text
Портал для медицинских работников

Система обучения среднего медицинского персонала санаторного учреждения

  • 15 марта 2013
  • 167

Нехватка квалифицированных специалистов на рынке труда заставляет руководство организаций, в т. ч. и в системе здравоохранения, активнее способствовать повышению профессионального уровня собственных кадров. Ведь знания, умения и навыки персонала ‒ это конкурентное преимущество учреждения. Поэтому развитие системы обучения сотрудников, в особенности сестринского персонала как наиболее близкого к пациентам, стало важнейшей задачей для администрации Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий “Горный воздух”».

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Характеристика сестринского персонала санатория

По состоянию на конец декабря 2012 г. в санаторно-курортном учреждении трудятся 56 специалистов со средним медицинским образованием: 37 медицинских сестер, 1 фельдшер, 6 специалистов лабораторного дела, 2 старших медицинских сестры, 10 работников прочих специальностей. Обеспеченность этими кадрами составляет 100%.

Соотношение “врач – специалист со средним медицинским образованием” составляет 1 : 2,6.

Квалификационную категорию имеют 53 (94,7%) средних медработника: высшую – 33 чел. (59% от общего числа медработников), первую – 18 чел. (32,1%), вторую – 2 чел. (3,6%). Не имеют квалификационной категории молодые специалисты, пришедшие после окончания учебного заведения.

Все сотрудники со средним медицинским образованием имеют сертификат специалиста.

Большинство сотрудников сестринской службы составляет персонал среднего возраста: 18–25 лет – 3 чел. (5,3%), 26 –35 лет – 8 чел. (14,3%), 36 –45 лет – 30 чел. (53,6%), 46–55 лет – 15 чел. (26,8%).

По общему стажу работы сестринский персонал распределился следующим образом: до 5 лет – 6 чел., 6–10 лет – 12 чел., 11–15 лет – 15 чел., 16–25 лет – 18 чел., 26 лет и более – 5 чел. По стажу работы в санатории персонал можно разделить на следующие группы: до 5 лет – 12 чел., 6–10 лет – 9 чел., 11–15 лет – 14 чел., 16–25 лет – 16 чел., 26 лет и более – 5 чел.

Таким образом, кадровый состав среднего звена санатория сформирован и представлен квалифицированными специалистами, имеющими большой опыт и стаж работы в условиях курорта, причем на одном месте.

Общие положения системы обучения персонала

В основе системы обучения и развития среднего медицинского персонала в санатории “Горный воздух” лежат комплексный подход и следующие задачи:

  • систематическое своевременное обновление знаний;
  • повышение профессиональной культуры и сплочение коллектива;
  • повышение мотивации и лояльности сотрудников

В настоящее время все специалисты среднего звена имеют возможность повышать свою квалификацию не реже 1 раза в 5 лет. Данный пункт закреплен в “Положении об обучении медицинского персонала” и в должностных инструкциях сотрудников санатория как право активного участия в процессе обучения, повышения своих профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями к должности. Такой подход к образованию сестринского персонала не только повышает уровень ответственности работников, но и поощряет их к подаче предложений, направленных на совершенствование (улучшение) системы повышения квалификации, а также привлекает к реализации этих предложений.

Ежегодно более 10 средних медицинских работников учреждения обучаются на сертификационных циклах специальных учебных заведений на отделениях последипломного образования по нескольким специальностям.

План и бюджет на обучение сестринского персонала сроком на год составляется главной медсестрой и согласуется с главным врачом и экономическим отделом. План повышения квалификации утверждается главным врачом, а бюджет – директором санатория. План и бюджет на обучение на следующий год формируются в конце текущего года (в декабре) и утверждаются в январе следующего. При планировании годового бюджета на обучение 80% бюджетных средств на обучение среднего персонала выделяется на плановое обучение, 20% – на внеплановое обучение по производственной необходимости.

Виды и формы обучения

Обучение персонала можно классифицировать на:

  • внутреннее – в рамках и силами санаторно-курортной организации;
  • внешнее – с привлечением внешних обучающих специалистов;
  • самообразование – включает в себя самостоятельное изучение сотрудниками специальной литературы, сбор и систематизацию информации;
  • долгосрочное дополнительное обучение – программы повышения квалификации, получение второго образования и др.;
  • краткосрочное обязательное обучение – профессиональные тренинги и семинары, проводимые с целью поддержания знаний и навыков работников на современном уровне. Тренинг позволяет за короткий срок получить необходимые навыки и отработать их применение в заранее смоделированных ситуациях. Если проводится семинар, то происходит информационный вброс по одной или нескольким темам. Продолжительность обучения составляет 1–2 два дня, в зависимости от темы.

Соответственно обучаться сотрудники могут как с отрывом от производства, так и без, на рабочем месте и вне его, в группе и индивидуально.

В зависимости от уровня подготовки специалиста его обучение может проходить в форме:

  • стажировки – обучения и закрепления работника на рабочем месте;
  • переподготовки – обучения работника с получением новой специальности (профессии);
  • курсов повышения квалификации – получения новых знаний и навыков в рамках своей специальности;
  • адаптационного обучения – введения в должность и в коллектив в короткий срок;
  • наставничества – обучения стандартам работы, передачи имеющихся корпоративных знаний внутри здравницы.

Краткосрочное обучение длится не более 2 дней; среднесрочное – не более 2 месяцев; долгосрочное – более 6 месяцев.

На рабочих местах проходят инструктаж, проводимый старшей медсестрой отделения, стажировку, адаптационное обучение, наставничество или смешанное обучение.

Вне рабочих мест проходят учебные курсы, лекции, семинары или конференции, тренинги.

Индивидуальное обучение осуществляется на стажировках на рабочем месте. Групповое обучение проводится отделениями последипломного обучения медицинских учебных заведений, а также на тренингах или семинарах, организованных с помощью привлечения внутренних ресурсов санатория.

После прохождения внешнего обучения сотрудник предоставляет копию удостоверения и сертификата специалисту отдела кадров. Копии документов, удостоверяющих прохождение обучения, хранятся в личных делах сотрудников.

Планирование и организация обучения

Для организации планового обучения главная медсестра совместно со старшими медсестрами отделений и с привлечением членов учебного сектора Совета медсестер по итогам ежегодной оценки персонала разрабатывают программы обучения и план повышения квалификации. Программа содержит информацию по составу обучающихся сотрудников, содержанию, целям и задачам, периодичности и продолжительности, стоимости обучения (точной или приблизительной).

В таком обучении больше заинтересовано лечебное учреждение для решения своих бизнес-задач, поэтому его целиком оплачивает санаторий. В этом случае повышается и мотивация персонала, и его лояльность. С другой стороны, курортное учреждение, заключая договор с сотрудником, получает определенные гарантии его работы в организации и использование полученных им знаний на определенный срок по завершении обучения и оговаривает сумму компенсации, которую он должен выплатить в случае увольнения раньше оговоренного срока без уважительной причины. В случае невозможности сотрудника пройти запланированное обучение главная медсестра должна быть предупреждена об этом не позже чем за неделю.

Организация внепланового обучения (по производственной необходимости) осуществляется заведующим отделением, который определяет потребность в обучении по производственной необходимости, включающей:

  • перевод на другую должность (ротация);
  • расширение функциональных обязанностей;
  • повышение квалификации в связи с недостаточными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.

Направление среднего медперсонала на внеплановое обучение (по производственной необходимости) организовывает главная медсестра на основании утвержденной заявки руководителя медицинского подразделения, подаваемой не позднее чем за месяц до предполагаемого обучения. Сотрудник может быть направлен на внешнее обучение по инициативе непосредственного руководителя не ранее чем по прошествии 6 месяцев работы в лечебном учреждении. В отдельных случаях (по решению главного врача) – после успешного прохождения испытательного срока.

Как показала практика, системная программа обучения сестринского персонала имеет преимущества перед разовыми мероприятиями. Обычно все знания, которые сотрудники получили на тренинге или семинаре, остаются актуальными от шести месяцев до года, в зависимости от темы обучения, методов и индивидуальных особенностей обучаемого. В долгосрочных программах этот эффект сохраняется до пяти лет.

При определении потребности в обучении необходимо учитывать, что знания будут получать взрослые люди, уже имеющие образование и сформировавшиеся как личности. Поэтому потребность в обучении различных категорий среднего медперсонала определяется требованиями специальности и индивидуальными характеристиками работников – возрастом, опытом, профессиональным уровнем, особенностями трудовой мотивации и др.

Для выбора оптимальных методов и форм обучения, главная медсестра определяет качественную и количественную потребность в обучении среднего персонала. Качественная (чему учить, какие навыки развивать) и количественная (какое количество сотрудников нуждается в обучении) потребность в обучении выявляется с помощью:

  • оценки информации о сотрудниках, поступающей из кадровой службы (стаж работы, рабочий опыт, базовое образование, участие в программах обучения или повышения квалификации и др.);
  • соотнесения определение формы обучения и требуемого уровня квалификации и профессиональной подготовки среднего медперсонала с краткосрочными и долгосрочными планами санаторно-курортной организации;
  • наблюдения за работой среднего персонала и выявления несоответствий установленным стандартам и требованиям должностных инструкций;
  • анализа проблем, мешающих эффективной работе и нарушающих технику безопасности;
  • отслеживания и анализа изменений, происходящих в организации (например, изменение стандартов или внедрение новых технологий и нового оборудования требует дополнительного обучения персонала).

Оценка эффективности обучения и система контроля

С целью определения уровня усвоения сестринским персоналом изученного материала и применимости полученных навыков на практике, а также рациональности расходования средств, вложенных в обучение, проводится оценка его эффективности по следующим критериям:

  • реакция обучающихся – выясняется впечатление обучающихся от пройденной учебной программы;
  • усвоение учебного материала – определяется объем усвоенного материала с помощью зачетов в письменной или устной форме или тестовых испытаний;
  • изменения в поведении персонала – определяется, в какой степени в процессе выполнения работы используются знания и навыки, полученные в ходе обучения.
  • рабочие результаты – оценивается реальная выгода, которую организация получила в результате проведенного обучения.

Эффективность обучения в понимании администрации санатория – это конкретные результаты, которые можно оценить количественно или качественно с помощью методов контроля. Система контроля учреждении включает:

  • входной контроль – тематическое тестирование, которое проводит перед обучением главная медсестра, чтобы затем сравнить показатели на выходе обучения или сопоставить с показателями медработников, не участвующих в обучении;
  • текущий контроль (если речь идет о длительных программах обучения), проводимый специалистом отдела кадров;
  • заключительный контроль (осуществляется формально и неформально), включающий письменное анкетирование пациентов или устный опрос, проводимые с целью выяснить, повысилась ли удовлетворенность клиентов оказываемой медицинской помощью;
  • контроль за использованием приобретенных знаний и навыков в процессе работы.

Два последних вида контроля осуществляет непосредственный руководитель на рабочем месте – старшая медсестра или заведующий отделением.

Если в процессе обучения молодой специалист был прикреплен к наставнику, то последний также участвует в оценке результатов занятий. На основании программы пройденного материала составляется индивидуальный план дальнейшего развития и закрепления полученных знаний и навыков сотрудника.

Таким образом, современные подходы к управлению персоналом основываются на необходимости максимального раскрытия его, когда сотрудники рассматриваются в качестве ключевого фактора, определяющего эффективность использования всех остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации.

Все методы обучения работников могут принести необходимый результат и быть востребованы внутри организации. Главное – знать, какого результата ждет организация от данного обучения персонала, зачем ей это нужно и каким образом будут контролироваться полученные результаты. В свою очередь сотрудники, связывающие свою деятельность с задачами и целями медицинской организации, заинтересованы в таком месте работы, на котором существует возможность повысить свои профессиональные навыки и заниматься интересной работой.

Приложение 1

ПЛАН

проведения семинарских занятий со средним медперсоналом ФГБУ санаторий “Горный воздух” на 2012 г.

Тема занятия

Срок

проведения

Ответственные

Санитарно-противоэпидемический режим санатория. Гигиеническое содержание и уборка помещений. Проведение производственного контроля

Февраль

Главная медсестра

Дезинфекция, стерилизация. Режимы, методы, средства. ПСО. Постановка проб. Асептика и антисептика: цели, задачи

СанПиН 2.1.7.2790-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами”. Виды и классы отходов. Правила сбора и утилизации отходов в санатории

Март

Главная медсестра

Правила ведения учетной документации в кабинетах.

ТЕСТИРОВАНИЕ по циклу занятий: “Санитарно-противоэпидемический режим”

ООИ: клиника, действия медицинского персонала в случае выявления. Обязанности медработников. Схемы оповещения и движения информации. Укладки по ООИ. Правила надевания и снятия костюма. Дезрежим при ООИ. Работа в условиях карантина

Апрель

Главная медсестра

Алгоритм действий медработника при выявлении больного с КГЛ (крымской геморрагической лихорадкой).

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ с введением условного больного. Разбор ситуации

КОНФЕРЕНЦИЯ: История развития сестринского дела в России. Этика и деонтология в медицине. Принципы организационной культуры. Основы делового этикета. Этический кодекс медицинской сестры России

Май

Главная медсестра

Стандарты сестринской деятельности. Технология выполнения простых медицинских манипуляций. Оценка качества оказания сестринской помощи. Экспертные карты. Индикаторы качества

Июнь

Главная медсестра

Внутрибольничные инфекции. Общие сведения об источниках ВБИ, путях передачи. СП 3.1.5.2826-10 “Профилактика ВИЧ-инфекции”. Профилактика ВБИ у медработников. Действия в случае биологической аварии. Состав Аптечки БА. Профилактика гемоконтактных гепатитов и ВИЧ. Вакцинация против гепатита В. Медосмотры медработников

Июль

Главная медсестра

ТЕСТИРОВАНИЕ по циклу занятий: “Профилактика ВБИ”.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ по ликвидации последствий Биологической аварии

Август

Главная медсестра

Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. Национальный календарь прививок

Сентябрь

Главная медсестра

Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции. Вакцинопрофилактика

КОНФЕРЕНЦИЯ: Инновации в Сестринском деле. Сестринское дело в курортологии. Особенности оказания медицинской помощи в условиях курорта

Октябрь

Главная медсестра

Действия медработников в условиях ГО и ЧС. Реанимационные мероприятия: доврачебная помощь. Правила снятия ЭКГ

Принципы оказания доврачебной помощи. Неотложные состояния

Ноябрь

Главная медсестра

Анафилактический шок. Механизм развития. Клиника, принципы оказания неотложной помощи. Другие аллергические реакции

Травмы и кровотечения. Виды, доврачебная помощь, правила десмургии. Переломы и ушибы. Транспортировка пострадавших

Действия в условиях ГО и ЧС. Медицинский отряд. Медицинская бригада

Декабрь

Главная медсестра

Приложение 2

ПЛАН

повышения квалификации средних медработников ФГБУ санаторий “Горный воздух” на 2012 г.

Наименование цикла

ФИО обучающегося*

Срок обучения

Вид цикла

Сестринское дело в курортологии

Весна

Специализация

Сестринское дело в курортологии

Весна

Усовершенствование

Медицинский массаж

Весна

Усовершенствование

Физиотерапия

Весна

Усовершенствование

Диетология

Весна

Усовершенствование

Лабораторная диагностика

Весна

Усовершенствование

Сестринское дело в урологии

Весна

Усовершенствование

Сестринское дело в курортологии

Осень

Усовершенствование

Дезинфектология

Осень

Усовершенствование

Удаление отходов

Осень

Усовершенствование

Физиотерапия

Осень

Усовершенствование

* Не публикуются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных”.

Приложение 3

ПРИМЕРЫ

протоколов проведения занятий со средним медперсоналом санатория “Горный воздух”

ПРОТОКОЛ № 1

Дата проведения занятия – 2 февраля

Время проведения занятия – 14:00–14:45

Форма проведения – лекция

Цель занятия – учебная

Ответственный – главная медсестра

План лекции:

  1. Санитарно-противоэпидемический режим санатория. Приказы, регламентирующие работу санатория.
  2. Санитарно-эпидемиологический режим в инвазивных кабинетах.
  3. Санитарно-эпидемиологический режим в бальнео-физиотерапевтических кабинетах санатория.
  4. Комплектация уборочных тележек.
  5. Гигиеническое содержание и уборка спальных номеров и других помещений санатория.
  6. Текущая и генеральная уборка. Периодичность уборок. Санитарно-гигиеничекие требования к уборочному инвентарю. Маркировка уборочного инвентаря. Смена белья. Сбор, транспортировка и хранение белья.

Докладчики: главная медсестра, старшая медсестра лечебно-диагностического отделения, начальник хозяйственного отдела, дезинфектор.

Присутствовали: главная медсестра, старшая медсестра лечебно-диагностического отделения, старшая медсестра медицинского отделения, начальник хозяйственного отдела, заведующая 1-м медицинским отделением, дезинфектор, медсестры, санитарки, уборщицы.

ПРОТОКОЛ № 2

Тема: “Дезинфекция и стерилизация. Режимы, методы, средства. ПСО. Постановка проб. Асептика и антисептика. Цели, задачи. Основные приказы и методические указания”

Дата проведения – 16 февраля

Время проведения занятия – 14:30–15:15

Форма проведения – лекция с использованием демонстрационного материала

Цель занятия – учебная

Ответственный – главная медсестра

План лекции (в скобках указаны докладчики):

  1. Дезинфекция. Цели, задачи. Способы дезинфекции. Виды дезинфектантов.
  2. Дезинфектанты в санатории. Правила приготовления, хранения, использования. Постановка проб. Основные приказы и методические указания. Учет получения и расходования дезсредств.
  3.  Правила разведения и меры предосторожности при работе с дезсредствами. Первая помощь при отравлении дезсредствами.
  4. Текущая и заключительная дезинфекции. Правила проведения.
  5. Стерилизация. Цели, задачи. Способы стерилизации. Дезинфекция и предстерилизационная очистка. Упаковка материала для стерилизации. Хранение стерильного материала.
  6. Асептика. Антисептика. Цели, задачи. Антисептические средства.
  7. Стандарт обработки рук.
  8. Профилактика аллергических реакций на применение асептических средств и дезинфектантов.
  9. Правила бактерицидного облучения.

Докладчики: главная медсестра, старшая медсестра лечебно-диагностического отделения, дезинфектор, старшая медсестра медицинского отделения.

Присутствовали: главная медсестра, старшая медсестра лечебно-диагностического отделения, старшая медсестра, заведующая 2-м медицинским отделением, дезинфектор, медсестры.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.