text
Портал для медицинских работников

Мотивация к трудовой деятельности медицинских сестер как основной фактор управления коллективом

  • 15 сентября 2013
  • 126

Одной из приоритетных стратегических задач проводимых в России в социальной сфере реформ является обеспечение эффективности медицинской помощи, в т. ч. и сестринской. Опыт психологических исследований убедительно доказывает, что технологические инновации и организационные мероприятия способны обеспечить высокую эффективность профессиональной деятельности лишь при условии оптимальной трудовой мотивации персонала. Кроме того, роль человеческого фактора является определяющей во многих ситуациях, характерных для профессиональной деятельности медицинской сестры, тем самым формируя социальные требования к психологическим особенностям этой деятельности. К сожалению, не удалось обнаружить работ, посвященных оптимизации профессиональной деятельности и управлению кадровым потенциалом среднего медицинского персонала на основании мотивации к профессиональному труду. Между тем выявление возможных способов оптимизации трудовой мотивации медицинских сестер способно обеспечить совершенствование их профессиональной подготовки, наиболее эффективный профессиональный отбор и психологическое сопровождение уже работающих специалистов.

Для решения вопросов управления кадровым потенциалом среднего медицинского персонала стационарного звена необходимо понимать причины, поддерживающие его высокий уровень, и иметь достоверные доказательства влияния на него различных факторов, в первую очередь социальных и психологических, устранение или смягчение которых весьма реально.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Описанное в статье исследование представляет собой попытку изучения структуры трудовой мотивации по методике Ф. Герцберга и разработки комплекса мероприятий по совершенствованию профессиональной деятельности и управлению кадровым потенциалом медицинских сестер.

Актуальность этой проблемы диктуется запросами практики, которые обусловлены усилившимся в наши дни коллективным характером медицинской деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психологических воздействий. 

Природа и механизм мотивации

Природа и механизм мотивации являются предметом изучения целого ряда наук о человеке и обществе – психологии, социологии, политологии, теории управления и др. Слово «мотивация» впервые ввел в употребление немецкий философ Шопенгауэр. Впоследствии этот термин стал широко употребляться для объяснения причин поведения человека.

Мотивация всегда проявляется на границе, на пересечении факторов внешней для человека среды и внутренне присущих ему потребностей, интересов, ожиданий ценностей и установок.

Исходным пунктом мотивационного процесса являются потребности, понимаемые чаще всего как нужда, дефицит (или, напротив, избыток чего-то) в организме.

Далее потребности приобретают сознательную «смыслообразующую» силу через интерес. Ценности, связанные с потребностями и интересами, обладают известной самостоятельностью. Они затрагивают личность, структуру самосознания, личностные потребности.

Потребности, интересы и ценности участвуют в формировании мотивов. В процессе мотивации участвуют и цели, которые в последующем достигаются посредством действий.

Об исследовании

Базой исследования были определены 5 лечебно-профилактических учреждений, оказывающих стационарную терапевтическую помощь: Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Ивановская областная клиническая больница», Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн», Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 4», Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 7», Муниципальное учреждение здравоохранения «Тейковская центральная районная больница».

Единицей наблюдения являлась медицинская сестра, объектом исследования – медицинские сестры стационарного звена терапевтической и психиатрической служб.

В наблюдении участвовали 100 медицинских сестер (по 20 чел. в каждом лечебно-профилактическом учреждении) терапевтического профиля.

Программа исследования включала несколько этапов и предусматривала использование комплекса методов: обзор отечественной и зарубежной литературы, разработку структуры и определение методик исследования, определение баз исследования, сбор материала, статистическую обработку и графическое оформление результатов. Статистическая обработка полученных результатов включала расчет средних величин, их достоверности (расчет коэффициента Стьюдента), вычисления коэффициентов корреляции и их средних ошибок, построение простых и сложных таблиц.

Для оценки достоверности разности средних показателей в группах сравнения использовалась формула сравнения применительно именно к средним показателям.

Тестирование по методике Герцберга

В результате тестирования выстроился мотивационный профиль сотрудника, на котором отражена степень значимости указанных факторов для человека.

При помощи теста Герцберга была определена структура мотивации и выделены актуальные факторы удовлетворенности или неудовлетворенности трудом. Оценка проводилась по следующим мотивационным факторам:

  • финансовые мотивы;
  • признание и вознаграждение;
  • ответственность;
  • отношения с руководством;
  • карьера, продвижение по службе;
  • достижение личного успеха;
  • содержание работы;
  • сотрудничество в коллективе.

Согласно теории Герцберга, трудовая мотивация базируется на двух группах факторов: гигиенических (внешних) и мотивирующих (внутренних). Гигиенические факторы (их еще называют факторами здоровья) – это тот минимум, который необходим сотруднику для продуктивного труда и выполнения своих функций и задач. Эти факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним можно отнести: нормальные условия труда; достаточную заработную плату; политику фирмы и администрации; межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными; степень непосредственного контроля за работой; статус; безопасность.

При отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Удовлетворенность работой вызывает только мотивирующие факторы, такие как успех, достижение (факт достижения цели); продвижение по службе; признание и одобрение результатов работы и т. д.

В результате тестирования выстроился мотивационный профиль сотрудника, на котором отражены степень значимости указанных факторов для человека. Полученные результаты были объединены в таблицы по группам, соответствующим лечебным учреждениям, в которых работают респонденты, с расчетом средних величин и оценкой достоверности методом исчисления коэффициента Стьюдента. Группы в этом исследовании обозначались так:

  • Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Ивановская областная клиническая больница» – группа № 1;
  • Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн» – группа № 2;
  • Муниципальное учреждение здравоохранения «Тейковская центральная районная больница» – группа № 3;
  • Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 4» – группа № 4;
  • Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 7» – группа № 5.

Результаты тестирования медицинских сестер терапевтического профиля по группам представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Распределение в исследуемых группах мотивационных факторов по баллам

Мотивационные факторы

Результаты тестирования

1-я гр.

2-я гр.

3-я гр.

4-я гр.

5-я гр.

А. Финансовые мотивы

– сумма баллов

– средний балл

483

24,2

454

22,7

412

20,6

622

31,1

474

23,7

Б. Признание и вознаграждение

– сумма баллов

– средний балл

342

17,1

618

30,9

294

14,7

457

22,9

618

30,9

В. Ответственность

– сумма баллов

– средний балл

316

15,8

428

21,4

374

18,7

304

15,2

356

17,8

Г. Отношения с руководством

– сумма баллов

– средний балл

308

15,4

264

13,2

350

17,5

285

14,3

268

13,4

Д. Карьера, продвижение по службе

– сумма баллов

– средний балл

412

20,6

392

19,6

321

16,1

560

28,0

398

19,9

Е. Достижение личного успеха

– сумма баллов

– средний балл

372

18,6

255

12,8

388

19,4

336

16,8

310

15,5

Ж. Содержание работы

– сумма баллов

– средний балл

304

15,2

327

16,4

326

16,3

272

13,8

312

15,6

З. Сотрудничество в коллективе

– сумма баллов

– средний балл

338

16,9

334

16,7

320

16,0

404

20,2

338

16,9

Анализ полученных результатов

В первой исследуемой группе основными факторами, мотивирующими медицинских сестер к труду, являются финансовые и карьерные. Эти показатели свидетельствуют о том, что руководством данного лечебного учреждения чаще применяются методы финансового поощрения сотрудников, чем нематериальное стимулирование. В первой группе медицинских сестер несколько настораживает, что на третье место уходят такие мотивы, как ответственность и содержание работы. Это свидетельствует, скорее всего, о том, что высокая интенсивность труда, поощряемая материально, отодвигает на второй план качество оказания медицинской помощи медицинскими сестрами.

Во второй исследуемой группе основными мотивационными факторами являются признание и вознаграждение, финансовые мотивы и ответственность. Поскольку фактор «признание и вознаграждение» имеет довольно высокий показатель (30,9 балла), можно говорить о хорошо организованной системе поощрений – скорее всего, не только материальных, но и в виде общественного признания в коллективе. В этой группе достаточно высокий показатель ответственности, что говорит об удовлетворенности медицинских сестер результатами своего труда и косвенно подтверждает доброжелательное отношение к пациентам в данном коллективе. 

В третьей исследуемой группе основными факторами, мотивирующими медицинских сестер к труду, являются финансовые, а также достижение личного успеха и ответственность. Все показатели в этой группе примерно равны, что свидетельствует об удовлетворенности трудом в целом и стабильности отношений между коллегами (низкие показатели значимости карьеры или признания и вознаграждения). Высокий показатель удовлетворенности ответственностью подтверждает высокое качество оказания медицинской помощи.

В четвертой исследуемой группе наиболее характерно выражены такие мотивы, как финансовые, продвижение по службе, признание и вознаграждение. Эти показатели свидетельствуют о том, что в данном лечебном учреждении приветствуются и финансовые, и нематериальные методы стимулирования персонала. Но наблюдается крайне низкая его мотивация на содержание работы, ответственность и отношения с руководством, что, скорее всего, связано с высокой интенсивностью труда медицинских сестер в ущерб качеству оказания медицинской помощи.

Пятая исследуемая группа характеризуется такими мотивами, как признание и вознаграждение, финансовые факторы и карьера. В этом лечебно-профилактическом учреждении, по всей видимости, преобладают нематериальные методы стимулирования (такие как публичная благодарность на конференции), поощряется повышение квалификации персонала, влекущее за собой карьерный рост, что непременно отражается на сотрудничестве в коллективе, укрепляя его. При этом достаточно выражен показатель мотивов ответственности, что характеризует сестринский коллектив как высокопрофессиональный.

Анализируя полученные данные, мы видим, что удовлетворенность работой чаще всего вызывают такие мотивирующие факторы, как достаточная заработная плата (преобладает в трех группах медицинских сеттер), признание и одобрение результатов работы (преобладает в двух группах) и возможность профессионального и карьерного роста (занимает лидирующие позиции во всех пяти группах). По представленным показателям можно сделать вывод, что коллектив, наиболее заинтересованный в качественном выполнении профессиональных обязанностей, к тому же поощряемый финансово и морально – это коллектив № 2 (Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн»).

Таким образом, проведенное исследование позволяет разработать комплекс мероприятий для коррекции трудовой мотивации у сотрудников с учетом их потребности в признании и продвижении. Это дает руководству возможность создать стабильный коллектив, уменьшить текучесть кадров, используя не только финансовое поощрение.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.