________________ Средний__________________ Низкий   

З. Удовлетворяет ли Вас соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отделении?

Удовлетворяет________________ Не удовлетворяет_______________

4. Как Вы оцениваете объем и структуру функциональных обязанностей, выполняемых медицинскими сестрами всех уровней?

Оптимальный___________________________________

Избыточный____________________________________

Другой (укажите)________________________________

5.    Как Вы считаете, медицинская сестра – это:

Коллега________________________________

Исполнитель____________________________________

Ассистент врача________________________________

Равноправный участник лечебно-диагностического процесса________

6. В каких подразделениях и на каких должностях медицинские сестры должны иметь высшее сестринское образование________

7.   По каким направлениям необходимо повышение квалификации медицинских сестер в больнице?

Психологии общения____

Этико-деонтологическому ____________________

По уходу за пациентами____________________________

При оказании доврачебной помощи__________________

Другому (укажите) ___________________________

8.   Каким, на Ваш взгляд, является качество ухода за пациентами?

Высокое____________ Среднее______________ Низкое    

9. Отметьте те из перечисленных качеств, которые наиболее характеризуют медицинских сестер, с которыми Вы работаете?

Специалист своего дела____________________________

Тактичная, терпеливая______________________________

Заботится о пациентах, внимательна к их просьбам ________    

Коммуникабельная_________________________________

Исполнительная___________________________________

Умеет признавать свои ошибки и исправлять их_____________

Поддерживает деловую, творческую атмосферу, благоприятную для работы обстановку ___________

Другие качества, которые Вы бы хотели перечислить________ 

10. Каким, на Ваш взгляд, является уровень владения практическими навыками у медицинских сестер?

Высокий__________ Средний____________ Низкий      

11. Как Вы считаете, может ли медицинская сестра назначить стандартный минимум обследования пациенту при стабильном состоянии?

Да_______ Нет________

12. Случались ли у Вас конфликты с медицинской сестрой?

Да_______ Нет__________

13. Что, на Ваш взгляд, послужило причиной конфликтов?

Отсутствие четкости в работе медицинской сестры  _________

Низкие профессиональные качества_________

Несвоевременность выполнения заданий, поручений _________

Другое (укажите)_________________________

14. Ваш возраст.

15. Стаж работы.

16. Ваша квалификационная категория.

Приложение 5

Анкета пациента

Уважаемый пациент!

Для дальнейшего улучшения качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования нам важно знать Ваше мнение о качестве предоставленных Вам медицинских услуг, работе медицинского персонала.

Просим Вас заполнить настоящую анкету, проставив соответствующую отметку.

Ваши Ф.И.О._________________________________________________________________________________________________

(указываются по желанию)

Наименование медицинского учреждения_________________________________________________________________________

Отделение стационара или поликлиники__________________________________________________________________________

Время получения лечения с «____»___20__ г. по «__________ »____20____г.

Дата направления на стационарное лечение «___»____20___г.

Дата госпитализации «____»___ 20__ г. Дата выписки «__»____ 20_____________________ г.

Время ожидания в приемном отделении (до 1 часа, до 2 часов, свыше 2 часов), нужное подчеркнуть

№ п/п

Основные вопросы

Удовлетворены ли Вы

полностью

частично

Не удов­летворен

Не может ответить

1.

Отношение медицинского персонала лично к Вам

Лечащего врача

Доступность

Отзывчивость

Доверяете ли Вы профессиональным знаниям лечащего врача?

Осмотр заведующего отделением (нужное подчеркнуть)

В день поступления

На второй день

Не осматривался

Медицинских сестер

Внимательность

Вежливость

Доверяете ли Вы профессиональным знаниям медицинских сестер?

2.

Эффективность полученной медицинской помощи

2.1

Обследование начато (нужное подчеркнуть):

В день поступления в стационар

На второй день

Позже

2.2

Лечение начато (нужное подчеркнуть):

В день поступления

На второй день

Позже трех дней

Лекарственное обеспечение лечения

Достигнут ли ожидаемый Вами результат лечения?

3.

Санитарно-гигиенические условия пребывания и работа младшего медицинского персонала (санитарки и др.)

Дата проведения анкетирования «____________ »_____________ 20____ г

(Ф.И.О., должность специалиста, проводившего анкетирование)

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.