text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Опыт работы школ для пациентов в рамках диспансеризации населения

  • 15 октября 2013
  • 44

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в т. ч. медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов исследования, осуществляемого в целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения России и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

Все граждане по результатам диспансеризации разделяются на три большие группы: относительно здоровые (I группа состояния здоровья), лица с высоким и очень высоким суммарным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний (II группа) и больные (III группа). Граждане II группы состояния здоровья подлежат наиболее активному профилактическому вмешательству в рамках диспансеризации (углубленное и групповое профилактическое консультирование).

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Статистика диспансеризации в ГКБ № 1

Прикрепленное население БУ «Городская клиническая больница № 1» ( далее – ГКБ № 1) г. Чебоксары составляет 94 012 чел. (9904 мужчин и 12 676 женщин). На 2013 г. запланировано проведение диспансеризации 22 580 чел., что составляет 24% от прикрепленного населения. Составлен план-график проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения по ГКБ № 1 на 2013 г. (табл. 1).

Таблица 1

План-график проведения диспансеризации на 2013 г.

План на 2013 г. (чел.)

Месяц

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

22 580

1900

2700

2510

2510

2510

2510

2700

2620

2620

За пять месяцев 2013 г. в ГКБ № 1 прошли диспансеризацию 12 132 чел., из них первый этап диспансеризации прошли 12 132 чел., второй этап – 9630. Имеют I группу состояния здоровья 2187 чел., II группу – 3045, III группу – 6900.

Формы проведения профилактического консультирования

Важным компонентом диспансеризации населения является профилактическое консультирование пациентов. Его цель – дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.

В каждом конкретном случае необходимо определить индивидуальные психологические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача. Для эффективного профилактического консультирования помимо клинических знаний необходим ряд дополнительных профессиональных знаний и умений:

  • основы коммуникационного процесса (процесса эффективного общения), владение техникой обратной связи;
  • психологические принципы формирования поведения (привычек) и их изменений;
  • активные формы обучения для повышения его эффективности.

По форме проведения профилактическое консультирование может быть кратким, углубленным и групповым.

Краткое профилактическое консультирование проводится как обязательный компонент диспансеризации и профилактического медицинского осмотра участковым врачом, а также в ходе повседневного приема пациентов врачом любой специальности при наличии медицинских показаний. Краткое профилактическое консультирование ограничено по времени и занимает не более 10 мин.

Углубленное профилактическое консультирование как обязательный компонент диспансеризации проводится лицам II и III группы состояния здоровья. По времени оно более продолжительно, чем краткое и занимает до 45 мин. Возможно повторное консультирование для контроля и поддержания выполнения врачебных советов.

Групповое профилактическое консультирование (школа пациента) – это специальная организационная форма консультирования группы пациентов (цикл обучающих групповых занятий), выполняемая по определенным принципам, при соблюдении которых вероятность достижения стойкого позитивного эффекта повышается, что неоднократно доказано при долгосрочных контролируемых наблюдениях.

Успешному профилактическому консультированию способствует доверительная атмосфера общения врача и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они даются с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудно выполнимых рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующие усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т. д.

Информационное обеспечение специалистов и различных групп граждан по вопросам охраны здоровья, изучение и оценку знаний вопросов профилактики и здорового образа жизни (ЗОЖ) у населения в соответствии с характером и особенностями работы различных отделений и кабинетов ГКБ № 1 осуществляет отделение медицинской профилактики учреждения.

Организация работы школ для пациентов

В целях реализации мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ у граждан Российской Федерации, а также проведения групповых методов первичной и вторичной профилактики для граждан с высоким риском развития заболеваний или осложнений имеющихся заболеваний и в соответствии с приказом Минздрава России от 03.12.2012 № 1006н «Об утверждении Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», приказом Минздравсоцразвития Чувашии от 01.02.2013 № 147 «О проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения на территории Чувашской Республики» в ГКБ № 1 организованы школы для пациентов (далее – школы) на базе поликлиники № 1:

  • Школа для пациентов с артериальной гипертонией;
  • Школа для пациентов с хронической сердечной недостаточностью;
  • Школа для пациентов с сахарным диабетом;
  • Школа преодоления табачной и алкогольной зависимости;
  • Школа для пациентов с бронхиальной астмой;
  • Школа ЗОЖ;
  • Школа активного долголетия;
  • Школа профилактики инсульта.

Школы, как компонент второго этапа диспансеризации в ГКБ № 1, проводятся в специально оборудованном Ресурсном центре оздоровительных технологий и в своей работе руководствуются положением о школах (приложение 1). Участковыми врачами в школы направляются граждане, отнесенные ко II и III группам состояния здоровья. Групповое профилактическое консультирование включает несколько занятий и проводится специалистами с высшим медицинским образованием по специальностям «терапия», «пульмонология», «кардиология», «психотерапия», «эндокринология», «неврология», «диетология», «врач общей практики», и другие, имеющие подготовку по вопросам формирования ЗОЖ.

Роль сестринского персонала в работе школ

Значительная часть работы в школах возложена на сестринский персонал.

Медицинские сестры обучают необходимым навыкам и умениям. В работе школ активно применяется метод наглядной пропаганды – это плакаты, рисунки, фотографии и видеофильмы. С пациентами в школах проводятся анкетирование, лекции, беседы, конкурсы, викторины.

По штатному расписанию, в отделении медицинской профилактики имеется семь ставок сестринского персонала, включая ставку старшей медицинской сестры и инструктора по гигиеническому воспитанию. Укомплектованность сестринским персоналом составляет 100%.

Деятельность медицинской сестры Школы заключается в следующем:

  • в пропаганде ЗОЖ среди населения;
  • оказании пациентам моральной поддержки в процессе обучения;
  • контроле посещаемости занятий и убеждении пациента в пользе этого;
  • подготовке наглядного материала в пределах своей компетенции;
  • анкетировании пациентов в начале обучения и по окончании цикла занятий.

Старшая медицинская сестра отделения медицинской профилактики в работе школ выполняет следующие функции:

  • контроль за выполнением графика работы школ;
  • руководство работой сестринского персонала и контроль ее качества;
  • контроль за состоянием и оснащением помещений, в которых работают медицинские сестры отделения, и соблюдением правил внутреннего распорядка отделения его сотрудниками и посетителями;
  • обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений отделения;
  • проведение активной и систематической санитарно-просветительной работы среди пациентов по вопросам ЗОЖ и предупреждению заболеваний;
  • систематическое повышение квалификации и уровня медицинских знаний сестринского персонала;
  • представление отчета о численности обучающихся в школах в отделение медицинской статистики;
  • соблюдение подчиненными принципов этики и деонтологии.

Квалификация среднего медицинского персонала отделения

Для эффективного участия в профилактическом консультировании населения среднему медицинскому персоналу необходимо иметь соответствующую квалификацию.

Все сотрудники отделения имеют сертификат специалиста по специальности «сестринское дело» (табл. 2).

Старшая медицинская сестра отделения имеет высшую квалификационную категорию по специальности «сестринское дело» и стаж работы в отрасли здравоохранения 35 лет. За заслуги в отрасли здравоохранения и многолетний добросовестный труд она награждена Почетной грамотой Минздравсоцразвития России.

Таблица 2

Квалификационный состав сестринского персонала отделения медицинской профилактики

Характеристика

Общее количество

абс.

%

Специалисты со средним медицинским образованием

7

100

В т. ч. специалисты с повышенным уровнем образования

2

28,6

Специалисты, имеющие сертификат

7

100,0

Сестринский персонал, прошедший обучение в 2012 г., в т. ч.:

– специализацию;

– усовершенствование

3

1

2

42,8

14,3

28,6

Специалисты, имеющие квалификационные категории:

– высшую;

– первую;

– вторую

5

3

2

71,4

42,8

28,6

Специалисты, имеющие государственные награды

2

28,6

Специалисты, имеющие ведомственные награды

1

14,3

Молодые специалисты

1

14,3

Из таблицы 2 видно, что 71,4% сестринского персонала отделения имеют квалификационные категории. Не имеют квалификационной категории два сотрудника, один из которых – молодой специалист с отсутствием необходимого медицинского стажа.

Два сотрудника отделения имеют звание «Заслуженный работник здравоохранения Чувашской Республики».

Преимущества работы школ

Обучение в группе усиливает действенность обучения: создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт. Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примерами из их жизни и др. Групповое обучение более эффективно, если подкрепляется индивидуальным консультированием. В ряде ситуаций желательно, чтобы обучение проводилось на уровне семьи, в частности когда консультирование затрагивает вопросы питания, физической активности, поведенческих привычек, которые, как известно, нередко носят семейный характер. Школы, как форма группового консультирования, позволяют в полной мере обеспечить эффективную реализацию основ углубленного профилактического консультирования: при групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого человека с учетом психологии изменения поведения и поведенческих привычек.

Принципы проведения школ

Прежде всего формируется «тематическая», целевая группа пациентов с относительно сходными характеристиками: например, больные с неосложненным течением артериальной гипертонии, ишемической болезнью сердца; пациенты с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний без клинических симптомов болезни и др. Такое формирование групп создает атмосферу социальной поддержки, что немаловажно для эффективного консультирования и получения долгосрочного устойчивого результата. Численность целевой группы пациентов составляет не более 10–12 чел.

Для сформированной целевой группы проводится цикл занятий по графику работы школ (приложение 2) и учебно-тематическому плану занятий школ (приложение 3).

Одно из основных требований к обучающимся – посещение всего цикла занятий. Медицинскими сестрами отделения медицинской профилактики осуществляется контроль за тем, чтобы пациенты посетили все (или большинство) из запланированных занятий.

Программа обучения строится как цикл структурированных занятий продолжительностью около 60 мин каждое. Всего в цикле 2–4 занятия, в зависимости от целевой группы.

Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Информационная часть занятий проводится в течение каждого занятия дробно, по блокам не более 10–15 мин, чтобы избежать лекционной формы работы с пациентами. Активная часть занятий содержит активную форму работы с пациентами, которая проводится в разных формах и простых действиях:

  • вопросы-ответы;
  • заполнение вопросников, имеющих отношение к теме занятия, и обсуждение их результатов (по ходу обсуждения даются целевые советы, что имеет более высокую эффективность и результативность, чем безадресные советы);
  • проведение расчетов и оценок, например расчет индекса массы тела, суточной калорийности и др.;
  • обучение практическим навыкам – измерению артериального давления, подсчету пульса и др.

Оценка качества профилактической помощи

Качество профилактической помощи – это выполнение профессиональных медицинских стандартов и соответствие оказанной профилактической помощи индикаторам оценки качества.

Индикаторы качества профилактической помощи – это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие целей обучения имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологий.

Основными индикаторами качества профилактической помощи в школах являются:

  • адекватность – соответствие программы обучения пациентов, форм и методов обучения достижению поставленных целей;
  • действенность – сила воздействия обучающих программ в школах и степень достижения поставленной цели обучения;
  • эффективность – величина, при которой программа обучения достигает цели улучшения состояния здоровья пациента;
  • результативность – достижение изменений в состоянии здоровья пациентов и их поведения в результате обучения;
  • оптимальность – соответствие программы обучения в школах современным основам профилактической медицины и стандартам;
  • преемственность и непрерывность – реализация программ обучения в школах и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного профиля;
  • удовлетворенность – соответствие программ обучения в школах, психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям (пациента и врача);
  • законность – соблюдение конституционных прав, законодательных основ Российской Федерации об охране здоровья, международных актов;
  • доступность – возможность получения пациентом обучения в школах в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и пр.).

Школа, как одна из медицинских профилактических услуг, может служить эталоном качества профилактической медицинской помощи и быть моделью развития нового направления – оценки качества медицинской профилактической помощи, основанной на принципах реформирования здравоохранения:

  • ориентация на первичную помощь (школы рекомендуются прежде всего в первичном звене здравоохранения);
  • ориентация на потребность населения и удовлетворение этой потребности (школы направлены на формирование через обучение, ориентированное на пациента, мотивации к сохранению здоровья, умений самопомощи и повышения числа больных, соблюдающих режим лечения);
  • партнерство между медицинскими работниками и пациентами (программа школ рассчитана на интерактивный процесс обучения, что способствует повышению медицинской активности пациентов, являющейся основой партнерских отношений медицинского работника и пациента).

Таким образом, школы представляют собой не просто информационные технологии, передающие определенные знания. Школы – это новые информационно-мотивационные технологии, и они должны способствовать повышению приверженности пациентов к лечению, формировать у них мотивацию к сохранению своего здоровья и повысить ответственность пациента за здоровье, как свою личную собственность. При достижении этих целей школы обеспечивают качество профилактической помощи населению, что содействует реализации профилактической направленности деятельности ГКБ № 1.

Приложение 1

Положение о Школах

I. Общие положения

1.1. Школы организуются на базе поликлиники № 1 ГКБ № 1.

1.2. Школы осуществляют свою деятельность на основании Устава учреждения и настоящего Положения.

1.3. Школы возглавляет врач, имеющий подготовку в области формирования ЗОЖ.

1.4. К работе в Школе привлекаются специалисты с высшим медицинским образованием по специальности «терапия», «пульмонология», «кардиология», «психотерапия», «эндокринология», «неврология», «диетология», «врач общей практики» и другие, имеющие подготовку по вопросам формирования ЗОЖ.

1.5. Школы в своей структуре включают:

1.5.1. Школу для пациентов с артериальной гипертонией;

1.5.2. Школу для пациентов с хронической сердечной недостаточностью;

1.5.3. Школу для пациентов с сахарным диабетом;

1.5.4. Школу преодоления табачной и алкогольной зависимости;

1.5.5. Школу для пациентов с бронхиальной астмой;

1.5.6. Школу ЗОЖ;

1.5.7. Школу активного долголетия;

1.5.8. Школу профилактики инсульта.

II. Основные цели и задачи

2.1. Цель деятельности Школ – проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду ЗОЖ; мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье; борьба с факторами риска развития заболеваний; просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем; предотвращение социально-значимых заболеваний; увеличение продолжительности активной жизни.

2.2. Задачи Школ:

  • проведения групповых методов первичной и вторичной профилактики для граждан с высоким риском развития заболеваний или осложнений имеющихся заболеваний;
  • информирование населения о факторах риска развития заболеваний, о последствиях недостаточной двигательной активности, неправильного питания, психоэмоционального стресса, нарушения режима труда и отдыха, вредных привычек и др.;
  • оказание помощи лицам, желающим отказаться от вредных привычек, включая преодоление никотиновой зависимости;
  • оказание помощи лицам, желающим нормализовать вес тела;
  • оказание помощи лицам, желающим начать вести ЗОЖ и др.

III. Функции Школ

3.1. Групповая и индивидуальная пропаганда ЗОЖ и формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью.

3.2. Мотивирование граждан к ведению ЗОЖ, в т. ч. отказу от потребления алкоголя и табака.

3.3. Обучение граждан эффективным методам профилактики потребления алкоголя и табака.

3.4. Консультирование по вопросам сохранения и укрепления здоровья, ознакомление с методами и технологиями отказа от курения, снижения веса тела и др.

IV. Принципы организации обучения

4.1. Занятия Школ проводятся в Ресурсном центре оздоровительных технологий ГКБ № 1.

4.2. Школы оснащены наглядными пособиями, методической литературой, демонстрационной техникой (ноутбук, проектор, экран и др.), раздаточным материалом.

4.3. Программа обучения состоит из 2–4 занятий, продолжительностью 60 мин. Учебно-тематический план занятий и их расписание утверждаются главным врачом.

4.4. Учет посетителей Школ ведется в «Журнале учета работы ЛПУ по медицинской профилактике» (ф. № 038/у-02).

V. Оценка эффективности

5.1. Критериями эффективности работы Школ являются: уменьшение числа лиц с высоким риском развития заболеваний или осложнений имеющихся заболеваний; повышение мотивации у граждан на выполнение профилактических рекомендаций; улучшение качества жизни людей из числа прошедших обучение; уменьшение доли пациентов с высоким уровнем риска развития заболеваний.

5.2. Эффективность работы Школ оценивается по разработанным критериям:

  • уменьшение числа лиц с высоким риском развития заболеваний или осложнений имеющихся заболеваний;
  • отказ от вредных привычек;
  • снижение массы тела;
  • уменьшение уровня холестерина крови;
  • уменьшение уровня сахара крови и др.

Приложение 2

График работы Школ

День недели

Время

Название Школы

Ответственный за организацию

Понедельник

11:00–12:00

Школа для пациентов с артериальной гипертонией

Зав. отделением общей врачебной практики № 1

12:00–13:00

Школа для пациентов с хронической сердечной недостаточностью

Вторник

11:00–12:00

Школа для пациентов с сахарным диабетом

Зав. поликлиникой № 3

13:30–14:30

Школа преодоления табачной и алкогольной зависимости

Психотерапевт

Среда

11:00–12:00

Школа для пациентов с бронхиальной астмой

Зав. отделением общей врачебной практики № 3

12:00–13:00

Школа ЗОЖ

Четверг

11:00–12:00

Школа активного долголетия

Зав. участково-терапевтическим отделением

Пятница

11:00–12:00

Школа профилактики инсульта

Врач-невролог первичного сосудистого отделения

Приложение 3

Учебно-тематический план занятий Школ

Тема занятия

Содержание занятия

Ответственный

за организацию

Школа для пациентов с артериальной гипертонией

Что такое артериальная гипертония?

1. Распространенность артериальной гипертонии.

2. Факторы риска развития гипертонической болезни.

3. Методика измерения артериального давления.

Зав. отделением общей врачебной практики № 1

Медикаментозное лечение гипертонической болезни

1. Принципы подбора лекарственных препаратов.

2. Комбинированная медикаментозная терапия.

3. Необходимость постоянного приема поддерживающей терапии при гипертонической болезни – залог успеха

Немедикаментозное лечение гипертонической болезни

1. Рациональное питание.

2. Нормализация веса тела.

3. Борьба с вредными привычками.

4. Физическая активность.

5. Режим труда и отдыха.

6. Эмоциональная защита

Осложнения гипертонической болезни и их профилактика

1. Ишемическая болезнь сердца и ее проявления.

2. Инсульт мозга.

3. Нарушения в сосудах глазного дна и почек

Школа для пациентов с хронической сердечной недостаточностью

Что такое хроническая сердечная недостаточность?

1. Строение и функция сердца.

2. Причины развития сердечной недостаточности.

3. Проявления хронической сердечной недостаточности.

4. Причины декомпенсации сердечной недостаточности

Зав. отделением общей врачебной практики № 1

Самоконтроль при хронической сердечной недостаточности

1. Правила образа жизни больного хронической сердечной недостаточностью, профилактика ее прогрессирования.

2. Ограничение потребления поваренной соли, наиболее распространенные пищевые продукты с высоким содержанием натрия хлорида.

3. Ограничение потребления жидкости.

4. Необходимость постоянного приема лекарственных препаратов.

5. Необходимость регулярных дозированных физических нагрузок

Школа для пациентов с сахарным диабетом

Что такое сахарный диабет? Самоконтроль

1. Нормальные показатели содержания сахара в крови.

2. Критерии компенсации сахарного диабета на фоне терапии Лантусом.

3. Гликированный гемоглобин.

4. Дневник диабета.

5. Роль физических нагрузок

Зав. поликлиникой № 3

Здоровое питание. Инсулинотерапия

1. Особенности питания пациентов с сахарным диабетом 2-го типа, имеющих избыточный вес и получающих терапию Лантусом.

2. Особенности питания людей с сахарным диабетом 2-го типа, имеющих нормальный вес и получающих терапию Лантусом.

3. Препараты инсулина средней продолжительности действия.

4. Что такое Лантус? Преимущества терапии Лантусом.

5. Техника инъекций инсулина.

6. Схемы инсулинотерапии.

7. Сахароснижающие травы

Осложнения сахарного диабета

1. Диабетическая ретинопатия, нейропатия, диабетическая нефропатия, макрососудистые осложнения.

2. Профилактика осложнений сахарного диабета

Школа преодоления табачной и алкогольной зависимости

Курение как фактор риска

1. Введение в курс анатомии, физиологии органов-мишеней.

2. Повреждающие факторы табачных изделий и их воздействие на здоровье.

3. Механизм формирования табачной зависимости.

4. Последствия табакокурения для здоровья человека и будущего поколения

Психотерапевт

Ознакомление с методами лечения табачной зависимости

1. Психотерапия.

2. Заместительная методика.

3. Аверсионная методика.

4. Вспомогательная методика

Консультирование, поддержка групп некурящих

1. Этапы реализации плана стратегии поведения для желающих бросить курить.

2. Работа над ошибками.

3. Коррекция плана стратегии поведения

Алкоголь как фактор риска

1. Введение в курс анатомии, физиологии органов-мишеней.

2. Воздействие алкоголя на здоровье.

3. Механизм формирования алкогольной зависимости.

4. Последствия употребления алкоголя для здоровья человека и будущего поколения.

5. Пивной алкоголизм – беда молодых

Школа для пациентов с бронхиальной астмой

Что такое бронхиальная астма?

1. Что такое Школа здоровья для больных бронхиальной астмой?

2. Определение бронхиальной астмы.

3. Бронхиальная астма – хроническое воспаление.

4. Строение дыхательных путей.

5. Что происходит при приступе бронхиальной астмы?

6. Аллергические и неаллергические причины бронхиальной астмы

Зав. отделением общей врачебной  практики № 3

Лечение и профилактика вирусной и бактериальной инфекции

1. Что такое вирусная инфекция? Виды вирусных инфекций.

2. Лечение вирусных инфекций.

3. Антибиотики в лечении бронхиальной астмы.

4. Принципы профилактики вирусных инфекций.

5. Причины обострений бронхиальной астмы.

6. Симптомы обострения бронхиальной астмы.

7. Принципы лечения и критерии обращения к врачу

Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные зоны контроля

1. Что такое пикфлоуметр? Цели и задачи пикфлоуметрии.

2. Методика использования пикфлоуметра.

3. Методика самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра.

4. Правила использования дозированного ингалятора.

5. Правила использования спейсера.

6. Правила проведения бронхолитического теста

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы

1. Основные группы препаратов, использующиеся в ингаляторах.

2. Симптоматическая бронхолитическая терапия.

3. Принципы подбора ингалятора.

4. Применяемые дозы и симптомы передозировки

Школа ЗОЖ

Стресс – фактор риска развития заболеваний

1. Что такое стресс?

2. Как переносится стресс и чем он опасен?

3. Как уберечься от стресса?

4. Ознакомление с навыками преодоления стресса

Зав. отделением общей врачебной практики № 3

Законы здорового питания

1. Понятие и принципы здорового питания.

2. Питание взрослого человека.

3. Последствия нарушения законов здорового питания

Физическая активность

1. Влияние физической активности на здоровье.

2. Выбор типа физических нагрузок для конкретного человека

Вредные привычки

1. Никотиновая зависимость.

2. Влияние алкоголя на здоровье человека.

3. Ознакомление с методиками преодоления никотиновой и алкогольной зависимости

Школа активного долголетия

Здоровое питание

1. Законы здорового питания.

2. Особенности питания в пожилом возрасте.

3. Значение природных антиоксидантов в сохранении молодости

Зав. участково-терапевтическим отделением

Физическая активность

1. Понятие о двигательной активности.

2. Оздоровительная физическая культура.

3. Ознакомление с основами лечебной физической культуры

Школа профилактики инсульта

Инсульт – что это такое?

1. Психологические аспекты инсульта.

2. Что необходимо знать об инсульте?

3. Принципы ухода за пациентами с инсультом, подходы к реабилитации.

4. Средства ухода за больными, средства реабилитации.

5. Постинсультное состояние

Врач-невролог первичного сосудистого отделения

Профилактика инсульта

1. Как предотвратить инсульт?

2. Как избежать повторного инсульта?

3. Как лечиться после инсульта?

4. Как восстановить движения, речь, память?

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Подарочные доступы к журналу «Главная медицинская сестра» скоро закончатся!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.