Дистанционные технологии в медицине: обучение среднего медицинского персонала

1040

Дистанционные технологии в медицине используют, в том числе, и для дополнительного профессионального образования среднего медицинского персонала. 

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и по дистанционной технологии в ГАУ ДПО Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации» (далее – Центр) проводится в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и Уставом Центра.

Повышение квалификации специалистов с элементами дистанционного обучения в Центре проводится с 1998 г.

Учитывая специфику обучения специалистов с медицинским образованием, мы рекомендуем обучаться по очно-заочной форме, для того чтобы во время очного обучения отработать некоторые практические (вопросы) манипуляции под контролем преподавателя.

Образовательный процесс может осуществляться по очной (с отрывом от производства), очно-заочной (с частичным отрывом от производства), заочной (без отрыва от производства) формам получения образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм.

Порядок зачисления слушателя на занятия

На сайте Центра размещаются рекомендации о порядке обучения по дистанционной схеме, перечень вебинаров и циклов, по которым организуется электронное (дистанционное) обучение.

Так, например, предоставляется возможность выбора обучения на базе Центра или дистанционно по следующим циклам:

  • «Обеспечение безопасности иммунизации»;
  • «Проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств»;
  • «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений»;
  • «Охрана здоровья работников промышленных и других предприятий»;
  • «Отпуск лекарственных средств»;
  • по специальности «сестринское дело»:«Сестринское дело в терапии»;
  • «Первичная медико-профилактическая помощь населению» – для участковых медицинских сестер;
  • «Сестринская косметология» и др.

Для организации дистанционного обучения своих подчиненных главная медицинская сестра медицинской организации подает в начале года в Центр заявку на обучение специалистов, в которой указывает необходимые данные: дату начала обучения, Ф. И. О. обучаемых (слушателей), занимаемую должность, специальность, форму и вид обучения.

Слушатель заходит на сайт Центра, отмечает наименование вебинара (цикла), на котором желает обучаться, и заполняет анкету с указанием необходимых данных для определения допуска к обучению.

Отдел комплектации циклов и платных услуг Центра:

  1. создает электронный личный кабинет слушателя (веб-кабинет);
  2. определяет возможность допуска к обучению слушателя,
  3. по электронной почте сообщает ему о допуске (недопуске) к обучению
  4. отправляет договор, счет на оплату обучения.

После оплаты обучения дает допуск к обучению по решению приемной комиссии, сообщает на электронный адрес пароль и логин.

Дистанционные технологии в медицине: обучение среднего медицинского персоналаПриемная комиссия Центра издает приказ о зачислении слушателя, указывает в приказе закрепленного за слушателем (при индивидуальном обучении) или за группой преподавателя и заведующего отделением, сроки обучения.

Заведующий отделением вывешивает в личном кабинете слушателя расписание занятий и онлайн-консультаций преподавателя, график сдачи контрольных работ, подает табель рабочего времени преподавателя.

Читайте бесплатно в системе Главная медсестра:

Процесс обучения

Преподаватель проводит для слушателя консультации в объеме, установленном в цикле (вебинаре) по расписанию, общается со слушателями онлайн по установленному графику, проверяет контрольные работы обучающегося, присланные по электронной почте.

При организации онлайн-обучения расписание занятий вывешивается на сайте Центра и может быть синхронизировано с расписанием проходящего непосредственно в Центре цикла.

Методическое обеспечение цикла (вебинара) готовится преподавателем, закрепленным за слушателем, рассматривается и утверждается на цикловой методической комиссии.

Оно может состоять (по темам):

  1. из блока информации;
  2. видеолекций;
  3. перечня рекомендуемой литературы, с выходом на электронные ресурсы библиотеки Центра;
  4. обучающих программ;
  5. иллюстраций;
  6. нормативных документов;
  7. практикумов;
  8. мультимедийных программ;
  9. видеофильмов;
  10. домашнего задания (контрольной работы);
  11. вопросов к экзамену по теме;
  12. тестов.

Весь подготовленный методический материал должен соответствовать содержанию изучаемой темы.

Слушатель после получения доступа к циклу изучает учебный материал, руководствуясь методическими рекомендациями для самостоятельного изучения программы, содержащейся на CD-диске или на сайте веб-кабинета, выполняет контрольные работы, отправляет их по электронной почте преподавателю, общается с преподавателем офлайн (онлайн) в установленном порядке, отвечает на тесты в режиме онлайн (офлайн). Перечень необходимых компьютерных программ дается слушателю при оформлении на учебу.

Дистанционное обучение в медицине может проходить полностью онлайн или часть тем может быть офлайн (в записи). При онлайн-режиме составляется расписание занятий, которые проходят в режиме реального времени. Ответы на вопросы слушателей также могут даваться онлайн или офлайн (преподаватель отвечает на электронные письма).

После ответов на тесты (необходимо набрать не менее 70% правильных ответов) и отметки преподавателя по домашнему заданию (контрольной работы) данная тема засчитывается как пройденная и отмечается в базе данных как успешно освоенная слушателем.

Таким же образом засчитываются все остальные темы цикла (вебинара).

Дистанционное обучение может быть организовано по накопительной схеме:

  • обучаемый выбирает цикл, выбирает темы семинаров (вебинаров) по которым обучается;
  • после каждой темы проводится тестовый зачет;
  • в базе данных Центра накапливается информация о выполненных темах обучения, которые соответствуют программе цикла;
  • после выполнения всех тем по итоговой аттестации слушателю выдается документ об обучении.

По окончании обучения проводится итоговая аттестация обучаемого. Документы после обучения получает сам специалист или они направляются ему по почте.

Методическое обеспечение дистанционного обучения

Основной объем изучаемого материала представлен в виде печатных материалов (учебников, пособий, дидактических материалов, справочников), т. к. в подобной форме его легче читать и усваивать. Но наиболее современные, свежие материалы, методические пособия, дополнительную информацию, текстовые и графические пособия, видеозаписи с учебными фильмами, лекции, электронные учебники и справочники удобнее передавать через электронные средства связи – в этом случае обеспечивается практически мгновенная доставка информации.

В заочный период используются учебно-методические материалы записанные на CD-диске.

Современные видеофильмы – очень полезная технология применительно к дистанционному обучению. Видеозаписи позволяют прослушивать лекции лучших преподавателей и просматривать лучшие учебные и научные фильмы. Учебные фильмы и лекции могут быть использованы и в домашних условиях (например, учебные фильмы «Сердечно-легочная реанимация», «Измерение АД», «Электросон», а также видеоролики продолжительностью 1–5 мин).

В нынешних условиях нет ни психологических, ни технических препятствий к использованию видеообучения, т. к. значительная часть населения имеет необходимое для этого оборудование дома. По тому же принципу можно создать центры дистанционного обучения, где бы слушатели получали в прокат видеоматериалы с обучающим материалом.

Все видеоматериалы слушатель может получить в библиотеке Центра. Современной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, служат электронные учебники и справочники как доступные через сети, так и записанные на лазерных дисках и флеш-картах.

Для всех циклов, проходящих в Центре, имеется электронный вариант методических пособий (Юнита), на которых записаны следующие материалы по каждой теме:

  1. содержание программы;
  2. блок информации;
  3. тесты;
  4. вопросы для подготовки к экзамену;
  5. контрольные (дополнительные) задания;
  6. список рекомендуемой литературы.

Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют при соответствующей доработке приспособить существующие дисциплины к индивидуальному изучению, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от книг и учебников этот материал разработан с учетом содержания программы и позволяет руководить самоподготовкой обучаемых.

База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на различных типах носителей фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными изданиями по профилю каждой образовательной программы.

Возможности дистанционных технологий в медицине при обучении

Дистанционное обучение позволяет решить следующие задачи:

  • усиление личностной направленности процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы обучающегося;
  • снижение затрат на проведение обучения (в т. ч. за счет исключения расходов на аренду помещений, проезд к месту учебы как учащихся, так и преподавателей и т. д.);
  • предоставление возможности проводить обучение значительно большего количества слушателей, в т. ч. по договорам коллективного обучения с предприятиями и организациями;
  • повышение качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;
  • обеспечение открытого доступа к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;
  • обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня;
  • создание условий для применения системы контроля качества образования.

Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...


      Мероприятия








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×