text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Анализ некоторых показателей качества оказания медицинских услуг средним медицинским персоналом в условиях дневного стационара

  • 15 марта 2013
  • 48

Сегодня в свете проводимых реформ здравооохранения проблема выбора критериев оценки качества сестринской помощи весьма актуальна. Одним из них является удовлетворенность пациентов оказанными медицинскими услугами, поэтому ЛПУ часто прибегают к опросу больных, чтобы оценить эффективность работы своего персонала. В качестве примера такой работы приводим результаты социологического исследования на базе дневного стационара Медико-санитарной части № 125 г. Курчатова, в котором приняли участие 90 пациентов. Когда проводилось исследование?

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Научные подходы к составлению анкет

В специально разработанную анкету включались вопросы, позволяющие оценить удовлетворенность пациентов оказанной медицинской помощью. Это предполагалось сделать двумя способами:

  1. установить наличие (отсутствие) устных и письменных жалоб на медицинского работника, отделение и больницу в целом;
  2. провести анонимное анкетирование, на основе которого возможно определение мнения пациентов о деятельности лечебного учреждения и медицинских работников. Анкета, по мнению исследователей, должна была содержать вопросы, касающиеся личностных качеств медицинских работников, их отношения  к работе и не должна была включать оценку профессиональных качеств специалистов со средним медицинским образованием (соблюдение алгоритма выполнения манипуляции, стерильности и т. п.), поскольку профессиональные способности медицинской сестры человеку, не имеющему специального медицинского образования, определить сложно, и это некорректно. Исходя из сказанного были составлены анкеты, в которые вошли вопросы, определяющие как отношение медицинских сестер к пациентам и работе по субъективным показателям, так и работу отделения в целом.

Результаты исследования и их обсуждение

Возрастной состав участников исследования был следующим: лица в возрасте 20–30 лет – 27%, 31–40 лет – 3%, 41–50 лет – 37%, 50 и более лет – 33%.

Было опрошено одинаковое количество мужчин и женщин.

Немаловажны фактором, влияющим на мнение пациентов о качестве лечения, является частота обращения в стационар за медицинской помощью. Пациент, впервые обратившийся в стационар, попадая в новые условия пребывания, зачастую не может достаточно полно оценить сложившуюся обстановку, в отличие от больных, регулярно проходящих курс лечения в ЛПУ. Для таких пациентов больница становятся хорошо изученным местом, у них появляется возможность сравнения с другим ЛПУ, с предыдущим обращением, т. е. возможно более достоверное определение качества оказания медицинской помощи. Зачастую пациенты с хроническими заболеваниями вынуждены по несколько раз в год находиться на стационарном лечении, причем иногда в одном отделении. Именно такие клиенты способны сразу определить изменение качества оказания медицинской помощи как отдельным медработником, так и подразделением в целом. В результате проведенного исследования выявлено, что треть респондентов (29%) обращаются за медицинской помощью впервые, 27% – раз в 5–10 лет, 17% – 1–2 раза в год и 27% – раз в полгода. По мнению авторов, последние две группы опрошенных являются наиболее объективными экспертами, т. к. частота обращения за медицинской помощью у них достаточно высока. Такие пациенты в большей степени заинтересованы в улучшении качества медицинской помощи.

Одним из важнейших критериев оценки качества сестринской деятельности является мнение пациента об отношении медицинских сестер к своим профессиональным обязанностям. При исследовании данного критерия значительное число респондентов (60%) отметили, что все медицинские сестры одинаково добросовестно относятся к своим профессиональным обязанностям, 30% выделили очень ответственных сестер, и только 10% считают, что есть исключения – медицинские сестры, недобросовестно относящиеся к своей работе. Безответственного отношения со стороны медсестры не отметил никто.

Для определения частоты контроля состояния пациента медицинской сестрой нами был задан вопрос: “Сколько раз за день ваше состояние контролировала медицинская сестра?” Большинство респондентов (73%) ответили, что медсестры делали это регулярно, что является достаточно высоким показателем. В 7% случаев медсестра контролировала состояние пациентов 3–4 раза за день, что также следует признать достаточным, и 20% респондентов отметили, что к ним медсестра подходила только для выполнения назначений (1–2 раза за день).

Основой современной сестринской деятельности является общение с пациентом. При исследовании данного показателя установлено, что только в 27% случаев медицинская сестра общается с пациентом регулярно. До 70% опрощенных отметили, что с ними медицинские сестры общаются редко и 3% респондентов отметили отсутствие подобного общения. 

Еще одним важным критерием оценки качества деятельности является наличие устных и письменных жалоб пациентов, именно поэтому в анкете содержался вопрос: “Возникали ли у вас конфликтные ситуации с медицинскими сестрами?” Показательно: на данный вопрос все респонденты ответили отрицательно.

В основе сестринского ухода лежит умение медицинской сестры информировать больных и их родственников об особенностях самообслуживания, питания при той или иной патологии. Так, в отделении кардиологии зачастую находятся пациенты с хроническими заболеваниями, и беседа с ними об особенностях профилактики обострений и осложнений здесь является одной из основных обязанностей медсестры. Для определения выполнения обучающей функции сестринским персоналом в анкету был включен вопрос о том, проводились ли с пациентами обучающие беседы. Более половины респондентов (57%) не получали никакой информации от медицинских сестер, 33% пациентов средний медперсонал объяснял нюансы самоухода, 7% – особенности диеты и 3% – рассказывал о заболевании.

Учитывая то, что при общении с больным медицинская сестра должна соблюдать этические нормы, обязана создавать обстановку доверия между врачом и больным, способствовать повышению авторитета врача и медицинского учреждения, были изучены этико-деонтологические качества медицинских сестер. Следует исходить их того, что основой современного сестринского ухода является общение, умение грамотно и доступно донести до пациента необходимую информацию. Ободряющая фраза, пояснение своих действий может помочь пациенту расслабиться, проникнутся доверием к медицинскому работнику, что значительно улучшит эффективность лечения. Медицинская сестра при выполнении манипуляции должна информировать пациента об особенностях той или иной процедуры. Результаты опроса показали, что более чем у половины пациентов (53%) перед манипуляцией медсестра интересуется самочувствием, что важно при введении лекарственного средства. Ответили, что действия медицинской сестры внушают уверенность, 14% опрошенных, и это, по мнению авторов, невысокий показатель. До 23% медицинских сестер объясняют пациенту только то, как себя вести во время выполнения процедуры, и около 10% специалистов выполняют манипуляции молча. В данном случае пациент выступает не как помощник и участник процесса, а как объект механической работы медсестры, что может значительно снизить качество оказания медицинской помощи.

Кроме вышеуказанного пациентам было предложено оценить качество работы сестринского персонала и отделения в целом (субъективно). Более половины респондентов (60%) отметили хорошее качество оказываемой помощи, треть опрошенных (33%) нашла его удовлетворительным и 7% затруднились с ответом. Что касается всей работы отделения в целом, то до 50% респондентов оценили качество работы отделения как очень высокое, примерно столько же (47%) отметили средний уровень и только 3% заявили о низком уровне качества работы отделения.

На вопрос “Какие мероприятия могут улучшить качество сестринской помощи?” более половины респондентов (53%) ответили, что это повышение уровня знаний медицинских сестер (лекции, конференции, учеба), до 20% пациентов связывают улучшение сестринского обслуживания с повышением заработной платы и 27% затруднились с ответом.

Таким образом, в отличие от распространеного мнения, пациенты связывают качество сестринской помощи в большей степени не с материальным стимулированием медработников, а с повышением их профессионализма (уровень образования, повышение квалификации, самообразование).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.