Особенности проверки медицинских организаций Роспотребнадзором

1516

Недостаточный объем знаний об особенностях и ходе проведения проверки Роспотребнадзором грозит привлечением медицинской организации и ее должностных лиц к административной ответственности, в исключительных случаях — к уголовной.

Поэтому важно заранее изучить информацию об особенностях требований ревизоров, о запретах при проведении проверки, о содержании и количестве запрашиваемых Роспотребнадзором документов на проверку

Рассмотрим реальную ситуацию: Краевое государственное бюджетное учреждение «Центр крови» г. Бийска обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания управления Роспотребнадзора от 11.03.2013 № 16/57 об устранении выявленных нарушений.

При проверке было установлено несоблюдение учреждением здравоохранения Правил оказания платных медицинских услуг и санитарно-гигиенических требований и норм.

В частности, выявлены следующие нарушения: не устранены дефекты внутренней отделки, гигиенического покрытия пола помещений;

  • не обеспечена внутренняя отделка стен и потолков помещений прачечной в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
  • умывальная раковина в помещении для забора крови не оборудована смесителем с локтевым (иным бесконтактным) управлением;
  • не оборудованы дополнительные вспомогательные и санитарно-гигиенические помещения: помещение для отдыха доноров площадью не менее 12 кв. м, помещения для хранения уборочного инвентаря и т. д.

При оказании платных медицинских услуг не заключались соответствующие договоры с заказчиками (потребителями). Доводы учреждения здравоохранения о вручении акта проверки неуполномоченному лицу, а также о недопустимости повторного предложения устранить выявленные нарушения оказались, с точки зрения суда, необоснованными и несостоятельными.

Заявление Центра крови осталось без удовлетворения, предписания Роспотребнадзора были признаны правомерными.

Функции Роспотребнадзора

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным органом федеральной власти.

Медицинские организации входят в список объектов, подпадающих под проверки Роспотребнадзора, как плановые, так и внеплановые.

Более того, они, пожалуй, занимают приоритетные позиции в данном списке, так как при оказании медицинских услуг речь идет о здоровье человека как одной из высших жизненных ценностей.

Медицинской организации при подготовке к проверке Роспотребнадзора необходимо изучить нормативно-правовую базу, которой данный орган руководствуется при проведении мероприятий по контролю.

Подготовка к проверке Роспотребнадзора

Подготовка к проверке Роспотребнадзора: изучаем нормативную базу

Основными документами, составляющими нормативно-правовую базу, являются:

  1. Закон №  294-ФЗ;
  2. приказ Роспотребнадзора от  16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» (далее — Регламент);
  3. приказ Роспотребнадзора от  24.03.2010 № 103 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от  26.12.2008 №  294-ФЗ»;
  4. Закон о защите прав потребителей;
  5. санитарно-гигиенические правила, нормы, стандарты, введенные на основании Закона №  52-ФЗ.

Читайте также в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

Уведомление о проверке

Проверки Роспотребнадзора подчиняются общим требованиям к проверкам организаций, установленным в Законе №  294-ФЗ.

Исходя из этого, медицинская организация должна быть уведомлена о начале процедуры проверки Роспотребнадзора за три рабочих дня — при плановой проверке — и за 24 часа — при внеплановой. 

Если в медицинскую организацию собираются нагрянуть сотрудники Роспотребнадзора, необходимо знать о ряде запретов, существующих для данных проверяющих лиц.

На что ревизоры Роспотребнадзора не имеют права

Так, ревизоры согласно п. 57 Регламента не вправе:

  1. проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Роспотребнадзора;
  2. осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя хозяйствующего субъекта, за исключением случая проведения такой проверки, когда основанием для проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  3. требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не выступающих объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  4. отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований (испытаний, измерений), техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований (испытаний, измерений);
  5. распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством;
  6. превышать установленные сроки проведения проверки.

Что же является объектом внимания сотрудников Роспотребнадзора при ппроверки? 

Если речь идет о плановой проверке, ревизорами запрашивается внушительный перечень документов для изучения.

Проверка Роспотребнадзора: примерный перечень запрашиваемых документов и сведений

Устав юридического лица.

Лицензии на осуществляемую деятельность.

Санитарно-эпидемиологические заключения.

Структура юридического лица (указать наименования и адреса филиалов, если есть; указать юридическое наименование, адрес медицинской организации, должность и Ф. И. О. руководителя).

Приказ, протокол (решение) о назначении на должность руководителя.

Приказ (доверенность) от имени юридического лица на должностное лицо, уполномоченное участвовать в мероприятиях при проведении проверки, предоставлять по запросу лица органа государственного контроля (надзора) документы и сведения, давать объяснения и пояснения в устном и письменном виде по ходу проверки и по окончании, знакомиться, расписываться и получать под подпись акт по результатам мероприятий по контролю, получать под подпись предписания о вызове в органы государственного контроля (надзора).

Информация о привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности (количество, в т. ч. женщин, разрешение на работу, места проживания, условия питания и т. д.).

Список лиц до 18 лет, привлекаемых на работу (при наличии).

Перечень арендаторов (при наличии).

Штатное расписание или выписка из него, содержащая информацию о возрасте, с указанием пола работающих, даты поступления на работу, стажа работы в данной специальности.

Информация о количестве сотрудников (по отделениям), должности. Должностные инструкции на работников (главный врач, заместитель главного врача, главная медсестра, заведующие отделениями).

Данные о составе и площадях основных и вспомогательных помещений (ситуационный план, экспликация помещений), площади и количество коек палат стационарных отделений.

Документы, подтверждающие проведение дезинфекции, дератизации, дезинсекции (договоры, акты выполненных работ).

Договоры на поставку питьевой и горячей воды и прием сточных вод.

Программа производственного контроля, утвержденная руководителем предприятия (организации).

Список контингентов (перечень профессий) и поименные списки лиц, подлежащих предварительному и периодическому медицинскому осмотру (ПМО) за последние три календарных года (включительно с годом проведения проверки).

Документ, подтверждающий прохождение работниками ПМО в медицинской организации в последние три года, а именно заключительные акты по результатам ПМО в эти три года.

Календарный план проведения ПМО работников в медицинской организации в текущем календарном году, утвержденный главным врачом и согласованный с работодателем (его представителем). Календарный план проведения ПМО работников в центре профпатологии (ЦПП) в текущем календарном году, утвержденный главным врачом ЦПП и согласованный с работодателем (его представителем).

Документы, подтверждающие проведение вакцинации работников от дифтерии, краснухи, кори, гепатита, А, гепатита В, гриппа, клещевого энцефалита, паротита, (списки, заверенные руководителем медицинской организации, прививочные сертификаты или отказы работников от вакцинации в письменном виде).

Документы, подтверждающие прохождение работниками профилактических флюорографических осмотров.

Протоколы лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды (химических, физических, биологических) и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда) на рабочих местах в последние три календарных года, выполненные лабораторией, аккредитованной в установленном порядке.

Данные о результатах медицинских осмотров декретированных групп работающих (личные медицинские книжки).

Журналы, предусмотренные утвержденной руководителем программой производственного контроля.

План по выполнению требований СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» (с указанием сроков и очередности выполнения требований, предусмотренных СанПиНом), согласованный с органами Роспотребнадзора.

Информация о наличии санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса на постоянных рабочих местах женщин.

Перечень технологического оборудования с указанием наименования, марки, изготовителя, даты выпуска, паспорта на технологические процессы и оборудование.

Отчет о техническом состоянии вентиляции и заключение о соответствии вентиляции требованиям действующих норм и правил (с протоколами аэродинамических испытаний вентиляционных систем, выполненных аккредитованной организацией).

При наличии источников ионизирующих излучений: лицензии и  санитарно-эпидемиологические заключения на работу с данными источниками, радиационно-гигиенический паспорт организации, протоколы дозиметрического контроля за последние три года.

Перечень рентгеновских аппаратов: марка, срок эксплуатации, характеристика, регистрационные удостоверения Минздрава России.

Договор на техническое обслуживание и ремонт рентгеновского оборудования.

Учет и контроль доз облучения пациентов: журнал учета лучевых нагрузок на пациентов, листы учета дозовых нагрузок пациента.

Сведения о проведении индивидуального дозиметрического контроля персонала группы «А»: договор, протоколы лабораторных испытаний за последние три года.

Схема по обращению с медицинскими отходами.

Табели оснащения спецодеждой и средствами индивидуальной защиты персонала.

План по профилактике внутрибольничных инфекций.

Документы, подтверждающие качество текущей и заключительной уборки.

Инструкции по приготовлению дезинфицирующего раствора.

Договоры по передаче отходов специализированным предприятиям.

Наглядная информация, предоставляемая потребителям (информационный стенд).

Типовой бланк договора об оказании платных медицинских услуг.

Документ, утверждающий типовой бланк договора об оказании платных медицинских услуг (приказ, утверждающий данный бланк).

Перечень оказываемых услуг.

Прейскурант цен на оказываемые услуги в текущем календарном году.

Договоры об оказании платных медицинских услуг, заключенные с потребителями (не менее 5 экземпляров).

Документ, подтверждающий оплату медицинских услуг потребителями.

Кроме того, ревизоры оценивают соответствие помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам (высота потолков, наличие необходимого метража, соблюдение чистоты, расположение помещений по отношению друг к другу и т. д.).

Предмет проверки (особенно плановой) Роспотребнадзора достаточно обширен, поэтому необходимо знать, на что проверяющие лица обращают особое внимание.

Перечислим наиболее распространенные объекты пристального внимания ревизоров

содержание договора об оказании услуг потребителю;

наличие и содержание информированных добровольных согласий (особенно при внеплановых проверках);

параметры дверных проемов, метраж помещений, их расположение по отношению друг к другу, функциональное назначение, высота окон, потолков;

наличие отдельных кабинетов (в определенных случаях: например, если медицинское учреждение имеет лицензию на детскую стоматологию, должен быть отдельный стоматологический кабинет для приема детей);

расположение вентиляции, ее изолированность от воздуховодов жилых помещений, соответствие конструкции заявленному проекту;

акты ревизии вентиляционных систем, паспорта систем вентиляции центра, организация работ по очистке и дезинфекции систем вентиляции;

содержание Программы производственного контроля (см. СП  1.1.1058–01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  13.07.2001 № 18);

результаты лабораторных исследований проб дезинфицирующих средств, проведенных в центральном отделе Управления Роспотребнадзора;

наличие смесителей с локтевым управлением для жидкого мыла и раствора антисептика в кабинетах;

данные флюорографических обследований, медицинских осмотров на всех сотрудников;

оформление медицинских книжек;

данные по обследованию сотрудников на маркеры гепатита В и С, ВИЧ-инфекцию;

результаты исследований факторов производственной среды, которые медицинская организация обязана проводить в соответствии с планом производственного контроля, — освещенности, микроклимата, локальной вибрации и проч. (см. СанПиН 2.1.3.2630–10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  18.05.2010 № 58);

соблюдение режима стерилизации, сроков хранения стерильных изделий в стерилизационной;

своевременность производственного лабораторного контроля биологического фактора (контроля работы стерилизующей аппаратуры, микробной обсемененности, контроля текущей дезинфекции) — СанПиН 2.1.3.2630–10;

обеспечение хранения ртутьсодержащих ламп в соответствии с нормами — СанПиН 2.1.7.2790–10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  09.12.2010 № 163);

 проверяется наличие «железного ящика»;

согласованность плана по выполнению требований СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» со службой Роспотребнадзора;

наличие сертификатов о профилактических прививках (против дифтерии, гепатита В, кори, гриппа, дифтерии, столбняка, клещевого энцефалита).

При любом виде проверки, плановой или внеплановой, документарной или выездной, Роспотребнадзор уделяет внимание наличию и содержанию договора на оказание медицинских услуг. 

Справка: Роспотребнадзором проверяется наличие необходимого медицинского оборудования для осуществления тех видов медицинской деятельности, которые заявлены в лицензии медицинской организации, его соответствие санитарным правилам. Информационный стенд и вывеска медицинской организации также не остаются без внимания сотрудников Роспотребнадзора. Проверяющие могут затребовать дополнительные документы и материалы в зависимости от основания проверки.

Типичные ошибки в договорах, которые выявят при проверке

Анализ практики проверок позволяет выделить типичные ошибки в договорах, которые рассматриваются Роспотребнадзором как нарушения.

  1. Условие в договоре о стоимости брони (именно это слово используется в договорах медицинских организаций), об авансе (за еще не оказанную услугу) рассматривается контролирующим органом как нарушение ст. 32 Закона о защите прав потребителей, согласно которой потребитель вправе отказаться от оказания услуг в любое время при оплате исполнителю фактически понесенных расходов.
  2. Недопустимым, с точки зрения Роспотребнадзора, является условие о расторжении договора медицинской организацией в одностороннем порядке. В обоснование своих требований проверяющие ссылаются на ст. 310 ГК РФ, а также на то, что Закон о защите прав потребителей не предусматривает возможность изменения договора, заключенного с гражданином, в одностороннем порядке со стороны исполнителя медицинских услуг.
  3. Отсутствие сведений о стоимости и сроках предоставления медицинских услуг в договоре также расценивается как нарушение.
  4. Нарушением считается и отсутствие данных о внесении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН) с указанием регистрирующего органа.
  5. Медицинской организации придется отвечать за отсутствие в договоре перечня оказываемых медицинских услуг либо несоответствие этого перечня выданной лицензии на медицинскую деятельность. Санкции могут последовать и в том случае, если в договоре не указан адрес местонахождения, телефон органа, выдавшего лицензию. При этом следует учитывать, что предмет договора должен дословно повторять перечень медицинских услуг, указанных в лицензии.
  6. В договоре могут быть предусмотрены дополнительные основания, при наличии которых исполнитель вправе не соблюдать гарантийные обязательства («если в период гарантийного срока была беременность, заболевание внутренних органов» и т. д.). По мнению Роспотребнадзора, подобные положения противоречат п. 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей: исполнитель отвечает за недостатки услуги, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы, действия третьих лиц или непреодолимой силы.
  7. Включение в договор условий о штрафах, налагаемых на пациентов в случае невыполнения ими ряда действий, вмененных им в обязанности условиями договора, также признается нарушением. Данный вывод подтверждается в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от  11.06.2015 №  08АП-4269/2015 по делу №  А81-40/2015.
  8. Наконец, недопустимыми считаются формулировки вроде «исполнитель не принимает претензии, основанные на заключении третьих лиц».

Судебная практика: В нарушение ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона о защите прав потребителей в договоры на медицинские услуги по проведению периодических медицинских осмотров, заключенных между ГБУЗ «НЦГБ» и потребителями, включены условия, ущемляющие права потребителя. 

В частности, предусмотрено взимание с заказчика за неисполнение конкретного пункта договора (предусматривающего требование предоставления заказчиком исполнителю одновременно с подписанным договором документа, подтверждающего правомочие лица на подписание договора) штрафа в размере 1% от общей суммы подлежащих оплате услуг на момент предъявления штрафа.

По мнению Роспотребнадзора, размеры удержаний с заказчиков (потребителей) должны соответствовать расходам, понесенным фирмой в связи с отказом заказчика (потребителя) от исполнения договора.

Единственное удержание со стороны исполнителя может быть направлено на возмещение понесенных им расходов, размер которых он обязан подтвердить документально.

Иные удержания из оплаченной стоимости услуг должны быть обоснованны и целесообразны. Поэтому каждое из представленных исполнителем требований денежного характера не может быть взыскано с потребителя.

Необоснованные требования Роспотребнадзора

Не все требования, предъявляемые Роспотребнадзором к содержанию договора на оказание медицинских услуг, на наш взгляд, следует считать законными и обоснованными, а также реально выполнимыми. 

Так, например, даже если в договоре указано, что стоимость медицинских услуг определяется согласно актуальному прайс-листу, размещенному на информационном стенде медицинской организации, а сроки оказания медицинских услуг отдельно согласуются сторонами в медицинской карте, не всем проверяющим этого бывает достаточно. Зачастую к оценке данных требований закона могут подойти достаточно формально — нет четких сроков и стоимости в самом договоре, значит, нарушение налицо.

К сожалению, медицинские организации во многих случаях предпочитают заплатить, нежели спорить, судиться и «портить отношения» с представителями власти.

В первую очередь это связано с тем, что сумма штрафа за включение в договор условий, «ущемляющих установленные законом права потребителя», невелика. Она составляет согласно ч. 2. ст. 14.8 КоАП РФ для юридического лица — до 20 тыс. руб., для должностного лица — до 2 тыс. руб. Такой размер штрафа, особенно для частных медицинских организаций, не является существенным.

Поэтому, взвесив все за и против, руководители медицинских организаций предпочитают платить и не спорить.

Некоторые руководители медицинских организаций принимают решение оставить в договоре ряд условий, незаконных с точки зрения сотрудников Роспотребнадзора, но более выгодных с коммерческой точки зрения (например, условие об авансе).

В этом случае размер штрафов учитывается в счет необходимых издержек и рисков предприятия.

В последние годы в связи с увеличением правовой грамотности населения и на фоне экономического кризиса резко возросло количество внеплановых проверок.

Как следствие, увеличилось число штрафов, которые приходится платить организациям при невыполнении требований Роспотребнадзора.

Поэтому многие руководители пересматривают свою позицию. Теперь предпочтительно изменить условия договоров на оказание медицинских услуг. 

Правда, оспаривать предписания Роспотребнадзора по данному основанию в связи с неизменными размерами штрафов большинство руководителей до сих пор не торопится.

Наиболее часто при обнаружении сотрудниками Роспотребнадзора нарушений медицинским организациям и их должностным лицам вменяются ст. 6.3 (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), ст. 14.7 (Обман потребителей), ст. 14.8 (Нарушение иных прав потребителей) КоАП РФ.

Исключим уже рассмотренные ранее правонарушения, описанные в ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, — включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.

Нарушения в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований 

Среди других нарушений весьма распространены нарушения в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и норм, невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ) и нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Отдельный интерес представляет ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ, введенная в действие с 1 января 2015 г. Федеральным законом от  31.12.2014 №  530-ФЗ.

Она гласит: введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, карается штрафом. Для должностных лиц сумма штрафа составляет от 12 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Комментарий автора: Судебная практика по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ еще не сформирована, однако, на наш взгляд, широкое толкование данной нормы, к примеру споры относительно допустимости использования тех или иных характеристик товара, услуги или полноты описания таких характеристик, может привести к злоупотреблениям со стороны Роспотребнадзора при проведении проверок.

Также обратим внимание на вступление в силу с 1 января 2015 г. ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

Теперь необеспечение возможности оплаты наличными средствами или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя карается штрафом для должностных лиц — от 15 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Таким образом, если в медорганизации до сих пор не предусмотрена возможность для пациентов расплачиваться банковскими картами, подпадающими под национальную систему платежных карт, нужно срочно решать этот вопрос, иначе штрафы неизбежны.

Однако при этом стоит учитывать ограничения, установленные ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей, по использованию банковских карт предприятиями, чья выручка за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость не превышала предельные значения, установленные постановлением Правительства РФ от  09.02.2013 № 101.

Оформление информированного добровольного согласия

Медицинская организация должна уделить пристальное внимание надлежащему оформлению информированного добровольного согласия.

В обязательном порядке такие документы должны быть подписаны пациентами.

При отсутствии информированных согласий пациентов на проведение операций по искусственному прерыванию беременности медицинской организации грозит штраф в размере от 40 тыс. до 100 тыс. руб. (для юридического лица) и от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для должностного лица (ч. 1 ст. 6.32 КоАП РФ).

Итак, КоАП РФ предоставляет Роспотребнадзору многочисленные возможности для применения санкций в отношении медицинской организации.

Однако, если учитывать все требования, предъявляемые к организациям при проведении проверки, а также особенности проверки Роспотребнадзора, можно успешно подготовиться к ней и избежать неприятных последствий.

В заключение отметим, что за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, повлекшее массовые заболевания или отравления людей, а также смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 236 УК РФ)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль