Перспективы развития непрерывного профессионального образования средних медицинских работников в России

64

Шестого марта 2013 г. в здании Московского медицинского колледжа № 2 состоялось совещание-семинар главных специалистов по управлению сестринской деятельностью и директоров образовательных учреждений регионов Центрального федерального округа Российской Федерации «Непрерывное профессиональное образование среднего медицинского персонала – залог повышения качества оказания медицинской помощи».

С докладами на мероприятии выступили главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Минздрава России С.И. Двойников, зам. директора Учебно-научного медицинского центра Управления делами президента РФ, проф. С.А. Блашенцева, зам. председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству, генеральный директор ИТ «ГЭОТАР-медиа» З.З. Балкизов, старший методист Центра повышения квалификации специалистов здравоохранения Департамента здравоохранения г. Москвы С.Р. Волков, доц. Московского государственного университета открытого образования П.М. Скворцов.

По материалам этих докладов мы подготовили публикацию, которую представляем вашему вниманию.

Статистика среднего профессионального медицинского образования в России

В нашей стране подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ведется в 442 колледжах и 27 медицинских вузах, в которых в настоящее время обучается 213,6 тыс. чел. В средних профессиональных медицинских (фармацевтических) образовательных учреждениях работает на постоянной основе 278,6 тыс. преподавателей. В 2012 г. дипломы специалистов получили 63,3 тыс. медицинских работников.

Средние профессиональные медицинские и фармацевтические образовательные учреждения России по принадлежности к министерствам и ведомствам распределяются следующим образом:

  • 30 – относится к Минздраву России;
  • 206 – к Министерствам регионов;
  • 219 – к Минобрнауки регионов;
  • 51 являются автономными образовательными учреждениями;
  • 14 – ведомственные образовательные учреждения.

Сейчас прослеживается тенденция: все больше средних профессиональных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений переходит в систему Минобрнауки регионов.

Как видно из табл. 1, снижается численность выпускников медицинских и фармацевтических колледжей практически по всем специальностям.

Согласно ч 4 ст. 111 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» со дня его официального опубликования прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе. Если численность поступающих превышает количество бюджетных мест, прием осуществляется на основе результатов, указанных в представленных поступающими документах об образовании.

Таблица 1

Выпуск специалистов из медицинских и фармацевтических колледжей России

Специальности

Количество выпускников (тыс. чел.)

1995–1996 гг.

2000–2001 гг.

2005–2006 гг.

2009–2010 гг.

2011–2012 гг.

«лечебное дело»

16,6

21,2

15,6

16,0

16,1

«акушерское дело»

3,9

4,2

3,9

3,9

3,2

«медико-профилактическое дело»

0,9

0,7

0,9

0,3

0,3

«стоматология»

1,5

1,8

2,1

2,0

2,4

«стоматология ортопедическая»

2,3

2,4

2,0

2,3

2,0

«стоматология профилактическая»

0,2

0,1

0,2

«фармация»

2,1

2,3

4,6

5,2

5,4

«сестринское дело»

39,3

31,0

34,5

30,8

30,3

«лабораторная диагностика»

2,5

2,8

3,1

3,4

3,2

«медицинская оптика»

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Всего:

69,3

66,6

57,1

64,1

63,3

Обеспеченность сестринскими кадрами российского здравоохранения

Соотношение врачей и среднего медперсонала на настоящий момент составляет 1 : 2,13 (рекомендуемое Всемирной организацией здравоохранения – 1 : 4).

В последнее десятилетие наметилась стойкая тенденция к снижению численности специалистов со средним медицинским образованием, оставшихся в профессии. Так, если в 2007 г. в учреждениях здравоохранения РФ работали 1356346 специалистов со средним медицинским образованием, то в 2012 г. – уже 1320020.

Отток специалистов из системы здравоохранения достигает 22%, из них только примерно 8–10% кадров уходит по состоянию здоровья и по возрасту. При этом лица старше 50 лет составляют 40% средних медицинских работников, в возрасте до 30 лет – лишь 12%.

Самыми крупными по численности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием являются Центральный и Приволжский федеральные округа РФ, самая низкая численность этих кадров – в Дальневосточном федеральном округе РФ.

Основные причины дефицита средних медицинских работников и пути решения проблемы

Основными причинами возникновения дефицита средних медицинских работников являются:

  • низкие заработные платы средних медицинских работников (на 36% ниже, чем в среднем по стране);
  • высокая доля среднего медицинского персонала пенсионного и предпенсионного возраста (более 50%);
  • демографический провал (снижение числа выпускников школ в 3 раза);
  • увеличение потребностей в медицинской помощи из-за роста заболеваемости и смертности (по сравнению с 1990 г. – на 46%);
  • отсутствие прозрачной дифференциации оплаты труда в зависимости от его интенсивности;
  • произвол главных врачей в оплате труда и несоблюдение этических норм во взаимоотношениях врачей с медицинскими сестрами.

Оптимизация подготовки специалистов со средним медицинским образованием

Отсутствие положительной динамики увеличения численности сестринского персонала, безусловно, требует от государства повышения престижа профессии, в т. ч. за счет создания позитивного образа среднего медицинского работника в общественном сознании и развития мер социальной поддержки данных кадров системы здравоохранения. Но проблема усугубляются еще и тем, что качество подготовки специалистов со средним медицинским образованием оставляет желать лучшего. Это связано, в частности, с недостаточным уровнем педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений, их критическим средним возрастом. Решение проблемы видится в улучшении финансирования колледжей и вузов, готовящих сестринские кадры, в т. ч. направленного на увеличение заработной платы педагогических работников и восстановление системы повышения их квалификации.

Безусловно, необходим и контроль качества образования. Исходя из требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступающих в силу 01 сентября 2013 г., при аттестации профессиональных образовательных организаций будет проводиться диагностика учебных достижений обучающихся и на последующих курсах обучения. Оценка качества подготовки обучающихся на 1-м и 2-м курсах осуществляется на основе данных еженедельного мониторинга образовательных учреждений. Данные мониторинга получают на основе анализа материалов, вывешенных на сайте образовательной организации. Таким образом, качество материалов, размещенных на сайте образовательной организации является в настоящее время основанием для оценки качества обучения.

Непрерывное внедрение новых медицинских технологий диктует необходимость обеспечения качества и последипломного медицинского образования.

Согласно ст. 96 федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2016 г. вместо сертификации медицинских специалистов будет введена их аккредитация, являющаяся обязательным условием для осуществления медицинской деятельности.

На сегодняшний день система последипломного образования имеет несколько существенных недостатков:

  • длительный временной интервал между периодами повышения квалификации (один раз в 5 лет);
  • низкая эффективность курсов повышения квалификации;
  • низкий уровень мотивации медсестер к повышению своего профессионального уровня и др.

С целью устранения перечисленных недостатков необходимо развивать систему непрерывного медицинского образования: организовывать обучение специалистов на рабочих местах, создавая информационные и учебно-методические центры в ЛПУ и используя электронные ресурсы, внедрять программы повышения квалификации специалистов с балльной системой кредитов, с помощью заработной платы стимулировать стремление сотрудников к повышению своего профессионального уровня.

Непрерывное медицинское образование: определение и основные принципы

Непрерывное медицинское образование (НМО) – это образование медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специальности и продолжается непрерывно в течение всей жизни. В терминах существующей нормативно-правовой базы – это дополнительное профессиональное образование, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки.

Мерилом активности специалиста в системе НМО является набор кредитов. Кредиты – это единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки по программам повышения квалификации.

Разработчики отечественной системы НМО выделяют следующие принципы его развития:

  • использование отечественного опыта;
  • гармонизация с международными нормами (например, требованиями Европейского союза медицинских специалистов (UEMS), Ассоциации по медицинскому образованию в Европе (AMEE), Всемирной федерации по медицинскому образованию (WFME) и др.);
  • партнерство государства и профессиональных организаций;
  • комплексность обучения;
  • персонифицированность, непрерывность и контроль;
  • удобство для обучаемого (возможность создания индивидуального плана НМО и обучения на рабочем месте и др.);
  • применение инновационных технологий (дистанционные технологии – через Интернет, электронные библиотеки, симуляционные курсы);
  • высокое качество;
  • независимость образования (отсутствие моно-рекламы производителей, Создание Кодекса этики участия спонсоров в НМО);
  • система мотивации к обучению (учет накопленных кредитов при продлении права работать по специальности, при аттестации, при оплате труда);
  • бесплатность для работников (отдельная статья расходов на обучение работников в бюджетах всех уровней и бюджете ОМС, средства медицинских и фармацевтических производителей с учётом Кодекса этики участия спонсоров в НМО).

Остановимся подробнее на некоторых из этих принципов.

Сохранение и развитие лучшего отечественного опыта в системе НМО предполагает при существующей сейчас системе обучения специалистов в колледжах и вузах усовершенствовать систему дополнительного последипломного образования, активно развивая практику набора кредитов. При определении кредитного веса образовательных мероприятий можно учитывать опыт зарубежных стран, где за один кредит (зачетную единицу) принимается один академический час образовательной активности. Перечень аккредитованных дополнительных образовательных мероприятий утверждается совместно министерством здравоохранения, образовательным учреждением и региональной ассоциацией медицинских сестер (врачей). В среднем предполагается, что медицинский специалист накопит 250 кредитов за 5 лет, т. е. по 50 кредитов в год. Учитывая, что плановое повышение квалификации в институте последипломного образования также приносит кредиты (кредитный вес циклов повышения квалификации определяется образовательным учреждением), накопление 250 кредитов за 5 лет вполне реально. В Российской Федерации одним из первых регионов, начавших практическую реализацию системы НПР (с 2009 г.), стала Самарская область.

Первый шаг в развитии партнерства государства и профессионального сообщества в вопросах НМО уже сделан: подписан приказ Минздрава России от 18.02.2013 № 82 «О Координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации».

Варианты НМО и необходимые условия для его реализации

Для специалистов в системе НМО возможны следующие варианты получения знаний:

  • очное обучение в образовательной организации системы дополнительного профессионального образования;
  • дистанционное обучение;
  • участие в модульно-накопительной системе;
  • обучение, стажировка на рабочем месте;
  • обучение в общении с коллегами и руководителями;
  • участие в конференциях, съездах, семинарах, диспутах и других мероприятиях;
  • изучение специальной литературы;
  • использование возможностей Интернета.

Для реализации перечисленных образовательных мероприятий необходимо создать необходимую материально-техническую базу в ЛПУ:

  • компьютеризировать рабочие места;
  • обеспечить сотрудникам доступ к современным высококачественным источникам информации, в т. ч. к Интернету;
  • создать методические кабинеты, обеспеченные современными книжными изданиями.

На региональном уровне для реализации системы НМО необходимо:

  • создание и поддержание региональных медицинских библиотек;
  • создание системы дополнительных образовательных мероприятий;
  • информационное наполнение электронной медицинской библиотеки;
  • создание и обновление банка тестов.

Финансирование экономическая эффективность системы НМО

Реализация системы НМО, безусловно, требует определенных финансовых вложений – по оценкам специалистов, около 6 млрд руб. в год. Финансирование может осуществляться из федерального и регионального бюджетов, из средств ОМС и работодателей, а также с помощью грантов фармацевтических и прочих компаний.

Качественная и непрерывная подготовка специалистов позволит:

  • улучшить результаты лечения;
  • сохранять жизни пациентов и снизить инвалидизацию;
  • снизить издержки от излишних назначений и госпитализаций, а также осложнений у больных;
  • улучшить мотивацию медицинских работников.

Все вышеперечисленное, по прогнозам специалистов, даст на каждый затраченный 1 руб. – 10 руб. эффекта для экономики.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка
      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      Наши продукты






















      © 2006–2018 ООО «МЦФЭР», медиагруппа «Актион-МЦФЭР»

      Журнал «Здравоохранение» –
      практический журнал для главного врача.

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать документ на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 12 000 статей
      — 8 000 ответов на вопросы
      — 200 видеосеминаров
      — готовые формы и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные сервисы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×