text
Портал для медицинских работников

Организация производственной практики в условиях многопрофильного стационара

  • 15 сентября 2013
  • 71

Качественная подготовка конкурентоспособных специалистов со средним медицинским образованием на современном этапе напрямую зависит от системы взаимодействия образовательного учреждения с учреждением здравоохранения. Реализация данной задачи возможна только по системе социального партнерства, цель которого – повышение качества профессиональной подготовки, удовлетворение потребностей здравоохранения в квалифицированных медицинских кадрах.

Научной и организационной основой партнерства колледжа и учреждения здравоохранения является согласование целей и содержания подготовки специалистов, координация действий преподавателей колледжа и руководителей сестринских служб, связь теории и практики, выражающаяся в основном через производственную практику студентов.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Именно производственная практика, а точнее ее организация в условиях многопрофильного стационара, помогает (или не помогает) овладеть основами профессиональной деятельности, способствует развитию и саморазвитию личности студентов, формированию их профессиональных компетенций в соответствии с требованиями современного рынка труда.

О больнице

Сегодня Краевая клиническая больница № 1 им. проф. С.В. Очаповского Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее – ККБ № 1) является учреждением здравоохранения, оказывающим специализированную медицинскую помощь, в т. ч. высокотехнологичную, которая доступна любому жителю Краснодарского края, по следующим основным направлениям:

  • Кардиохирургическая помощь. Выполняется весь спектр вмешательств на сердце, включая трансплантацию сердца у взрослых. С 2004 г. впервые в истории Южного федерального округа в Краснодарском крае ликвидирована очередь на кардиохирургические операции у детей.
  • Нейрохирургическая помощь. Проводятся высокотехнологичные нейрохирургические операции высшей категории сложности, в частности – нейрохирургия всех видов цереброваскулярной патологии, хирургия глубоких опухолей головного мозга, оказывается нейротравматологическая помощь.
  • Ортопедическая помощь. Оказывается высокотехнологичная медицинская помощь в следующем объеме: сочетанная травма, артроскопия, эндопротезирование крупных суставов, реэндопротезирование крупных суставов, заболевания позвоночника, костная онкология с восстановлением функции конечностей, эндоскопическая хирургия суставов и позвоночника.
  • Микрохирургия глаза. Внедрена в практику лазерная хирургия и флуоресцентная ангиография аргоновым лазером. Проводится коагуляция сетчатки, микроинвазивная энергетическая хирургия катаракты с имплантацией эластичных интраокулярных линз, интенсивная терапия язвы роговицы, включая хирургическое и лучевое лечение, хирургическое и лучевое лечение при отслойке и разрыве сетчатки глаза.
  • Уронефрология. Выполнятся самый широкий спектр оперативных вмешательств при заболевании почек, мочевыделительных путей, половой сферы у мужчин и женщин; с декабря 2009 г. выполняется трансплантация почек.

За 2012 г. в учреждении было пролечено 60 060 чел. Выполнено 48 469 операций. По состоянию на 10 января 2013 г. уже проведено более 300 операций по пересадке печени, почек, легких, сердца, включая уникальную, впервые проведенную на юге России, операцию пересадки блока органов «почка – поджелудочная железа». Консультативную помощь получили около 2 млн жителей Кубани.

Начиная с 2007 г. в ККБ № 1 интенсивно идет строительство новых площадей и реконструкция ранее построенных. Общая площадь реконструируемых и возводимых зданий больницы превышает 80 тыс. кв. м.

С 12 июля 2013 г. начал свою работу новый восьмиэтажный корпус больницы. На первом этаже этого здания размещено современное, полностью соответствующее европейским стандартам приемное отделение ККБ № 1 на 250 посещений в смену, включающее реанимационные залы, травмпункт и экстренные операционные. Также на первом этаже нового корпуса расположилось отделение санавиации, что позволяет при необходимости оказать медицинскую помощь максимально быстро, на месте. В новом здании развернут современный операционный блок, включающий экстренную операционную, девять рентген-хирургических плановых операционных и одиннадцать плановых операционных без рентген-защиты. Во всех операционных разделены потоки движения больных, персонала и стерильных изделий медицинского назначения и оборудования.

За счет расширения площадей появилась возможность увеличить коечную мощность на 176 коек и открыть на освободившихся площадях новые отделения – хирургическое отделение № 3 и урологическое отделение № 3.

Сегодня ККБ № 1 – уникальный, современный, высокотехнологичный медицинский центр, рассчитанный на 1475 коек. Стационарные отделения больницы объединены в 7 специализированных центров:

  • хирургический;
  • нейроневрологический (сосудистый);
  • уронефрологический;
  • терапевтический;
  • травматолого-ортопедический;
  • ожоговый;
  • центр грудной хирургии.

В больнице функционирует также 7 отделений анестезиологии и реанимации на 152 койки.

Организация прохождения производственной практики в больнице

В соответствии с приказами Минобрнауки России от 26.11.2009 № 673 «Об утверждении положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные программы среднего профессионального образования» и Департамента здравоохранения Краснодарского края от 24.03.2011 № 692 «Об утверждении перечня баз для проведения производственной практики студентов государственных образовательных учреждений среднего образования» ККБ № 1 является базой для проведения производственной практики учащихся Краснодарского краевого базового медицинского колледжа (ККБМК).

В ККБ № 1 только за 2012-й календарный год прошли практику 462 студента ККБМК. Наибольшее их количество (314 чел.) – учащиеся отделения «Сестринское дело»; в меньшем количестве (139 чел.) – студенты отделения «Лечебное дело»; и совсем немного, как правило, по индивидуальному распределению (всего 9 чел.) – студенты отделения «Лабораторная диагностика».

В таблицах 1 и 2 приведена статистика прохождения практики учащимися двух наиболее многочисленных отделений – «Сестринское дело» и «Лечебное дело».

Таблица 1

Статистика прохождения практики в ККБ № 1 студентами отделения «Сестринское дело»

Название практики

Курс

Количество проходивших практику

Весенний семестр

Осенний

семестр

Итого

«Выполнение работ по профессии “младшая медицинская сестра по уходу за больными”»

I

31

31

«Основы сестринского дела»

II

67

67

«Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению»

II

9

9

«Сестринское дело в хирургии»

III

17

60

77

«Сестринское дело в терапии»

IV

8

2

10

«Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»

IV

7

26

33

Преддипломная

IV

84

84

Преддипломная

V

3

3

Таблица № 2

Статистика прохождения практики в ККБ № 1 студентами отделения «Лечебное дело»

П.№

Название практики

Курс

Весенний семестр

Осенний

семестр

Итого

1. 

По гинекологии

III

10

10

2. 

По реаниматологии и основам анестезиологии

IV

66

66

3. 

По хирургии

IV

63

3

Как видно из приведенных таблиц, на базе ККБ № 1 проводятся различные по содержанию практики, но именно рациональная их организация с учетом требований к содержанию и личных интересов позволяет сформировать у студентов уверенность в правильности выбора профессии и удовлетворенность ею.

Прохождение практики студентами, независимо от ее названия, можно условно разделить на 3 этапа:

  1. приход студентов на базу;
  2. ежедневная работа;
  3. зачет внутри ЛПУ.

ПРИХОД СТУДЕНТОВ НА БАЗУ

Приход студентов в ККБ № 1 – один из наиболее сложных и важных этапов, предполагающий не формальное предоставление базы, рабочих мест и документации, отвечающих содержанию рабочих программ практики, а личностно ориентированное распределение прибывших на практику студентов по рабочим местам с учетом профессиональных интересов каждого.

В ходе первого знакомства со студентами главная медицинская сестра как общий руководитель производственной практики (см. приказ по ККБ № 1 от 02.08.2012 № 160 в приложении 1) подробно рассказывает:

  • о структуре больницы и всех ее функциональных подразделениях;
  • об этико-деонтологических аспектах работы в ККБ № 1;
  • о требованиях, предъявляемых к внешнему виду;
  • о трудовой дисциплине и правилах внутреннего распорядка дня;
  • о мерах личной профилактики заражения гемоконтакными инфекциями;
  • о тактике персонала при технической аварии;
  • о методах контроля работы студентов.

ЕЖЕДНЕВНАЯ РАБОТА ПРАКТИКАНТА И ЕЕ КОНТРОЛЬ

После инструктажа студенты передаются непосредственным руководителям практики – старшим медицинским сестрам отделений, которые обеспечивают безопасные условия прохождения практики, обучают правилам работы и технике безопасности в отделении.

Ежедневный контроль качества работы и правильности ведения отчетной документации студентом фиксируется в Журнале прохождения практики (разработана специальная форма; см. приложение 2), где фиксируется не только приход и уход студента, но и оценки за работу в течение дня, за ведение дневника, даты и время отработки пропущенных дней (если такие есть), а также замечания и краткая характеристика на каждого. Таким образом, к моменту окончания практики старшей медицинской сестре отделения проще восстановить данные в памяти на каждого из студентов, особенно если их в отделении несколько, и заполнить характеристику на каждого.

О пропусках студентами рабочих дней, несвоевременных «уходах и приходах», а также обо всех иных проблемах непосредственные руководители докладывают главной медицинской сестре. Прекрасно понимая, что без регулярного должного контроля невозможно получить положительный результат, специалисты ККБ № 1 стараются решать возникающие проблемы сразу на месте, не затягивая и не дотягивая до конца. Поэтому, как правило, к моменту окончания практики задолжников в больнице не бывает, но не без исключений.

В назначенный день и время студенты приходят с заполненной документацией и характеристиками к главной медицинской сестре на зачет, который проходит в форме собеседования о пройденной практике.

Специалисты больницы очень внимательно относятся к стажировкам или преддипломным практикам, прекрасно понимая, что это сегодня ребята – студенты, а завтра, по завершении практики, они могут вернуться в больницу в качестве молодых специалистов, что нередко и происходит. Например, весной 2012 г. преддипломную практику проходили 2 студентки – в отделении торакальной хирургии № 2 и в операционном блоке. Сегодня одна из них соответственно – медицинская сестра того же отделения, а другая проходит первичную специализацию по «Операционному делу».

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что современный уровень развития общества, процессы модернизации, протекающие в медицинской, образовательной и других сферах, ставят перед нами задачи подготовки образованного и квалифицированного профессионала, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, социально и профессионально мобильного, готового к постоянному профессиональному росту и самообразованию в условиях развития новых наукоемких технологий. Достижение этих результатов невозможно ценой усилий лишь образовательного учреждения. Сегодня, как никогда, необходим союз теории с практикой, и чем теснее он будет, тем больше вероятность подготовки специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.

Приложение 1

ПРИКАЗ

о назначении общего руководителя практики и непосредственных руководителей практики в структурных подразделениях ККБ № 1

(приводится в сокращении)

Во исполнение приказа Департамента Здравоохранения Краснодарского края от 24.03.2012 № 692 «Об утверждении перечня баз для проведения производственной практики студентов государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования департамента здравоохранения Краснодарского края и в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2009 № 673 «Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования», приказываю:

1. Общим руководителем производственной практики студентов государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования департамента здравоохранения Краснодарского края назначить главную медицинскую сестру больницы.

2. На общего руководителя практики возложить следующие обязанности:

  • распределение прибывших на практику студентов по рабочим местам и составление графиков перемещения студентов по отдельным функциональным подразделениям и отделениям учреждений здравоохранения в соответствии с программой практики;
  • проведение инструктажа по технике безопасности;
  • ознакомление студентов с задачами, структурой, функциями и правилами внутреннего распорядка учреждения;
  • несение ответственности за правильную постановку задач студентам в соответствии с программой практики, инструктаж непосредственных руководителей практики;
  • контроль за работой непосредственных руководителей практики;
  • контроль за выполнением студентами правил внутреннего распорядка и соблюдением ими трудовой дисциплины и техники безопасности;
  • утверждение характеристик о работе студентов;
  • проведение собраний студентов совместно с непосредственными руководителями практики для выяснения хода практики в отделениях и устранения выявленных при этом недостатков.

3. Назначить непосредственных руководителей производственной практики в структурных подразделениях:

  • старшую медицинскую сестру кардиохирургического отделения № 1;
  • старшую медицинскую сестру кардиохирургического отделения № 2;
  • старшую медицинскую сестру онкологического торакального отделения;
  • старшую медицинскую сестру торакального хирургического отделения № 1;
  • старшую медицинскую сестру торакального хирургического отделения № 2;
  • старшую медицинскую сестру отделения хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции;
  • старшую медицинскую сестру кардиологического отделения;
  • старшую медицинскую сестру кардиологического отделения № 2;
  • старшую медицинскую сестру кардиологического отделения № 3;
  • старшую медицинскую сестру кардиологического отделения № 4;
  • старшую медицинскую сестру отделения переливания крови;
  • старшую медицинскую сестру отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения № 1;
  • старшую медицинскую сестру отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения № 2;
  • старшую медицинскую сестру операционного блока;
  • старшую медицинскую сестру отделения анестезиологии и реанимации № 1;
  • старшую медицинскую сестру отделения анестезиологии и реанимации № 2;
  • старшую медицинскую сестру отделения анестезиологии и реанимации № 3;
  • старшую медицинскую сестру отделения анестезиологии и реанимации № 4;
  • старшую медицинскую сестру отделения анестезиологии и реанимации № 5;
  • старшую медицинскую сестру отделения анестезиологии и реанимации № 6;
  • старшую медицинскую сестру отделения анестезиологии и реанимации № 7;
  • старшую медицинскую сестру отделения травматологии и ортопедии № 1;
  • старшую медицинскую сестру отделения травматологии и ортопедии № 2;
  • старшую медицинскую сестру ожогового отделения;
  • старшую медицинскую сестру неврологического отделения № 1;
  • старшую медицинскую сестру неврологического отделения № 2;
  • старшую медицинскую сестру нейрохирургического отделения № 1;
  • старшую медицинскую сестру нейрохирургического отделения № 2;
  • старшую медицинскую сестру нейрохирургического отделения № 3;
  • старшую медицинскую сестру отделения микрохирургии глаза;
  • старшую медицинскую сестру гинекологического отделения;
  • старшую медицинскую сестру колопроктологического отделения;
  • старшую медицинскую сестру отделения гнойной хирургии;
  • старшую медицинскую сестру хирургического отделения № 1;
  • старшую медицинскую сестру хирургического отделения № 2;
  • старшую медицинскую сестру отделения челюстно-лицевой хирургии;
  • старшую медицинскую сестру отделения сосудистой хирургии;
  • старшую медицинскую сестру урологического отделения № 1;
  • старшую медицинскую сестру урологического отделения № 2;
  • старшую медицинскую сестру приемного отделения;
  • старшую медицинскую сестру ревматологического отделения;
  • старшую медицинскую сестру гастроэнтерологического отделения;
  • старшую медицинскую сестру пульмонологического отделения;
  • старшую медицинскую сестру нефрологического отделения;
  • старшую медицинскую сестру отделения диализа;
  • старшую медицинскую сестру консультативно-диагностической поликлиники;
  • старшую медицинскую сестру централизованного стерилизационного отделения;
  • старшую медицинскую сестру рентгеноотделения;
  • старшую медицинскую сестру отделения ультразвуковой диагностики;
  • старшую медицинскую сестру отделения функциональной диагностики № 1;
  • старшую медицинскую сестру отделения функциональной диагностики № 2;
  • старшую медицинскую сестру эндоскопического отделения № 1;
  • старшую медицинскую сестру эндоскопического отделения № 2;
  • фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории;
  • старшую медицинскую сестру физиотерапевтического отделения;
  • старшую медицинскую сестру отделения рефлексотерапии;
  • старшую медицинскую сестру радиоизотопной лаборатории;
  • старшую медицинскую сестру стоматологического кабинета;
  • старшую медицинскую сестру гипербарической оксигенации;
  • старшую медицинскую сестру краевого центра радиационной и профессиональной патологии;
  • старшую медицинскую сестру медико-генетической консультации;
  • старшую медицинскую сестру аллергоцентра;
  • лаборанта патологоанатомической лаборатории;
  • фельдшера отделения экстренной и планово-консультативной медицинской помощи.

4. На непосредственных руководителей возложить обязанности:

  • обеспечить безопасные условия прохождения практики студентами, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
  • составлять графики работы студентов на весь период нахождения их на практике в отделении, лаборатории и т. д.;
  • обучить каждого студента правилам работы и технике безопасности в отделении, лаборатории и т. д.;
  • обеспечить занятость студентов в течение рабочего дня, овладение каждым студентом в полном объеме практическими технологиями, предусмотренными программами практики;
  • ежедневно проверять дневники и давать оценку работы студентов;
  • составлять характеристики о работе каждого студента к моменту окончания практики.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом.

Приложение 2

Журнал прохождения практики

Левая страница

№ пп.

ФИО студента

Название практики

Специальность

Курс, группа

Ведение дневника

1. 

2. 

3. 

Правая страница

Даты прохождения практики

Оценка за практику

Даты отработок пропущенных дней

Краткая

характеристика

студента

Критерии оценки знаний и умений студентов:

5 – «отлично» – систематическое посещение производственной практики (без пропусков и опозданий); доброе, внимательное отношение к пациентам, персоналу, окружающим; четкое и грамотное выполнение всех манипуляций и процедур за период практики; систематическое грамотное ведение дневника практики с содержательным описанием проделанной работы; активное участие в жизни учреждений здравоохранения; опрятный внешний вид;

4 – «хорошо» – систематическое посещение производственной практики (без пропусков и опозданий); доброе, чуткое, внимательное отношение к пациентам, персоналу, окружающим; стремление и правильное выполнение всех манипуляций за период практики; систематическое ведение дневника практики с содержательным описанием проделанной работы; участие в жизни учреждений здравоохранения; опрятный внешний вид;

3 – «удовлетворительно» – пропуски без уважительных причин, неотработанные пропуски по уважительной причине; недостаточно внимательное отношение к больным, персоналу; несистематическое ведение дневника практики с небрежным его оформлением; участие в жизни учреждений здравоохранения; опрятный внешний вид;

2 – «неудовлетворительно» – неумение самостоятельно выполнять работы, предусмотренные программой практики; недостаточное стремление к выполнению манипуляций, нетвердое усвоение приемов, недостаточная техника и сноровка; нежелание участвовать в жизни учреждений здравоохранения; неопрятный внешний вид.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.