Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Образовательная деятельность медицинских сестер

  • 25 марта 2017
  • 3649

Все более актуальным становится обеспечение эффективного функционирования системы профессионального развития для качественной подготовки и переподготовки медсестер.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Виды образовательной деятельности медицинских сестер

В соответствии с типологией непрерывного образования  для среднего медицинского персонала, предложенной ЮНЕСКО, выделяют следующие виды образовательной деятельности:

  1. формальное;
  2. неформальное;
  3. информальное образование.

Формальное образование

Формальное образование характеризуется обязательным участием в образовательных программах, меньшей свободой выбора образовательной траектории, а также более жесткими организационными формами, стандартизацией его организации, включая обучение по разработанным программам, соблюдение определенных сроков обучения, систему контроля освоения программ.

Этот вид образования реализуется в специальных образовательных организациях (медицинские училища, колледжи, высшие учебные заведения). Целью формального образования, как правило, является получение или изменение образовательного уровня и/или квалификации.

Неформальное образование

Для неформального образования характерным является:

  • отсутствие системного подхода;
  • отсутствие разработанного учебного плана;
  • отсутствие принудительного характера получения новых знаний, относительная свобода в их освоении;
  • часто отсутствие профессиональных преподавателей;
  • самостоятельная организация образовательного процесса, его планирование самими обучающимися, а также внутренняя их ответственность за достигаемые результаты обучения.

В то же время неформальное образование характеризуется ориентацией на конкретные запросы по приобретению знаний определенных социальных, профессиональных, демографических групп.

К неформальному образованию может быть отнесена любая организованная учебная деятельность за пределами принятой формальной системы, т. е. вне стен образовательной организации, что позволяет обеспечить развитие мобильности в стремительно меняющихся условиях современности, обеспечить необходимую гибкость в организации и методах обучения.

Информальное образование

Информальное (самостоятельное, спонтанное) образование в большей степени относится к самообразованию, которое может включать:

  • получение информации из профессиональных литературных источников, Интернета;
  • профессиональное общение (участие в конференциях, семинарах, круглых столах) и т. д.;
  • взаимообучение при совместном выполнении каких-либо работ, манипуляций, действий, решении общих проблем;
  • выполнение той или иной работы при непосредственном руководстве специалиста, обладающего определенным набором компетенций;
  • волонтерское движение.

К информальному образованию могут быть отнесены и другие формы получения необходимых знаний, приобретения умений и навыков, удовлетворяющие потребности взрослого человека в обучении.

Этот вид образования позволяет глубже раскрыть личностные качества, способствует личностному росту, повышает самооценку и оценку в глазах других членов коллектива, поскольку это эстетическое, духовное самообразование и развитие, без которых трудно представить современную медицинскую сестру.



Мотивы для обучения и переподготовки медсестер

Важным с точки зрения организации процесса профессионального развития является определение мотивов для обучения.

Мотивами информального образования могут стать:

  • стойкий или сиюминутный интерес к  какой-либо проблеме;
  • возникновение ситуации, требующей разрешения (это может быть какая-либо управленческая или клиническая ситуация), что приводит к необходимости поиска ответа, обучению;
  • случайность;
  • следование примеру авторитетного сотрудника;
  • стремление к реализации своего потенциала.

Иными словами, мотивами для получения образования могут стать как внешние факторы, так и внутренняя потребность.

Мотивы в случае и информального, и неформального образования носят в значительной степени добровольный и осознанный характер.

Для формального образования также можно выделить внешние и внутренние мотивы, хотя приоритетными становятся именно внешние факторы мотивации, которые, как правило, предшествуют внутренним, и в определенной мере носят вынужденный, а в ряде случаев и принудительный характер (обязанность повышать квалификацию 1 раз в пять лет, обязательное посещение тематических занятий, проводимых в медицинской организации, изучение новых нормативных актов и др.).

Внутренними мотивами формального образования могут быть стремление к собственному развитию в процессе обучения, получение важной информации, стремление к сохранению чувства собственного достоинства и удовлетворения от работы.

Современные требования к образовательным организациям

При организации формального образования в образовательных организациях целесообразным является модульный подход к созданию образовательных программ, который позволит медицинским сестрам выбирать наиболее интересные и необходимые с профессиональной точки зрения курсы.

В этой связи образовательным организациям, осуществляющим дополнительное профессиональное обучение, необходимо обратить внимание на создание образовательных программ, отвечающих современным реалиям, уровню развития здравоохранения, необходимо также учитывать динамику реформирования системы, изменения соотношения больничных и внебольничных служб.

При создании программ следует опираться на квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, а также на профессиональные стандарты деятельности медицинских сестер, разработка которых также является одной из приоритетных проблем, стоящих перед профессиональным сообществом, поэтому важным является интеграция образовательных и медицинских организаций в целях непрерывного обучения и профессионального развития сестринских кадров.

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!


Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
 

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главная медсестра»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Главная медицинская сестра»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Правовые вопросы здравоохранения»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.