text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Школы ухода для медработников и родственников больных – компетенция медицинских сестер

  • 15 сентября 2012
  • 40

Здоровье людей – самая главная ценность любого государства. В большинстве из них здоровье считается основным показателем качества жизни и главным элементом счастья. В связи с этим здравоохранение как государственный институт обязано фокусировать внимание на главном объекте медицины – пациенте.

Улучшить медико-демографическую ситуацию в России и достичь характерных для развитых стран показателей здоровья населения можно посредством скорейшего внедрения современных технологий организации медицинской помощи. Использование на практике профессиональных стандартов и клинических рекомендаций – прямой путь для скорейшего решения проблемы оказания качественной помощи населению в области здравоохранения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Терапевтическое обучение населения как самостоятельный метод лечения

В 1998 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала терапевтическое обучение населения самостоятельным методом лечения хронических заболеваний равным по значимости медикаментозному и хирургическому лечению. В настоящее время медико-санитарное просвещение является одним из приоритетных направлений деятельности сферы здравоохранения. Врачи и медицинские сестры должны информировать население о факторах риска развития той или иной патологии, здоровом образе жизни, правилах поведения при наличии хронических заболеваний; устно или письменно объяснять пациентам или их родственникам цель и задачи методики лечения, схему приема препаратов. Во время беседы с пациентом и его родственниками необходимо обосновать цель и схему самоконтроля, с тем чтобы помочь врачу с оценкой результатов лечения и своевременно внести необходимые коррективы для устранения негативных последствий и стабилизации позитивных результатов.

Роль школ пациента в профилактике хронических заболеваний

Одним из методов вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний является организация школ пациента (школ здоровья). Работающие в настоящее время при ЛПУ школы пациента (школы здоровья) приносят ощутимую пользу больным основными неинфекционными заболеваниями, такими как диабет, ИБС, артериальная гипертония, постинсультные состояния, а также спинальным больным, пациентам с хроническим заболеванием желудочно-кишечного тракта, рассеянным склерозом, онкологическими и психическими заболеваниями и др.

Цель создания школ пациента (школ здоровья) – сделать пациентов партнерами врачей и медсестер по лечению, реабилитации и профилактике, привлечь их к взаимовыгодному сотрудничеству. Прежде всего пациент и/или его родственники должны знать:

  • диагноз (предварительный / предполагаемый – при поступлении больного в ЛПУ и окончательный – при выписке);
  • информацию о предстоящих диагностических обследованиях:
  1. – об инвазивных или неинвазивных процедурах;
  2. – о подготовке к той или иной процедуре;
  3. – последствиях диагностических процедур, включая возможные осложнения;
  4. – степени доступности (стоимости) обследования;
  • информацию о лечении с ориентацией на пациента (его позиция должна учитываться сполна), а именно схему применения медикаментов, правила проведения манипуляций и процедур, сведения об эффективности лечения, стабильности достигнутого результата, реабилитации и профилактике.

Школа пациента помогает достичь согласия между пациентами, врачами, обществом и государством, обеспечить социальную ответственность со стороны больных и их родственников.

Обязанности медицинской сестры в работе школ пациента

При организации таких школ значительную часть работы с пациентом целесообразно возлагать на сестринский персонал. Медицинская сестра может объяснить, расписать схему принятия пациентом назначенных врачом препаратов и проконтролировать своевременный их прием; предложить форму дневника, который больному необходимо вести для самоконтроля; рассказать, как нужно готовиться к предстоящим процедурам; обучить правилам и технике самостоятельного ухода. Медсестра должна проводить работу с пациентами с учетом их состояния, менталитета, возраста, способностей, возможностей, желаний и интеллекта.

Следует учитывать, что пациенты отделений реанимации, нейрохирургии, неврологии, травматологии, отделений сестринского ухода и паллиативной помощи подвержены влиянию многочисленных факторов риска развития пролежней. Внедрение в ежедневную работу данных отделений ПВБ (протокола ведения больных) сокращает образование пролежней у пациентов, находящихся в группе риска, на 90%. Ведение карты сестринского наблюдения за больным с пролежнями позволяет составить индивидуальный план ухода за ним при ежедневной оценке его состояния по шкале Ватерлоо и своевременно вносить в него необходимые коррективы.

Компания “Пауль Хартманн” помогает открывать школы ухода за пациентами

С 2009 г. медицинская компания “Пауль Хартманн” на безвозмездной основе помогает лечебно-профилактическим учреждениям открывать школы правильного медицинского ухода за пациентами. В настоящее время занятия для больных и их родственников, медицинских и социальных работников, патронажных сестер и сестер милосердия православных сестричеств еженедельно проводятся в 55 школах пациента (правильного медицинского ухода) при ЛПУ 20 российских городов, а также в республиках Татарстан, Чувашия, Марий Эл.

В задачи, стоящие перед школой правильного медицинского ухода, входит обучение родственников и других лиц осуществлению ухода за больным в стационаре и на дому, а именно:

  • методам контроля над изменением состояния его здоровья;
  • принципам общего ухода;
  • профилактике осложнений;
  • методам дезинфекции;
  • простым медицинским манипуляциям;
  • методам самообслуживания и самоконтроля;
  • использованию технических средств реабилитации и малой механизации;
  • обеспечению безопасной домашней среды, профилактике травматизма.

В школах правильного медицинского ухода проходят занятия по следующим темам:

  • “Гигиена кожи. Профилактика пролежней”;
  • “Инконтиненция. Методы лечения и подбор индивидуальных средств гигиены”;
  • “Профилактика гипертонической болезни и ее осложнений. Техника самоконтроля АД”;
  • “Обеспечение безопасной домашней среды для тяжелобольного пациента”.

Работа школ пациента нацелена на достижение следующих результатов:

  • оптимального уровня жизни тяжелобольного в привычной для него домашней обстановке;
  • наиболее благоприятной психологической атмосферы в семье;
  • достаточного уровня медицинской грамотности родственников и других ухаживающих за больным лиц;
  • уменьшение случаев увольнения родственников больного с работы в связи с необходимостью осуществления ухода за ним.

Высокие результаты эффективности работы школ правильного медицинского ухода были опубликованы в 2011 г. после подведения предварительных итогов работы школ пациента при госпиталях ветеранов войны в г. Кирове и Республике Марий Эл. Доказано, что работа школы пациента улучшает психоэмоциональный настрой в семье больного, существенно повышает качество его жизни.

Школа пациента – это эффективная организационная форма профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания, класс ХХI МКБ – 10; Z – 70 –Z – 76), а также медицинская профилактическая услуга, оказываемая населению и включенная в отраслевой классификатор “Сложные и комплексные медицинские услуги”, обеспечивающая взаимную ответственность пациента и медицинских работников, формирующая культуру поддержания и улучшения здоровья, культуру общения.

Работа школ пациента усиливает эффективность здравоохранения, способствует уменьшению затрат на лечение и уход за больными, повышает качество жизни каждого конкретного пациента, благоприятно влияет на обстановку в его семье и впоследствии приводит к позитивному изменению общественного сознания, а именно к осознанию ответственности каждого за свое здоровье и за здоровье членов своей семьи.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.