text
Портал для медицинских работников

Некоторые аспекты работы инструктора по ЛФК в реабилитации детей с ДЦП

  • 15 марта 2013
  • 310

Детский церебральный паралич (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и (или) аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование заболевания по мере роста ребенка. ДЦП – не наследственная патология. По информации Минздрава России, в 2009 г. диагноз “ДЦП” был впервые поставлен 7409, а в 2010 г. – 6978 детям. По данным на 2010 г., в стране насчитывается 71 429 детей с ДЦП в возрасте 0–14 лет и 13 655 детей с таким диагнозом в возрасте 15–17 лет. В целом по России распространенность ДЦП составляет 2,2–3,3 случая на 1000 детей, в Москве – 1,9. По данным зарубежных источников, мировая тенденция по праспространению данного заболевания отмечается в пределах от 2,9 до 5, в среднем – 2,5 на 1000 чел. С каждым годом мы можем видеть тенденцию к увеличению количества детей с патологией центральной нервной системы, преимущественно приобретенной во внутриутробном периоде (гипоксии, инфекции и т. п.), в период родов и в первые годы жизни (в основном за счет травм и инфекций).

В НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБУ “Научный центр здоровья детей” РАМН применяется комплексный подход к реабилитации детей, страдающих ДЦП.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

В дневном стационаре НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБУ “Научный центр здоровья детей” РАМН организовано 9 отделений мощностью от 10 до 20 коек. Общая численность работающих здесь медицинских сестер – 71 чел., из них старших – 15 чел.

Комплексный подход подразумевает совместную работу группы специалистов, нацеленную на создание всесторонней реабилитационной программы.

Комплексный подход к реабилитации детей с диагнозом “ДЦП” должен включать в себя:

  • обсуждение диагноза группой специалистов, работающих с данным пациентом (сбор консилиума производится для того, чтобы обсудить со всеми специалистами, работающими с данным пациентом, особенности его патологии и принять решение о дальнейшей тактике его ведения);
  • выяснение вторичных патологий (сопутствующих заболеваний) и их возможного влияния на ход реабилитационного процесса;
  • составление общего комплекса работы с данным пациентом (составление общего плана работы с распределением проводимых мероприятий между специалистами);
  • создание каждым специалистом индивидуальной методики работы с учетом всех особенностей ребенка;
  • составление комплекса мероприятий для родителей. 

Обсуждение диагноза пациента состоит в совместной работе всех специалистов, работающих с данным больным: неврологи, ортопеды, инструкторы ЛФК, массажисты, средний медицинский персонал. Например, инструкторы ЛФК могут обсуждать психофизиологические особенности пациента с медицинскими сестрами, работающими в дневном стационаре, которые обладают необходимыми сведениями о больном за счет более продолжительного контакта с ребенком.

Сбор консилиума производится 1–2 раза в неделю в зависимости от количества поступающих детей. 

Пример

Ребенок с ДЦП сначала поступает на обследование, данные которого обсуждаются группой специалистов разного профиля (невролог, ортопед, врач ЛФК, специалист по массажу, инструктор ЛФК), затем распределяются индивидуальные лечебные мероприятия, осуществляемые каждым специалистом. Так, при проведении занятия по ЛФК после процедуры массажа инструктор, зная, какими приемами был произведен массаж и какова была глубина его воздействия, использует упражнения, затрагивающие те же мышечные группы, что позволяет продлить и усилить положительное воздействие массажа.

Выяснение вторичной патологии и ее возможного влияния на ход реабилитационного процесса является обязательной частью процесса, т. к. часто наличие сопутствующих заболеваний может усложнить и ограничить методы, используемые в реабилитации. Например, наличие эпилепсии накладывает сложности и ограничения в работе специалистов по ЛФК и массажу ввиду возможности развития приступов на фоне интенсивной работы. Вторичные патологии должны быть четко указаны в плане работы.

Составление адаптированного комплекса реабилитационных процедур, созданного группой специалистов для родителей, является одной из важнейших особенностей в реабилитационной работе, т. к. родители непосредственно контактируют с ребенком каждый день, видят изменения, происходящие в нем и имеют возможность проводить реабилитационные мероприятия вне ЛПУ. В данных рекомендациях содержится: комплекс ЛФК, адаптированный для выполнения в домашних условиях, набор массажных методик для выполнения родителями, часть физиотерапевтических процедур, которые можно выполнить на дому, а также информация о медикаментозной терапии. Такие комплексные рекомендации по самостоятельной работе позволят родителям в полной мере заниматься ребенком для закрепления того результата, который был достигнут при проведении терапии. Обучение родителей определенным манипуляциям происходит во время занятий ЛФК и массажа, попутно им объясняются те действия, которые производятся специалистом. На последних занятиях родители могут выполнять некоторые манипуляции самостоятельно, под контролем инструктора (приложение 1).

Работа инструктора ЛФК в реабилитационном процессе занимает одно из ключевых мест заключительного этапа воздействия на ребенка.

Для проведения качественных реабилитационных мероприятий инструктор ЛФК должен:

1. Обладать знаниями:

  • анатомо-физиологических основ мышечной деятельности;
  • биомеханики движения;
  • теории и методики физического воспитания;
  • симптоматики заболеваний, с которыми работает специалист;
  • физиологических показателей в норме и патологии (ЧСС, АД, pH крови, форменные элементы крови, ЖЭЛ);
  • методов исследования (динамометрия, углометрия, тесты оценки физической работоспособности, шкалы спастичности Ashwort, шкала Gross Motor Function Mesuare (GMFM-88));
  • нюансов влияния на патологический процесс различных видов реабилитационных процедур.

2. Выделять основной диагноз и вторичные патологии.

3. Проводить тестирование ребенка с целью определить его физические возможности, используя методы исследования, приведенные в п. 1.

4. Составить комплекс ЛФК с учетом особенностей патологии и полученных результатов тестирования (методика Войта, Бобат-терапия, лечебная гимнастика с использованием фитболов, йога-терапия, мотомед).

5. После прохождения курса провести вторичное тестирование для определения физических качеств, нуждающихся в корректировке.

6. Составить рекомендации родителям или пациенту для работы вне ЛПУ.

Таким образом, инструктор ЛФК должен не только обладать обширными познаниями  в области анатомии, физиологии, биомеханики, но и разбираться в заболеваниях пациентов, с которыми он занимается. Соответствующим должно быть и его образование.

В ФГБУ НЦЗД РАМН в отделении лечебной физкультуры и спортивной медицины НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения работают 6 инструкторов с высшим образованием в сфере реабилитации и восстановительной медицины. Курсы повышения квалификации они проходят на базе Института повышения квалификации Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

Инструкторы по ЛФК находятся в непосредственном подчинении заведующего отделением. Также их работу контролирует старшая медицинская сестра отделения (контроль и распределение графиков работы, сбор информации каждый месяц о пролеченных пациентах и выполненных реабилитационных программах).

Приложение 1

Пример комплекса работы с пациентом

Мальчик N

Возраст – 4 г.

Диагноз – ДЦП, спастический тетрапарез, задержка психомоторного развития.

Заметки: ребенок активный, хорошо идет на контакт, до проведения курса были произведены инъекции Диспорта (ботокс).

GMFM – 88 на момент начала курса – Общий балл = 16,6%.

GMFM – 88 по окончанию курса – Общий балл = 21,3%.

            Основная работа была направлена на снятие тонуса в нижних конечностях. Для этого использовались приемы локального и точечного массажа, анатомических движений в конечностях для увеличения объема движений. Работа с верхним плечевым поясом состояла сначала в пассивном, а далее в пассивно-активном обучении подъема и удержания головы в положениях лежа на животе, на спине, сидя с поддержкой инструктора. Работа с руками заключалась в создании максимального объема движения в суставах и растяжениях в исходных положениях лежа на спине, лежа на животе, сидя с поддержкой инструктора. Далее для формировании функции поворота использовались упражнения в положении лежа на спине с работой, направленной на разворот поочередно: сначала нижние конечности, затем верхняя часть туловища, а также Войта-терапия (методика точечного воздействия, направленная на формирование двигательных стереотипов).

На всех занятиях присутствовали родители ребенка, и при каждом выполнении нового типа движения или упражнения были произведены четкие объяснения смысла и методических особенностей данного действия. Также родителям были составлены план необходимых массажных движений и карта точек для массажа.

Приложение 2

Должностная инструкция инструктора по лечебной физкультуре

I. Общие положения

1. Инструктор по лечебной физкультуре относится к категории специалистов.

2. На должность инструктора по лечебной физкультуре назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование или среднее физкультурное образование и (имеющее; не имеющее) (I, II, высшую) квалификационную (-ые) категорию (-и).

3. Назначение на должность инструктора по лечебной физкультуре и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения.

4. Инструктор по лечебной физкультуре должен знать:

4.1. Основы физиологии и патофизиологии организма.

4.2. Методику проведения занятий по лечебной физкультуре для больных с различными заболеваниями.

4.3. Показания и противопоказания к проведению занятий по лечебной физкультуре.

4.4. Основы проведения лечебного массажа.

4.5. Правила личной гигиены, санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий.

4.6. Законодательство о труде и охране труда Российской Федерации.

4.7. Правила внутреннего трудового распорядка.

4.8. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

II. Должностные обязанности

Инструктор по лечебной физкультуре:

  1. Осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы залов для групповых и индивидуальных занятий лечебной физкультурой, кабинетов механотерапии, тренажеров, бассейнов лечебного плавания, спортплощадок, маршрутов пешеходных прогулок и других спортивных сооружений (устройство, размеры, освещение, вентиляция помещений, температура воздуха, температура воды в бассейне и пр.).
  2. Готовит пациентов к занятиям лечебной физкультурой, осуществляет контроль за состоянием пациентов во время проведения процедуры.
  3. Проводит индивидуальные и групповые занятия лечебной и гигиенической гимнастикой.
  4. Проводит функциональные пробы с физической нагрузкой.
  5. Проводит оценку физического развития, физической работоспособности человека, функции внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата при занятиях лечебной физкультурой.
  6. Использует частные методики лечебной физкультуры при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной системы, внутренних органов, обмена веществ, при травмах, при беременности, болезнях мочеполовой системы, лор-органов, при миопии у детей, в пред- и послеоперационный период восстановительного лечения в хирургии в их сочетании с физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией, программами этапной физической реабилитации больных.
  7. Использует методику лечебной физкультуры у детей и в пожилом возрасте.
  8. Проводит демонстрацию физических упражнений.
  9. Дает рекомендации по проведению физических упражнений и плаванию в бассейне, пешеходным прогулкам, терренкуру, туризму, ходьбе на лыжах, гребле, велосипеду, спортивным играм, занятиям на тренажерах и механоаппаратах, трудотерапии.
  10. Соблюдает требования охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и оснащения, используемого для занятий лечебной физкультурой.
  11. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполняет требования инфекционного контроля в отделении лечебной физкультуры.
  12. Своевременно и качественно ведет медицинскую документацию; проводит регистрацию пациентов и проводимых исследований.
  13. Соблюдает морально-правовые нормы профессионального общения, выполняет требования трудовой дисциплины.
  14. Проводит санитарно-просветительную работу.
  15. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

III. Права

Инструктор по лечебной физкультуре имеет право:

  1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.
  2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда.
  3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу отделения лечебной физкультуры, контролировать объем и качество выполненной им работы, осуществлять контроль за работой техника по ремонту оборудования и оснащения отделения лечебной физкультуры.
  4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, медицинских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.
  5. Повышать свою квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории.

IV. Ответственность

Инструктор по лечебной физкультуре несет ответственность:

  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.