Опыт создания системы адаптации средних медицинских работников в санаторно-курортном учреждении (окончание)

171

Первичная адаптация работника

ВХОЖДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ

Одним из инструментов управления процессом адаптации новичка является Программа адаптации нового сотрудника (приложение 7), которая содержит две части – общую и индивидуальную и рассчитана на период до 3 месяцев, что соответствует продолжительности испытательного срока.

Индивидуальная часть Программы адаптации готовится линейными руководителями (старшей медицинской сестрой и заведующим отделением) и подписывается новым сотрудником вместе с должностной инструкцией в первый день его работы.

Индивидуальная часть Программы адаптации рассчитана на весь период прохождения испытательного срока и фиксируется в документе, который называется «Индивидуальный план работы на испытательный срок» (приложение 8) и в котором указаны даты завершения каждого пункта Программы. Это позволяет дать представление о том, какая информация уже усвоена новым сотрудником, а какая – еще нет. Индивидуальная часть делится на два этапа: вхождение в должность и работа в должности. План вхождения в должность рассчитан на 3 месяца. Он составляется по окончании первой рабочей недели наставником, а утверждается на заседании Совета медицинских сестер и предоставляется для ознакомления работнику под роспись.

Индивидуальная часть Программы адаптации нового сотрудника включает следующие разделы:

  • задачи на испытательный срок;
  • мероприятия по адаптации;
  • контроль выполнения.

Вместе с перечнем адаптационных мероприятий указываются:

  • дата и время их проведения;
  • фамилия и должность ответственного лица;
  • внутренний телефон ответственного лица.

План оценки работы в должности рассчитан на оставшийся период испытательного срока. Сотрудник самостоятельно составляет ежемесячный план работы, согласовывает его с наставником, старшей сестрой отделения. Оценка выполнения плана фиксируется в бланке «Индивидуальный план прохождения испытательного срока». На этом этапе оцениваются соответствие сотрудника занимаемой должности, его профессиональные знания. Форма контроля за деятельностью нового сотрудника – ежедневная отчетность наставнику о результатах проделанной работы.

Не реже одного раза в неделю линейные руководители (старшая медицинская сестра и заведующий отделением) беседуют с новым работником о том, каких успехов он достиг и с какими сложностями сталкивается. По результатам такой встречи может быть принято решение о сокращении продолжительности испытательного срока.

ЭТАП ЗАВЕРШЕНИЯ АДАПТАЦИИ

Завершающим этапом адаптации медицинских работников со средним образованием является оценка успешности адаптации нового сотрудника. Заведующий отделением сообщает работнику об окончании испытательного срока и назначает дату обсуждения результатов его работы в этот период. В обсуждении принимают участие: главная медицинская сестра, специалист отдела кадров, наставник, непосредственные руководители – заведующий и старшая медицинская сестра отделения. Обсуждение проводится в отсутствие новичка, но с выводами он должен быть ознакомлен в обязательном порядке, для чего его приглашают в кабинет сразу же по окончании заседания. Оценка должна быть максимально объективной и основываться на наблюдениях и анализе в течение испытательного срока, а также на соответствующих критериях оценки (табл. 1). Фактором, говорящим в пользу молодого сотрудника, является его профессиональная компетентность, которая вызывает уважение и признание всего коллектива, и, как следствие, у него – желание работать в данной организации, в данном коллективе.

По завершении обсуждения от сотрудника ждут обратной связи – хотят узнать его мнение о санатории в целом и предложения об улучшении системы адаптации.

Наставничество

Отдельно следует сказать о такой важной составляющей адаптации новых сотрудников санатория, как система наставничества. Она основывается на действующем в учреждении Положении о наставничестве (приложение 9). Ключевым звеном этой системы является наставник, который своей деятельностью укрепляет корпоративную культуру и командный дух. Наставник не только помогает новичку адаптироваться в организации, но и развивает собственные управленческие навыки. Это, несомненно, дополнительная ответственность, т. к. успешная адаптация новичка является показателем качества работы самого наставника.

Ответственность за организацию наставничества сестринского персонала возложена на главную медицинскую сестру санатория. Она же осуществляет контроль за процессами адаптации и наставничества.

Наставничество – это процесс, во время которого более опытный сотрудник обучает нового сотрудника тому, что умеет сам. Наставничество нацелено на обретение новым сотрудником знаний, умений и навыков, необходимых в его дальнейшей работе. Другими словами – это разновидность индивидуального обучения непосредственно на рабочем месте, позволяющая сократить бюджет на обучение средних медицинских работников. Такой подход практикуется в санатории еще с советских времен и очень хорошо себя зарекомендовал. При назначении наставника учитываются не только его профессиональные, но и человеческие качества. Каждый сотрудник, проработавший в медицинской санаторно-курортной организации определенное время и добившийся достаточно высоких результатов, имеет возможность стать наставником. Наставник должен сам уметь и хотеть работать с людьми. Список наставников по должностям (приложение 10) утверждается на Совете медицинских сестер.

Наставничество – это значительная дополнительная нагрузка, поскольку наставник наравне со всеми выполняет свои функциональные обязанности. Естественно, процесс наставничества организован таким образом, чтобы деятельность сотрудника в качестве наставника никак не отражалась на его основной работе. Дополнительные обязанности по проведению занятий, контролю за деятельностью нового сотрудника, по своевременному разъяснению действий и психологической поддержке, морально и материально поощряются. В среднем доплата наставника составляет до 10% фонда оплаты его труда. Самый главный принцип: оплачивается не сам процесс наставничества, т. е. передачи знаний, а конечный результат – эффективность принятого на работу сотрудника. Основная составляющая нематериальной мотивации: наставничество рассматривается как почетная обязанность, как способ получить определенное признание и статус среди коллег.

Мероприятия по развитию наставничества вносятся в коллективный договор. Наставничество осуществляется на основании соглашения, заключаемого между наставником и наставляемым (приложение 11) в соответствии с планом (приложение 12).

Основные критерии оценки работы наставника:

  • отсутствие профессиональных ошибок и конфликтов в течение первого года работы молодого специалиста;
  • самостоятельность работы новичка (минимизация количества обращений за помощью в профессиональных вопросах к коллегам и руководству);
  • доля выполнения поставленных перед новым сотрудником задач.

Оценка эффективности адаптационных мероприятий

По окончании испытательного срока непосредственный руководитель – заведующий отделением – дает оценку эффективности адаптации, а наставник и старшая медицинская сестра отделения заполняют лист контрольных мероприятий по адаптации (приложение 13).

Для определения эффективности выработанной системы адаптации используются определенные показатели (табл. 1).

Таблица 1

Показатели эффективности системы адаптации в санатории «Горный воздух»

Наименование показателя

Назначение показателя

Алгоритм расчета показателя

Единица измерения

Коэффициент качества адаптационных мероприятий

Определение, правильно ли выбраны адаптационные мероприятия

Коэффициент качества адаптационных мероприятий = Кол-во принятых сотрудников : кол-во не прошедших испытательный срок × 100%

%

Легкость усвоения материала, используемого при адаптации*

Анализ эффективности используемого материала

Критерии:

MAX – 100%

MIN – 0%

Процент определяется экспериментально при проведении тестирования или бесед с новичком. Эксперты: зав. отделением, старшая медицинская сестра, наставник

%

* Чем выше показатель легкости усвоения материала, тем выше положительный эффект при адаптации и дальнейшая деятельность среднего медработника в санатории.

Для разработки эффективных мероприятий Программы адаптации среднего медицинского персонала председатель Совета медицинских сестер – главная медицинская сестра – и члены учебно-воспитательного сектора провели исследование: распределение выбора видов адаптации для медицинских сестер (12 чел.), успешно прошедших адаптацию за последние 3 года (табл. 2).

Таблица 2

Выбор видов адаптации для средних медицинских работников, успешно прошедших адаптацию

Категория сотрудников

Вид адаптации*

Медицинские сестры с опытом работы (квалифицированные) – 6 чел.; возраст – от 35 до 45 лет; опыт работы – от 7 до 10 лет

социально-психологическая

профессиональная

психо-физиологическая

корпоративная

Молодые специалисты

(медицинские сестры без квалификации) – 4 чел.; возраст – от 25 до 30 лет; опыт работы от 0 до 3 лет

профессиональная

корпоративная

профессиональная

психо-физиологическая

Старшие медицинские сестры (линейные руководители среднего звена – резерв) – 2 чел.; возраст – от 40 до 45 лет; опыт работы – более 15 лет

корпоративная

социально-психологическая

профессиональная

психо-физиологическая

* Степень важности каждого вида адаптации для разных категорий сотрудников уменьшается слева направо.

Как видно из табл. 2, адаптация средних медработников, не имеющих квалификации, сосредоточена на освоении трудовых функций, а квалифицированного персонала – на личностных и профессиональных взаимоотношениях; линейные руководители среднего звена при адаптации акцентируют внимание на корпоративных ценностях.

Для оценки успешности прохождения адаптационного периода средним медицинским работником в санатории разработаны следующие критерии:

  • качество и количество выполненной работы;
  • соблюдение стандартов, технологий и алгоритмов выполнения процедур;
  • способность влиться в коллектив;
  • усвоение корпоративных стандартов, норм поведения и т. д.;
  • заинтересованность в работе;
  • интерес к повышению квалификации и самосовершенствованию.

Перед работником ставятся задачи, результаты выполнения которых можно оценить количественно или качественно. Количественные показатели: количество пациентов, обратившихся за медицинской помощью к сотруднику, количество выполненных им процедур и манипуляций за определенный период и т. д. Такие задачи ставятся в индивидуальном плане сотрудника и используются для оценки рабочих результатов.

Задачи, позволяющие оценить работу сотрудника качественно, ставятся для оценки результатов усвоения корпоративных правил и норм, которые закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка, в корпоративном кодексе и т. п.

Постадаптационный период

Окончанием испытательного срока процесс адаптации сотрудника не завершается. Очень важным для новичка является своевременная обратная связь с непосредственными руководителями: старшей медицинской сестрой и заведующим отделением. Под чутким и внимательным руководством новичок интенсивно развивается в профессиональном плане. Получая моральную и информационную поддержку, перенимая знания и бесценный опыт работы у своих коллег, молодой специалист быстро вырастает в настоящего профессионала. Фактически адаптация окончательно завершается тогда, когда в санаторной организации сотрудник перестает считаться новым.

Приложение 7

Программа адаптации сотрудников со средним медицинским образованием

Наименование частей программы

Содержание этапа адаптации

Сроки проведения

Ответственный

Примечания

Общая программа

1. Определение сроков и ознакомление с условиями найма, испытательного срока; составление трудового договора. Информирование о правах и обязанностях работника, условиях страхования, учете стажа работы, выплате пособия по временной нетрудоспособности, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству, поддержке в случае увольнения или ухода на пенсию, направлениях профессиональной подготовки и повышения квалификации и пр.

1-й рабочий день

Инспектор отдела кадров

2. Знакомство с непосредственным руководителем и структурой санаторно-курортной организации, историей создания учреждения, организационной культурой, дресс-кодом и правилами поведения, внутренним распорядком. Информация о руководстве санатория

1-й рабочий день

Старшая сестра отделения

Совместно с куратором

3.Знакомство с условиями коллективного договора, права и обязанности работника, руководство и оценка исполнения работы, дисциплина и взыскания, оформление жалоб, организация питания, наличие служебных входов, условия для парковки личных автомобилей, доставка на работу и с работы служебным транспортом и др.

1-й рабочий день

Профком

Индивидуальная программа

1. Практическое знакомство со своими должностными обязанностями и персоналом, функциями отделения, нормами рабочего времени, формами оплаты труда и ранжированием работников в отделении, системой оплаты выходных и праздничных дней. Инструктаж по технике безопасности

2-й рабочий день

Старшая медицинская сестра отделения

2. Инструктаж по охране труда, предупреждение о возможных опасностях на производстве, правила противопожарной безопасности, правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них; места оказания первой медицинской помощи

2-й рабочий день

Инженер по охране труда

СТАЖИРОВКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Знакомство с наставником. Детальное описание наставником текущей работы и ожидаемых результатов, ознакомление с нормативами качества и безопасности отпуска процедур, основами оценки исполнения, правилами поведения на рабочем месте, системой контроля нарушений, условиями ведения телефонных переговоров личного характера в рабочее время, особенностями использования медицинского инструментария и оборудования, санитарно-эпидемиологическим режимом и т. д.

С 3-го по 90-й день

Наставник

ЗАВЕРШЕНИЕ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА / АДАПТАЦИИ

1. Составление отчета о достижении запланированного результата обучения

За 1 неделю до истечения испытательного срока

Наставник

2. Оценка успешности адаптации

За 3 дня до конца испытательного срока

Заведующий отделением и старшая медсестра

Оценка и рекомендации наставника разбираются на Совете медицинских сестер

ВКЛЮЧЕНИЕ В РАБОТУ

Новый сотрудник переходит к самостоятельной работе

С 90-го дня

Заведующий отделением

Приложение 8

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

работы среднего медработника на время испытательного срока

ФИО ___________________________________, отделение__________________________.

Дата выхода на работу _____________________, дата оценки_________________________.

ФИО заведующего отделением ________________________________________________.

ФИО старшей медсестры _____________________________________________________.

ФИО наставника ____________________________________________________________.

№№

Наименование работы

Результат

Планируемый срок исполнения

Фактический срок исполнения

Примечания

Итоги индивидуальной подготовки:

Рекомендации наставника _______________________________________________.

Рекомендации заведующего отделением __________________________________________.

С планом ознакомлен(а) _______________________________________________________.

Приложение 9

ПОЛОЖЕНИЕ

о наставничестве в санатории «Горный воздух»

Общие положения

  1. Наставничество – индивидуальное обучение молодого специалиста, проходящего адаптацию к новой работе, опытными работниками.
  2. Цель наставничества – повышение профессионального мастерства молодых специалистов среднего звена, овладение нормами медицинской этики и деонтологии, повышение культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни.
  3. Наставник – это опытный, имеющий высшую квалификационную категорию специалист со средним медицинским образованием, со стажем работы не менее 10 лет.
  4. Кандидатуры наставников выдвигаются заведующими отделений, главной медсестрой в соответствии с особыми личностными качествами: позитивным стилем общения, педагогическими навыками, умением решать проблемы, способностью выделять приоритеты, с личным авторитетом.
  5. Списочный состав наставников утверждается на Совете медицинских сестер.
  6. Сроки наставничества устанавливаются индивидуально от 2 недель (вторичная адаптация) до 3 месяцев (первичная адаптация).
  7. За наставником закрепляется не более одного молодого специалиста.
  8. Критериями соответствия роли наставника следует считать: умение выявить и оценить качества личности наставляемого, готовность оказать помощь и поддержку в адаптации к производственной среде; служить примером в профессии и общении.
  9. На весь период наставничества между наставником и молодым специалистом заключается соглашение о безусловном выполнении обязанностей обеими сторонами.
  10. Наставник составляет план и проводит оценку работы молодого специалиста.

Функции и права наставника

  • Образцовая – осуществляется собственным примером;
  • посредническая – определяется помощью в установлении социальных связей;
  • педагогическая – реализуется в процессе обучения.

Критерии отбора наставников

Наставник – это средний медицинский работник, наделенный полномочиями и ответственностью за проведение индивидуального обучения молодого специалиста, оказание ему социальной и психологической поддержки.

Наставник обладает терпением и тактом, владеет приемами вербального и невербального общения.

Задачи наставника в деле обучения и адаптации нового сотрудника

В ходе наставничества решаются следующие задачи:

  • в сфере повышения профессионализма – на основании теоретических знаний развивать навыки и умения;
  • в области соблюдения норм трудового коллектива – выработка дисциплинированности, организованности и навыков соблюдения правил техники безопасности, восприятие единых для всего персонала деловых ценностей, привитие нравственных устоев и традиций коллектива.

Приемы и методы работы

Основным методом обучения является сравнительный анализ трудовой деятельности наставника и его воспитанника, совместный поиск лучших вариантов выполнения задания, использование практического опыта наставника.

Самым эффективным методом передачи опыта наставники считают оказание помощи – словом и делом.

Права и ответственность

Наставник имеет право:

  • вносить предложения по улучшению качества обучения наставляемого;
  • личным примером способствовать мотивации обучаемого работника к саморазвитию;
  • осуществлять контроль выполнения должностных обязанностей наставляемым;
  • вносить предложения по применению мер общественного воздействия или по психологической поддержке наставляемого (в случае совершения им профессиональных ошибок) или по наказанию (при нарушении трудовой и общественной дисциплины, этических и деонтологических норм);
  • повышать квалификацию в образовательных учреждениях.

Наставник несет ответственность за деятельность наставляемого, а также за качественное выполнение собственной работы.

Права и ответственность наставников и молодых специалистов основываются на правах и ответственности сотрудников медицинских организаций, определенных законодательством Российской Федерации и их должностными обязанностями.

Приложение 10

Список наставников

№№

Должность наставника

ФИО наставника

Сертификат наставника по специальности

1.

Медицинская сестра палатная

«сестринское дело»

2.

Медицинская сестра процедурной

«сестринское дело»

3.

Медицинская сестра диетическая

«диетология»

4.

Медицинская сестра по массажу

«медицинский массаж»

5.

Медицинская сестра по физиотерапии

«физиотерапия»

6.

Медицинская сестра отделения водолечения

«сестринское дело»

7.

Медицинская сестра отделения урологии

«сестринское дело в урологии»

8.

Медицинская сестра стоматологического кабинета

«сестринское дело в стоматологии»

9.

Фельдшер-лаборант клинико-диагностической лаборатории

«лабораторная диагностика»

Приложение 11

СОГЛАШЕНИЕ

о трудовом сотрудничестве между наставником и молодым специалистом

Я, наставник,                                                                                    (ФИО), обязуюсь помочь овладеть профессиональными навыками, нормами медицинской этики и деонтологии, адаптации в коллективе.

Дата

_________________________________

             подпись наставника

Я, молодой специалист,                                                                               (ФИО), обязуюсь овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить цели и задачи санаторно-курортной организации.  

Дата

____________________________________

подпись молодого специалиста

Ответственный учебного сектора Совета медицинских сестер __________________ (ФИО)

Старшая медицинская сестра отделения_______________________ (ФИО)

Главная медицинская сестра _______________________________ (ФИО)

Приложение 12

Универсальный план работы наставника на 2013 год

ФИО / должность______________________________________________________

№№

Тема обучения наставляемого

Форма проведения

Примечания

1.

Этика и деонтология в курортологии

Беседа

2.

Этический кодекс медсестры России

Самообразование

3.

Знание навыков нестандартных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью

Практическое занятие

4.

Разъяснение норм внутренних коммуникаций, принятых правил делового этикета

Беседа

5.

Правила работы в соответствии с должностной инструкцией: детальное описание технологии работы и ожидаемых результатов

Лекция

6.

Контроль за нарушениями правил работы

Лекция

7.

Санитарно-гигиенический режим в отделении и на рабочем месте

Лекция

8.

Посещение тематических общесанаторных занятий, проводимых главной медсестрой

Лекция

9.

Посещение еженедельных планерок в отделении

10.

Консультации с главной медсестрой, старшей медсестрой или заведующим отделением по возникающим вопросам

Беседа

11.

Действия в аварийных и нештатных ситуациях

Практическое занятие

12.

Стандарты отпуска бальнеологических процедур и технологии выполнения простых медицинских услуг

Лекция / Практическое занятие

13.

Качество оказания санаторно-курортной помощи

Беседа

14.

Виды документации, отчеты и сроки предоставления информации

Беседа

15.

Отслеживание промежуточных результатов адаптации

16.

Оценка выполненных заданий, проведение оценочных мероприятий для проверки приобретенных знаний

17.

Ответы на наиболее стандартные вопросы новичка, связанные с профессиональной деятельностью и взаимоотношениями с руководством

Беседа

Приложение 13

Лист контрольных мероприятий по завершении адаптации

ФИО / должность_______________________________________________

№№

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1.

Первичная ознакомительная беседа с:

– главной медсестрой;

– заведующим отделением;

– старшей медсестрой;

– наставником

2.

Тестирование знания / владения навыками / умениями:

– на этапе предварительного собеседования;

– промежуточное (1,5–2 месяца адаптации);

– завершающее (по истечении адаптации)

3.

Практическое применение навыков

4.

Заключительное собеседование с:

– заведующим отделением;

– старшей медсестрой;

– наставником;

– специалистом отдела кадров

Рекомендации наставника______________________________________________________

Рекомендации старшей медсестры_______________________________________________

Ознакомлен / заведующий отделением____________________________________________

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка
      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      Наши продукты






















      © 2006–2018 ООО «МЦФЭР», медиагруппа «Актион-МЦФЭР»

      Журнал «Здравоохранение» –
      практический журнал для главного врача.

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать документ на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 12 000 статей
      — 8 000 ответов на вопросы
      — 200 видеосеминаров
      — готовые формы и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные сервисы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×