text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Обоснование целесообразности создания школы здоровья в гинекологическом отделении стационара

  • 15 августа 2013
  • 48

На протяжении последних лет в нашей стране особое внимание уделяется первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике заболеваний, а также их профилактике. Указанное невозможно без активного участия сестринского персонала, его умения ухаживать за пациентами, выполнять лечебные и диагностическое процедуры, работать с родственниками больных, обучать их выполнению простейших манипуляций, а также грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи.

Профилактическая работа среднего медицинского персонала необходима и при обслуживании пациенток, ожидающих ребенка. Среди факторов риска, оказывающих влияние на течение беременности, наибольшее значение имеют хронические заболевания, такие как порок сердца, сахарный диабет и заболевания щитовидной железы. Данные факторы являются необратимыми или частично обратимыми, поэтому их профилактика сложна, т. к. зачастую она должна проводиться задолго до наступления беременности. К обратимым же факторам, оказывающим наибольшее влияние на течение беременности, можно отнести аборты, инфекции мочеполовой системы, курение и прием алкоголя. Именно на их предотвращение или устранение должна быть направлена профилактика при планировании беременности и во время нее.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Об исследовании

Целью данной работы стало обоснование целесообразности создания школы здоровья в гинекологическом отделении стационара.

Исследование проводилось с октября по декабрь 2012 г. на базе Медико-санитарной части № 125 г. Курчатова, имеющей гинекологическое отделение на 40 коек. Использовался метод ретроспективного анализа и социологическое исследование, в котором приняли участие 45 женщин, находящихся на лечении по поводу сохранения беременности на ранних сроках. Данные пациентки прошли обучение в школе здоровья. Она функционировала в отделении гинекологии в течение месяца. Занятия проводились в специально отведенном помещении (палата), предварительно подготовленном и оборудованном. Обучающие материалы и проведение занятий подготовила и осуществляла студентка повышенного уровня обучения Курского базового медицинского колледжа (КБМК) – И.А. Никулина, в рамках проводимого исследования для написания дипломной работы. Занятия проходили с 17.00 по 18.00 два раза в неделю для каждой группы. На первом занятии пациенткам было роздано расписание последующих занятий с их темами.

В общей сложности прошло 16 занятий, на которых были рассмотрены такие вопросы как: физиология беременности и родов, специальные приемы расслабления, факторы риска при беременности и способы их устранения (приложение). Для наглядности использовались видеофильмы, презентации, муляжи. Фильмы и презентации взяты из фонда КБМК, Интернета, переработаны до необходимого уровня знаний пациенток. Перед началом исследования был проведен опрос будущих слушательниц и выявлен уровень их информированности о факторах риска. По результатам анкетирования пациентки были разделены на 4 группы (по уровню знаний и количеству родов), в каждой из которых было по 10–12 чел.

Результаты социологического исследования

ДО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ

По возрастному составу, большинство респондентов – в возрасте 31–40 лет (39 ± 1,8% – 17 чел.) и 26–30 лет (35 ± 1,7% – 16 чел.). В возрасте 18–25 лет – 24 ± 1,5% (11 чел.), наименьшее количество опрошенных – старше 40 лет (2 ± 0,5% – 1 чел.). 

Важнейшим для беременной является знание факторов риска, которые могут повлиять на течение беременности. Результаты исследования показали, что до 40 ± 1,8% (18 чел.) пациенток имеют представление об основных факторах риска, вызывающих прерывание или усугубляющих течение беременности, примерно столько же (44 ± 1,8% – 20 чел.) знают, что указанные факторы есть, однако назвать их затруднились, и до 16 ± 1,3% (7 чел.) опрошенных не имеют никакого представления о факторах риска. 

На вопрос «Какие знания вы хотели бы получить?» до трети респондентов (26 чел.) отметили недостаток информации о профилактике возможных осложнений, что свидетельствует о понимании ими важного значения профилактической основы лечения. Вторую рейтинговую позицию занимает потребность в знании специальных приемов релаксации (дыхание, массаж, поза, расслабление), способствующих облегчению состояния беременной женщины. Знания о физиологии течения беременности необходимы 22 ± 1,5% (10 чел.) опрошенных, в то время как физиология течения родов интересует лишь 4 ± 0,7% (2 чел.) женщин, что вызывает опасение, т. к. умение правильно вести себя во время родов помогает избежать нежелательных последствий не только для роженицы, но и для ребенка. Особенности диеты и режима – достаточно важные знания для беременной женщины, однако только 15 ± 1,3% (7 чел.) респондентов желает получить указанную информацию. 

Дефицит информации может привести не только к физиологическим нарушениям течения беременности и развития плода, но и повлиять на психологическое состояние женщины, что в свою очередь также может нанести вред здоровью. В связи с этим был задан вопрос: «Испытываете ли вы чувство тревоги за исход беременности?» Ответы распределились следующим образом: 16 ± 1,3% (7 чел.) опрошенных не испытывают никакой тревоги, уверены в благополучном исходе беременности треть респондентов (15 чел.). Однако наибольшее количество опрошенных (48 ± 1,8% – 21 чел.) испытывают страх за здоровье ребенка, за свое состояние тревожатся только 4 ± 0,7% (2 чел.) женщин.

Важнейшее значение среди факторов риска имеют вредные привычки. Более половины опрошенных не имеют вредных привычек (52 ± 1,8% – 23 чел.). Принимают алкоголь по праздникам 32 ± 1,7% (15 чел.), часто принимают алкоголь 4 ± 0,7% (2 чел.), курят 12 ± 1,2% (5 чел.) респондентов. 

Важное значение для школы здоровья имеет количество беременностей и родов у обучающихся. Женщина впервые находящаяся в положении зачастую не имеет необходимой информации о течении беременности и родов, правилах поведения и обращения в лечебно профилактические учреждения в сравнении с рожавшими и более информированными слушательницами школы здоровья. Информация, предоставляемая медицинскими работниками, должна дифференцироваться в зависимости от количества родов у женщины, чтобы всегда быть актуальной для разных групп слушателей. Как уже говорилось выше, в ходе исследования обучающиеся делились на группы в зависимости от количества беременностей (первая, вторая, третья). Первородящим, соответственно, предоставлялось больше информации по физиологии течения беременности и родов.

Первая беременность – у 39 ± 1,8% (17 чел.) респондентов, в то время как первые роды – у 45 ± 1,8% (20 чел.), вторая беременность и роды – у 41 ± 1,8% (19 чел.) и 43 ± 1,8%  (20 чел.) соответственно. Третья беременность – у 20 ± 1,4% (9 чел.), при этом роды – только у 12 ± 1,2% (5 чел.). Распределение ответов, говорит о том, что у некоторых из опрошенных женщин ранее уже был в анамнезе аборт, что является одним из факторов риска, особенно при первой беременности. Данное положение подтверждает ответ на вопрос: «Были ли у вас ранее выкидыши или аборты?». Отрицательно ответили 39 ± 1,8% (18 чел.). опрошенных; один аборт или выкидыш в анамнезе имеют 20 ± 1,4% (9 чел.) респондентов; вызывает опасение достаточно большое количество повторных прерываний беременности – 32 ± 1,7% (14 чел.), три и более раз отметили 8 ± 1% (4 чел.) женщин.

Для уменьшения количества абортов имеют достаточно важное значение факторы, провоцирующие женщину на преждевременное прерывание беременности. Наиболее частой причиной аборта, по результатам проведенного исследования, является неудовлетворительное материальное положение, на это указали более половины респондентов (66 ± 1,7% – 18 чел.), почти треть опрошенных (27 ± 1,6% – 7 чел.) приняли решение под влиянием социально-бытовых причин (жилищные условия, отсутствие социальной защиты на работе и т. д.), у 7 ± 0,9% (2 чел.) аборт явился необходимостью по медицинским показателям.

ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ

Результаты социологического исследования, выполненного после обучения женщин в школе здоровья показали, что, получив информацию о факторах риска 30 ± 1,6% (13 чел.) пациенток высказались о намерении контролировать свое питание.

Около 25 ± 1,5% (11 чел.) опрошенных заявили, что будут, следить за режимом (сон, прогулки). До 20 ± 1,4% (9 чел.) респондентов ответили, что постараются, по возможности, контролировать стрессовые ситуации и реакции на них. Будут регулировать физическую активность 17 ± 1,3% (8 чел.) пациенток, и 8 ± 1% (4 чел.) ответили, что откажутся или значительно уменьшат курение и прием алкоголя.

Анализ результатов исследования

Проведенное исследование показало, что до половины пациенток гинекологического отделения находятся на лечении с диагнозом угроза выкидыша. Безусловно, профилактика этого грозного осложнения беременности начинается еще в женской консультации или в центре планирования семьи. В гинекологическом же отделении речь уже идет о сохранении беременности, а это в первую очередь медикаментозное воздействие (прерогатива врача) и строгий постельный или полупостельный режим. Тем не мене, результаты опроса говорят о том, что, даже попав в стационар, женщины по-прежнему не осведомлены обо всех факторах риска возникновения угрозы выкидыша. Поэтому актуальность ее профилактики, включающей психологическое воздействие и обучение, сохраняется и для пациенток гинекологического отделения. И важную роль в этом может играть средний медицинский персонал.

Только 40 ± 1,8% (18 чел.) пациенток, участвовавших в исследовании, знают о факторах риска, приводящих к ухудшению здоровья беременной и плода, 60 ± 1,8% (27 чел.) хотели бы более полной информации, считая что имеют недостаточно представления об этом или знают только частично. Беременные ощущают недостаток знаний по профилактике осложнений, физиологии родов, правильному питанию, двигательной активности.

Функционирование школы здоровья значительно расширило знания пациенток о факторах риска беременности и их профилактике, о чем свидетельствуют ответы респондентов после прохождения обучения в школе здоровья, утверждавших, что они изменят образ жизни, питания, бросят курить и т. д.

Предложения для организации работы школы здоровья

Необходимо постоянное функционирование школ здоровья для беременных, т. к. это повышает уровень информированности пациенток, что в значительной степени уменьшает риск развития осложнений во время беременности и родов.

С заведующим гинекологического отделения, в котором планируется организовать работу школы здоровья, необходимо определить объем и содержание информации, которую может представлять средний медицинский персонал пациенткам.

Произвести разработку тематик и методического обеспечения занятий для разных групп слушателей, различающихся по уровню информированности. Кроме того, нужно наладить методико-педагогическое взаимодействие с центром планирования семьи и с женской консультацией, чтобы обучение было системным и без повторов в разных учреждениях здравоохранения.

Рекомендовать пациенткам к просмотру программы о здоровье, чтение брошюр и журналов для беременных женщин (подобранных в школе здоровья).

Приложение

Краткая тематика занятий с пациентками в Школе здоровья гинекологического отделения

Занятие 1–2

Анатомо-физиологические изменения в организме матери во время беременности.

Краткие сведения о строении и функционировании половой системы.

Первые признаки беременности.

Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители.

Занятие 3–4

Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности.

Факторы риска беременности.

Что такое факторы риска?

Влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка.

Роль наследственности.

Алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как вредный фактор риска патологии плода.

Влияние других неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.).

Занятие 5–6

Осложнения беременности.

Медицинское наблюдение.

Частота посещений врача-акушера-гинеколога, акушерки.

Необходимость выполнения обязательного объема медицинского обследования и лечения во время беременности.

Знакомство с современными инструментальными методами слежения за состоянием здоровья матери и плода.

Обучение беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и состояния плода.

Занятие 7–8

Гигиенические правила в период беременности.

Изменение образа жизни.

Рекомендации по режиму труда, в т. ч. домашней работе. Законодательные права беременной.

Режим дня.

Половая жизнь.

Питание.

Понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания.

Прием жидкости.

Роль витаминов и микроэлементов для здоровья матери и плода.

Особенности питания при патологических состояниях (ранний токсикоз, запоры, гипертензия, заболевание почек и др.).

Занятие 9–10

Личная гигиена.

Значение соблюдения чистоты тела (уход за кожей, зубами, молочными железами, половыми органами и др.).

Одежда, обувь, белье.

Использование природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины.

Роль гигиенической гимнастики в период беременности.

Занятие 11–12

Обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности.

Обучение умению расслабляться («быстрый отдых»).

Особенности психоэмоционального состояния беременной.

Психологическая адаптация женщины к беременности.

Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.

Занятие 13–14

Подготовка к «родам без страха».

Календарные сроки наступления родов.

Предвестники родов.

Подготовка к поступлению в родильный дом.

Периоды родов и их продолжительность.

Поведение во время родов.

Значение правильного и спокойного поведения женщины в родах.

Занятие 15–16

Роль партнерства в родах.

Доверие к медицинскому персоналу и необходимость выполнения всех его рекомендаций.

Обучение различным способам дыхания для благополучного течения родов.

Обучение приемам обезболивания родов.

Аутотренинг для укрепления психоэмоционального состояния в родах.

Первые часы после родов. Значение раннего прикладывания ребенка к груди в родильном зале.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.