text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

О возможности использования портфолио в системе управления сестринским персоналом

  • 15 ноября 2013
  • 86

Одной из актуальных задач управления человеческими ресурсами в здравоохранении является эффективное использование имеющегося потенциала сотрудников, их способностей и возможностей для достижения целей медицинской организации. Решение этой задачи предусматривает использование целого комплекса взаимосвязанных видов управленческой деятельности, включая разработку систем мотивации эффективной деятельности, контроль деятельности сотрудников, управление качеством медицнской помощи, профилактику и управление конфликтами, оценку профессиональных компетенций сотрудников и т. д. Для эффективного управления руководитель должен обладать полной и максимально достоверной информацией о сотруднике, его достижениях, возможных недостатках и упущениях. Имеющиеся сведения часто не систематизированы, разрозненны и документально не подтверждены, что создает определенные трудности в оценке деятельности конкретного работника, планировании его профессионального роста и деловой карьеры.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Проблемы оценки деятельности медицинских сестер

Сказанное в полной мере относится и к сестринскому персоналу. Существующие и предлагаемые системы оценок деятельности медицинского персонала в первую очередь ориентированы на врачебную деятельность, но также имеется необходимость оценки деятельности медицинских сестер, акушерок и фельдшеров.

В настоящее время многие медицинские организации разрабатывают и внедряют различные варианты методик оценки деятельности сестринского персонала, однако вырабатываемые критерии оценки нередко дублируют функциональные обязанности и не учитывают многообразия видов деятельности, осуществляемых акушерками, фельдшерами, медицинскими сестрами. Кроме того, необходимо учитывать, что современный специалист со средним профессиональным медицинским образованием – это прежде всего творчески думающий специалист, обладающий современными методами и технологиями оказания сестринской помощи пациенту, действующий в составе мультидисциплинарных команд и поэтому испытывающий потребность в совершенствовании своих навыков, использовании последних достижений медицинской науки, взаимодействии с другими специалистами. Для современного специалиста характерным должно стать стремление к самосовершенствованию, освоению новых компетенций, повышению эффективности своей деятельности. Это возможно при глубоком анализе собственных достижений, умении видеть недостатки, пробелы в профессиональной деятельности и поиске потенциальных путей решения выявленных проблем.

Понятие портфолио

Провести такой анализ помогает «досье успехов», где отражается все интересное и достойное, что происходит в профессиональной деятельности специалиста. Одно из главных назначений такого досье – демонстрация наиболее значимых результатов практической деятельности для оценки своих профессиональных компетенций: участие в лечебной, профилактической работе, научно-практических конференциях, семинарах и конкурсах, в проводимых научных исследованиях. Таким «досье успехов» может стать портфолио специалиста.

Портфолио (от итал. portfolio – портфель, англ. – папка для документов, франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – собрание образцов работ, фотографий, других материалов, дающих представление о предлагаемых услугах организации или конкретного специалиста. Портфолио представляет собой досье папку или портфель достижений.

Портфолио применительно к специалисту – это список его работ, представляющих знания, умения, навыки, профессиональные достижения с лучших сторон. Данный термин активно применяется в различных областях, прежде всего связанных с творческой деятельностью: архитектуре, живописи, фотографии, литературе и др. Активно используется портфолио в образовании для оценки достижений преподавателя.

Вполне правомерным и актуальным является использование этой методики оценки деятельности специалиста и в здравоохранении, в частности при оценке и самооценке деятельности медицинских сестер, акушерок, фельдшеров.

Таким образом, под портфолио медицинского работника следует понимать способ фиксирования, накопления и оценки профессиональных творческих достижений специалиста; это комплект документов, регламентирующих и описывющих его деятельность, формирующий рефлексию (самооценку) собственной деятельности.

Возможности, которые дает портфолио

Портфолио может оказаться полезным в анализе, систематизации и обобщении результатов работы специалиста, в объективной оценке его возможностей, при планировании действий по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Метод портфолио является одним из наиболее современных методов оценки профессионального развития. Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом в течение определенного времени, и сделать более объективной оценку его профессионального уровня.

Портфолио – это не просто набор материалов о специалисте и его достижениях. Он демонстрирует умение работника решать задачи, возникающие перед ним в его профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения (освоение новых и/или совершенствование имеющихся компетенций, выбор способов повышения профессиональной компетентности).

Портфолио – форма, которая ориентирует специалиста на процесс самооценивания. В процессе профессиональной деятельности, а также при подготовке к аттестации медицинскому работнику необходимо осуществлять оценку собственной деятельности, необходимо провести самоанализ за определенный период. В то же время портфолио позволяет достаточно объективно оценить личные достижения конкретного специалиста в той или иной области профессиональной деятельности и стороннему наблюдателю – руководителю, эксперту.

Портфолио может оказаться полезным в решении вопроса о трудоустройстве. Соискателю важно продемонстрировать свои личностные и профессиональные качества с наилучшей стороны. Портфолио позволяет:

  • наиболее эффективно провести самопрезентацию на собеседовании, сделав акцент на своих достижениях;
  • увереннее чувствовать себя во время собеседования;
  • показать себя аккуратным и ответственным человеком.

Руководитель, принимающий решение о приеме на работу специалиста, с помощью представленного портфолио может составить более конкретное впечатление о соискателе, оценив имеющиеся материалы.

Портфолио может быть использован и при оценке процесса адаптации сотрудника на новом рабочем месте. Материалы портфолио позволят руководителю сестринской службы или наставнику глубже понять возможные проблемы, которые могут возникнуть у нового сотрудника, наметить пути их преодоления, скорректировать план адаптации. 

Цели создания портфолио

Прежде чем начинать формировать портфолио, нужно четко определить цели его создания, т. е. ответить на следующие вопросы:

  • Для чего создается портфолио?
  • Что включать в портфолио?
  • Как будет организован портфолио?

Основными целями создания портфолио специалистов со средним профессиональным медицинским образованием могут быть следующие:

  • демонстрация наиболее значимых результатов практической деятельности для оценки своей профессиональной компетентности;
  • анализ, обобщение и систематизация результатов работы;
  • объективная оценка возможностей специалиста;
  • планирование действий по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Следовательно, основной смысл портфолио – демонстрация уровня профессиональных компетенций специалиста со средним профессиональным образованием.

Функции и задачи портфолио

Портфолио как собрание достижений специалиста выполняет определенные функции, к основным из которых относятся:

  • Диагностическая. Портфолио фиксирует изменения за определенный период времени.
  • Содержательная. Портфолио раскрывает спектр выполняемых работ.
  • Развивающая. Портфолио обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования.
  • Мотивационная. Портфолио поощряет результаты деятельности, служит основанием для распределения стимулирующей части оплаты труда.
  • Рейтинговая. Портфолио позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.

Наличие портфолио позволит специалисту решать следующие задачи:

  • стремиться к высокому уровню знаний в сфере профессиональной деятельности;
  • поддерживать высокую мотивацию к работе;
  • стремиться к самообразованию, самореализации;
  • повышать способность к креативному мышлению;
  • стремиться к общей и профессиональной культуре;
  • стремиться к профессиональному росту;
  • планировать и выстраивать свою карьеру.

Представляемые в портфолио материалы могут оцениваться как свидетельство профессионализма специалиста со средним профессиональным медицинским образованием. Таким образом, можно выделить несколько аспектов практической значимости портфолио. Это:

  • оценка профессиональных компетенций;
  • демонстрация потенциала специалиста;
  • аттестация в будущем;
  • ресурс при трудоустройстве;
  • фактор, стимулирующий профессиональное развитие.

Виды (типы) портфолио

В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, принято выделять следующие их виды:

1.Портфолио документов, как витрина достижений, «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости специалиста и отражающая его успехи: грамоты, лицензии, сертификаты, свидетельства и т. д.

2.Портфолио отзывов, включающий рецензии, характеристики, отзывы, благодарности, рекомендательные письма и т. д.

3.Рефлексивный портфолио, раскрывающий динамику личностного развития специалиста, помогающий отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане: статьи, анализ деятельности, методические рекомендации, видеокассеты – все, что сделал специалист в течение определенного срока (года, нескольких лет).

4.Проблемно-исследовательский портфолио, связанный с подготовкой к выступлению на научно-практической конференции.

5.Портфолио профессиональной деятельности, описывающий основные достижения в профессии.

6.Комплексный, или комбинированный, портфолио, который состоит из нескольких разделов.

Кроме приведенных видов портфолио, мы предлагаем выделить и компетентностный портфолио, организованный в соответствии с должностными обязанностями и компетенциями.

На основании предложенных видов портфолио специалист может конструировать и апробировать либо «комплексный» портфолио (включающий в себя три или два из описанных видов портфолио), либо «простой» (реализующий один из названных типов).

Портфолио специалиста может быть представлено в двух версиях: в текстовом – папке-накопителе с файлами (скоросшивателе) и/или в электронном виде.

Каждая из этих версий имеет как свои достоинства, так и определенные недостатки.

К достоинствам бумажного портфолио можно отнести:

  • относительную простоту оформления – достаточно просто собрать желаемые документы и расположить их в определенном порядке;
  • нестандартность, неформализованность документа, позволяющая проявить высокую степень индивидуальности;
  • наглядность, т. е. представляемые документы могут быть непосредственно восприняты самим специалистом, экспертом или руководителем с помощью органов чувств;
  • материальность, т. е. возможность подержать в руках документы.

В то же время бумажный портфолио не лишен серьезных недостатков, среди которых можно отметить:

  • невозможность представить ни одного вида мультимедийной информации (видео-, аудиозаписи и др.);
  • как правило, существование портфолио в единственном экземпляре, что затрудняет одновременное знакомство с ним большого количества заинтересованных лиц;
  • вероятность утери;
  • большой объем представляемой информации, что может создать трудности при ознакомлении с большим количеством портфолио одновременно;
  • возможные сложности при подготовке к собеседованию с экспертом, наставником или руководителем. 

Оформление портфолио в электронном виде имеет следующие преимущества:

  • возможность быстро вносить необходимые изменения;
  • возможность использования гиперссылок для быстрого перехода к различным частям и элементам портфолио;
  • открытость и прозрачность представляемой специалистом информации;
  • компактность;
  • возможность ознакомить с содержанием документов большое количество заинтересованных лиц;
  • ярко выраженная индивидуальность;
  • уменьшение количества бумаги и др.

Однако нельзя не отметить и имеющиеся недостатки электронного портфолио, связанные как с субъективными (возможность доступа к компьютеру, степень владения компьютерными технологиями), так и объективными факторами (зависимость от работы техники, ограничения доступа к компьютеру на рабочем месте, степень развития информационной инфраструктуры). Кроме того, может возникнуть необходимость распечатки документов портфолио в случае, если заинтересованные лица предпочитают распечатанный текст и им неудобно читать с экрана монитора или возникает необходимость сделать заметки непосредственно в тексте.

Правила оформления портфолио

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Количество разделов, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае. Для отбора материала в портфолио могут быть использованы самые разные рекомендации и критерии. Структура портфолио зависит от конкретных целей, которые ставит специалист при формировании портфолио, но важной составляющей процесса его создания является следующее: к документам, представленным в нем, необходимо приложить пояснительную записку с характеристикой документа, указанием цели включения этого документа в портфолио.

Кроме того, при оформлении портфолио в него необходимо включать три обязательных элемента:

  • сопроводительное письмо автора портфолио с описанием цели, предназначения и краткого содержания;
  • содержание или оглавление портфолио с перечислением его основных элементов;
  • самоанализ работы и взгляд в будущее.

Как уже было отмечено, портфолио может быть представлен как в бумажном варианте, так и в электронном виде, что является предпочтительным. Однако независимо от вида представления портфолио (бумажный или электронный) при его оформлении необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • следует оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов;
  • каждый документ должен иметь пояснительную записку с указанием цели документа и его значимости;
  • каждую работу, документ, подборку материалов следует помещать в отдельный файл;
  • каждый элемент портфолио нужно датировать, чтобы проследить динамику профессионального роста и развития;
  • каждый документ следует заверить у руководителя медицинской организации;
  • в печатном варианте обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения;
  • в электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней.

Таким образом, при составлении портфолио специалиста со средним профессиональным образованием можно и нужно придерживаться определенных правил. Так, при формировании портфолио следует:

1.Как можно более четко сформулировать цель, определить назначение и варианты использования портфолио.

2.Определить вид и структуру портфолио.

3.Собрать имеющиеся документы, материалы и расположить их в определенном порядке, составить перечень.

4.Соблюдать принцип достоверности представленных сведений.

5.Обеспечить наглядность представленной информации (таблицы, диаграммы, копии приказов, протоколы и т. д.).

6.Периодически пополнять портфолио, отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями.

7.Обеспечить целостность и завершенность представленных материалов.

8.Указывать источники используемой для работы информации и описывать средства и методы работы

9.Обеспечить аккуратность и эстетичность оформления.

10.Регулярно оценивать результаты работы в письменном виде.

При формировании портфолио важно избегать следующих ошибок:

  • неверным является стремление к некоему единообразию в оформлении и содержании портфолио, поскольку его составляет сам специалист;
  • неверным является односторонний подход при формировании комплексного портфолио, при сборе документов и материалов портфолио следует осветить самые разные аспекты своей работы.

Возможные варианты оформления разных видов портфолио

ВАРИАНТ 1. КОМПЛЕКСНОЕ ПОРТФОЛИО

Примерная структура комплексного портфолио может быть следующей:

1.Титульный лист.

  1. Оглавление – перечень материалов, включенных в соответствующие разделы портфолио с указанием страниц.
  2. Общие сведения об авторе (Ф. И. О., занимаемая должность, образование, трудовая деятельность (на каких должностях работал), общий стаж, стаж по аттестуемой специальности, квалификационная категория (когда, где, на какую категорию аттестован), повышение квалификации (свидетельства и удостоверения (копии) о повышении квалификации за последние 5 лет).
  3. Цели, задачи индивидуальной профессиональной деятельности.
  4. Материалы портфолио документов – портфель документированных индивидуальных образовательных и профессиональных достижений специалиста. В портфолио помещаются копии документов (копии свидетельств об участии в научно-практических конференциях, семинарах, съездах и др.).

6.Материалы портфолио профессиональной деятельности представляет собой собрание результатов работы конкретного специалиста (оценка знаний, умений и навыков, копии опубликованных статей, копии актов о внедрении методических разработок, памяток и др.). «Портфолио профессиональной деятельности» – дополнительная форма выражения успешности специалиста в его профессиональном росте.

  1. Материалы портфолио отзывов включают в себя характеристики отношения специалиста к различным профессиональным компетенциям, представленные коллегами, руководителями, пациентами, а также письменный анализ самого специалиста своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, характеристик, резюме и прочего.

Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки специалиста, что повышает степень осознанности процессов, связанных с самообразованием или обучением.

Примерный перечень документов «Портфолио отзывов»:

  • заключение о качестве выполненной работы (в рамках отделений медицинской организации);
  • отзывы пациентов на памятки и т. п.;
  • резюме, подготовленное специалистом, об уровне профессиональных компетенций, с оценкой собственных достижений.
  1. Предстоящие задачи, которые ставит перед собой специалист на следующие пять лет своей работы.

ВАРИАНТ 2. ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Примерная структура портфолио профессиональной деятельности может быть такой:

1. Титульный лист.

2. Общие сведения о специалисте: Ф. И. О.; дата рождения; образование; специальность, звание; стаж работы; награды.

3. Оглавление.

4. Документы, регламентирующие работу специалиста.

5. Профессиональное резюме.

5.1. Совершенствование профессионального мастерства (повышения квалификации, участие в научно-практических конференциях, семинарах).

5.2. Медико-просветительская деятельность (темы, программы, методические материалы к занятиям, памятки).

5.3. Публикации, доклады, выступления на научно-практических конференциях.

6. Диагностика успешности специалиста (копии сертификатов, освоение профессиональной компетенции).

6.1. Особенности профессионального общения, соблюдение норм этики и деонтологии.

6.2. Качество профессиональной деятельности (анализ работы за определенный период – отсутствие профессиональных ошибок, осложнений и т. п.).

7. Отзывы.

7.1. Отзывы коллег, руководителей, пациентов и их родственников.

7.2. Заключение о качестве выполненной работы (деятельность в отделении медицинского учреждения).

  1. Наставничество.

9. Итог (оценивание портфолио независимыми экспертами или самим специалистом).

9.1. Перспективы и направления дальнейшей деятельности.

9.2. Оценка портфолио.

9.3. Главный вывод по всему портфолио.

ВАРИАНТ 3. ЭЛЕКТРОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО

Пример возможной структуры электронного оформления портфолио:

1.Общее меню:

– функции новых записей;

– их редактирование;

– работа со всеми записями, фильтрация.

2. Личная страничка или автопортрет специалиста:

– краткая автобиография;

– возможность создания и размещения на странице отзывов о работе специалиста как в режиме текстового редактирования, так и вставки видеороликов.

3. История трудовой деятельности:

  • сведения об образовании специалиста, специальность;
  • должность;
  • профессиональный стаж;
  • повышения квалификации;
  • наличие сертификатов специалиста (аккредитация специалиста);
  • квалификационная категория.

4. Профессиональная деятельность:

– сведения о целях и задачах портфолио;

– план их реализации;

– самообразование в рамках реализации целей и задач;

– деятельность специалиста в инновационной работе;

– архив специалиста (методические разработки, разработанные памятки для сотрудников и/или пациентов, конспекты, материалы семинаров и т. д.).

5. Мониторинг профессиональной деятельности:

– освоение специалистом новых сестринских технологий, профессиональных компетенций;

– участие специалиста в профессиональных конкурсах.

6. Архив:

– учет наград, почетных грамот, видеоархивы, семинаров и т. д.

7. Отчеты или рефлексивные записки:

– размышления автора портфолио, анализ собственных достижений.

8. Помощь:

– раздел является справкой, инструкцией по использованию, программой.

Безусловно, для правильного формирования электронного портфолио и его эффективного использования автор должен обладать определенными навыками работы на компьютере, т. е. знать программные средства, позволяющие создать презентацию (например, PowerPoint), текстовый документ (например, Word), рассчитать показатели (например, программа Excel), уметь создавать и редактировать тексты, создавать рисунки, таблицы и диаграммы и вставлять их в текстовый документ, делать гиперссылки, использовать возможности Internet, лаконично выражать свои мысли.

Способы построения портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей специалиста. Важно, чтобы медицинский работник смог проанализировать свою работу, собственные успехи, объективно оценить свои возможности, систематизировать профессиональные достижения, и тем самым достичь более высоких результатов.

Анализ портфолио специалиста может оказаться полезным и руководителю сестринских служб для оценки деятельности конкретных работников, наилучшего использования их в соответствующей профессиональной сфере и планирования их профессиональной карьеры.

Таким образом, портфолио специалиста может быть использован и самим специалистом в целях анализа собственных достижений, выявления проблем в профессиональной деятельности, и наставником молодого специалиста в целях его лучшей адаптации на новом месте работы, и руководителем сестринских служб для оценки профессиональной подготовки специалиста, его возможностей, достижений, что может быть применено в целях рациональной расстановки кадров, стимулирования к высококачественному труду. 

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.