Опыт введения в штат среднего медицинского персонала медицинской сестры-координатора в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии

53

В одном из предыдущих номеров мы рассказали о Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии в Красноярске (далее – центр) и о его опыте внедрения модели комплексной сестринской бригады по осуществлению перевязок пациентам. Продолжаем знакомить вас с инновациями, внедренными в данной медицинской организации, и теперь рассказываем об опыте введения в штат среднего медицинского персонала медицинской сестры-координатора и принципах работы этого специалиста с пациентами.

Предпосылки введения в штат медсестры-координатора

К середине 2012 г., когда в центре началась интенсивная работа и увеличился поток пациентов, палатные медицинские сестры перестали справляться с индивидуальной работой с каждым пациентом, т. к. в первую очередь они должны были выполнять назначения врача, осуществлять транспортировку больных в операционную или на диагностические исследования, что стало занимать все их рабочее время.

Пациент оценивает качество оказания медицинской помощи, руководствуясь несколько иными критериями, нежели медицинский работник. Как правило, больной в первую очередь отмечает, какое отношение персонала было к нему на всех этапах пребывания в клинике: сколько времени уделяли лично ему, как долго с ним беседовали, торопились при беседе или нет, внимательно ли выслушали и на все ли вопросы ответили. Согласно исследованиям, для пациентов уровень качества оказания медицинской помощи на 45% определяется бытовыми удобствами.

Нагрузка увеличилась не только у палатных, но и у старших медицинских сестер стационара. Последние утратили возможность контролировать в полном объеме работу медицинских сестер, т. к. практически все время затрачивали на выписку пациентов (в среднем за сутки в каждое кардиохирургическое отделение поступает 10–12 пациентов, и столько же выписывается), укомплектование отделения лекарственными средствами, расходными материалами, изделиями медицинского назначения, а также на заполнение отчетно-учетной документации.

Оформление документации для должности

В сложившейся ситуации и возникла необходимость введения в штат специалиста, которому можно было бы делегировать часть обязанностей старшей медицинской сестры и палатных медицинских сестер. Причем данный работник, наряду с профессиональными, аналитическими и деловыми способностями должен обладать такими качествами, как чуткость, умение сопереживать, стрессоустойчивость, коммуникабельность. Этим специалистом стала медицинская сестра-координатор. Но поскольку такой должности нет в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 25.07.2011 № 801н, в штатном расписании данный работник назван “медицинская сестра постовая”.

Дополнительных финансовых затрат и увеличения штатного расписания сестринского персонала отделений введение данной должности не потребовало, т. к. были использованы ставки, находящиеся под совмещением.

Всего было введено 3 должности сестры-координатора – по одной в каждое кардиохирургическое отделение на 50 коек: отделение хирургического лечения ишемической болезни сердца и заболеваний аорты (кардиохирургия № 1), отделение хирургического лечения нарушений ритма сердца (кардиохирургия № 2), отделение хирургического лечения приобретенных пороков сердца (кардиохирургия № 3).

В должностной инструкции медицинской сестры-координатора основной акцент сделан на ее обязанности по коммуникации с госпитализируемыми и выписывающимися пациентами. 

С целью унификации деятельности медицинских сестер-координаторов разработаны специальные инструкции для работы с госпитализируемыми пациентами и с выписывающимися (приложения 1, 2).

Функционал медсестры-координатора

Время работы медицинской сестры координатора: с 9:00 до 17:00, с понедельника по пятницу.

Рабочий стол медицинской сестры-координатора расположен на входе в отделение. Это место было выбрано не случайно. Первое впечатление формируется у пациента в течение нескольких секунд контакта. От того, каким оно будет, может полностью зависеть дальнейшее развитие отношений с больным. Одна из задач медицинской сестры-координатора при первичном обращении пациента в отделение – расположить его к себе и к обстановке.

Встречая пациента на входе в отделение и общаясь с ним столько времени, сколько необходимо именно для этого пациента, медицинская сестра-координатор формирует его желательное поведение уже при госпитализации, что позволяет включить самого пациента в лечебный процесс.

В центре, для минимизации рисков проведения медицинских манипуляций не тому пациенту, используются идентификационные браслеты. Браслет распечатывается в приемном отделении при поступлении пациента вместе с его историей болезни. Медицинская сестра-координатор для предотвращения появления негативного отношения к данному нововведению подробно объясняет каждому пациенту, для чего необходим идентификационный браслет, надевает его на руку пациента, тщательно сверяя данные с историей болезни.

В таблице ниже приведено время, которое затрачивает медицинская сестра-координатор на выполнение основных действий (извлечения из должностной инструкции), и проанализирована их эффективность:

Действия медицинской сестры- координатора

Время, затрачиваемое на одного пациента

Эффект

Работа с идентификационным браслетом

3 мин

В среднем в центр ежедневно поступает 35 чел., т. е. поступление пациентов в приемном отделении центра проходит быстрее на 1 ч 45 мин (3 × 35 = 105 (мин), или 1 ч 45 мин)

При поступлении пациентов:

Формирование истории болезни, сортировка обследований и анализов поступивших пациентов, пройденных на амбулаторном этапе

Сопровождение пациента до палаты, трансляция необходимой информации (разработана подробная инструкция)

5 мин

8 мин

В среднем в отделение поступает 10 чел. У палатной медицинской сестры высвобождается 2 ч 10 мин ((5 + 8) × 10 = 130 (мин), или 2 ч 10 мин) для выполнения назначений врача и ухода за пациентами

При выписке пациентов:

Прошивание и проведение маркировки истории болезни согласно установленной форме, сбор и доставка рентген-снимков и амбулаторных карт по месту назначения

Относит историю болезни для оформления листков нетрудоспособности, путевок и заверения выписных эпикризов печатью в приемное отделение

Забор листков нетрудоспособности, путевок и готовых историй болезни из приемного отделения, их регистрация, подписание у лечащего врача

Выдача листков нетрудоспособности, выписных эпикризов пациентам с подробным объяснением, как cебя вести после выписки (разработана подробная инструкция)

5 мин

2 мин

5 мин

10 мин

В среднем в каждом отделении в день выписывается 10 чел. У старшей медицинской сестры отделения высвобождается 2 ч 37 мин рабочего времени ((15 × 10) + 7 = 157 (мин), или 2 ч 37 мин) для обхода отделения с контролирующей функцией

Проверка на посту наличия необходимого для лечения пациентов количества и ассортимента медикаментов, расходных материалов. Составление заявки на их получение у старшей медицинской сестры, своевременное их получение

60 мин

У палатной медицинской сестры высвобождается 60 мин рабочего времени для выполнения назначений врача и ухода за пациентами (в перерывах между приемом и выпиской пациентов)

Учет медикаментов и расходного материала, персонифицированный учет. Сверка фактических остатков с данными об остатках в медицинской информационной системе

В перерывах между приемом и выпиской пациентов

Предотвращаются ошибки, тянущие за собой каскад последующих ошибок и требующие больших временных и иных затрат на их устранение

Оценка эффективности реализации проекта

С целью определить эффективность реализации описанного проекта было проведено анкетирование сотрудников центра, непосредственно взаимодействующих с медицинскими сестрами-координаторами: 3 заведующих отделениями, 3 старших медицинских сестер, 39 палатных медицинских сестер, 4 медицинские сестры приемного отделения.

По результатам исследования практически все опрошенные сотрудники согласились со следующими утверждениями:

  • медицинская сестра-координатор забрала на себя часть их обязанностей и обязанностей коллег;
  • ничего в работе этого специалиста менять не нужно;
  • введение данной должности в центре целесообразно.

Только часть медицинских сестер палатных не согласилась с этими утверждениями:

  • 12,9% из них утверждают, что в основном этот специалист стал выполнять большую часть обязанностей старших медицинских сестер, а не их;
  • 45,8% считают, что необходимо увеличить круг обязанностей этих специалистов, отнеся к ним сопровождение пациентов в другие клиники на реабилитационный этап, составление порционных требований и списка пациентов, находящихся в отделении (с разбивкой по палатам и назначенному режиму лечения);
  • 20% считают нецелесообразным введение данной должности.

Недовольство части палатных медицинских сестер нововведением можно объяснить тем, что должность медсестры-координатора создана, как уже говорилось, за счет имеющихся ставок в отделении, а не за счет расширения штатного расписания. Предлагаемое увеличение функционала данного специалиста также не представляется возможным, т. к. в конечном счете это приведет к тому, что обязанности медсестры-координетора ничем не будут отличаться от обязанностей палатной медицинской сестры. К сожалению еще не все сотрудники сестринской службы осознают важность для пациента не только профессиональной медицинской помощи, но и его коммуникативной и психологической поддержки, а также сервисной составляющей нахождения в стационаре. Тем не менее, на сегодняшний день ситуация меняется, и когда медицинская сестра – координатор уходит в очередной отпуск, то палатные медицинские сестры просят на это время поставить дублера.

Также для оценки эффективности реализации проекта были проанализированы анкеты 128 выписавшихся пациентов; 89% из них в своих анкетах выразили благодарность не только за полученное оперативное лечение, но и за внимательное и заботливое отношение персонала.

Безусловно, деятельность медицинской сестры-координатора призвана  освободить определенную группу специалистов от выполнения рутинной работы, но в основном все усилия этого работника направлены на то, чтобы пациент был полностью удовлетворен оказываемой в центре медицинской помощью. Главная задача медицинской сестры-координатора – создать благоприятную, располагающую к общению и сотрудничеству психологическую атмосферу в отделении.

Приложение 1

ИНСТРУКЦИЯ

по общению с поступившими пациентами для постовой медицинской сестры (медицинской сестры-координатора)

В нашем центре проходят лечение самые разные категории пациентов: от тех, кто всю жизнь прожил в деревне и не знает, как пользоваться элементарными вещами, до тех, кто регулярно ездит за границу и знает, что такое высокий уровень сервиса. Ваша задача – профессионально работать со всеми категориями пациентов, которых обслуживает центр.

Наши пациенты – это достаточно разнообразная аудитория по возрасту, физическим возможностям, состоянию здоровья, уровню культуры, а также уровню доходов и ожиданий и требований к вниманию и лечению.

Независимо от того, с кем вы общаетесь, помните: вежливое, подчеркнуто уважительное обращение ценится людьми очень высоко и не требует материальных затрат.

Отношение к пациенту, его родственникам или гостям центра должно основываться на принципах уважения, внимания, понимания, принятия, дружелюбия и готовности помочь.

Очень важна при общении правильная речь. Правильная речь – это сочетание верного тона, артикуляции, произношения, громкости и точного подбора слов. Если вы понимаете, что ваш собеседник – человек преклонного возраста, плохо вас слышит, старайтесь говорить четче и громче. Будьте терпимы и оставайтесь вежливыми. Повторите информацию столько рас, сколько это необходимо пациенту.

Управляйте голосом, дикцией, темпом речи. Не будьте монотонными и в то же время шумными. Говорите спокойно и уверенно. Без лишних слов, слов-паразитов. Без суеты и “придыханий”, без заискивания и высокомерия в голосе – ваша интонация должна быть деловой. Слишком быстрый темп воспринимается как нетерпение и желание сотрудника закончить разговор. Кроме того, при этом собеседник может не расслышать часть сообщения и окажется перед малоприятной альтернативой: либо переспрашивать, рискуя показаться глухим или несообразительным, либо сделать вид, что понял сказанное, и переживать ощущение вынужденного подчинения и бестолковости организации. Слишком медленный темп речи воспринимается как показатель усталости или равнодушия и незаинтересованности.

Звучание голоса может быть душевным и теплым или жестким и холодным. Как правило, человек не осознает смену своей интонации, зато ее безошибочно различает тот, кто его слушает.

Контролируйте себя и свои эмоции, если в ходе общения накапливается раздражение или нетерпимость.

Не повышайте тон в общении.

Улыбайтесь. Улыбка всегда располагает к себе.

Обращайтесь к собеседнику по имени-отчеству и только на “вы”. Нельзя переходить на панибратские отношения.

Не держите руки в карманах, не облокачивайтесь на стойки и мебель (в момент общения).

К вам в отделение прибыл пациент из приемного отделения в сопровождении медицинской сестры приемного отделения. Поблагодарите медицинскую сестру приемного отделения за помощь оказанную пациенту, и поприветствуйте пациента в зависимости от времени суток:

– Доброе утро! (до 11 часов)

– Добрый день! (до 16 часов)

– Добрый вечер!

– Здравствуйте!

Беседу с пациентом начинают, четко озвучив свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на “вы”, что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На “ты” можно переходить, только если пациент сам предложит это. Начать разговор можно так:

– Меня зовут (представиться).

– Иван Иванович, сейчас я провожу вас в палату и расскажу подробнее об отделении и работе всего центра, а также отвечу на ваши вопросы. Пожалуйста, следуйте за мной.

– Пожалуйста, располагайтесь. Вот ваша кровать.

Если в палате есть еще один пациент – представьте их друг другу.

– Одежду вы размещаете в шкафу, в нем имеется сейф, где необходимо хранить ценные вещи. Одежду вы можете повесить вот здесь, пожалуйста. Сумки убирайте также в шкаф. Позвольте (давайте) я вам помогу…

– Здесь холодильник (для 1-местных палат – холодильник находится в холле). Продукты следует хранить в пакете, который подписан (дата, ФИО., номер палаты).

– Санузел – вот здесь. Пожалуйста, не выбрасывайте предметы личной гигиены в унитаз (показать, как пользоваться смесителями и объяснить, почему нет ванны, а в душе нет поддона). Если вам необходимо полотенце и пижама – можете получить их на посту. Над кроватью, в туалете и у входной двери есть красные кнопки. Если вы почувствовали ухудшение состояния и нуждаетесь в помощи, пожалуйста, нажимайте их. Это кнопки экстренного вызова медицинской сестры. Свет включается с помощью белых выключателей. Верхний свет – в коридоре у входа в палату (нажать на выключатели, проверить работу лампочек).

После проведения инструктажа по пользованию палатой необходимо вежливо сообщить о том, что у нас принято перед выпиской принимать палату у пациента, т. е. проверять перед выпиской состояние палаты, и попросить пациента как можно бережнее относиться к имуществу центра. Окажите при необходимости пациенту помощь в обустройстве.

Расскажите пациенту о питании, когда будет прием пищи и можно ли ему кушать.

– Обращаю ваше внимание: раздатчица будет кормить вас в палате. Таблетки вам будут приносить в палату дежурные медицинские сестры, они же вам расскажут, как принимать лекарства. Свои таблетки (которые вы принимали дома) пить не нужно. У нас в отделении имеется куллер с холодной и горячей водой. Он находится в хозяйственном блоке отделения возле перевязочных кабинетов.

– Уважаемый Иван Иванович! Обращаем ваше внимание: кардиоцентр – медицинское учреждение, на территории которого действует внутренний распорядок. Правила внутреннего распорядка необходимо соблюдать всем без исключения пациентам, а также посетителям центра – вашим родным и близким. Позвольте вас с ними ознакомить:

  • С 14:30 до 16:30 в центре – “тихий час”. Сон – с 22:00. После этого времени выходить за пределы отделения нельзя.
  • Вас могут посещать родственники с 10:00 до 13:00 и с 16:00 до 20:00. Если родственники приехали с 13:00 до 16:00, то они могут оставить для вас передачу. Со списком разрешенных продуктов можете ознакомиться в памятке, которая расположена у вас на столе.
  • Если вам разрешит лечащий врач, в летнее время в сухую погоду можете гулять по территории центра с 16:00 до 19:00. Для этого и нужна уличная обувь, которую вы принесли с собой, не сдав в приемное отделение, и которую вы будите хранить в пакете в шкафу. Переобуваться нужно на первом этаже около отдела справок.

В ближайшее время к вам подойдет врач. Вашего лечащего врача зовут… (назвать также ФИО врача и его ученую степень, если имеется).

Иван Иванович если у вас остались еще ко мне вопросы, я готова на них ответить. Слушаю вас внимательно.

Я оставляю вам визитную карточку с ФИО вашего лечащего доктора, также на ней записан мой телефон, по которому вы можете связаться со мной в случае возникновения у вас каких-либо проблем или затруднений во время пребывания в нашем центре. После 18:00 этот телефон находится у дежурной медицинской сестры.

Благожелательные ответы персонала на вопросы дают достаточно возможностей для создания психологически комфортной атмосферы. При этом очевидно: на любой вопрос человек должен получить ответ. Если вы не располагаете необходимой информацией, то вам необходимо разыскать ее через кого-то. Недопустимо отказывать пациенту, говоря: “Это не входит в мои обязанности”, или: “Извините, я не знаю”. Даже ответ: “Подойдите, пожалуйста, к старшей медсестре” – недостаточно дружелюбен.

Работа с претензиями пациентов в случае их возникновения

Постарайтесь выяснить, в чем конкретно заключается недовольство пациента.

Не поддавайтесь на негативные эмоции, не позволяйте вывести себя из равновесия.

Недовольному, взволнованному посетителю часто достаточно уделить чуть больше внимания и показать готовность разобраться в сложившейся ситуации, готовность помочь в решении его проблемы.

  • Выслушайте, задайте уточняющие вопросы.
  • Выразите сочувствие.
  • Извинитесь.
  • Реагируйте.
  • Сообщите о происшедшем.
  • Никогда не спорьте с посетителями, пациентами.
  • Не повышайте голос. Тем более категорически запрещается кричать. Оскорблять.
  • Если вы понимаете, что ситуация выходит из-под контроля, обращайтесь за помощью к старшим коллегам.
  • Не стоит переубеждать скандального посетителя – ваши доводы навряд ли услышат.
  • Постарайтесь спокойно и без скандала завершить разговор.
  • Сохраняйте спокойствие. Не поддавайтесь на провокации.
  • Придерживайтесь своего – спокойного – стиля общения.

Особую деликатность следует проявить в разговоре с агрессивно настроенным пациентом, гостем:

  • внимательно и спокойно выслушайте разраженного человека, чтобы он “выпустил пар”;
  • продемонстрируйте сочувствие и понимание;
  • попытайтесь вернуться в нужное вам русло разговора.
  • Правильно ли я вас понимаю?

– Да, это действительно непростая ситуация, но мы постараемся ее решить.

– К сожалению, вы правы. Однако если посмотреть на это с другой стороны…

– Действия персонала определены правилами внутреннего распорядка, а также приказом… (дайте ссылку на приказ, распоряжение).

Очень часто достаточно проявить внимание к раздраженному человеку и готовность решить его проблемы: предложите собеседнику обсудить его ситуацию (проблему) в конструктивном духе.

Ни в коем случае нельзя:

  1. Обвинять в случившемся кого-либо из своих коллег перед пациентом; перекладывать ответственность на других.
  2. Говорить пациенту, что он сам виноват в произошедшем.
  3. Просить у пациента снисхождения к вашим ошибкам или медлительности, ссылаясь на недостаток опыта.
  4. Искать ошибки и противоречия в словах пациента, не давать ему возможности аргументировать, выразить свои потребности и чувства.
  5. Использовать профессиональные термины, коды или сокращения, которые могут быть непонятны пациенту.
  6. Шутить по поводу ситуаций, воспринимаемых пациентом со всей серьезностью.
  7. Отсылать пациента к другим службам или другим людям, способным помочь в решении проблемы, с которой пациент обратился к вам!
  8. Оскорблять пациента или проявлять недостаток уважения к нему, пренебрегать элементарными правилами вежливости.
  9. Объяснять пациенту, что его проблема является несерьезной или встречается на каждом шагу.

Избегайте в общении односложных ответов, разговорных слов и выражений: “Да”, “Нет”, “Не знаю”, “Мне некогда”, “Может быть”, “Без понятия”, “Это не мое дело/работа”, “Жалуйтесь хоть куда”, “Жалуйтесь хоть сейчас”, “Чо”, “Нету”, “Тама” и т. д.

Слова и выражения-провокаторы, которых рекомендуется избегать

Альтернативные варианты, которые рекомендуется использовать

“Девушка”, “женщина”, “молодой человек”, “мужчина”

Обращайтесь по имени, на “вы” или нейтрально: “Скажите, пожалуйста…”

“Нет”

“Нельзя” (“так оформлять нельзя»”)

“Не получится”

“Невозможно”

“Но”

“Я предлагаю…”

“Можно” (“можно оформить по-другому”)

“Получится, только если…”

“В нашем с вами случае возможно только…”

“Тем не менее”, “вместе с тем”, “с другой стороны”, “наилучший вариант – это…”

“Ваша проблема”

“Этот вопрос”, “наш вопрос”, “наша с вами ситуация”

Уменьшительно-ласкательные слова: “минутку”, “секундочку”, “масочка”, “звоночек”

“Одну минуту, пожалуйста…”, “маска”, “звонок”

“Вы не поняли”

“Наверное, я не точно выразилась”, “Я хотела сказать...”, “Я имела в виду...”

“Простите за беспокойство…”

“Уточните, пожалуйста…”

“Я не знаю”, “У меня нет информации”

“Одну минуту, пожалуйста, я уточню”, “Давайте я выясню этот вопрос и позвоню вам сегодня до конца дня”

“Здесь мы ничего не можем сделать для вас”, “Я больше ничем не могу вам помочь”

“В этом случае вам следует…”, “Вы можете сделать…”, “Я вам рекомендую…”

“Вы должны...”, “Вам придется...”

“Давайте мы с вами сделаем следующее...”

“Руководитель сейчас не сможет с вами поговорить”

“Решение этого вопроса в моей компетенции”, “Давайте посмотрим, что можно сделать”

“А мы-то здесь причем?”

“Приношу извинения от лица центра”, “Приносим извинения”

“Мы этого не делаем (не предоставляем)”

“Мы делаем только…”, “Этим вопросом занимается другой отдел (ЭТО ДЕЛАЮТ В ДРУГОЙ БОЛЬНИЦЕ). Давайте я дам вам номер телефона”

“Этого не может быть”, “Вы что-то путаете”, “А у меня в базе другая информация”

“Давайте уточним”

“Точных сроков сказать не могу”

“Точные сроки сейчас назвать сложно”, “Точные сроки будут известны через несколько дней. Рекомендую вам позвонить на следующей неделе”

Нельзя:

  • показывать пациенту, нравится он вам или нет;
  • читать пациенту нравоучения;
  • расспрашивать о личной жизни;
  • ругаться с коллегами в присутствии пациентов;
  • разговаривать с коллегой, когда пациент ждет, на темы, не относящиеся к работе.

Забудьте в своей работе (будь то общение с посетителем, с пациентом, с коллегами, с руководством) следующие -фразы:

  • “Первый раз слышу”;
  • “Это не моя работа”;
  • “Звонил, не дозвонился”;
  • “Приходил, но вас (его, ее, их... ) не было”;
  • “Искал, но не нашел”;
  • “А я думал...”;
  • “Это виноваты коллеги (пациент, администрация, коллеги, неправильные/отсутствующие документы, государственные органы и т. д.)”;
  • “Это было еще до того (до меня, тогда...)”;
  • “А я говорил (предупреждал, делал...)”;
  • “А мне никто не говорил”;
  • “А почему я?”;
  • “Не слышал”;
  • “Не знаю”;
  • “Не передавали”;
  • “Хотел как лучше”;
  • “Я хотел, но не получилось”;
  • “Хотел позвонить, но не было телефона...”;
  • “Я сказал, а он (она) не сделал”;
  • “Меня в это время не было, кажется, болел (был в отпуске и т. п.)”;
  • “А зачем вы это сделали, если знали, что…?”;
  • “Вы меня, конечно, извините, но…”;
  • “Это ваша вина”;
  • “Я вам уже говорила”;
  • “Что вас еще не устраивает?”;
  • “Я вам ничего не могу обещать”;
  • “Это от нас не зависит”;
  • “Это же не я вас неправильно проконсультировала”;
  • “Вообще-то, обычно люди заранее все делают”.

Жизнь сложна, и вам предстоит не раз принимать решения в условиях неопределенности. Не единожды произойдет ситуация, когда вы должны будете совершить поступок или выполнить функцию, не описанные в данной инструкции. Мы рассчитываем на то, что вы в такой ситуации совершите поступок, за который впоследствии не будет стыдно. Это всегда оценят. Когда при решении сложных вопросов вы спокойно следуете процедурам и фирменным стандартам, а не эмоциям и обидам, – вы правы.

Приложение 2

Инструкция по общению с выписывающимися пациентами для постовой медицинской сестры (сестры-координатора).

ВНИМАНИЕ! Накануне дня выписки либо утром в день выписки медицинская сестра – координатор должна знать, кто из пациентов выписывается и куда (домой, на санаторно-курортное долечивание, на долечивание в другие ЛПУ).

Медицинская сестра – координатор должна предложить оказать помощь выписывающимся пациентам (если в этом есть необходимость, по желанию пациента): поставить в известность родственников, вызвать такси, рассказать, как добраться до автовокзала (наличие памятки с маршрутами), как добраться до санатория-профилактория.

Получение листка нетрудоспособности и выписки пациентом

Перед выдачей листка нетрудоспособности пациенту медицинская сестра – координатор:

  • получает листок нетрудоспособности в приемном отделении;
  • регистрирует листок нетрудоспособности в “Журнале регистрации листков нетрудоспособности пациентов отделения”;
  • подписывает листок нетрудоспособности у лечащего врача.

Зайдя в палату, надо:

  1. Поприветствовать пациента.
  2. Представиться пациенту.
  3. Отдать пациенту листок нетрудоспособности (под роспись в “Журнале регистрации листков нетрудоспособности пациентов отделения”) и выписку из центра.
  4. Объяснить пациенту, что после выписки из центра ему необходимо обратиться к врачу-кардиологу (терапевту) по месту жительства для продления листка нетрудоспособности. В таблице листка нетрудоспособности “Освобождение от работы” указаны даты – “с какого числа” и “по какое число” пациент нетрудоспособен, поэтому ему следует обратиться к врачу на следующий день за датой, указанной в графе “по какое число”. Если в графе “Приступить к труду” стоит дата, значит, пациент должен выйти на работу на следующий день после выписки из центра.
  5. Попросить пациента, чтобы он прочитал выписку и задал возникшие у него вопросы.
  6. Если это вопросы, на которые готова ответить медицинская сестра – координатор, то пациент получит ответ незамедлительно.
  7. Если вопросы касаются лечения, то проводить пациента к лечащему врачу (или попросить пациента подождать прихода лечащего врача).
  8. Проводить пациента в приемное отделение центра.

Получение листка нетрудоспособности и путевки на санаторно-курортное лечение

  1. Поприветствовать пациента.
  2. Представиться пациенту.
  3. Предложить пройти пациенту вместе с медицинской сестрой-координатором в приемное отделение для получения путевки на санаторно-курортное долечивание.
  4. После получения путевки проводить пациента в палату, объяснив, что необходимо подождать получения листка нетрудоспособности и выписки из центра, т. к.:
  • листок нетрудоспособности необходимо подписать у лечащего врача;
  • выписку – подписать у заведующего отделением.
  1. При выдаче путевки пациенту объяснят, что информация о санатории указана на путевке (эту информацию доводят до сведения пациента в приемном отделении, но при необходимости ее следует повторить):
  • контактные телефоны;
  • маршрут;
  • дата начала и окончания санаторно-курортного долечивания.
  1. Пациенту необходимо объяснить, что в санаторий он должен приехать либо в день выписки из центра (если пациент иногородний), либо на следующий день, т. е. по дате, указанной в листке нетрудоспособности (в течение дня).
  2. Обратить внимание пациента, что ему выдано две выписки из центра (одну он должен оставить дома, другую – предоставить в санаторий вместо санаторно-курортной карты (выписка равноценна санаторно-курортной карте).
  3. Перед выдачей листка нетрудоспособности пациенту медицинская сестра – координатор:
  • получает листок нетрудоспособности в приемном отделении;
  • регистрирует листок нетрудоспособности в “Журнале регистрации листков нетрудоспособности пациентов отделения”;
  • подписывает листок нетрудоспособности у лечащего врача.
  1. При выдаче листков нетрудоспособности медицинская сестра – координатор рассказывает пациенту, что на руки он получает два листка нетрудоспособности, один закрыт (с продолжением болеть) и его можно сдать на оплату, второй – с открытой датой для санаторно-курортного долечивания.
  2. Внимание! Пациент должен взять с собой в санаторий путевку, выписку из центра, листок нетрудоспособности (с открытой датой).
  3. Попросить пациента, чтобы он прочитал выписку и задал возникшие у него вопросы.
  4. Если это вопросы, на которые готова ответить медицинская сестра – координатор, то пациент получит ответ незамедлительно.
  5. Если вопросы касаются лечения, то проводить пациента к лечащему врачу (или попросить пациента подождать прихода лечащего врача).
  6. Проводить пациента в приемное отделение центра.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка
      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      Наши продукты






















      © 2006–2018 ООО «МЦФЭР», медиагруппа «Актион-МЦФЭР»

      Журнал «Здравоохранение» –
      практический журнал для главного врача.

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать документ на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 12 000 статей
      — 8 000 ответов на вопросы
      — 200 видеосеминаров
      — готовые формы и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные сервисы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×