О возможности использования программ ФГОС третьего поколения специальности 060501 Сестринское дело в целях непрерывного профессионального развития медицинских работников

31

В настоящее время в регионах Российской Федерации осуществляются программы модернизации здравоохранения, нацеленные на повышение качества и доступности медицинской помощи населению страны и затрагивающие три основных направления: улучшение материально-технической базы здравоохранения, внедрение современных информационных технологий и разработку стандартов оказания медицинской помощи. Несмотря на определенные положительные итоги реализации государственной политики в области здравоохранения, достигнутые за последние годы (увеличение рождаемости, снижение общей и младенческой смертности, увеличение продолжительности предстоящей жизни), ситуация, складывающаяся в отечественном здравоохранении, далека от идеальной. Так, смертность от болезней органов кровообращения почти в три раза выше, чем в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, смертность от туберкулеза – в 7,9 раза, а младенческая смертность – в 2,2 раза выше. Поэтому перед системой здравоохранения России стоят важные и неотложные задачи. К их числу относится и обеспечение медицинских организаций профессиональными кадрами.

Актуальность непрерывного профессионального развития специалистов и его формы

Одной из важнейших задач, определенных Программой развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 гг., принятой на III Всероссийском съезде средних медицинских работников в Екатеринбурге, является совершенствование системы профессиональной подготовки, которая учитывала бы перспективы развития здравоохранения, потребности рынка труда, а также запросы личности и была бы направлена на формирование специалиста, обладающего высоким уровнем профессионализма, способного принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции, что возможно при условии непрерывного профессионального развития специалистов.

Непрерывное профессиональное развитие специалистов сестринского дела может осуществляться в различных формах, которые включают как формальное обучение (в системе первичного или дополнительного профессионального образования), так и неформальное и информальное (самообразование, обновление и поддержание знаний, умений и профессиональных навыков на рабочем месте, конференциях, семинарах и др.). Организация участия в неформальном и информальном образовании специалистов сестринского дела во многом зависит от руководителей сестринских служб, которые при планировании занятий с сестринским персоналом должны учитывать уровень профессиональной подготовки специалистов, квалификационные требования, предъявляемые к конкретным должностям, а также возможности конкретной медицинской организации и другие факторы. При подготовке занятий с медицинскими сестрами можно также ориентироваться на образовательные программы, применяющиеся в системе формального образования.

Проблемы последипломного обучения медицинских сестер

Проблемам совершенствования государственной политики в области здравоохранения, подготовки и профессионального развития кадров посвящен один из первых указов Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2012 № 598 “О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения”, в котором Правительству РФ было поручено до 1 мая 2013 г. разработать “…комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров…”. Медицинский, и в частности сестринский, персонал относится к категории наиболее востребованных и социально значимых для населения специалистов, от уровня подготовки и квалификации которых зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. В то же время это достаточно дорогостоящие трудовые ресурсы, требующие серьезных финансовых вложений как для профессиональной подготовки, так и для поддержания необходимых навыков, повышения квалификации. Для их подготовки необходимо качественное методическое обеспечение образовательного процесса на всех этапах профессионального развития. 

В настоящее время возникают определенные трудности при осуществлении последипломного обучения медицинских сестер в системе дополнительного профессионального образования – одной из наиболее распространенных и востребованных форм непрерывного профессионального развития специалистов. Во-первых, это отсутствие разработанных и утвержденных стандартов профессиональной деятельности, на которые следовало бы ориентироваться при разработке программ последипломного обучения; во-вторых – отсутствие федеральных стандартов дополнительного профессионального образования.

Необходимость стандартизации деятельности сестринского персонала назрела давно. Она необходима не только для разработки программ профессионального развития, но и для объективной оценки качества деятельности специалиста; кроме того, именно стандарты являются основой повышения качества оказания медицинской помощи.

В последнее время принят ряд значимых государственных документов, регламентирующих разработку стандартов деятельности медицинских работников. В частности, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” определил, что “...доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи”. Кроме того, программа модернизации здравоохранения предусматривает разработку единых для всей страны стандартов (порядков) оказания медицинской помощи.

Второй существенной проблемой при организации последипломной подготовки специалиста является отсутствие федеральных стандартов дополнительного профессионального образования. В настоящее время в системе дополнительного образования подготовка медицинских сестер ведется, как правило, по примерным программам, утвержденным Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию в 90-е годы XX века. Программы значительно устарели и не соответствуют современным тенденциям развития медицины, поскольку не учитывают произошедших в здравоохранении изменений. В большей степени это касается высокотехнологичных видов оказания медицинской помощи, информационного обеспечения здравоохранения и медицины, изменений, произошедших в системе обеспечения инфекционной безопасности, в Национальном календаре прививок. Появление новых сестринских технологий при отсутствии современных образовательных программ приводит к тому, что преподаватели вынуждены во многом следовать собственным представлениям о необходимых специалисту компетенциях, ориентироваться на собственные взгляды на образовательный процесс, содержание обучения.

Особенности образовательного стандарта нового поколения

В то же время существует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности 060501 Сестринское дело и примерные программы для реализации этого стандарта. Программы, разработанные преподавателями московских колледжей, в т. ч. разработчиков ФГОС, прошли рецензирование и утверждены Президиумом экспертного совета Федерального института развития образования – органа, уполномоченного для этих целей Минобрнауки России.

Содержание образовательного стандарта нового поколения и программ подготовки медицинских сестер по сравнению с прежними стандартами является инновационным и отвечает современным потребностям практического здравоохранения, современным реалиям. В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные виды профессиональной деятельности медицинских сестер, к которым отнесены проведение профилактических мероприятий, участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и др., определены компетенции сестринского персонала.

Одной из значимых и поистине инновационных особенностей стандарта нового поколения является модульно-компетентностный подход. Каждый вид профессиональной деятельности представлен в стандарте соответствующим модулем, что может оказаться полезным и при формировании программ дополнительного обучения специалистов.

Некоторые модули ФГОС

К числу приоритетных задач, стоящих перед здравоохранением страны и требующих своего решения, с полным основанием можно отнести профилактику неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни, что нашло свое отражение в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ, в котором одним из принципов охраны здоровья назван “приоритет профилактики в сфере охраны здоровья”, а в Государственной Программе развития здравоохранения проблема профилактики и формирования здорового образа жизни выделена в отдельную подпрограмму. Проведение профилактических мероприятий позволяет достичь значительного медицинского, социального и экономического эффекта. Так, по данным Минздрава России “суммарный экономический ущерб только от болезней системы кровообращения составляет около 1 трлн руб. в год”, а профилактика болезней кровообращения позволяет снизить смертность от этих причин примерно в два раза, что было достигнуто в США после введения программ профилактики болезней кровообращения. Поэтому вполне логичным является включение в ФГОС модуля, направленного на освоение профилактических навыков при работе с населением. В отличие от опыта предыдущей подготовки медицинских сестер в ФГОС как самостоятельный вид профессиональной деятельности появилась профилактическая сестринская деятельность, обозначенная в стандарте как “Проведение профилактических мероприятий”, что является весьма актуальным в свете последних документов Правительства РФ, касающихся профилактического направления отечественного здравоохранения

Предусмотрена и углубленная подготовка сестер по двум актуальнейшим видам деятельности: организационно-исследовательской сестринской деятельности, а также организации и проведению лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех возрастных категорий в системе первичной медико-санитарной помощи, в учреждениях специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. Профессиональные модули по вышеназванным видам деятельности впервые вошли в программу профессиональной подготовки медицинских сестер, что также отражает современные подходы к формированию образовательных программ. Необходимо отметить, что примерные программы этих модулей содержат указания, что они могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании.

Примерные программы Федерального государственного образовательного стандарта

Следует подробнее остановиться на примерных программах Федерального государственного образовательного стандарта. Программа профессионального модуля “Проведение профилактических мероприятий” предназначена для освоения профилактической сестринской деятельности. В последние годы особенно актуальной стала задача сохранения здоровья каждого отдельного человека и всего общества в целом, ей уделяется значительное внимание со стороны государственных институтов. Роль сестринского персонала в формировании здорового образа жизни, мотивации населения к отказу от табакокурения и злоупотребления алкоголем невозможно переоценить. Специалисты, в т. ч. медицинские сестры, работающие в системе первичной медико-санитарной помощи и непосредственно контактирующие с населением, могут влиять на поведение и образ жизни пациентов. Для такой работы им необходимо специальное обучение. Они должны получить знания в вопросах основ профилактики, знать факторы, влияющие на здоровье, уметь грамотно и убедительно разъяснять каждому конкретному человеку, какой вред здоровью способны нанести неадекватные питание и двигательная активность, вредные привычки, как избежать опасных воздействий на здоровье человека в каждой конкретной ситуации, в чем опасность отказа от профилактических прививок и т. д. В программе модуля предусмотрено изучение особенностей функционирования здорового человека в разные возрастные периоды, а также обучение всем аспектам медицинской профилактики с учетом возрастных особенностей пациентов, т. к. осуществление профилактических мероприятий имеет определенную специфику в разные возрастные периоды.

Несформированность у значительной части населения нашей страны потребности в здоровом образе жизни, безответственное отношение к своему здоровью создают большие трудности для медиков в выполнении таких задач. Справиться с этими проблемами могут грамотные, подготовленные специалисты, обладающие навыками работы со здоровыми людьми и владеющие принципами первичной профилактики. Помимо упомянутых уже вопросов первичной профилактики в программе модуля предусмотрено обучение работе в центрах здоровья и школах здоровья, профилактике неинфекционных заболеваний, современным подходам к вопросам вторичной профилактики. В качестве примера в приложении приведены фрагменты программы: область ее применения и тематический план профессионального модуля “Проведение профилактических мероприятий”. Основываясь на тематическом плане профессионального модуля, можно разработать программы соответствующих циклов в системе дополнительного профессионального образования или тематику конкретных занятий с медицинскими сестрами, проводимых в медицинских организациях, наполнив их соответствующим содержанием.

Таким образом, обучение медицинских сестер первичного звена здравоохранения профилактической деятельности в системе дополнительного профессионального образования может проводиться по программе профессионального модуля ФГОС базовой подготовки по специальности 060501 Сестринское дело, в которой есть специальное указание на возможность ее использования в целях дополнительного профессионального образования. Поскольку примерная программа имеет положительное заключение и рекомендуется ФИРО (Федеральным институтом развития образования) для использования в профессиональной подготовке медицинских сестер,  можно считать ее официально утвержденной и для последипломной подготовки медицинских сестер.

В профессиональном модуле “Осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности” подробно освещаются все аспекты работы медицинской сестры-организатора. Изучение этого модуля предусмотрено при углубленной подготовке медицинских сестер. В программе предусмотрено изучение актуальных проблем управления сестринским персоналом, вопросов лекарственного и материально-технического обеспечения лечебно-диагностического процесса, взаимодействия с персоналом и подразделениями медицинской организации, вопросы организации охраны труда и техники безопасности персонала различных структурных подразделений медицинской организации, а также экономические аспекты деятельности современного руководителя сестринских служб, подходы к оценке деятельности сестринского персонала. В программе нашел отражение и такой важный аспект деятельности руководителей сестринских служб, как организация делопроизводства. Существенным направлением деятельности руководителя сестринских служб является аналитическая и исследовательская их деятельность, что также отражено в программе углубленной подготовки медицинских сестер. Подробно разбираются вопросы статистического анализа деятельности персонала и структурного подразделения, а также статистической отчетности, которая является основой любого анализа и обязательна для медицинского специалиста любого уровня, а для старшей и главной медицинской сестры эти знания и умения просто необходимы для продуктивной работы.

В государственных образовательных стандартах первого и второго поколений аналогичная подготовка проводилась на повышенном уровне обучения, который, к сожалению, в новом поколении стандартов заменен понятием “углубленная подготовка”, что привело к недопониманию возможности обучения в рамках ФГОС этим видам деятельности практикующих и имеющих определенный стаж профессиональной сестринской деятельности специалистов сестринского дела. Таким образом, подготовка старших и главных медицинских сестер в системе дополнительного профессионального образования может проводиться по примерной программе профессионального модуля “Осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности”, также утвержденной ФИРО.

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения появилась возможность углубленно изучать различные аспекты организации и проведения сестринской деятельности при работе с разными возрастными категориями пациентов в условиях оказания им первичной медико-санитарной помощи, а также специализированной и высокотехнологичной помощи. В программе профессионального модуля, посвященного этим видам деятельности, есть несколько разделов. Один из них позволяет углубить подготовку в вопросах организации и проведения работы сестринского персонала первичной сети здравоохранения. Учитывая востребованность и широту охвата населения этим видом медицинской помощи, внедрение большого числа современнейших медицинских технологий, такое обучение требуется огромному числу медицинских сестер, уже работающих в практическом здравоохранении.

Другой раздел этого модуля предусматривает изучение особенностей оказания медицинской, в т. ч. сестринской, помощи детям разного возраста в условиях как первичного звена здравоохранения, так и в специализированных стационарах. Этот раздел модуля необходимо освоить всем медицинским сестрам, работающим с детьми.

Актуальнейшим и абсолютно новым является третий раздел программы, посвященный вопросам организации высокотехнологичной помощи. Эти знания необходимы всем медицинским работникам, т. к. в процессе подготовки и оказания таких современнейших видов медицинской помощи пациенты нуждаются в особом внимании и понимании сути происходящего. Объяснить им грамотно, каков порядок оказания высокотехнологичных медицинских услуг, в чем заключаются особенности такого вида помощи в каждом конкретном случае, может только специально подготовленный медицинский работник.

Таким образом, примерные программы профессиональных модулей Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 060501 Сестринское дело, имеющие положительные рецензии Президиума экспертного совета Федерального института развития образования, могут быть непосредственно использованы или взяты за основу для обучения в системе дополнительного профессионального образования медицинских сестер-организаторов, специалистов, работающих в системе первичной медико-санитарной помощи, а также медицинских сестер отделений профилактики, центров здоровья и медицинских сестер, работающих с детьми. Эти же программы могут быть использованы и в системе неформального образования, а также при обучении медицинских сестер на рабочих местах. Использование основных примерных образовательных программ в системе дополнительного профессионального образования позволит обеспечить непрерывность и преемственность подготовки специалистов со средним медицинским образованием, что будет способствовать обеспечению отрасли компетентными и конкурентоспособными специалистами.

Приложение

Фрагменты программы профессионального модуля “Проведение профилактических мероприятий”

1.1. Область применения программы

Примерная программа профессионального модуля (далее – примерная программа) является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Проведение профилактических мероприятий и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения и образования (раздел 1) при наличии среднего (полного) общего образования (опыт работы не требуется), а также в программах повышения квалификации работников здравоохранения (по темам “Первичная медико-санитарная помощь”, “Общая практика», “Первичная медико-профилактическая помощь населению”, отдельные темы – в программах “Организация сестринского дела”, “Сестринское дело в педиатрии”) – на базе среднего специального образования по специальностям “сестринское дело”, “лечебное дело”, “акушерское дело”, “медико-профилактическое дело”. Опыт работы не требуется.

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля “Проведение профилактических мероприятий”

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

((если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

В т. ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

В т. ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

В т. ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1.

Раздел 1. ПМ 01. Определение здоровья человека в разные периоды его жизни

 МДК 0101 Здоровый человек и его окружение

88

58

34

30

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Раздел 2. ПМ 01.  Сестринское обеспечение профилактических мероприятий

 МДК 01.02 Основы профилактики

52

36

22

16

-

-

ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Раздел 3.  ПМ 01. Осуществление профилактических мероприятий  в условиях первичной медико-санитарной помощи

МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению

124

34

22

18

72

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

72

72

Всего:

336

128

78

64

72

72

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка
      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      Наши продукты






















      © 2006–2018 ООО «МЦФЭР», медиагруппа «Актион-МЦФЭР»

      Журнал «Здравоохранение» –
      практический журнал для главного врача.

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать документ на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 12 000 статей
      — 8 000 ответов на вопросы
      — 200 видеосеминаров
      — готовые формы и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные сервисы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×