text
Портал для медицинских работников

Роль инновационных методов обучения в практической деятельности медицинских сестер педиатрии

  • 15 ноября 2013
  • 110

Международное сотрудничество Ассоциации медицинских работников Архангельской области (АМРАО) стало неотъемлемой частью ее инновационной деятельности, которая уверенно развивается с 1995 г., стимулируя новые интересы и планы медицинских сестер. Активное участие в международных проектах АМРАО на протяжении многих лет принимают и специалисты ГБУЗ Архангельской области «Архангельская детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова» (далее – АДКБ).

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

О проекте

В 2008 г. по инициативе АМРАО началась подготовка образовательного российско-норвежского проекта «Лидерство и менеджмент в условиях изменения системы здравоохранения на Северо-Западе России. Сертификационная образовательная программа для старших и главных медсестер», целью которого стало внедрение принципов непрерывного профессионального образования, стимулирование мотивации медицинских работников к внедрению инноваций и раскрытию потенциала каждой личности в достижении задач, стоящих перед учреждением. Отличительными чертами нового курса обучения стали модульность и интерактивные методы. Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении обучающимися модулей – законченных блоков информации.

В течение года проходило четыре семинара, каждый из которых длился неделю. Во время семинаров рассматривались вопросы истории развития научных сестринских исследований, организации сестринского дела, теории лидерства, а также стили управления, основы и концепция коучинга и т. д.

На семинарах участники активно дискутировали, создавали модели сестринской помощи, определяли стили руководства в своих организациях, обсуждали новые законодательные акты, используя нетрадиционные и интерактивные педагогические методики. Кроме того, студенты отрабатывали навыки делового общения, делегирования полномочий, принятия управленческих решений с позиций взаимного уважения, лояльности и учета другого мнения. Используя креативное и критическое мышление, участники проекта решали актуальный вопрос привлечения и сохранения медицинских кадров, и на тренингах коучинга оттачивали технику управленческих методов.

В рамках Российско-норвежского сотрудничества по линии АМРАО медицинские сестры АДКБ приняли участие в данном обучении. Пилотный проект стартовал в 2009 г. и получил высокую оценку участников. Результаты превзошли все ожидания. В течение трех лет двенадцать медицинских сестер АДКБ имели возможность учиться, используя модульное обучение в форме дискуссий, диалога, коучинга.

Опыт введения должности координатора по работе с родителями пациентов детской больницы

В первый год обучения (2009–2010 гг.) в проекте участвовали: главная медицинская сестра А.П. Гришина, старшая медицинская сестра отделения реанимации новорожденных Н.Е. Фефилова, старшая медицинская сестра 1-го соматического отделения В.Н. Сидорова, старшая медицинская сестра 1-го инфекционного отделения Ю.В. Валишвили, медицинская сестра 2-го соматического отделения Е.Е. Починкова и медицинская сестра лор-отделения О.Б. Коваль.

Учитывая специфику работы учреждения, медицинские сестры обозначили тему «Медсестра педиатрии: новые функции, новые возможности» и провели исследование на предмет необходимости введения должности координатора по работе с родителями пациентов детской больницы. Тема данной работы признана актуальной, т. к. обусловлена практической и теоретической значимостью изучения вопроса о включении матери в процесс ухода за ребенком в условиях стационара. Особую значимость этот вопрос приобретает в связи с выходом программы помощи на территории Архангельской области (на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В прежней программе государственных гарантий не было предусмотрено возможностей пребывания родителей в стационаре. Также нормативная база не предусматривала увеличение или введение должностей медицинского персонала для работы с родителями.

Гипотеза о необходимости введения должности медицинской сестры – координатора по работе с родителями полностью подтвердилась. По результатам исследования, проведенного в рамках проекта, администрацией АДКБ было принято решение о введении такой должности. Следом были утверждены функциональные обязанности медицинской сестры – координатора, разработанные в ходе сестринского исследования. Введение должности медицинской сестры – координатора доказало ее огромное практическое значение в улучшении качества обслуживания пациентов и комфортного пребывания родителей, находящихся в больнице по уходу за ребенком. В 2012 г. данная исследовательская работа в форме постерного доклада была представлена на XVI конгрессе педиатров России в Москве. В рамках конгресса работала секция педиатрических сестер. Работу медицинских сестер из АДКБ высоко оценили специалисты, присудив первое место в российском конкурсе постерных докладов по педиатрии.

Исследование влияния условий труда на текучесть кадров в ЛПУ

Во второй год обучения (2010–2011 гг.) старшая медсестра 4-го соматического отделения Н.Г. Ерофеева, старшая медсестра отделения восстановительного лечения Н.В. Стаценко и медсестра отделения функциональной диагностики С.Н. Еремеева при курации главной медсестры АДКБ А.П. Гришиной провели исследование на тему «Влияние условий труда на текучесть кадров в ЛПУ». Актуальность темы объясняется тем, что дефицит сестринских кадров на протяжении многих лет нарастает во многих странах. По данным ВОЗ, в медицинских учреждениях всего мира дефицит медицинских работников составляет около 4 млн. чел. Вопросы кадровых ресурсов являются приоритетными в укреплении национальной системы здравоохранения. В настоящее время в России очевидна тенденция к текучести кадров и уходу опытных специалистов из сферы здравоохранения, в связи с чем проблема дефицита медицинских работников становится государственной.

В Архангельской области нехватка сестринских кадров постоянно возрастает, как в большинстве российских регионов. Увеличение дефицита кадров сестринского звена в АДКБ создает напряженные условия труда для всего персонала. И несмотря на то, что сестринский персонал – это самое многочисленное звено здравоохранения, их работу редко исследуют. Именно поэтому изучение влияния условий труда на текучесть кадров в АДКБ было признано актуальным.

По результатам исследования предложена программа по прекращению оттоков медицинских кадров из учреждения и подготовлена программа привлечения молодых специалистов, которая включила в себя материальную поддержку, социальные гарантии и другие аспекты. В результате 17 молодых специалистов влились в число сотрудников АДКБ в течение 2011 г. За период 2012 г. – 14 молодых специалистов, в 2013 г. – 12 молодых специалистов. За период 2011–2013 гг. – из лечебного учреждения выбыли только 2 молодых специалиста по причине смены места жительства.

Изучение особенностей адаптации родителей к рождению ребенка с ограниченными возможностями

На третий год обучения (2011–2012 гг.) новую исследовательскую тему «Адаптация родителей к рождению ребенка с ограниченными возможностями» изучали старшая медсестра отделения патологии новорожденных и недоношенных детей Н.Н. Тропина, старшая медсестра третьего соматического отделения Л.М Кармашова, медсестра приемного отделения О.Н. Окулова, главная медицинская сестра А.П. Гришина. В настоящее время более 1,5 млн детей, проживающих на территории Российской Федерации, т. е. почти 5% всей детской популяции страны, относятся к категории детей с ограниченными возможностями. Интеграция в общество таких детей признана во всем мире актуальной, серьезной и многоуровневой задачей. При ее решении возникает большое количество проблем, связанных с исследованием психологических особенностей во взаимоотношениях детей-инвалидов и их родителей, на которых ложится основная нагрузка в процессе преодоления всех практических трудностей в воспитании и социализации «особенного» ребенка.

В Архангельской области статус инвалида имеют 4153 ребенка. В Архангельске 1631 ребенок имеет инвалидность. Многие из этих детей проходят обследование и лечение в АДКБ.

Результаты исследования данной темы определили необходимость юридической консультации, социальной защиты и психологической помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида и оказавшимся в непростой ситуации. В АДКБ были введены дополнительно должности психолога и социального работника. В ходе исследования определилась проблема недостаточной информированности родителей. Анкетирование позволило определить основные вопросы, на которые родители детей-инвалидов хотели бы знать ответы. По инициативе участников проекта была создана «папка знаний» для родителей, которая включила в себя:

  • необходимый перечень документов для оформления инвалидности;
  • перечень многопрофильных льгот семьям с детьми-инвалидами;
  • список документов для получения социального налогового вычета за лечение и обучение ребенка-инвалида;
  • перечень статей ТК РФ о дополнительных гарантиях родителям, осуществляющим уход за ребенком;
  • адреса государственных учреждений социальной защиты по Архангельской области;
  • перечень телефонов служб поддержки;
  • психологические рекомендации.

Информационная папка была утверждена руководством АДКБ и рекомендована к применению. Она востребована не только родителями, но и специалистами.

Немаловажным фактом является то, что начатая работа по данному направлению получила свое развитие и продолжение. В настоящее время медицинские сестры и врачи АДКБ вышли на сотрудничество с городским опорно-экспериментальным реабилитационным центром для детей с ограниченными возможностями. Взаимодействие специалистов АДКБ с реабилитационным центром оказалось продуктивным и планомерно развивается. Теперь родители, имеющие детей с ограниченными возможностями, после выписки из стационара знают, куда они могут обратиться и где их семьям окажут дальнейшую поддержку, реальную психологическую и социальную помощь.

В феврале 2013 г. на XVII Конгрессе педиатров России работа «Адаптация родителей к рождению ребенка с ограниченными возможностями» получила третье место среди 34 работ, представленных на форуме. Работу медицинских сестер из АДКБ вновь высоко оценили ведущие российские педиатры, обратив внимание не только на инновации в исследованиях, но и на их постоянный профессиональный рост.

В заключение

Работа в исследовательских проектах дает большие возможности для обмена опытом между специалистами, имеет огромное значение в развитии сестринского дела и в повышении престижности профессии медицинской сестры.

Важно отметить то, что участие медицинских сестер в исследовательских проектах поддерживает руководство АДКБ, принимающее активное участие в мероприятиях, которые регулярно проходят в учреждении по инициативе AMPАО.

Участие в международном проекте «Лидерство и менеджмент в условиях изменения системы здравоохранения на Северо-Западе России» – это новое понимание и отношение к профессии медицинской сестры, дающее возможность осмыслить, проанализировать, определить и решать проблемы профессиональной деятельности.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.