Бакалавр сестринского дела: от новой программы к новому статусу (опыт Казанского государственного медицинского университета)

51

Сегодня более 50% медицинских сестер стран Европы имеют повышенный и университетский уровни сестринского образования. В России подготовка этих специалистов в высшей медицинской школе ведется с 1991 г. В настоящее время в стране работает 45 факультетов высшего сестринского образования (ВСО).

Однако говорить о том, что высшее сестринское образование в нашей стране окончательно состоялось, на наш взгляд, преждевременно. Это подтверждается, например, тем, что основной заказчик – Минздрав России в 2010–2011 гг. не размещал в вузах заказ на подготовку таких специалистов. Сколь-либо внятных объяснений такой политике не приводилось, но довод обычно был связан с тем, что специалисты с ВСО рынком труда не востребованы. В то же время в Программе развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 годы планируется развитие профессионального образования сестринского персонала в рамках среднего, высшего медицинского и последипломного образования специалистов сестринского дела.

            Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки «сестринское дело» (бакалавр) были утверждены в январе 2011 и уже в 2012 году несколько медицинских вузов страны приняли первых студентов. Казанский государственный медицинский университет (далее – Казанский ГМУ) объявил о приеме бакалавров в 2013 г.

            В начале июня 2013 г. в Казанском ГМУ состоялось совещание, посвященное началу подготовки бакалавров сестринского дела. Открывая мероприятие, ректор учреждения А.С. Созинов подчеркнул, что, несмотря на то, что университет уже имеет значительный опыт подготовки специалистов с высшим сестринским образованием, задачи, поставленные сейчас, являются принципиально новыми.

Факультет менеджмента и высшего сестринского образования Казанского ГМУ организован в 1994 г. и за годы существования подготовил более 1600 специалистов

Впервые в стране система высшего медицинского образования начала подготовку бакалавров сестринского дела (по старым государственным образовательным стандартам готовили специалистов с присвоением квалификации «менеджер») и впервые высшее сестринское образование будут получать не выпускники медицинских училищ, а вчерашние школьники. Такой подход к подготовке медицинских сестер, по существу, означает переосмысление места этих специалистов в иерархии медицинских работников. Если раньше они во всех документах значились как «средний медицинский персонал» и вольно или невольно предполагалась их зависимость от «высшего медицинского персонала» – врачей, то теперь эта категория работников приобретает более выраженную автономность, отражающую относительную самостоятельность тех процессов, которые относятся к сестринской деятельности. Многие решения, связанные с оказанием пациентам, например, сервисных услуг, медицинские сестры решают самостоятельно, практически не взаимодействуя по этим проблемам с врачами. Поэтому разработка современной методологии формирования бакалавров сестринского дела является одной из важнейших задач университета на ближайшие годы. А.С. Созинов подчеркнул, что принято решение о формировании и отработке основной образовательной программы совместно с работодателями. В рамках принятого государственного образовательного стандарта необходимо создать такое содержание, образовательные технологии, методики, которые максимально бы отвечали требованиям быстро развивающегося здравоохранения.

С предложением выступить главной клинической базой для нового направления Казанский ГМУ обратился к Межрегиональному клинико-диагностическому центру (МКДЦ), являющемуся одной из лучших клиник страны. Программа подготовки бакалавров будет разрабатываться совместно со специалистами этого центра. Выпускающая кафедра по сестринскому делу будет располагаться в этом учреждении. Значительная нагрузка ляжет на кафедру «Менеджмент в здравоохранении» Казанского ГМУ.

С основными требованиями ФГОС и учебного плана участников совещания познакомила заместитель декана по сестринскому делу О.Н. Морозова.

Учебный план по дневной форме обучения бакалавров сестринского дела рассчитан на 4 года, по заочной форме на 5 лет. В этом году для выпускников медицинских колледжей объявлен прием с нормативным сроком обучения 3 года 6 месяцев по заочной форме.

Главный внештатный специалист по сестринскому делу Минздрава Республики Татарстан, главная медицинская сестра МКДЦ А.В. Сафина обратила внимание на то, что у медицинской сестры в современной клинике 2 направления деятельности: лечебно-диагностическая, или медицинская в широком смысле слова, и сестринский уход и сервис. Традиционно медицинские училища и колледжи готовят по первому направлению и прививают азы ухода. Но в современной высокотехнологичной клинике важно все: логистика пациентов, движение лекарственных средств, организация питания, клининг и многое другое. Гостиничному бизнесу специально учат, а организации пребывания пациента в клинике, когда необходимо обеспечить не только медицинские услуги, но и все другие важные для самочувствия, самооценки человека условия, пока не стали предметом обучения. По мнению А.В. Сафиной, бакалавры сестринского дела должны иметь компетенции для выполнения этих функций.

Заместитель министра здравоохранения Республики Татарстан А.Ю. Вафин подчеркнул, что во многом именно деятельность медицинских сестер формирует удовлетворенность пациента. Медицинские сестры больше всех общаются с пациентом, его близкими и то, как они это делают, насколько владеют эффективными коммуникациями, определяет доверие пациентов, а значит и успех лечения. А.Ю. Вафин обратил внимание на то, что во многих зарубежных клиниках есть «техники». Это не врачи, но они выполняют стандартизированные медицинские процедуры. В американских клиниках техники работают на аппаратах УЗИ, компьютерных томографах, а врачи интерпретируют результаты. И даже в операционной врач-хирург работает с техниками, такой ситуации, когда хирургу ассистируют другие врачи-хирурги быть не может. Все предельно рационально, экономно. А.Ю. Вафин подчеркнул, что модернизация здравоохранения в нашей стране подводит к тому, чтобы перенять данный опыт. Но для этого должны быть приняты решения на уровне правительственных документов, касающиеся перечня должностей, квалификационных характеристик и т. д. По мнению А.Ю. Вафина, очень важно использовать правильные названия: сам термин «медицинская сестра» отталкивает большую часть юношей от получения этой специальности. Конечно, часто используют понятие «медицинский брат». Однако при всей многозначности этих терминов, связанных с историей и традициями милосердия, волонтерства, представляется, что для современного молодого человека, нацеленного на профессионаульную карьеру, слова «сестра» и «брат» звучат как бы из другой эпохи. Все начинается с должности: работа должна иметь и привлекательное название, и быть интересной.

Разговор о возможных должностях для бакалавров сестринского дела продолжила профессор И.И. Семина – член учебно-методического управления медицинских и фармацевтических вузов России по сестринскому делу. Она сообщила, что такой перечень и квалификационные характеристики сейчас составляются Минздравом России с участием практиков и ученых. Татарстан и Казанский ГМУ в рабочей группе представляет А.В. Сафина. Поставлена задача прописать должности бакалавров сестринского дела, исходя из потребностей современной, высокотехнологичной медицины. Необходимы новые модели специалистов, как для развития лечебно-диагностического направления, так и для управленческого.

Генеральный директор МКДЦ Р.Н. Хайруллин поддержал идею разработки образовательной программы совместно с практическим здравоохранением. «Необходимо использовать лучший отечественный опыт и рассмотреть базовые модели обеспечения качества в зарубежных клиниках. Есть американская, европейская, японская модели: если мы хотим подготовить современного специалиста, способного эффективно решать поставленные задачи, мы должны этот опыт изучить и использовать в подготовке бакалавров», – подчеркнул О.Н. Хайруллин. Важной задачей является создание эффективной системы переподготовки. Медицинские работники включены в систему непрерывного образования и учиться должны в течение всей жизни. Важно, чтобы программы дополнительного образования соответствовали требованиям медицинских организаций, с одной стороны, и потребностям самого специалиста, с другой. Медицинские сестры с высшим образованием, если не сразу, то по мере накопления опыта начинают участвовать в управлении, но навыков руководства, управления, организации работы при этом не имеют. Этому обязательно надо обучать.

Директор медико-фармацевтического колледжа Казанского ГМУ Р.Г. Тухбатуллина рассказала об опыте подготовки медицинских сестер в колледже. В колледже создан Центр практических умений, в котором и будущие бакалавры смогут отрабатывать необходимые умения, есть методические материалы. Проблемой в первые годы станет учебно-методическое обеспечение: имеющаяся литература – либо для среднего профессионального образования, либо для подготовки специалистов.

Участники совещания обратили внимание на то, что подготовка бакалавров будет происходить практически по сетевой форме. Сетевая форма реализации образовательных программ, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в новой редакции, подразумевает совместную работу нескольких организаций, объединение их ресурсов для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Такое взаимодействие в принципе характерно для медицинского образования, но в случае подготовки бакалавров сестринского дела Казанский ГМУ намерен его расширить и углубить. Студенты должны не только сидеть в классах, в центре практических умений или симуляционном центре. Необходимо разработать подходы, которые позволят им быть наблюдателями или участниками реальных процессов в клинике. При этом очень важно то, что называют «скрытым учебным планом». Это те неформальные, повседневные практики, которые сложились в ЛПУ и незаметно оказывают влияние на всех: и на тех, кто работает, и особенно на тех, кто еще учится. Любые нарушения правил и стандартов, норм этики и деонтологии окажут влияние на формирование мировоззрения и профессионализма студентов. Поэтому ответственность сотрудников клиники чрезвычайно высока. МКДЦ был выбран не случайно, здесь уже устоялись многие современные управленческие и сестринские процессы. Медицинская сестра в МКДЦ – основной организатор ухода и сервиса, эта категория организовывает и контролирует работу пищеблока и клинингового отдела, проводит маркетинговые исследования и отвечает за статистические отчеты. В этой клинике – медицинская сестра самостоятельный сотрудник, выполняющий очень важные функции. Значимо, чтобы студенты сразу правильно видели свою высокую позицию в современном учреждении здравоохранения.

С учетом мнения работодателей при составлении вариативной части учебного плана большое внимание уделено коммуникативным навыкам, психологии, управленческим дисциплинам. Уже на первом курсе будут читаться такие дисциплины как «Имидж медицинской сестры», «Профессионально-этические основы медицинской деятельности», студенты будут проходить тренинги по эффективным коммуникациям и личностному и профессиональному росту. Сама образовательная программа по своей нацеленности существенно отличается от программы среднего профессионального образования. Расписание будет составлено таким образом, чтобы несколько дней в неделю студенты полностью проводили в МКДЦ, чтобы была возможность активно использовать такие технологии как проектное обучение, которое предполагает решение студентами реальных задач по совершенствованию процессов. Студенты будут прикреплены к проектам отделений или служб, что позволит, с одной стороны, включится в непосредственную профессиональную деятельности, с другой, – выстроить индивидуальную траекторию.

Участники совещания приняли решение начать работу по составлению программы развития этого направления. Предложено организовать стажировки преподавателей в ведущих сестринских школах США, Израиля, других стран Европы. Для участия в учебном процессе планируется приглашать визитирующих лекторов из-за рубежа. Возможность пройти практику в заграничных клиниках будет и у студентов. Осенью 2013 г. решено провести круглый стол, на котором обсудить с медицинским и научным сообществом миссию образовательной программы и мероприятия по ее развитию.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка
      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      Наши продукты






















      © 2006–2018 ООО «МЦФЭР», медиагруппа «Актион-МЦФЭР»

      Журнал «Здравоохранение» –
      практический журнал для главного врача.

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать документ на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 12 000 статей
      — 8 000 ответов на вопросы
      — 200 видеосеминаров
      — готовые формы и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные сервисы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×