Переподготовка медсестер в рамках непрерывного образования

2621

Все более актуальным становится обеспечение эффективного функционирования системы непрерывного образования и профессионального развития для качествоенной подготовки и переподготовки медсестер.

Существенную роль в обеспечении непрерывности обучения и профессионального развития, повышения его эффективности способны и должны сыграть руководители сестринских служб медицинских организаций, поскольку к числу их должностных обязанностей относятся и вопросы повышения квалификации медсестер, и организация обучения среднего медицинского персонала на рабочем месте.

Роль непрерывного медицинского образования в переподготовке медсестер

Непрерывное медицинское образование (НМО) можно охарактеризовать как образовательный процесс:

  1. способствующий постоянному (ежедневному) обновлению знаний, умений и навыков медицинскими работниками;
  2. это образование медицинских работников, начинающееся с момента получения специальности и непрерывно продолжающееся на протяжении всей профессиональной деятельности.

Следовательно, непрерывное обучение, непрерывное образование включает всю образовательную (учебную) деятельность, которая осуществляется на протяжении всей жизни с целью развития компетенций или повышения квалификации.

Таким образом, непрерывное медицинское образование — это образование, которое должно охватывать период подготовки медицинских сестер, начинающийся после завершения базового медицинского образования и продолжающийся столько времени, сколько длится профессиональная жизнь медсестры.

Непрерывное профессиональное образование должно обеспечивать возможность перехода от одного вида профессиональной деятельности к другому.

Например, палатная медицинская сестра — медицинская сестра участковая, медицинская сестра приемного отделения — медицинская сестра стерилизационной.

Виды образовательной деятельности для переподготовки медицинских сестер

В соответствии с типологией непрерывного образования, предложенной ЮНЕСКО, выделяют следующие виды образовательной деятельности:

  1. формальное;
  2. неформальное;
  3. информальное образование.

Кроме того, можно также выделить несколько этапов непрерывного профессионального развития, включая

Виды образовательной деятельности для переподготовки медицинских сестерОбязательное профессиональное образование, во время которого осваиваются необходимые для профессиональной деятельности знания и навыки, происходит освоение не только профессиональных, но и общих компетенций,

Актуализация знаний, умений, навыков, совершенствование и развитие уже имеющихся компетенций, а также в случае необходимости и освоение новых.

Последний этап может включать как формальное, так и неформальное образование и проходить как в системе дополнительного профессионального образования при деятельном участии преподавателей, так и в других формах, предполагающих самостоятельное и активное участие в образовательном процессе.

Формальное образование

Формальное образование характеризуется обязательным участием в образовательных программах, меньшей свободой выбора образовательной траектории, а также более жесткими организационными формами, стандартизацией его организации, включая обучение по разработанным программам, соблюдение определенных сроков обучения, систему контроля освоения программ.

Этот вид образования реализуется в специальных образовательных организациях (медицинские училища, колледжи, высшие учебные заведения). Целью формального образования, как правило, является получение или изменение образовательного уровня и/или квалификации.

Неформальное образование

Для неформального образования характерным является:

  • отсутствие системного подхода;
  • отсутствие разработанного учебного плана;
  • отсутствие принудительного характера получения новых знаний, относительная свобода в их освоении;
  • часто отсутствие профессиональных преподавателей;
  • самостоятельная организация образовательного процесса, его планирование самими обучающимися, а также внутренняя их ответственность за достигаемые результаты обучения.

В то же время неформальное образование характеризуется ориентацией на конкретные запросы по приобретению знаний определенных социальных, профессиональных, демографических групп.

К неформальному образованию может быть отнесена любая организованная учебная деятельность за пределами принятой формальной системы, т. е. вне стен образовательной организации, что позволяет обеспечить развитие мобильности в стремительно меняющихся условиях современности, обеспечить необходимую гибкость в организации и методах обучения.

Информальное образование

Информальное (самостоятельное, спонтанное) образование в большей степени относится к самообразованию, которое может включать:

  • получение информации из профессиональных литературных источников, Интернета;
  • профессиональное общение (участие в конференциях, семинарах, круглых столах) и т. д.;
  • взаимообучение при совместном выполнении каких-либо работ, манипуляций, действий, решении общих проблем;
  • выполнение той или иной работы при непосредственном руководстве специалиста, обладающего определенным набором компетенций;
  • волонтерское движение.

К информальному образованию могут быть отнесены и другие формы получения необходимых знаний, приобретения умений и навыков, удовлетворяющие потребности взрослого человека в обучении.

Этот вид образования позволяет глубже раскрыть личностные качества, способствует личностному росту, повышает самооценку и оценку в глазах других членов коллектива, поскольку это эстетическое, духовное самообразование и развитие, без которых трудно представить современную медицинскую сестру.

Читайте бесплатно в системе «Контроль в ЛПУ»:

Мотивы для обучения и переподготовки медсестер

Важным с точки зрения организации процесса непрерывного профессионального развития является определение мотивов для обучения.

Мотивами информального образования могут стать:

  • стойкий или сиюминутный интерес к  какой-либо проблеме;
  • возникновение ситуации, требующей разрешения (это может быть какая-либо управленческая или клиническая ситуация), что приводит к необходимости поиска ответа, обучению;
  • случайность;
  • следование примеру авторитетного сотрудника;
  • стремление к реализации своего потенциала.

Иными словами, мотивами для получения образования могут стать как внешние факторы, так и внутренняя потребность.

Мотивы в случае и информального, и неформального образования носят в значительной степени добровольный и осознанный характер.

Для формального образования также можно выделить внешние и внутренние мотивы, хотя приоритетными становятся именно внешние факторы мотивации, которые, как правило, предшествуют внутренним, и в определенной мере носят вынужденный, а в ряде случаев и принудительный характер (обязанность повышать квалификацию 1 раз в пять лет, обязательное посещение тематических занятий, проводимых в медицинской организации, изучение новых нормативных актов и др.).

Внутренними мотивами формального образования могут быть стремление к собственному развитию в процессе обучения, получение важной информации, стремление к сохранению чувства собственного достоинства и удовлетворения от работы.

Формы и методы обучения, обеспечивающие непрерывность профессионального развития

В соответствии с мотивами, определяющими желание или необходимость получения новых знаний, овладения необходимыми умениями и навыками, могут подбираться и соответствующие средства и формы для достижения этой цели.

Система дополнительного профессионального образования

Для реализации непрерывного образования и профессионального развития у медицинских сестер существует достаточно большое количество различных вариантов, начиная от очного обучения в образовательной организации системы дополнительного образования до использования современных образовательных технологий (дистанционное обучение, участие в  модульно-накопительной системе).

Однако сложившаяся практика свидетельствует о том, что наиболее востребованной и популярной формой пополнения и обновления знаний является очное обучение в системе дополнительного профессионального образования, предлагающее в значительной степени традиционное повышение квалификации в форме аудиторного обучения 1 раз в 5 лет в течение определенного срока (как правило, 216 или 144 ч с отрывом или частичным отрывом от работы).

Нередко основным стимулом такой формы повышения квалификации является получение сертификата специалиста как одно из непременных условий осуществления медицинской деятельности, допуска к конкретной работе.

Читайте также в журнале «Главная медицинская сестра»

Обучающие мероприятия медицинских организаций и профессиональных сообществ

Однако не только система дополнительного профессионального образования может обеспечить непрерывное профессиональное обучение и развитие медицинских сестер, но и сами медицинские организации, а также профессиональные сообщества могут и должны принять участие в этом процессе, предлагая те или иные формы и методы обучения, обеспечивающие непрерывность профессионального развития.

При этом могут быть задействованы возможности как формального, так и неформального и информального образования.

К таким формам получения дополнительного профессионального образования можно отнести все виды образовательной активности медицинских сестер:

  • участие в работе научных, научно-практических конференций разных уровней (активное — представление доклада и пассивное — участие в качестве слушателя);
  • участие в проведении мастер-класса по специальности или его проведение;
  • обучение на рабочем месте, наставничество, стажировка;
  • обучение в симуляционных кабинетах, центрах;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • разработка рекомендаций для пациентов;
  • участие в разработке информационных или методических материалов;
  • публикации в специализированных периодических изданиях и др.

Безусловно, не все эти способы получения новых знаний, приобретения новых умений равноценны и равнодоступны, но используемые вместе, комплексно, они позволяют добиться необходимых результатов.

Конференции

Так, участие в различных научных, научно-практических конференциях, а тем более выступления на них, посещение выставок не является массовым и регулярным, что может быть связано как со слабой информированностью медицинских сестер о проведении соответствующих мероприятий, так и с дефицитом времени, большой занятостью на работе, возросшей нагрузкой, низкой мотивированностью к участию в профессиональных мероприятиях.

А подготовка выступления на конференциях требует значительной предварительной работы, связанной с поиском актуальной информации, проведением исследований, обработкой полученных результатов, хотя значимость такой формы получения новых знаний очень высока.

Обучение на рабочем месте 

Мощным инструментом получения новых знаний, приобретения умений, формирования навыков является обучение на рабочем месте, которое можно определить как повышение уровня компетенций сотрудника без отрыва от его профессиональной деятельности через непрерывную практику и взаимодействие с более опытным наставником.

Методы обучения на рабочем месте Преимущества
включение обучаемого сотрудника в процесс деятельности другого специалиста (баддинг, budding); экономическую эффективность, поскольку затраты на организацию и поддержание такой системы обучения оказываются значительно меньшими, чем при традиционных методах профессионального развития персонала;
наблюдение за процессом работы (шэдуинг, shadowing); реализацию подхода к структуре обучения по схеме «70-20-10», в соответствии с которой 70% времени отводится на обучение путем решения реальных задач на своем рабочем месте, 20% времени занимает обучение на рабочем месте с более опытным сотрудником, 10% времени — обучение в учебных классах, методических кабинетах, центрах: лекции, семинары, тренинги и т.п.;
стажировки, ротации (секондмент, secondmеnt); возможность передачи часто уникального опыта наставника;
целенаправленная передача опыта (наставничество, mentoring); возможность построения индивидуальной образовательной траектории, учитывающей потребности и запросы конкретного сотрудника в приобретении новых знаний.
сопровождение процесса обучения, обсуждение возможности и опыта применения полученных знаний в реальной практике (тьюторство, tutoring).

Однако при организации обучения на рабочем месте важно учесть, что, помимо ответственности самого обучаемого, существенная доля ответственности за успешность обучающих мероприятий ложится на руководителя соответствующей службы — старшую/главную медицинскую сестру, руководителя учебно-методического центра (при его наличии).

Подготовка и переподготовка медсестер в симуляционных кабинетах

Обучение в симуляционных кабинетах, центрах в последнее время приобретает все большую популярность.

Использование симуляционных технологий в современном медицинском образовании позволяет достичь максимального реализма при отработке навыков ухода за пациентом, выполнении различных диагностических и лечебных манипуляций, особенно предполагающих высокие риски для пациента.

Многократные повторения определенных действий позволяют добиться выработки умений и формирования устойчивого навыка.

Поэтому значение такой формы пополнения багажа знаний, освоения новых умений, восстановления утраченных навыков трудно переоценить, однако симуляционные технологии требуют определенных финансовых затрат, организационных усилий, подготовленных специалистов, способных работать на сложном оборудовании.

Конкурсы профессионального мастерства

Конкурсы профессионального мастерства являются особой формой повышения уровня квалификации, и участие в них также может стимулировать поиск новой информации, приобретение новых знаний, позволяет оценить уровень собственной профессиональной подготовки, сравнить собственные достижения с достижениями других участников конкурса.

Подготовка материалов к конкурсу требует проведения работы по отбору необходимой информации, ее творческой переработке, структурированию, обобщению, осмыслению собственного профессионального опыта — при этом идет процесс обучения.

Кроме того, в рамках конкурса могут проводиться мастер-классы, в ходе которых возможна демонстрация новых приемов помощи пациентам, способов перемещения, ухода за кожей у маломобильных пациентов и т. п.

Таким образом, участие в конкурсах профессионального мастерства, в  мастер-классах, а особенно их проведение, позволяют повысить эффективность профессиональной деятельности медицинских сестер, и, следовательно, качество медицинской помощи.

Работа над текстовыми материалами.

Работа над различными рекомендациями для пациентов, информационными и/или методическими материалами, а тем более подготовка к публикации и сама публикация в специализированных периодических изданиях результатов как собственных исследований, так и обзоров последних достижений медицинской науки и практики требует глубокого погружения в проблему, ее обдумывания, что также способствует пополнению знаний.

Современные требования к образовательным организациям

При организации формального образования в образовательных организациях целесообразным является модульный подход к созданию образовательных программ, который позволит медицинским сестрам выбирать наиболее интересные и необходимые с профессиональной точки зрения курсы.

В этой связи образовательным организациям, осуществляющим дополнительное профессиональное обучение, необходимо обратить внимание на создание образовательных программ, отвечающих современным реалиям, уровню развития здравоохранения, необходимо также учитывать динамику реформирования системы, изменения соотношения больничных и внебольничных служб.

При создании программ следует опираться на квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, а также на профессиональные стандарты деятельности медицинских сестер, разработка которых также является одной из приоритетных проблем, стоящих перед профессиональным сообществом, поэтому важным является интеграция образовательных и медицинских организаций в целях непрерывного обучения и профессионального развития сестринских кадров.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль