text
Портал для медицинских работников

Изучение уровня конфликтности и профессионального стресса медицинской сестры, а также удовлетворенности пациентов сестринской помощью

  • 15 октября 2012
  • 59

Любая профессия, связанная с постоянным общением с разными людьми, требует от специалиста компетентного поведения в конфликтных ситуациях. В сфере медицинской деятельности конфликтные ситуации могут возникать по всему спектру профессионального общения – это могут быть конфликты с пациентами или их родственниками, с врачом, со средним медицинским персоналом, с младшими коллегами или руководством.

Напряженный ритм деятельности средних медицинских работников, интенсивность их труда часто ведут к повышенному напряжению нервной системы. При неспособности работника преодолевать стресс, обретать психологическое равновесие, это нередко способствует развитию синдрома “выгорания”, при котором наблюдаются такие осложнения взаимоотношений с другими людьми как излишняя конфликтность и стрессонеустойчивость.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Цели и задачи исследования

С целью подтверждения или опровержения гипотезы о влиянии уровня личностной конфликтности медицинской сестры на удовлетворенность пациентов сестринской помощью в 2012 г. на базе МБУЗ “Городская больница № 2” г. о. Сызрань (далее – больница) было проведено исследование, задачами которого стали:

  • диагностика и сравнение уровня личностной конфликтности специалистов со средним медицинским образованием, работающих в разных подразделениях больницы (стационаре, детской и взрослой поликлиниках);
  • оценка уровня профессионального стресса у медицинских сестер;
  • экспертная оценка удовлетворенности сестринской помощью пациентов подразделений больницы (стационара, детской и взрослой поликлиники).

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 60 медицинских работников среднего звена, составивших 3 группы по 20 медицинских сестер стационара, детской и взрослой поликлиники, разных возрастов с различным стажем работы. Состав каждой группы подбирали с учетом стажа работы сотрудников (по 5 чел. со стажем работы 1–10 лет, 11–20 лет, 21–30 лет, 31 и более лет).

Изучение уровня конфликтности медицинских сестер проводилось с использованием методики Е.И. Рогова “Конфликтная ли вы личность”. Участникам тестирования предлагалось ответить на ряд вопросов с последующим подсчетом баллов и оценкой полученных результатов.

Результаты исследования

По результатам диагностики ни у одного из респондентов не было выявлено высокого уровня конфликтности (табл. 1).

Таблица 1

Общий уровень конфликтности медицинских сестер

Уровень конфликтности

Детская

поликлиника (%)

Взрослая поликлиника (%)

Стационар (%)

Высокий

Средний

20

40

20

Низкий

80

60

80

Итого

100

100

100

В то же время полученные данные свидетельствуют о том, что уровень конфликтности у медицинских сестер взрослой поликлиники несколько выше, чем у их коллег, работающих в стационаре и детской поликлинике. Медицинские сестры стационара и детской поликлиники отличаются большей тактичностью и миролюбивостью, легче уходят от споров и конфликтов, избегают критических ситуаций на работе и дома.

Так как конфликтность личности – интегративный комплексный показатель, тесно связанный с сугубо психологическими, и прежде всего личностными предпосылками, к которым относятся чувство неопределенности, неуверенности, утомление и т. д., в ходе исследования было изучено влияние стажа работы на уровень конфликтности специалистов сестринского дела в исследуемых группах (табл. 2).

Таблица 2

Влияние стажа работы на уровень конфликтности медицинских сестер

Стаж по профессии

Детская поликлиника (%)

Взрослая поликлиника (%)

Стационар (%)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

От 1 года до 10 лет

100

100

100

11–20 лет

20

80

40

60

100

От 21 года до 30 лет

60

40

80

20

20

80

31 год и более

100

80

20

60

40

Так, в первые 10 лет работы в лечебно-профилактическом учреждении для всех групп опрошенных медицинских сестер характерен низкий уровень конфликтности. Однако с увеличением стажа доля специалистов со средним уровнем конфликтности возрастает с 40 до 80%. При этом более высокие показатели (80%) характерны для специалистов сестринского дела, работающих в структуре оказания первичной медико-профилактической помощи (в детской и взрослой поликлиниках).

Затем респонденты, у которых был определен средний уровнем конфликтности, ответили на вопросы, касающиеся их удовлетворенности условиями труда. Итоги опроса показали, что:

  • 85,3% медицинских сестер считают свою работу нужной и важной;
  • 77,8% медицинских сестер не удовлетворены условиями работы (рабочее место, комфортность обстановки, оборудование и т. д.);
  • 50% медицинских сестер считают, что большая загруженность бумажной работой мешает достижению положительного эффекта деятельности;
  • по мнению 74,5% участковых медицинских сестер, расширение спектра ответственности в рамках реализации ПНП “Здоровье” никак не повлияло на их профессиональное развитие.

Подавляющее большинство медицинских сестер считают оплату своего труда недостаточной, а ее распределение – несправедливым (59%). Поэтому 49% респондентов отнесли свою работу к непрестижным видам деятельности.

Конфликты всегда сопровождаются негативным эмоциональным фоном. Субъект конфликта проявляет такие отрицательные эмоции, как агрессия, неприязнь, антипатия, ненависть, характерные для проявления стресса. Поэтому на втором этапе исследования мы провели оценку уровня профессионального стресса специалиста, взяв за основу также методику Е.И. Рогова. Она позволяет выявить отдельные признаки стрессового состояния и проявление его в поведении и деятельности человека.

По результатам исследования ни у одного из специалистов не диагностирован высокий уровень стресса, тогда как у 75,0% медицинских сестер, работающих во взрослой поликлинике, выявлен средний или умеренный уровень стресса, характерный для загруженного работой, с частой сменой направлений деятельности, специалиста (табл. 3). В этом случае стресс представляет безусловную проблему и дает серьезный повод предполагать, что уровень конфликтности у данной категории специалистов действительно выше.

Таблица 3

Оценка уровня профессионального стресса у медицинских сестер

Уровень профессионального стресса

Детская поликлиника (%)

Взрослая поликлиника (%)

Стационар (%)

Низкий

35

25

25

Умеренный

65

25

75

Средний

50

Высокий

На следующем этапе исследования с помощью анкетирования пациентов определялось качество оказываемой сестринской помощи и удовлетворенность ею пациентов. В опросе приняли участие 60 пациентов стационара, детской и взрослой поликлиник, по 20 чел. из каждого подразделения. Респонденты оценили качество оказанной им сестринской помощи, удовлетворенность сестринской помощью по 5-балльной шкале (табл. 4), а также ответили на вопрос, возникали ли у них конфликты с медицинскими сестрами, и если да, то что послужило их причиной.

Таблица 4

Результаты оценки пациентами качества оказанной им сестринской помощи

Тип медицинского учреждения

Качество сестринской помощи (%)

Возникали ли конфликты с медицинскими сестрами (%)

Удовлетворенность сестринской помощью

(%)

отличное

хорошее

удовлет.

неудов.

часто

очень редко

нет, никогда

отлично

хорошо

удовлет.

неудов.

Детская

поликлиника

75

25

_

5

95

80

20

Взрослая поликлиника

60

35

5

20

80

65

30

5

Стационар

60

40

10

90

65

35

Очень высоко оценили отношение медицинских сестер к работе (профессиональные навыки, добросовестность, ответственность и т. д) 60% пациентов всех структурных подразделений. Отвечая на вопрос, что способствовало бы удовлетворенности сестринской помощью, 100% опрошенных назвали профессиональные знания и умения медицинской сестры, 30,0% – доброту и понимание со стороны сестринского персонала, 10,0% – своевременное выполнение врачебных назначений, 7,0% – осведомленность медицинской сестры о состоянии здоровья пациента и готовность отвечать на вопросы.

Восемьдесят процентов пациентов взрослой поликлиники отметили крайнюю загруженность медицинских сестер, которая мешает им быть более внимательными и отзывчивыми.

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что уровень личностной конфликтности медицинских сестер взрослой поликлиники несколько выше, чем у медицинских сестер стационара и детской поликлиники, а у 75,0% специалистов, работающих во взрослой поликлинике, отмечается средний или умеренный уровень стресса, характерный для загруженного работой и много работающего специалиста.

Однако явной зависимости между степенью удовлетворенности пациентов сестринской помощью и уровнем личностной конфликтности медицинской сестры не выявлено. Во многом на конфликтность медицинской сестры оказывают влияние внешние факторы, а именно загруженность и утомляемость на рабочем месте, связанные с выполнением широкого спектра профессиональных обязанностей, частой сменой видов деятельности. 

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.