Особенности закупок медицинского оборудования по 223 ФЗ и Закону о контрактной системе

569

Нужно внимательно изучить нормы Закона о контрактной системе и 223-ФЗ и выбрать наиболее приемлемый для организации вариант закупки медицинского оборудования. Рассмотрим особенности закупок медицинского оборудования по 223 ФЗ и по закону о контрактной системе. 

Разберем ситуацию: Городская клиническая больница № 6 при проведении государственных закупок медицинского оборудования руководствуется одновременно как нормами Закона о контрактной системе, так и правилами корпоративных закупок (223-ФЗ). Руководитель медицинской организации поручил специалистам отдела закупок проанализировать нормы двух законов и выяснить, по какому из законов выгоднее и безопаснее закупать медицинское оборудование…

Особенности закупок медицинского оборудования

Важнейшим этапом государственной закупки является подготовка технического задания. Описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе должно носить объективный характер.

Так сформулирован закон, и, скорее всего, этим правилом законодатель хотел ограничить субъективные предпочтения заказчика в части установления каких-либо характеристик закупаемых товаров, которые носили бы избыточный характер, объективно не требовались бы для выполнения заказчиком его функций.

Например, нет никакой объективной необходимости в том, чтобы корпус томографа был именно светло-фиолетового цвета, особенно если такие томографы выпускает только один производитель. Нет никакой объективной необходимости в том, чтобы на подголовниках кресла для пациента было тиснение логотипа изготовителя, и т. д.

В то же время «объективный характер технического задания», требуемый законом, может быть расшифрован и следующим образом: характеристики объекта должны быть определяемы объективно, а не субъективно. 

Например, характеристики «надежное» оборудование, «эргономичная» насадка могут носить оценочный, субъективный характер (в зависимости от того, кто их дает), соответственно такие характеристики не могут включаться в техническое задание (ТЗ).

Проблема: Наличие недопустимых требований в техническом задании заказчика; выбор неверного способа расчета начальной (максимальной) цены контракта; ограничения в выборе способа закупки

Чем грозит: Претензии к заказчику со стороны контролирующих органов; необходимость закупать оборудование, не вполне устраивающее заказчика

Как избежать: Внимательно изучить нормы Закона о контрактной системе и Закона №  223-ФЗ и выбрать наиболее приемлемый для организации вариант закупки медицинского оборудования

Законом о контрактной системе запрещено включать в ТЗ требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупок, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

С нашей точки зрения, чрезвычайно сложно предположить ситуацию, когда «не имеется другого способа» подготовить ТЗ.

Особенности закупок медицинского оборудованияЕдинственным случаем, когда закупка медицинских изделий в соответствии с Законом о контрактной системе может производиться по товарным знакам, является случай закупок запасных частей и расходных материалов к оборудованию, используемому заказчиком, в соответствии с технической документацией на это оборудование.

Читайте также в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

Чтобы заказчик имел возможность правомерно установить требование о поставке запасных частей и расходных материалов конкретных товарных знаков без добавления слов «или эквивалент», он должен быть уверен в том, что у него есть в наличии техническая документация производителя на соответствующее оборудование, и в ней явным образом говорится о необходимости использования запчастей и расходных материалов только одного конкретного товарного знака (нескольких конкретных товарных знаков), либо указано на неблагоприятные последствия, которые могут наступить при использовании расходных материалов, запасных частей иных товарных знаков кроме указанных производителем.

В целях унификации закупок медицинского оборудования по Закону о контрактной системе разработаны и введены в действие с 2015 г. стандарты подготовки технических заданий на приобретение высокотехнологичного медицинского оборудования.

Например, это ГОСТ Р 55719–2013 «Требования к содержанию и оформлению технических заданий для конкурсной документации при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования», ГОСТ Р 55718–2013 «Изделия медицинские электрические. Аппараты ангиографические. Технические требования для государственных закупок» и многие другие.

Напротив, в рамках Закона №  223-ФЗ заказчик свободен в выборе товарных знаков и производителей.

Заказчик вправе указать в ТЗ именно то оборудование, которое он считает наиболее эффективным, эргономичным, современным.

В рамках Закона №  223-ФЗ этой свободы лишены только те заказчики, в положении о закупке которых установлены запреты, аналогичные Закону о контрактной системе.

КСТАТИ: ГОСТ Р 55719–2013 имеет специальный раздел, в котором излагаются требования к содержанию технических заданий для проведения госзакупок высокотехнологичного медицинского оборудования. В частности, в нем сказано, что заказчик вправе включить в ТЗ условие о том, что высокотехнологичное оборудование должно соответствовать повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в порядке, предусмотренном законом. При этом заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные потребительские, технические и/или функциональные характеристики.

Порядок расчета начальной (максимальной) цены договора

Заказчики, применяющие Закон о контрактной системе, обязаны особым образом рассчитывать начальную цену закупки.

Как правило, для этого используется метод сопоставимых рыночных цен (метод анализа рынка). Данный метод является приоритетным, т. е. применяется всегда, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе (ч. 6 ст. 22).

Метод анализа рынка заключается в установлении начальной цены на основании информации о рыночных ценах идентичной продукции, планируемой для закупок, или при отсутствии однородной продукции.

Правила определения идентичности и однородности продукции закреплены в ч. 13–15 ст. 22 Закона о контрактной системе, а также в пп. 3.5, 3.6 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от  02.10.2013 № 567 (далее — Методические рекомендации).

Для расчета начальной максимальной цены заказчику необходимо определить основные (важные для него самого) характеристики медицинской техники, по которым будет определяться идентичность/однородность.

  • Если медицинское оборудование имеет точно такие же основные характеристики (равные или находящиеся в диапазоне показателей, требуемых заказчиком), это будет идентичная продукция.
  • Если же не удалось сопоставить цены идентичной продукции, то можно использовать цены однородной продукции. Это та продукция, которая имеет схожие (приближенные к характеристикам, требуемым заказчиком) основные характеристики.

При этом однородные товары должны иметь одинаковую страну происхождения.

Кроме того, однородным оборудованием будет только такое оборудование, которое входит в одну ценовую категорию по показателям качества, надежности, престижности, т. е. сопоставимое по качеству и репутации на рынке, а также по цене.

Информация о стоимости оборудования должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок.

Заказчик может узнать рыночные цены на продукцию, направив запрос потенциальным участникам закупки (необязательно производителям, хотя желательно) или разместив запрос цен на официальном сайте zakupki.gov.ru.

В таком запросе целесообразно указать все характеристики продукции, а также условия исполнения контракта. В этом случае участник даст цену уже с учетом этих факторов.

Минэкономразвития России в своих Методических рекомендациях предлагает заказчикам:

  1. направлять запросы не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), в том числе имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению начальной цены, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом, и указывать в запросе в том числе следующую информацию:
  2. подробное описание объекта закупки;перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности оборудования;основные условия исполнения контракта.
  3. не использовать для расчета начальной максимальной цены договора ценовую информацию:
  • представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • полученную из анонимных источников;
  • содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;
  • не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.

Если же для расчета начальной цены заказчик использует ценовую информацию не из ответов на запрос цен, а из общедоступных источников, необходимо привести выявленные цены продукции к сопоставимым с условиями планируемой закупки коммерческим и (или) финансовым условиям поставок оборудования.

Кроме того, следует также привести цены прошлых периодов к текущему уровню цен с учетом уровня инфляции. Уровень инфляции может быть определен с учетом индекса потребительских цен, установленного Росстатом.

Если заказчик собрал несколько цен, то стоит ли вычислять среднюю?

Или, быть может, нужно брать наименьшую или наибольшую цену, чтобы не ограничить конкуренцию?

Если существуют три поставщика, готовые поставить заказчику идентичную продукцию, зачем покупать ее по средней цене?

Разумно выбрать того поставщика, который предлагает самую низкую цену. Именно такой подход отражен в письме Минэкономразвития России от  08.04.2014 №  Д28и-443.

Если продукция однородная, то логично брать наивысшую или среднюю цену. Например, в своем письме по закупкам лекарственных средств от  12.01.2015 №  Д28и-11 Минэкономразвития рекомендует в качестве начальной максимальной цены контракта брать наивысшую цену из зарегистрированных цен на лекарство с соответствующим МНН.

Конечно, на медицинские изделия цены пока не регистрируются, но сам подход министерства к выбору «потолка» цены заслуживает внимания.

Расчет начальной (максимальной) цены при проведении закупок медицинского оборудования по 223 ФЗ производится только в случае, если так решит сам заказчик.

Никакими нормативными правовыми актами не предписывается делать это в обязательном порядке кроме случая, когда обязанность по расчету начальной цены закреплена в положении о закупке конкретного заказчика. Методы расчета цены и порядок сбора информации для расчета определяются заказчиком самостоятельно.

Способ и особенности закупки медицинского оборудования по 223 ФЗ

В рамках Закона №  223-ФЗ медицинское оборудование можно закупить любым способом, который разрешен положением о закупке соответствующего заказчика, например, запросом предложений или конкурсом.

Главное, закупка должна происходить в электронной форме, т. к. код 3300000 «Аппаратура медицинская (кроме кодов 3311000, 3313050, 3321000, 3322010)» включен в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от  21.06.2012 № 616. Таким образом, заказчиком может быть проведен конкурс или запрос предложений в электронной форме.

Выбор способа закупки медицинского оборудования в соответствии с Законом о контрактной системе зависит от того, включен товар в «аукционный перечень» (утв. распоряжением Правительства РФ от  31.10.2013 №  2019-р) или нет. Несмотря на то что код 33 «Изделия медицинские; приборы и инструменты для измерения…" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности «ОК 034–2014 (КПЕС 2008)» (утв. приказом Росстандарта от  31.01.2014 №  14-ст) включен в этот перечень, большое количество популярного медицинского оборудования из перечня исключено (например, рентген-оборудование, оборудование для диагностики и микрохирургии глаза и т. д.).

Это означает, что такие товары можно приобрести путем проведения конкурса, то есть применить не только ценовой критерий, как это делается при проведении аукциона, но и критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок», «Расходы на эксплуатацию» (перечень возможных критериев установлен ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе).

Интересно, что, используя критерий «Расходы на эксплуатацию», можно закупить более дорогое, но желаемое медицинское оборудование при наличии дешевых, но нежелательных аналогов. Как это происходит?

Критерий «Расходы на эксплуатацию» используется для пересчета итогового рейтинга. Выглядит это следующим образом:

Характеристики

Товар 1 (дорогой)

Товар 2 (дешевый)

Цена оборудования

1 000 000 руб.

600 000 руб.

Стоимость эксплуатации на 5 лет

100 000 руб.

150 000 руб.

Оценка по двум критериям: 1) цена контракта — 70% 2) функциональные, потребительские свойства товара — 30%

Цб = 42 балла Кач.б = 30 баллов Итоговый рейтинг = 72

Цб = 70 баллов Кач.б = 3 балла Итоговый рейтинг = 73 Побеждает «нежелаемый», но дешевый товар — расходы бюджета 0,75 млн руб.

Оценка по трем критериям: 1) цена контракта — 35%, 2) расходы на эксплуатацию — 35%, 3) функциональные, потребительские свойства товара — 30%

Цб = 23,86 балла РНЭ.б = 35 баллов Кач.б = 30 баллов Итоговый рейтинг = 88,86 Побеждает более дорогой, «желаемый» товар — расходы бюджета 1,1 млн руб.

Цб = 35 баллов РНЭ.б = 23,33 Кач.б = 3 балла Итоговый рейтинг = 61,33

Цб — баллы по ценовому критерию, рассчитанные по формуле Цб = Цmin/Цi x 100 и умноженные на значимость критерия, указанную в % в левом столбце Кач.б — баллы по критерию «Функциональные, потребительские свойства товара», рассчитанные как среднее арифметическое от баллов, присвоенных членами комиссии, и умноженные на значимость критерия, указанную в % в левом столбце, РНЭ.б — баллы по критерию «Расходы на эксплуатацию», рассчитанные по формуле РНЭ.б = РНЭmin/РНЭi x 100 и умноженные на значимость критерия, указанную в % в левом столбце

Вне зависимости от «аукционного перечня» оборудование можно приобрести путем проведения запроса котировок и у единственного поставщика, если при этом соблюдаются условия соответственно ч. 2 ст. 72 и ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Преференции отечественному медицинскому оборудованию при закупках

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от  05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — постановление № 102).

Постановление применяется исключительно для закупок, проводимых в соответствии с Законом о контрактной системе, и не для всей медицинской техники, а только для той, что попала в перечень, утвержденный этим постановлением. Так, например, в этот перечень попали и реагенты, и салфетки, и томографы, и глюкометры.

Механизм предоставления преференции следующий. В самой документации запрет на допуск иностранных медицинских изделий не устанавливается.

Однако и в извещении о закупке, и в документации указывается, что заявки, содержащие предложение о поставке иностранного товара, будут отклонены при определенных условиях.

Заявки, содержащие предложение о поставке иностранных медицинских изделий (кроме товаров из стран ЕАЭС), отклоняются только при одновременном соблюдении ряда условий:

  1. помимо заявки с иностранным медицинским изделием подано не менее двух заявок с предложением медицинских изделий, происходящих из России, Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан (далее — отечественные медицинские изделия);
  2. вышеуказанные заявки с предложением отечественных медицинских изделий полностью соответствуют требованиям документации о закупке;
  3. в заявках с предложением отечественных медицинских изделий указаны разные изделия разных производителей;
  4. к заявкам с предложением отечественных медицинских изделий приложены сертификаты, подтверждающие страну происхождения товара. Речь идет о сертификате СТ-1, форма которого утверждена приложением 2 к Соглашению о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (ратифицировано Федеральным законом от  01.06.2011 №  103-ФЗ).

Если не соблюдено хотя бы одно условие, заявка, содержащая предложение о поставке иностранного медицинского изделия, подлежит допуску на равных условиях с заявками, в которых предложены отечественные медицинские изделия. 

Приложение 2 к Правилам определения страны происхождения товаров. Форма СТ-1

Приложение 2 к Правилам определения страны происхождения товаров. Форма СТ-1

В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить приоритет российских товаров перед иностранными, но по состоянию на дату подготовки настоящей статьи такое постановление не вышло.

Таким образом, в настоящее время закупки по Закону №  223-ФЗ могут:

  • предусматривать в технических заданиях и спецификациях закупку медицинских изделий, происходящих из зарубежных стран;
  • беспрепятственно допускать заявки на участие в закупке, в которых предложены медицинские изделия, происходящие из зарубежных стран.

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА: Подчеркнем, что по факту постановление № 102, скорее, затруднило участие поставщиков, предлагающих российские медицинские изделия, а не сделало его преференциальным. Это произошло потому, что участник закупки, предлагающий отечественные медицинские изделия, обязан получать, оплачивать и прикладывать к своей заявке сертификат СТ-1.

Если сертификат не будет приложен хотя бы на одно из нескольких медицинских изделий в лоте, заявка должна быть отклонена комиссией заказчика. В то же время участник, предлагающий зарубежный товар, лишен этой обязанности.

Заключение

Резюмируя, можно сделать следующие выводы: режимы закупок медицинских изделий по Закону о контрактной системе и по Закону №  223-ФЗ существенно различаются, каждый имеет свои особенности, но в целом правила закупок по Закону №  223-ФЗ проще и либеральнее.

В рамках закупок по Закону №  223-ФЗ заказчик меньше обременен бумажной работой и имеет больше возможностей по закупке того оборудования, которое он считает наиболее эффективным.

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты




















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль