Закупка лекарственных средств по требованиям Закона о контрактной системе

452

Отсутствие инструмента управления закупочной деятельностью медицинских организаций грозит признанием закупки лекарственных средств необоснованной или проведенной с нарушениями.

Это в свою очередь влечет административную ответственность для виновников.

В этой ситуации оптимальным выходом будет ввести в действие формулярную систему лекарственного обеспечения медицинской помощи в качестве инструмента управления.

Законом об охране здоровья ограничивается ассортимент лекарств, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — Программа госгарантий). 

Рассмотрим ситуацию:

При проведении анализа закупок лекарственных средств выявлено, что одна из больниц приобрела в форме таблеток, покрытых оболочкой, препараты, содержащие в качестве действующего вещества норфлоксацин (400 мг/таб.), офлоксацин (400 мг/таб.) и ципрофлоксацин (500 мг/таб.) стоимостью соответственно 14,01 руб./таб., 4,94 руб./таб. и 1,59 руб./таб.

Все эти лекарства относятся к одной фармакологической группе, включены в стандарты медицинской помощи и не имеют каких-либо существенных преимуществ по клиническому действию.

Однако норфлоксацин не входит в перечень ЖНВЛП, не имеет зарегистрированных цен и не может приобретаться в плановом порядке медицинскими организациями, участвующими в реализации Программы госгарантий. Между тем затраты на проведение курса лечения офлоксацином с достижением аналогичного клинического результата существенно более значительны, чем при лечении ципрофлоксацином.

Отказ от приобретения препаратов норфлоксацина и офлоксацина позволил бы приобрести не только необходимое для лечения больных количество ципрофлоксацина, но и практически на 33% уменьшить расход финансовых средств на приобретение лекарств данной фармакологической группы…

Медицинская помощь должна организовываться и оказываться в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ст. 37), включающих зарегистрированные на территории РФ лекарственные препараты.

При оказании в рамках Программы госгарантий первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях граждане обеспечиваются лекарствами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) (ст. 80 Закона об охране здоровья).

Для реализации Программы госгарантий необходимо планировать приобретение лекарственных средств в ассортименте, зависящем от вида оказываемой медицинской помощи, а также в количествах, рассчитанных на основании нормативов, установленных стандартами медицинской помощи, но с учетом имеющихся реальных условий оказания медицинской помощи и предельных цен, зарегистрированных производителями в Госреестре цен.

Закупка лекарственных средств по требованиям Закона о контрактной системеНазначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи и в перечень ЖНВЛП, допускаются только по решению врачебной комиссии в случае индивидуальной непереносимости, а также по жизненным показаниям.

Приобретение лекарственных средств по решению врачебной комиссии не может быть запланировано медицинской организацией, поэтому лекарственные препараты в этих случаях могут приобретаться без проведения торгов.

Анализ закупок лекарственных средств

Целью настоящей работы стало проведение анализа закупок лекарственных средств, необходимых для оказания бесплатной для граждан медицинской помощи в условиях действия Закона о контрактной системе. 

В качестве объекта исследования были использованы размещенные на Официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (далее — Портал госзакупок) данные о контрактах, заключенных медицинскими организациями муниципальной и областной форм собственности в период с 1 января по 31 декабря 2014 г.

В исследование включены данные о закупках лекарственных средств 388 медицинских организаций шести областей Центрального федерального округа (Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Московская и Рязанская области) с населением 13 596,1 тыс. чел.

Всего на Портале госзакупок было найдено 38 204 карточек контрактов, заключенных медицинскими организациями, а также органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Из общего числа контрактов 13 208 контрактов (34,6% от общего числа контрактов) заключались на поставку лекарственных средств, в том числе 11 309 контрактов были заключены медицинскими организациями, а 1899 контрактов были заключены органами исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ по результатам централизованных закупок лекарств.

В  1-м квартале 2014 г. было заключено 26,1% контрактов, во  2-м квартале — 22,8% контрактов, в  3-м квартале — 23,3% контрактов, а в  4-м квартале- 27,8% от общего числа контрактов на поставку лекарств. Общая сумма контрактов, заключенных в 2014 г. на поставку лекарственных средств, составила 13 277,2 млн руб.

Закупка лекарственных средств по требованиям Закона о контрактной системеВместе с тем в контракты, заключенные 73 медицинскими организациями, наряду с лекарственными средствами включалась продукция (продукты специализированного питания, дезинфицирующие средства, средства гигиены), не имеющая отношения к собственно лекарственным средствам.

Стоимость подобного рода продукции составила 131,4 млн рублей (1% от общей суммы контрактов).

Средний уровень расходов на приобретение лекарственных средств (табл. 1) составил 967 руб. в расчете на 1 человека в год (от 384 руб./чел. во Владимирской области до 1292 руб./чел. в Московской области).

Таблица 1. Данные о расходах на приобретение лекарственных средств

Области Численность населения (тыс. чел.) Подушевой норматив финансового обеспечения Программы госгарантий (на 1 человека в год) Расходы на приобретение ЛС (руб./чел.)
Белгородская 1 547,8 9 940,5 810
Брянская 1 232,9 8 493,0 462
Владимирская 1 405,7 10 791,9 384
Ивановская 1 037,1 8 851,5 518
Московская 7 236,6 12 995,8 1 292
Рязанская 1 135,9 9 433,9 789
Среднее по областям 13 596,1 967

Минимальный удельный вес расходов на приобретение лекарственных средств по отношению к утвержденному нормативу финансового обеспечения Программы госгарантий в расчете на 1 человека в год отмечается во Владимирской области (3,6%), а максимальный — в Московской области (9,9%).

По результатам открытых аукционов, проводимых в электронном виде, было заключено 75,2% от общего числа контрактов, суммарная стоимость которых составила 96,8% от общей стоимости контрактов, заключенных на поставку лекарственных средств (табл. 2).

Суммарная стоимость контрактов, заключенных с единственным поставщиком, т. е. без проведения торгов, составила 1,3% (10,3% от общего количества контрактов), а заключенных с поставщиками, предложившими более низкую цену (запрос котировок) — 1,6% от общей стоимости контрактов (14,5% от общего числа контрактов).

Таблица 2. Данные об использовании способов определения поставщика и стоимости заключенных контрактов (2014 г.)

Области

Открытый аукцион

Единственный поставщик

Запрос котировок

% числа контрактов % стоимости % числа контрактов % стоимости % числа контрактов % стоимости
Белгородская 69,4 89,2 25,3 9,4 5,3 1,4
Брянская 54,4 94,1 30,2 1,6 15,4 4,3
Владимирская 71,3 89,2 7,1 1,0 21,5 9,8
Ивановская 49,8 85,5 12,1 4,9 38,1 9,6
Московская 89,6 99,1 3,5 0,1 6,8 0,8
Рязанская 84,7 96,9 1,5 0,2 13,9 2,9
В целом 75,2 96,8 10,3 1,3 14,5 1,9

Самый большой процент заключаемых контрактов (89,6%) и наибольший процент стоимости продукции (99,1%), закупаемой по результатам открытых аукционов в электронном виде, отмечается в Московской области.

В Брянской и Белгородской областях очень часто контракты заключаются с единственным поставщиком без проведения конкурсных процедур (25,3% и 30,2% от общего количества заключенных контрактов).

В течение 2014 г. удельный вес контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, в Белгородской области возрос с 1,6% в  1-м квартале до 11,5% в  4-м квартале, а в Брянской области — с 5,9% до 13,6% от общего числа контрактов, заключенных в этих областях.

В Ивановской области в качестве способа определения поставщика распространен запрос котировок. Определение поставщика по результатам анализа цен, представленных заинтересованными лицами на планируемые к закупкам лекарства, было проведено для 38,1% заключенных контрактов на поставку лекарств.

С целью обеспечения деятельности единой информационной системы каждой закупке присваивается идентификационный код, формируемый на основе кода бюджетной классификации и кодов общероссийских классификаторов (ст. 23 Закона о контрактной системе).

В 2014 г. для обозначения лекарственных средств в качестве объекта закупки было использовано 1540 различных кодов, в том числе 13 кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004–93).

В качестве сравнения можно привести приказ Минпромторга России от  31.03.2015 № 656 «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли фармацевтической промышленности Российской Федерации».

Закупка лекарственных средств по требованиям Закона о контрактной системеКСТАТИ: Очень часто в карточках заключенных контрактов объект закупок обозначался такими фразами, как «закупка лекарственных препаратов», «согласно технического задания», «согласно договору», «на основании документации».

В этом приказе для обозначения 601 международного (непатентованного) наименования (далее — МНН) лекарственных средств использован всего лишь один код (24.42.1), обозначающий подгруппу «Средства лекарственные», входящую в группу «Препараты фармацевтические».

Использование в качестве основы кода подгруппы «Лекарственные средства» в семизначном коде, проставляемом в карточках заключенных контрактов, отмечалось только в 73,8% случаев кодирования объекта закупок. Иными словами, в четверти случаев код не соответствовал объекту закупки.

В соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер с указанием функциональных, технических и качественных характеристик.

В реестр заключенных контрактов (ст. 103 Закона) должна включаться информация об источнике финансирования, объекте закупки, цене контракта и сроках его исполнения, цене единицы товара, наименовании страны происхождения и о производителе товара.

Для описания объекта закупки могли использоваться названия кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОК 034–2007) или даже сами коды этого классификатора, а также названия групп лекарственных средств по  анатомотерапевтической-химической классификации (АТХ).

Описание объекта закупки могло ограничиваться или МНН, или торговым названием, или только формой выпуска продукции (лекарственной формой).

В качестве единиц измерения могли указываться человеко-часы или автомобиле-дни, дюжины или десятки пар.

Вместо цены за единицу продукции могла быть указана стоимость всей продукции, поставляемой по контракту, стоимость одной таблетки или ампулы в упаковке, а также стоимость 1 кг, 1 мг или 1 мл.

Наличие грамматических ошибок в написании названий лекарственных средств, а также включение в одну графу информации, которая должна была быть распределена по шести графам в карточке заключенного контракта, делало невозможным проведение дальнейшего анализа части представленных данных.

Закупка лекарственных средств по требованиям Закона о контрактной системеВо многих случаях не представляется возможным определение источника финансирования в связи или с отсутствием данных, или с обозначениями источника финансирования одним словом «бюджет», или в связи с перечислением всех возможных источников финансирования.

Общая стоимость закупленных лекарственных средств, сопровождаемых данными, по разным причинам не поддающимися идентификации, составила 2212,0 млн. руб., т. е. 16,8% от общей суммы (табл. 3).

Наиболее высокий (71,8% от стоимости закупленных лекарств) уровень не поддающихся идентификации данных о закупленных лекарственных средствах отмечается в Брянской области.

Таблица 3. Полнота представления информации о закупленных лекарственных средствах

Период 2014 г. Общая стоимость лекарств (млн руб.) Не поддаются идентификации (млн руб.) Изготовлены в аптеках и субстанции (млн руб.) Определены по МНН (млн руб.) в т. ч. имеют торговое название, дозировку и фасовку (млн руб.) в т. ч. указаны страна, производитель (млн руб.)
1 квартал 2634,4 1024,8 16,3 1593,3 1196,2 280,1
2 квартал 5152,5 395,1 19,1 4738,4 1158,0 205,9
3 квартал 2259,1 348,4 12,5 1898,3 928,2 127,7
4 квартал 3099,7 443,7 29,4 2626,6 1216,9 175,1
Итого 13145,8 2212,0 77,3 10856,5 4499,2 788,7

Суммарная стоимость экстемпорально изготавливаемых лекарственных средств в аптечных организациях и фармацевтических субстанций, необходимых для изготовления лекарственных средств в медицинских организациях, составила 77,3 млн руб. (0,6% от общей суммы).

На основании данных об объекте закупки, указанных в карточках заключенных контрактов, удалось идентифицировать по МНН (или по замещающему МНН наименованию) лекарственные средства на 10856,5 млн руб., из которых информацию о торговом названии, дозировке и фасовке имели лекарственные средства с общей стоимостью 4449,2 млн руб.

Полная информация об объекте закупок, включающая данные о производителе и стране производства, была указана для лекарственных средств, закупленных на 788,7 млн руб. (6,0% от общей суммы).

В  1-м квартале полная информация об объекте закупки была представлена для лекарственных средств на сумму, составляющую 10,6%, во  2-м квартале — 4,0%, в  3-м квартале — 5,7% и в  4-м квартале — 5,6% от общей стоимости закупленных лекарственных средств.

Закупка лекарственных средств по требованиям Закона о контрактной системеОбщий ассортимент приобретенных лекарств составил 1376 МНН. Проведенный функционально-стоимостной анализ ( АВС-анализ) показал, что 80% финансовых средств было направлено на приобретение всего 135 МНН (9,8% от общего числа МНН), в то время как на приобретение 997 МНН было израсходовано всего 5% финансовых средств (табл. 4).

Таблица 4. Результаты АВС-анализа закупок лекарственных средств (2014 г.)

Группа Кол-во МНН Удельный вес МНН
«А» (80% от суммарной стоимости лекарственных средств) 135 9,8%
«В» (15% от суммарной стоимости лекарственных средств) 244 17,7%
«С» (5% от суммарной стоимости лекарственных средств) 997 72,5%
Всего 1376 100,0%

Результаты анализа свидетельствуют о том, что для решения финансовых проблем, связанных с приобретением лекарственных средств, органам управления важно держать под контролем цены на продукцию, произведенную на основе очень небольшого количества МНН.

Из общего ассортимента закупленных лекарственных средств 537 МНН (39,0%) входят в перечень ЖНВЛП, а 891 МНН (64,8%) в данный перечень не входят (табл. 5). 

Необходимо обратить внимание на то, что вхождение в перечень ЖНВЛП определяется не только названием действующих веществ, но и формой выпуска продукции, поэтому одно и то же МНН может быть как среди входящих в перечень, так и среди не входящих в перечень ЖНВЛП.

Таблица 5. Данные об ассортименте закупленных лекарственных средств (2014 г.)

Область

Кол-во МНН

Кол-во МНН, входящих в перечень ЖНВЛП

Кол-во МНН, не входящих в перечень ЖНВЛП

абс. абс. % абс. %
Белгородская 654 427 65,3 241 36,9
Брянская 403 291 72,2 122 30,3
Владимирская 821 415 50,5 431 52,5
Ивановская 694 359 51,7 350 50,4
Московская 1 223 506 41,4 761 62,2
Рязанская 857 410 47,8 470 54,8
Всего 1 376 537 39,0 891 64,8

Наименьший ассортимент лекарств по количеству, но с максимальным удельным весом лекарств, входящих в перечень ЖНВЛП, приобретался в 2014 г. медицинскими организациями Брянской области, в которой отмечается самый низкий уровень расходов на приобретение лекарственных средств (в расчете на одного жителя в год).

Диаметрально противоположная картина наблюдается в Московской области, имеющей самый большой показатель расходов в расчете на одного жителя.

Закупка лекарственных средств по требованиям Закона о контрактной системеУдельный вес расходов на приобретение лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛП, в 2014 г. составил в среднем 74,3% от общей стоимости приобретенных лекарственных средств, а удельный вес потребительских упаковок этих лекарственных средств — 86,3% от общего числа единиц приобретенной продукции (табл. 6).

Таблица 6. Данные о закупках лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛП (2014 г.)

Удельный вес стоимости ЛС Удельный вес числа единиц продукции
Всего 2014 г. 74,3% 86,3%
Белгородская область 83,2% 89,6%
1 кв. 2014 г. 85,5% 80,5%
2 кв. 2014 г. 86,9% 96,4%
3 кв. 2014 г. 80,7% 98,8%
4 кв. 2014 г. 73,0% 84,6%
Брянская область 86,6% 87,4%
1 кв. 2014 г. 86,2% 90,2%
2 кв. 2014 г. 90,1% 89,2%
3 кв. 2014 г. 86,7% 81,7%
4 кв. 2014 г. 75,7% 90,1%
Владимирская область 78,7% 87,8%
1 кв. 2014 г. 69,3% 88,1%
2 кв. 2014 г. 84,0% 88,7%
3 кв. 2014 г. 82,9% 87,1%
4 кв. 2014 г. 71,8% 87,4%
Ивановская область 58,3% 88,2%
1 кв. 2014 г. 73,7% 89,4%
2 кв. 2014 г. 36,4% 86,7%
3 кв. 2014 г. 63,7% 86,4%
4 кв. 2014 г. 68,7% 90,2%
Московская область 72,7% 83,6%
1 кв. 2014 г. 66,0% 82,1%
2 кв. 2014 г. 70,2% 85,0%
3 кв. 2014 г. 79,9% 82,2%
4 кв. 2014 г. 75,6% 84,9%
Рязанская область 79,7% 86,8%
1 кв. 2014 г. 75,8% 90,6%
2 кв. 2014 г. 78,7% 86,2%
3 кв. 2014 г. 78,8% 85,6%
4 кв. 2014 г. 83,0% 85,9%

Наименьший уровень затрат на приобретение лекарств, входящих в перечень ЖНВЛП, отмечается в Ивановской области (58,3% от общей стоимости приобретенных лекарственных средств), а наибольший уровень затрат — в Брянской области.

При поквартальном анализе отмечается прогрессирующий рост удельного веса затрат на приобретение лекарственных средств из перечня ЖНВЛП в Московской и Рязанской областях, в то время как в Белгородской и Брянской областях отмечается обратная динамика.

При анализе ассортимента лекарственных средств, централизованно закупленных органами управления в сфере здравоохранения Белгородской, Московской и Рязанской областей (табл. 7), можно отметить, что расходы на приобретение лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛП, не превышают 84% от стоимости закупленных лекарственных средств вне зависимости от степени централизации финансовых средств.

Таблица 7. Анализ централизованных закупок лекарственных средств, организованных органами управления в сфере здравоохранения

Названия органа управления в сфере здравоохранения Удельный вес от суммарных по области расходов на закупку лекарств Удельный вес стоимости лекарств, входящих в перечень ЖНВЛП Удельный вес числа единиц лекарств, входящих в перечень ЖНВЛП
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области 95,9% 83,9% 89,5%
Министерство здравоохранения Московской области 77,1% 75,3% 77,3%
Министерство здравоохранения Рязанской области 57,8% 83,4% 80,9%

Лекарственные средства, входящие в перечень ЖНВЛП, подпадают под действие законодательства о государственном регулировании цен.

Проведенное исследование показало, что средняя цена одной потребительской упаковки из числа лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛП, в среднем в 2,2 раза меньше, чем цена единицы продукции, не имеющей зарегистрированной цены.

Можно отметить, что медицинские организации Московской области имеют возможность приобретать дорогостоящую продукцию, как входящую, так и не входящую в перечень ЖНВЛП.

Закупка лекарственных средств по требованиям Закона о контрактной системеВ отличие от всех прочих, медицинские организации Ивановской области приобретают наименее дорогостоящие лекарственные средства из числа входящих в ЖНВЛП, но в то же самое время приобретают довольно дорогостоящие лекарственные средства, не входящие в перечень ЖНВЛП.

Ассортимент приобретаемых лекарственных средств, а также средняя стоимость единицы продукции во многом зависят от вида оказываемой медицинской помощи и структуры заболеваемости среди граждан, обращающихся за медицинской помощью.

Исследование показало (табл. 8), что для оказания высокотехнологической помощи, например, в специализированных медицинских организациях, приобретаются более дорогостоящие лекарственные средства по сравнению с медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.

Таблица 8. Анализ закупок лекарственных средств в зависимости от вида медицинской организации

Вид медицинской организации Удельный вес расходов Средняя стоимость
одной единицы (руб.)
Участковые больницы 100,0% 57,97
лекарство входит в перечень ЖНВЛП 54,3% 38,67
нет 45,7% 142,58
Центральные районные больницы 100,0% 88,40
лекарство входит в перечень ЖНВЛП 68,8% 70,83
нет 31,2% 195,42
Городские больницы 100,0% 94,41
лекарство входит в перечень ЖНВЛП 70,3% 76,85
нет 29,7% 205,67
Клинические больницы 100,0% 198,05
лекарство входит в перечень ЖНВЛП 67,6% 148,82
нет 32,4% 640,92
Органы исполнительной власти 100,0% 723,35
лекарство входит в перечень ЖНВЛП 77,2% 651,00
нет 22,8% 1159,77
Прочие медицинские организации 100,0% 297,56
лекарство входит в перечень ЖНВЛП 64,7% 239,47
нет 35,3% 534,94

Участковые больницы приобретали наименее дорогостоящие лекарственные средства, а расходы на приобретение лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛП, составили всего 54,3% от общей суммы расходов.

В отличие от этого органами исполнительной власти в сфере здравоохранения централизованно закупались наиболее дорогостоящие лекарственные средства, при этом 77,2% финансовых средств было использовано на приобретение лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛП.

Анализ изменения средней стоимости одной потребительской упаковки, проведенный поквартально, не выявил каких-либо закономерных изменений ни в целом по всем областям, ни по отдельным областям, ни по видам организаций, ни по отношению лекарственных средств к перечню ЖНВЛП.

Это обусловлено тем, что величина средней стоимости одной потребительской упаковки зависит от действия многих факторов.

Рейтинговый анализ расходов на приобретение лекарственных средств показал, что в каждой области имеется свое распределение затрат и свой лидер по уровню затрат на приобретение данного лекарственного средства (табл. 9).

Таблица 9. Лекарственные средства, занявшие 1-е место по уровню расходов (2014 г.)

Область МНН Удельный вес в расходах по области
Белгородская Инсулин гларгин 4,7%
Брянская Лопинавир Ритонавир 9,6%
Владимирская Инфликсимаб 6,1%
Ивановская Экулизумаб 11,4%
Московская Трастузумаб 8,8%
Рязанская Бевацизумаб 7,1%

Приобретение в плановом порядке лекарственных средств, используемых для реализации Программы госгарантий, регламентировано не только перечнем ЖНВЛП, но и стандартами медицинской помощи, утвержденными приказами Минздрава России.

Проведенный анализ приобретенных в 2014 г. лекарственных средств с учетом этих законодательно установленных ограничений показал, что целевым назначением на реализацию государственных гарантий было использовано только 69,9% финансовых средств (табл. 10).

Закупка лекарственных средств по требованиям Закона о контрактной системеОбращает на себя внимание очень высокая стоимость лекарственных средств, не входящих в стандарты медицинской помощи, даже если эти лекарственные средства входят в перечень ЖНВЛП.

Таблица 10. Анализ расходов на приобретение лекарственных средств и средней стоимости 1 единицы (2014 г.)

Характеристика лекарственных средств Удельный вес расходов Средняя стоимость одной единицы (руб.)
входят и в перечень ЖНВЛП и в стандарты медпомощи 69,9% 264,25
не входят в перечень ЖНВЛП, но входят в стандарты медпомощи 14,9% 473,23
не входят ни в перечень ЖНВЛП, ни в стандарты медпомощи 10,7% 1013,63
входят в перечень ЖНВЛП, но не входят в стандарты медпомощи 4,4% 4956,55

С целью проведения сравнительного анализа цен, указанных в карточках заключенных контрактов, с предельными ценами, зарегистрированными производителями ЖНВЛП, из группы лекарственных средств с полной информацией об объекте закупки были выделены лекарственные средства, входящие в перечень ЖНВЛП.

Исследование показало (табл. 11), что фактические расходы на приобретение лекарственных средств составили в среднем всего 75,7% от затрат, которые были бы в случае приобретения этих же самых лекарственных средств по предельным ценам, указанным в Госреестре цен (с учетом НДС 10%).

Таблица 11. Данные о соблюдении предельного уровня цен

Область Фактические расходы (млн руб.) Расчетные расходы (млн руб.) % от расчетных расходов
Белгородская 164,2 239,4 68,6
Брянская 9,1 10,5 86,4
Владимирская 52,0 62,9 82,6
Ивановская 45,2 55,8 81,1
Московская 165,7 212,7 77,9
Рязанская 44,0 53,4 82,4
ВСЕГО 480,3 634,7 75,7

Проведение данного анализа по отдельным медицинским организациям показало, что фактическая суммарная стоимость приобретенных лекарственных средств превышает расчетные расходы в среднем в 27% медицинских организаций.

Наиболее часто такое превышение отмечается среди медицинских организаций Брянской области (в 33,3% медицинских организаций), а также среди медицинских организаций Рязанской области (в 37,5%).

Закупка лекарственных средств по требованиям Закона о контрактной системеПри централизованных закупках, проводимых минздравом Рязанской области, также отмечается 10%-ное превышение фактической стоимости приобретенных лекарственных средств над стоимостью, рассчитанной с применением зарегистрированных цен.

Проведенный анализ позволил отметить, что по ценам, не превышающим предельные цены, закупаются 71,6% потребительских упаковок на сумму, составляющую 52,9% от общей стоимости приобретенных лекарственных средств. 

По ценам, превышающим предельно установленные цены более чем на 30%, приобретаются 1,2% упаковок, а суммарная стоимость лекарственных средств, приобретенных по значительно завышенным ценам, составила 1,6% от общей стоимости закупленных лекарственных средств.

Общая сумма дополнительных затрат, понесенных медицинскими организациями в связи с приобретением лекарственных средств по ценам, превышающим зарегистрированные цены (с НДС), составила 4,1% от общей стоимости лекарственных средств, имеющих зарегистрированную цену.

В 2014 г. медицинскими организациями закупались лекарственные средства, производимые в 49 странах. Удельный вес лекарственных средств российского производства составил 31,2% по сумме расходов и 72,7% по количеству потребительских упаковок.

Следом за лекарственными средствами российских производителей по уровню расходов на приобретение следуют производители из Германии, Италии, а также Индии, лекарственные средства из которой занимают второе место после российских производителей по удельному весу приобретенных потребительских упаковок.

Наибольший удельный вес расходов на приобретение лекарственных средств российского производства отмечается в Рязанской области (44,5% от общей суммы расходов по области), а наименьший уровень — в Ивановской области (9,8% от общей суммы расходов по области). Наименьший удельный вес приобретаемых потребительских упаковок российского производства отмечается в Московской (69,1%) и Белгородской (69,2%) областях.

ВАЖНО В некоторых субъектах РФ прогрессивно нарастает частота использования неконкурентных способов определения поставщика

Исследование деятельности участников закупок лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд показало, что заявленные при принятии Закона о контрактной системе цели, а именно повышение эффективности осуществления закупок товаров, обеспечение «прозрачности» таких закупок, не достигнуты в течение года.

Более того, проведенный анализ по кварталам 2014 г. не выявляет признаков, которые бы указывали на улучшение ситуации. Отмечается большое количество ошибок при заполнении карточек заключенных контрактов, что делает практически невозможным проведение автоматизированного анализа закупок лекарственных средств, а также сделает невозможной деятельность Единой информационной системы.

Анализ закупок лекарственных средствПочти треть финансовых средств направляется на приобретение лекарственных средств, не входящих в стандарты медицинской помощи и перечень ЖНВЛП. Регистрируется большое число случаев приобретения лекарственных средств по ценам, превышающим предельную цену, зарегистрированную производителем.

Проведенное исследование показало, что за год, прошедший после вступления в действие Закона о контрактной системе, не удалось реформировать систему закупок лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи в соответствии с Программой госгарантий. 

Большое число случаев нарушений, совершаемых при закупках лекарственных средств, можно объяснить лишь отсутствием инструмента управления закупочной деятельностью медицинских организаций у органов управления системой здравоохранения, которые также нарушают действующее законодательство в ходе проведения централизованных закупок.

Вместе с тем инструмент, необходимый для организации и управления закупочной деятельностью в соответствии с требованиями законодательства в виде формулярной системы лекарственного обеспечения медицинской помощи давно разработан и прошел испытания на надежность и эффективность работы в самых сложных экономических и социальных условиях.

В отличие от инструментов административного управления, основанных на принуждении, действие данной системы (формулярной) основывается на принципе добровольного принятия решений всеми участниками после представления убедительных доказательств, необходимых для принятия решений.

В случае использования данной системы уже на этапе планирования исключаются закупки лекарственных средств, не входящих в стандарты медицинской помощи и не имеющих зарегистрированной производителями цены.

Исключение возможности приобретения лекарственных препаратов по ценам, превышающим зарегистрированные цены, практически полностью нивелирует возможность применения коррупционных схем.

Подводя итоги сказанному, отметим следующие моменты исследования:

  1. При оформлении карточек заключенных контрактов, размещаемых на Портале госзакупок, отмечается множество нарушений описания объекта закупки, что в ряде случаев не позволяет идентифицировать объект закупок, в результате чего невозможна автоматизированная обработка данных о закупках лекарственных средств;
  2. Информация об объекте закупок в виде лекарственных средств, включающая данные о производителе и стране производства, указывалась только для продукции, стоимость которой составила 6,0% от общей стоимости приобретенных лекарственных средств, т. е. сведения о приобретении товаров на сумму, составляющую 94% от общей суммы расходов, являются недостаточно полными (информационно закрытыми);
  3. Расходы на приобретение лекарственных средств, не входящих в перечень ЖНВЛП и в стандарты медицинской помощи, приобретение которых возможно только по решению врачебной комиссии для конкретного больного, составили 30,1% от суммы заключенных в плановом порядке контрактов;
  4. Удельный вес стоимости лекарственных средств российского производства составил 31,2% от общей стоимости закупленных лекарственных средств и 72,7% от общего количества потребительских упаковок;
  5. Финансово значимыми для органов управления здравоохранением и медицинских организаций являются лекарственные средства 135 МНН (9,8% от общего ассортимента по МНН), затраты на приобретение которых составили 80% от суммарной стоимости приобретенных лекарственных средств.
Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×