text
Портал для медицинских работников

Адаптация работниц, вернувшихся из отпуска по уходу за ребенком

  • 15 октября 2013
  • 31

В первые дни, недели, а может, и месяцы работы после выхода из отпуска по уходу за ребенком женщина испытывает эмоциональный стресс, ей свойственны быстрая утомляемость и отсутствие достаточного внимания. И это естественно, ведь даже после обычного отпуска работник нуждается в адаптации, а уж после столь длительного и насыщенного важными событиями – особенно.

Многие женщины успешно и быстро приспосабливаются к своим прежним и новым обязанностям, однако, к сожалению, не все. Зачастую две важнейших составляющих жизни женщины – работа и ребенок – вступают в конфликт, и руководитель должен быть к этому готов.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

О том, как помочь женщине вернуться к работе после отпуска по уходу за ребенком, о способах и методах, облегчающих такое «возвращение», пойдет речь далее.

В первые дни после выхода на работу молодая мама еще погружена в домашнюю жизнь, много рассказывает о развитии ребенка, «детских» проблемах. Другие сотрудники оживляются, слушают с интересом, вспоминают «свое», советуют, задают вопросы. В коллективе царит атмосфера оживленная и дружелюбная, но, увы, потери рабочего времени в этот период неизбежны. Все попытки запретить «разговоры на рабочем месте» приведут только к тому, что они растянутся во времени.

На данном этапе задача руководителя – профилактика затягивания процесса «задушевных бесед».

Проводим адаптационные мероприятия

Все адаптационные мероприятия можно разделить на несколько групп: производственные и социальные, общие (одинаковые для всех) и индивидуальные (зависящие от конкретных особенностей каждой сотрудницы).

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АДАПТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Время, специфика производственной адаптации зависят от характера работы сотрудницы и времени ее нахождения в отпуске, в т. ч. от объема нововведений за период отсутствия работницы и ее индивидуальных особенностей.

Как правило, за 2–3 года отсутствия на ее участке работы наверняка введены новые технологии, изменились требования, а в коллективе появились новые люди. Даже если этого не произошло, необходимость производственной адаптации остается – рабочие навыки частично утрачены, их следует восстановить в кратчайшие сроки.

Руководитель может сделать следующее:

  • решить, что именно предстоит освоить и «подтянуть» (например, составить список срочных дел);
  • определить, кто будет для работницы наставником на период адаптации;
  • вместе с наставником и непосредственным руководителем (а часто именно непосредственный руководитель и выполняет наставническую функцию) определить формы и способы подготовки сотрудницы к работе (самостоятельная подготовка, специальные курсы, стажировки и т. п.);
  • составить план и определить сроки переподготовки, обсудить и скорректировать их вместе с работницей;
  • определить форму контроля и разработать критерии оценки готовности сотрудницы полноценно трудиться после долгого перерыва.

Далее остается только методично реализовать этот план.

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Данные мероприятия направлены на ускорение вхождения в коллектив, формирование (или восстановление) в нем определенного статуса и отношений. Остановимся на отдельных вопросах, имеющих непосредственное отношение к новому статусу работницы – «мама».

Важный вопрос, который следует решить сразу после выхода работницы-мамы из отпуска, – послабление режима. Неизбежно возникновение ситуаций, когда ей потребуется «отпроситься». Это может быть потребность иногда прийти позже или уйти раньше с работы. Но если такая ситуация будет повторяться очень часто, это вызовет неудовольствие других работников, особенно если при этом на них ложится часть производственной нагрузки. Не исключены и злоупотребления: зачем «напрягать» близких, если всегда реально «отпроситься» с работы? Если такая работница отпрашивается часто, у других работников возникают вопросы: «У меня тоже есть очень серьезные проблемы – почему я должен решать их в свой отпуск или брать отпуск без сохранения зарплаты?», «Почему я и мои проблемы руководство волнуют меньше?». И по-своему они будут правы. Помните, что такого рода лояльное отношение никак не «прописано» в законе (мы сейчас говорим не об обязательных гарантиях и компенсациях женщинам, имеющим детей). Такое отношение остается на усмотрение работодателя, который несет ответственность за возможные негативные последствия).

5 мер производственной адаптации работницы

  • Определить изменения в работе
  • Назначить наставника
  • Определить формы и способы подготовки
  • Составить план переподготовки и ее сроки
  • Определить форму контроля и критерии оценки

МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАБОТНИЦ

По индивидуальным особенностям всех работниц, вышедших из отпуска по уходу за ребенком, можно условно разделить на четыре типа. Принадлежность к определенному типу видна практически сразу после выхода сотрудницы из отпуска, а иногда ее можно успешно предсказать и до него. Задача руководителя – помочь в адаптации представительницам всех четырех типов, каждой по-своему.

Тип 1. «Профессионал». Характеристика типа:

  • энергичная, активная, инициативная;
  • ориентация на профессиональное и карьерное продвижение была заметна еще до ухода в отпуск;
  • работа для нее не менее важна, чем семья: после выхода из отпуска, несмотря на хлопоты и заботы о ребенке и семье, планирует не только восстановить, но и развить профессиональные навыки;
  • старается выйти из отпуска раньше, чем позволяет законодательство, даже при достаточной материальной обеспеченности.

Производственная адаптация данного типа, как и социальная, проходит очень быстро – «как будто и не уходила».

Реже других «отпрашивается», не требует «особого» отношения – в этом ей помогает стремление к развитию и организованность. В индивидуальных адаптационных мероприятиях не нуждается, но ее производственные успехи можно простимулировать определением планов профессионального и карьерного развития.

Тип 2. «Семейная». Характеристика типа:

  • хваткая, деловая, ответственная («все горит в руках»);
  • хороший профессионал, ей нравится работать, но «лишнего» на себя не возьмет, не ставит перед собой высоких профессиональных и карьерных целей;
  • ориентирована на семью: работа для нее – способ обеспечить семью материально, выработать стаж для будущей пенсии, а также место встречи с коллегами, к которым обычно дружески привязана.

Адаптация к производственному процессу обычно протекает быстро.

Она легко «возвращается» в коллектив, не злоупотребляет привилегиями и послаблениями, потому что легко справляется с семейными и «детскими» проблемами. Задача руководителя проста: реализовать план производственной адаптации.

А вот «мам» из двух других групп можно условно назвать «невозвращенцами» – физически они присутствуют на работе, но мыслями постоянно дома.

Тип 3. «Не рвущаяся к работе». Характеристика типа:

  • вполне благополучна психологически, оптимистична, энергична, любит посплетничать, причем не всегда доброжелательно;
  • работа – не главное в ее жизни: обладает хорошими деловыми качествами, неплохой профессионал, но никогда не «горела» на работе;
  • после отпуска вся погружена в дела ребенка: на работе ведет бесконечные разговоры о своем чаде – работает практически «между разговорами»;
  • по окончании отпуска по уходу за ребенком природная общительность обычно не позволяет ей остаться дома, даже если есть финансовая возможность.

Производственная адаптация, как правило, затягивается – ей все дается легко, но она не спешит восстанавливать навыки, осваивать новое. Использует все причитающиеся ей привилегии и послабления, тщательно следит, чтобы «не упустить» того, что ей «положено». Задача руководителя так «отрегулировать» и контролировать ее функциональные обязанности по объемам и срокам, чтобы она не могла много времени посвящать разговорам и отвлекать от работы коллег.

Тип 4. «Тревожно-мнительная». Характеристика типа:

  • по характеру всегда была тревожной, озабоченной, сосредоточенной на грядущих неприятностях;
  • в работе исполнительная, методичная, очень ответственная, но склонна «погрязать» в деталях; всегда просит подробно проинструктировать, объяснить, задать критерии, дать больше времени для выполнения поставленной задачи: «я понимаю, что время истекло, но мне надо проверить»;
  • живет только ребенком, иногда даже забывает о своих семейных обязанностях, не говоря уже о производственных;
  • почти всегда озабочена, расстроена малейшими признаками отклонений от «нормального», по ее представлениям, физического и психологического состояния своего чада, во всем видит угрозу его здоровью, – фактически не может думать и говорить ни о чем другом.

Адаптационный период затягивается. Несмотря на неплохие интеллектуальные способности, к прежним навыкам возвращается с трудом, новые осваивает медленно. Подсознательно она стремится все время быть с ребенком, поэтому ей всегда не хватает положенных ей привилегий и послаблений. Нередко руководитель из сочувствия старается не загружать ее работой, а правильнее было бы делать наоборот: сосредоточенность на работе не позволит разгуляться ее болезненной фантазии в отношении ребенка, профессиональные успехи придадут уверенности и в других делах. Подумайте, подходит ли ей работа, которой она занимается? Возможно, она требует от работницы качеств, которыми та не обладает, а ее лучшие способности не задействованы? Побеседуйте с ней (или с человеком, с которым она дружна) – вероятно, ей нужен мудрый наставник не только в производственной адаптации: не исключено, что ей недостает уверенности в себе, практических знаний и навыков обращения с ребенком. Найдите такого наставника и увидите, как изменится тревожная «мама».

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.