text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Роль инновационных методов обучения в практической деятельности медицинских сестер педиатрии

  • 15 ноября 2013
  • 112

Международное сотрудничество Ассоциации медицинских работников Архангельской области (АМРАО) стало неотъемлемой частью ее инновационной деятельности, которая уверенно развивается с 1995 г., стимулируя новые интересы и планы медицинских сестер. Активное участие в международных проектах АМРАО на протяжении многих лет принимают и специалисты ГБУЗ Архангельской области «Архангельская детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова» (далее – АДКБ).

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

О проекте

В 2008 г. по инициативе АМРАО началась подготовка образовательного российско-норвежского проекта «Лидерство и менеджмент в условиях изменения системы здравоохранения на Северо-Западе России. Сертификационная образовательная программа для старших и главных медсестер», целью которого стало внедрение принципов непрерывного профессионального образования, стимулирование мотивации медицинских работников к внедрению инноваций и раскрытию потенциала каждой личности в достижении задач, стоящих перед учреждением. Отличительными чертами нового курса обучения стали модульность и интерактивные методы. Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении обучающимися модулей – законченных блоков информации.

В течение года проходило четыре семинара, каждый из которых длился неделю. Во время семинаров рассматривались вопросы истории развития научных сестринских исследований, организации сестринского дела, теории лидерства, а также стили управления, основы и концепция коучинга и т. д.

На семинарах участники активно дискутировали, создавали модели сестринской помощи, определяли стили руководства в своих организациях, обсуждали новые законодательные акты, используя нетрадиционные и интерактивные педагогические методики. Кроме того, студенты отрабатывали навыки делового общения, делегирования полномочий, принятия управленческих решений с позиций взаимного уважения, лояльности и учета другого мнения. Используя креативное и критическое мышление, участники проекта решали актуальный вопрос привлечения и сохранения медицинских кадров, и на тренингах коучинга оттачивали технику управленческих методов.

В рамках Российско-норвежского сотрудничества по линии АМРАО медицинские сестры АДКБ приняли участие в данном обучении. Пилотный проект стартовал в 2009 г. и получил высокую оценку участников. Результаты превзошли все ожидания. В течение трех лет двенадцать медицинских сестер АДКБ имели возможность учиться, используя модульное обучение в форме дискуссий, диалога, коучинга.

Опыт введения должности координатора по работе с родителями пациентов детской больницы

В первый год обучения (2009–2010 гг.) в проекте участвовали: главная медицинская сестра А.П. Гришина, старшая медицинская сестра отделения реанимации новорожденных Н.Е. Фефилова, старшая медицинская сестра 1-го соматического отделения В.Н. Сидорова, старшая медицинская сестра 1-го инфекционного отделения Ю.В. Валишвили, медицинская сестра 2-го соматического отделения Е.Е. Починкова и медицинская сестра лор-отделения О.Б. Коваль.

Учитывая специфику работы учреждения, медицинские сестры обозначили тему «Медсестра педиатрии: новые функции, новые возможности» и провели исследование на предмет необходимости введения должности координатора по работе с родителями пациентов детской больницы. Тема данной работы признана актуальной, т. к. обусловлена практической и теоретической значимостью изучения вопроса о включении матери в процесс ухода за ребенком в условиях стационара. Особую значимость этот вопрос приобретает в связи с выходом программы помощи на территории Архангельской области (на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В прежней программе государственных гарантий не было предусмотрено возможностей пребывания родителей в стационаре. Также нормативная база не предусматривала увеличение или введение должностей медицинского персонала для работы с родителями.

Гипотеза о необходимости введения должности медицинской сестры – координатора по работе с родителями полностью подтвердилась. По результатам исследования, проведенного в рамках проекта, администрацией АДКБ было принято решение о введении такой должности. Следом были утверждены функциональные обязанности медицинской сестры – координатора, разработанные в ходе сестринского исследования. Введение должности медицинской сестры – координатора доказало ее огромное практическое значение в улучшении качества обслуживания пациентов и комфортного пребывания родителей, находящихся в больнице по уходу за ребенком. В 2012 г. данная исследовательская работа в форме постерного доклада была представлена на XVI конгрессе педиатров России в Москве. В рамках конгресса работала секция педиатрических сестер. Работу медицинских сестер из АДКБ высоко оценили специалисты, присудив первое место в российском конкурсе постерных докладов по педиатрии.

Исследование влияния условий труда на текучесть кадров в ЛПУ

Во второй год обучения (2010–2011 гг.) старшая медсестра 4-го соматического отделения Н.Г. Ерофеева, старшая медсестра отделения восстановительного лечения Н.В. Стаценко и медсестра отделения функциональной диагностики С.Н. Еремеева при курации главной медсестры АДКБ А.П. Гришиной провели исследование на тему «Влияние условий труда на текучесть кадров в ЛПУ». Актуальность темы объясняется тем, что дефицит сестринских кадров на протяжении многих лет нарастает во многих странах. По данным ВОЗ, в медицинских учреждениях всего мира дефицит медицинских работников составляет около 4 млн. чел. Вопросы кадровых ресурсов являются приоритетными в укреплении национальной системы здравоохранения. В настоящее время в России очевидна тенденция к текучести кадров и уходу опытных специалистов из сферы здравоохранения, в связи с чем проблема дефицита медицинских работников становится государственной.

В Архангельской области нехватка сестринских кадров постоянно возрастает, как в большинстве российских регионов. Увеличение дефицита кадров сестринского звена в АДКБ создает напряженные условия труда для всего персонала. И несмотря на то, что сестринский персонал – это самое многочисленное звено здравоохранения, их работу редко исследуют. Именно поэтому изучение влияния условий труда на текучесть кадров в АДКБ было признано актуальным.

По результатам исследования предложена программа по прекращению оттоков медицинских кадров из учреждения и подготовлена программа привлечения молодых специалистов, которая включила в себя материальную поддержку, социальные гарантии и другие аспекты. В результате 17 молодых специалистов влились в число сотрудников АДКБ в течение 2011 г. За период 2012 г. – 14 молодых специалистов, в 2013 г. – 12 молодых специалистов. За период 2011–2013 гг. – из лечебного учреждения выбыли только 2 молодых специалиста по причине смены места жительства.

Изучение особенностей адаптации родителей к рождению ребенка с ограниченными возможностями

На третий год обучения (2011–2012 гг.) новую исследовательскую тему «Адаптация родителей к рождению ребенка с ограниченными возможностями» изучали старшая медсестра отделения патологии новорожденных и недоношенных детей Н.Н. Тропина, старшая медсестра третьего соматического отделения Л.М Кармашова, медсестра приемного отделения О.Н. Окулова, главная медицинская сестра А.П. Гришина. В настоящее время более 1,5 млн детей, проживающих на территории Российской Федерации, т. е. почти 5% всей детской популяции страны, относятся к категории детей с ограниченными возможностями. Интеграция в общество таких детей признана во всем мире актуальной, серьезной и многоуровневой задачей. При ее решении возникает большое количество проблем, связанных с исследованием психологических особенностей во взаимоотношениях детей-инвалидов и их родителей, на которых ложится основная нагрузка в процессе преодоления всех практических трудностей в воспитании и социализации «особенного» ребенка.

В Архангельской области статус инвалида имеют 4153 ребенка. В Архангельске 1631 ребенок имеет инвалидность. Многие из этих детей проходят обследование и лечение в АДКБ.

Результаты исследования данной темы определили необходимость юридической консультации, социальной защиты и психологической помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида и оказавшимся в непростой ситуации. В АДКБ были введены дополнительно должности психолога и социального работника. В ходе исследования определилась проблема недостаточной информированности родителей. Анкетирование позволило определить основные вопросы, на которые родители детей-инвалидов хотели бы знать ответы. По инициативе участников проекта была создана «папка знаний» для родителей, которая включила в себя:

  • необходимый перечень документов для оформления инвалидности;
  • перечень многопрофильных льгот семьям с детьми-инвалидами;
  • список документов для получения социального налогового вычета за лечение и обучение ребенка-инвалида;
  • перечень статей ТК РФ о дополнительных гарантиях родителям, осуществляющим уход за ребенком;
  • адреса государственных учреждений социальной защиты по Архангельской области;
  • перечень телефонов служб поддержки;
  • психологические рекомендации.

Информационная папка была утверждена руководством АДКБ и рекомендована к применению. Она востребована не только родителями, но и специалистами.

Немаловажным фактом является то, что начатая работа по данному направлению получила свое развитие и продолжение. В настоящее время медицинские сестры и врачи АДКБ вышли на сотрудничество с городским опорно-экспериментальным реабилитационным центром для детей с ограниченными возможностями. Взаимодействие специалистов АДКБ с реабилитационным центром оказалось продуктивным и планомерно развивается. Теперь родители, имеющие детей с ограниченными возможностями, после выписки из стационара знают, куда они могут обратиться и где их семьям окажут дальнейшую поддержку, реальную психологическую и социальную помощь.

В феврале 2013 г. на XVII Конгрессе педиатров России работа «Адаптация родителей к рождению ребенка с ограниченными возможностями» получила третье место среди 34 работ, представленных на форуме. Работу медицинских сестер из АДКБ вновь высоко оценили ведущие российские педиатры, обратив внимание не только на инновации в исследованиях, но и на их постоянный профессиональный рост.

В заключение

Работа в исследовательских проектах дает большие возможности для обмена опытом между специалистами, имеет огромное значение в развитии сестринского дела и в повышении престижности профессии медицинской сестры.

Важно отметить то, что участие медицинских сестер в исследовательских проектах поддерживает руководство АДКБ, принимающее активное участие в мероприятиях, которые регулярно проходят в учреждении по инициативе AMPАО.

Участие в международном проекте «Лидерство и менеджмент в условиях изменения системы здравоохранения на Северо-Западе России» – это новое понимание и отношение к профессии медицинской сестры, дающее возможность осмыслить, проанализировать, определить и решать проблемы профессиональной деятельности.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.