Внедрение системы менеджмента качества медицинской лаборатории

1108

В статье представлен пример плана-обоснования проекта по внедрению системы менеджмента качества медицинской лаборатории. Разобраны основные этапы построения СМК, описаны ориентировочные трудозатраты, задачи, которые необходимо решить в процессе внедрения.

Также сделан акцент и пояснения, касающиеся экономических аспектов работ по СМК: ресурсов, требующихся для внедрения, и ожидаемых положительных изменений в структуре затрат лаборатории.

Подобный проект полезно разработать по двум причинам.

  1. Первая — его можно использовать в качестве инструмента коммуникации с высшим руководством.
  2. Вторая — при разработке такого обоснования и плана работ вы лучше осознаете возможные проблемные зоны, которые встретятся на пути внедрения СМК, сможете понять, кого из коллег надо будет активно привлекать к работам, понадобятся ли вам консультанты и т. д.

Разработка данного плана — задача заинтересованного в СМК руководителя. Обычно это заведующий лабораторией. В зависимости от размера, подчиненности и структуры лаборатории к созданию обоснования будет необходимо привлечь разных технических специалистов, в т. ч. экономистов.

Возможное название документа: «Обоснование и план проекта по внедрению в лаборатории системы менеджмента качества на базе стандарта ISO 15189:2012 „Лаборатории медицинские. Требования к качеству и компетентности“ и гармонизированных с ним международных и национальных требований и рекомендаций».

Мы рекомендуем следующее содержание подобного документа:

  1. Ключевые проблемы, на решение которых направлен проект. (В этом разделе следует в общем виде сформулировать существующие проблемы с разбивкой на  две-три: управленческие, финансовые, технические.)
  2. Цели проекта. (Описать взаимосвязь СМК и сопутствующих инструментов по управлению качеством с решением поставленных проблем.)
  3. Задачи проекта. (Детализировать, какие конкретно задачи необходимо реализовать в ходе проекта для достижения целей.)
  4. Методы и инструменты решения поставленных задач. (В данном пункте детально прописывается последовательность действий, описываются инструменты, которые планируется применять при реализации проекта. Указываются требования к ресурсам, а также дается их обоснование. Требования к финансовым ресурсам следует выделить в отдельный раздел плана «Бюджет проекта».)
  5. План-график работ.

Приведем пример реально разработанного плана-обоснования проекта по внедрению СМК в сетевой лаборатории. Текст, выделенный курсивом, является нашими комментариями к данном плану.

Название проекта: Внедрение системы менеджмента качества на основе ISO 15189:2012 «Лаборатории медицинские. Требования к качеству и компетентности».

Постановка проблемы

Отсутствие СМК в лаборатории приводит к снижению качества результатов лабораторных услуг (менее 3 Сигма), являясь причиной снижения их финансовой ценности (Cost Value) вследствие возрастания стоимости дефектов (Failure Costs) при их производстве.

Стоимость низкого качества (COPQ) и низкая финансовая ценность услуг — это основная причина финансовых потерь лаборатории.

Внедрение системы менеджмента качества медицинской лабораторииВ данном пункте необходимо привести конкретные цифры, отражающие финансовые потери и реальный уровень качества по всему перечню выполняемых исследований.

Соответственно, подготовка данного пункта требует существенных аналитических усилий, которые необходимо приложить ДО начала работ непосредственно по разработке СМК. Если же это сделать сложно и для проведения подобного анализа требуется соответствующее одобрение руководства, то в данный документ необходимо внести дополнительный раздел, посвященный анализу существующего уровня качества и финансовых потерь. 

В данном примере реальные цифры были сознательно убраны из соображений этики и соблюдения конфиденциальности информации. По литературным данным, потери от низкого качества услуг и их низкой ценности могут достигать 40% прибыли.

Цели проекта

  • Внедрить в лабораторию СМК на основе требований ISO 15189 и связанных с ним методологий усовершенствования эффективности процессов (Lean & Six Sigma, FMEA, QI, KPI).
  • Повысить качество результатов лабораторных услуг и процессов до 5 Сигма и выше, финансовую ценность результатов лабораторных услуг — до 35%, снизить финансовые потери от COPQ до 5%.
  • Снизить стоимость издержек (waste) процессов, увеличив их скорость (до 80% времени такта).
  • Достигнуть перманентного максимального соответствия результатов лабораторных услуг требованиям пользователей (врачей) и клиентов (пациентов), повысить конкурентоспособность лаборатории и привлечь новых клиентов и пользователей в сферу обслуживания лаборатории.

Внедрение системы менеджмента качества медицинской лабораторииВажно понимать, что основным «потребителем» данного документа является высшее руководство. Мы считаем необходимым дать обоснование, почему были выбраны именно те инструменты управления, которые указаны в данном пункте.

Например, система KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности)обычно является частью более обширной концепции управления по сбалансированным показателям (BSC) или концепции управления по целям (MBO).

Также здесь наблюдается смешение технических инструментов (индикаторы качества), управленческих (показатели эффективности), статистического аппарата 6 Сигм и концепции бережливого производства.

Все эти инструменты крайне полезны, но мы считаем полезным более полно описать данный пункт с детальным обоснованием выбранных подходов. Детализация данного пункта также поможет оценить, насколько полным был перечень применяемых подходов, учитывая задачи по стратегическому и тактическому планированию деятельности лаборатории, необходимость решить различные задачи по выстраиванию процессов и оценки их эффективности, работе с персоналом и т. д.

В данном пункте также важно описать текущую ситуацию по финансовым и временным потерям, чтобы процентный прогноз был более наглядным и давал более точное представление об ожиданиях от проекта.

Читайте также в журнале «Справочник заведующего КДЛ»

Задачи проекта

Разработать в организации систему KPI и на ее основе — систему мотивации совершенствования квалификации и работы персонала.

  1. На основании PDCA («Plan- Do-Check-Act» — планирование — действие - проверка — корректировка) цикла Деминга имплементировать (развернуть) требования к менеджменту и технические требования ISO 15189:2012.
  2. На основании модели DMAIC и принципов Lean Production имплементировать методологию Lean & Six Sigma.
  3. Имплементировать FMEA анализ и систему QI.Подготовиться к аккредитации лаборатории.

На наш взгляд, подготовка к аккредитации не является самостоятельной задачей. Более правильным видится подход, когда возможность аккредитации лаборатории является и рассматривается как логичный результат работ по внедрению СМК.

Проект по внедрению системы менеджмента качества медицинской лаборатории. Обоснование и план

Рис. 1. Проблемы, цели и задачи проекта по внедрению в лаборатории системы менеджмента качества на основе ISO 15189:2012

Комментарий к рисунку: схемы, рисунки и таблицы всегда являются предпочтительным инструментом визуализации информации.

Нам видится, что разработанный в данном случае рисунок несколько перегружен для восприятия высшим руководством. Возможно, его стоит сделать более простым.

Также, если говорить о лабораториях, являющихся частью учреждения здравоохранения, полезно сделать схему интеграции СМК лаборатории на базе ISO 15189 в работу всего учреждения.

По крайней мере необходимо хотя бы в декларативном порядке указать, что работы по внедрению СМК в лаборатории затронут многие процессы клинических подразделений (преаналитика, постаналитика, обслуживание оборудования, управление персоналом — вот лишь те немногие процессы, которые находятся вне зоны прямого управления лаборатории, но в обязательном порядке приводятся в соответствие требованиям выбранных стандартов.

Работа над этими и многими другими процессами потребует совместных согласованных действий заведующих разными подразделениями и высшего руководства. Это необходимо однозначно указать в обосновании и плане работ по внедрению СМК).

Проект по внедрению системы менеджмента качества медицинской лаборатории. Обоснование и план

Рис. 2. Модифицированная схема функциональной модели медицинской лаборатории как предприятия в соответствии с североамериканским стандартом ISA-95

Фундамент системы составляют компетентный, мотивированный персонал лаборатории, СМК и информационные технологии. Стрелками обозначены процессы СМК.

Все процессы СМК прямо либо косвенно сфокусированы на стоимости и финансовой ценности продукта (результата исследования) и его качестве (удовлетворении требований пользователей (врачей) и клиентов (пациентов)).

Повышение качества процессов СМК до 5 Сигм и выше, а также устранение издержек (waste) резко повышает конкурентоспособность лаборатории. В общем, в ракурсе СМК на основе ISO 15189:2012 процессы, связанные с управлением ресурсами, информационными технологиями, непосредственно с производством продукта и техническим сервисом отражены в технических требованиях, а все остальные процессы отражены в требованиях к управлению (см. ниже).

Методы и инструменты реализации проекта

Общие положения

Стандарт ISO 15189 предъявляет управленческие и технические требования к медицинским лабораториям (рис. 3).

Вместе они обеспечивают достаточно эффективные требования к СМК. И хотя ISO 15189 основан на требованиях двух более фундаментальных стандартов (ИСО 9001 и ИСО/МЭК 17025) (рис. 4), все эти документы являются стандартами «высокого» уровня, т. е. указывают, что должно быть сделано, но не детализируют, как это сделать. 

В связи с этим для имплементации СМК на базе ISO 15189 необходимо использовать стандарты более «низкого» уровня, например документы CLSI, а также инструменты и методологии улучшений, такие как Lean & Six Sigma, FMEA, QI, KPI.

Локализация применения этих инструментов указана в календарном плане-графике выполнения работ.

Проект по внедрению системы менеджмента качества медицинской лаборатории. Обоснование и план

Рис. 3. ISO 15189:2012: Технические требования и требования к управлению

Проект по внедрению системы менеджмента качества медицинской лаборатории. Обоснование и план

Рис. 4. Фундамент ИСО 15189

Модель развертывания СМК на базе ISO 15189:2012

Наиболее эффективная методология имплементации требований СМК (модель развертывания СМК) на базе ISO 15189 основана на встраивании их в цикл Деминга (PDCA), работающий по механизму обратной связи.

Структура цикла Деминга, адаптированная для имплементации (развертывания) СМК в медицинских лабораториях, состоит из 4 блоков:

  1. «Ответственность управления»,
  2. «Управление ресурсами»,
  3. «Имплементация сервиса»,
  4. «Измерение, анализ и улучшения» (рис. 5).

Проект по внедрению системы менеджмента качества медицинской лаборатории. Обоснование и план

Рис. 5. Детальная модель развертывания требований системы менеджмента качества на основе ISO 15189:2012.

Адаптирована из Gl. Flynn, J. Coffey. ISO 15189 «Медицинские лаборатории: понимание четырех компонентов системы менеджмента качества»

Модель развертывания СМК рассматривает требования к управлению в качестве составной части блоков «Ответственность управления» и «Измерение, анализ и улучшения», тогда как технические требования рассматривает в составе блоков «Управление ресурсами» и «Имплементация сервиса».«Приводные ремни» PDCA цикла Деминга запускают СМК.

План предусматривает формирование процессов, взаимодействий, критериев оценки и системы управления документацией и записями. Выполнение формирует обеспечение ресурсами и информацией, необходимыми для имплементации и работы процессов. Проверка предусматривает проведение мониторинга и оценки процессов.

Корректировка требует действий и постоянных улучшений.

Развертывание СМК на базе ISO 15189 следует проводить двухфазно, при этом фазы могут инициироваться последовательно либо параллельно.

  1. Первая фаза состоит в развертывании требований к управлению, поскольку она обеспечивает гарантии приверженности руководства к разработке СМК, лидерство и обеспечение ресурсами.
  2. Вторая фаза, имплементация технических требований, должна инициироваться командой планирования управления (КПУ) путем создания команды планирования технических требований (КПТТ).

Хотим обратить внимание читателей на следующий момент. Цикл Деминга (PDCA) для рутинных процессов, особенно технических, следует применять после использования цикла стандартизируй — делай — проверяй — воздействуй.

Модель развертывания требований к управлению СМК на основе ИСО 15189:2012

Как и в случае глобального развертывания СМК, наиболее эффективной методологией имплементации требований к управлению СМК является PDCA (цикл Деминга).

Структура цикла Деминга, адаптированная для имплементации (развертывания) требований к управлению СМК на основе ISO 15189, состоит из 4 блоков:

  1. «Разработка плана СМК (План)»,
  2. «Имплементация плана (Выполнение)»,
  3. «Мониторинг хода работ (Проверка)»,
  4. «Анализ управления (Корректировка)» (рис. 6).

Проект по внедрению системы менеджмента качества медицинской лаборатории. Обоснование и план

Рис. 6. Модель развертывания требований к управлению СМК на основе ISO 15189:2012

Развертывание требований к управлению начинают с разработки плана СМК (План), ключевым пунктом которого является приверженность руководства и персонала СМК.

Приверженность руководства означает понимание им принципов СМК, обязанностей, а также осознание их последствий для лаборатории, ее работы и ее культуры.

Руководитель лаборатории должен довести до сведения всего персонала лаборатории свою приверженность к СМК, тем самым активировав движение лаборатории вперед по направлению к установленным целям качества и реализации СМК. Иерархия остальных пунктов этого блока определяется логикой последовательности их реализации.

Так, приверженность СМК дает основу для выбора менеджера по качеству, формулирования политики качества и создания КПУ (управленческой команды), начального тренинга КПУ и определения ею количественных целей к качеству процессов и услуг, выполнение КПУ «анализа разрывов» и на основании его результатов создание ранжированного по приоритетам плана действий по улучшению.

Здесь ключевым является понимание членами КПУ принципов СМК, важности определения спецификаций качества процессов в количественном формате (QI, уровень дефектов, Z-значение), поскольку это делает их измеряемыми и, следовательно, объективно управляемыми (рис. 6).

После разработки плана СМК приступают к его реализации.

Этапы реализации плана СМК должны быть зафиксированы в утвержденном директором лаборатории плане действий по улучшению.

Мероприятия по реализации этого плана обобщены в блоке «Выполнение» модели развертывания, показанной на рис. 6.

Внедрение системы менеджмента качества медицинской лабораторииКонцептуально план действий по улучшению должен быть разработан в соответствии с базовыми принципами СМК. Иными словами, он должен ориентироваться на создание процессов и на их перманентное улучшение, вовлечение персонала, принятие решений, основанных на фактах, системном подходе к управлению и т. д.

Реализацию мероприятий плана действий по улучшению следует осуществлять в соответствии с их приоритетностью, установленной на основании выполненного КПУ «анализа разрывов» (см. выше). «Разрывы» являются несоответствиями, или проблемами, которые должны быть решены на этапе имплементации плана действий по улучшению.

Технологически механизм инициирования плана действий по улучшению основан на назначении менеджером по качеству сепарированных задач КПУ, которая автоматически становится командой внедрения требований к управлению СМК (КВТУ), расширение которой должно происходить путем вовлечения в реализацию плана действий по улучшению персонала лаборатории (рис. 7).

Проект по внедрению системы менеджмента качества медицинской лаборатории. Обоснование и план

Рис. 7. Процесс разработки плана развертывания требований к управлению системы менеджмента качества на основе ISO 15189:2012

Разделение задач и их назначение основано на масштабности проблем (несоответствий), обусловленных широтой вовлечения в процессы их решения различных отделов лаборатории и организации, а также необходимостью различных взглядов на их понимание и решение со стороны разных специалистов организации (рис. 8 и 9).

Проект по внедрению системы менеджмента качества медицинской лаборатории. Обоснование и план

Рис. 8. Процесс инициации плана действий по улучшению как основа для имплементации требований к управлению системы менеджмента качества на основе ISO 15189:2012

Проект по внедрению системы менеджмента качества медицинской лаборатории. Обоснование и план

Рис. 9. Типовые задачи команды внедрения требований к управлению и их разделение на индивидуальные и командные.

Здесь центральное место занимает разработка процессов и систем, связанных с управлением персоналом организации. Они включают прием сотрудников в организацию, последующую их адаптацию, разработку функциональных обязанностей и мотивацию сотрудников на основе KPI, оценку и совершенствование их квалификации

  1. Индивидуальные задачи назначают для решения малых проблем, когда ответственный специалист может ее эффективно решить, используя свои технические или административные навыки.
  2. Командные задачи второго уровня назначают для проблем, требующих участия специалистов с различными точками зрения на их понимание и процессное решение. Например, процесс разработки системы управления документацией требует участия одного из руководителей лаборатории, технического секретаря и специалиста по информационным технологиям.
  3. Командные задачи первого уровня назначают для проблем, процессное решение которых затрагивает различные отделы лаборатории и (или) другие отделы организации. Например, разработка процесса выбора, закупки и доставки реагентов, расходных материалов требует участия специалистов отделов закупок, доставки, склада и самой лаборатории.

Выполнение задач и устранение несоответствий следует осуществлять на процессной основе, тем самым создавая в организации системы процессов, что приводит к разделению полномочий и ответственности среди персонала организации, систему внутренних и внешних коммуникаций, а также к стандартизации посредством стандартных операционных процедур (СОП) рутинной работы.

Создаваемые процессы должны быть описаны количественно, для выходных факторов процессов должны быть определены спецификации (QI) и целевые значения уровней дефектов ( Z-Value).

Как только менеджером по качеству будут поставлены задачи перед КПУ, ему следует провести для нее расширенный тренинг, после чего КПУ расширяется и становится КВТУ. Цель тренинга — обучение специалистов инструментам Lean & Six Sigma, FMEA, QI, KPI.

  • Далее менеджер по качеству должен начать работу над руководством по качеству. Менеджер по качеству должен понимать, что политика в области качества, цели качества и задачи по их достижению должны стать органичной частью руководства по качеству. Этот документ должен стать источником политики, процессов, процедур (СОП) и записей, которые необходимы для документальной фиксации того как выполняется работа в лаборатории. Эта отдельная форма документации — политика, процесс, процедуры (СОП) и записи — является методологией, необходимой для ISO аккредитации.
  • Структура руководства по качеству должна соответствовать представленным в ISO 15189 требованиям к управлению и техническим требованиям.

Обращаем внимание читателей на то, что данный проект разработан для крупной сетевой лаборатории. В условиях небольшой лаборатории или лаборатории, являющейся подразделением ЛПУ, такие должностные единицы, как менеджер по СМК и менеджер по качеству, могут быть объединены, рабочие команды могут состоять из 1–2 человек и т. д.

Внедрение системы менеджмента качества медицинской лабораторииВажно понимать, что в зависимости от конкретной лаборатории детали проекта будут очень индивидуальны. То есть все описанные в данном конкретном примере задачи вам необходимо будет решить, но силами какого персонала и какими управленческими инструментами — выбирать вам. В этом и будет заключаться работа по созданию плана по внедрению СМК.

Параллельно продвижению в создании процессов КВТУ СМК, менеджеру по качеству необходимо назначить ответственных за создание системы управления документацией.

Как только созданные процессы начнут работать, менеджер по качеству и специалисты КПУ должны начать неформальный, а затем, по мере работы процессов, и формальный контроль эффективности их работы. Мероприятия этого контроля обобщены в блоке «Мониторинг хода работ» модели развертывания, показанной на рис. 5.

Мониторинг выполнения задач включает контроль выполнения политики, процессов, процедур и форм для записи для каждого требования к управлению. Как правило, индивидуальные задачи выполняются быстрее, чем командные, поскольку последние призваны решать более сложные проблемы.

Ключевыми и взаимосвязанными мероприятиями мониторинга хода работ являются выбор индикаторов качества (QI) и на основании их проведение мониторинга несоответствий (дефектов). Здесь для выходных факторов процессов следует выбрать QI, которые будут задавать их спецификацию, тем самым определять параметры приемлемой их эффективности. Тогда выход результатов процессов, т. е. их выходных факторов, за пределы этих спецификаций будет считаться несоответствиями, или дефектами. Стандартизировать оценку дефектов различных процессов следует на основании Сигма шкалы. Результаты этой оценки необходимо использовать для проведения бенчмаркинга процессов, оценки рисков, а также для проведения оценки их COPQ.

На основе системы KPI количественная оценка результатов работы процессов должна быть увязана с индивидуальной количественной оценкой вклада в этот результат соответствующих сотрудников организации. Результат этой оценки должен стать объективным основанием для переменной части оплаты труда каждого сотрудника организации.

Систематический сбор информации посредством мониторинга выполнения задач и хода работ, а также выполнение запланированных периодических аудитов необходимы для оценки соответствия документированной политики, процессов, процедур и записей реальному положению дел. В течение имплементации директор лаборатории должен каждый месяц получать и просматривать отчеты менеджера по качеству, а после имплементации — каждый квартал.

Внедрение системы менеджмента качества медицинской лабораторииКроме того, менеджер по качеству должен составлять ежегодный отчет для директора лаборатории, включающий описание суммарных изменений и улучшений, оценку измеренной эффективности качества процессов, идентификацию зон для последующих улучшений, приоритезацию необходимых улучшений в этих зонах, а также план действий по выполнению этих улучшений.

Результаты мониторинга и оценки хода имплементации требований к управлению СМК должны привести к решениям по дальнейшему улучшению созданных процессов и, следовательно, к изменению плана действий по улучшению. Мероприятия, формирующие эти решения, обобщены в блоке «Анализ управления» модели развертывания, показанной на рис. 6.

Ключевая роль в принятии этих решений должна принадлежать менеджеру по качеству и КПУ, а также по мере необходимости и директору лаборатории. Решение по инициированию новой фазы внедрения СМК, например имплементации технических требований СМК, и далее привлечению аккредитующей организации должен принимать директор лаборатории (см. ниже).

Директор лаборатории должен выполнить анализ руководства по качеству, а именно всей документации по политике, процессам и формам для записей, а также выбрать аккредитующую организацию. Как правило, основным критерием этого выбора является возможность обслуживания аккредитующей организацией, с соответствующими документированными полномочиями, медицинских лабораторий вашего региона.

После выбора аккредитующей организации необходимо получить от ее представителя подробную информацию о выполняемом ими процессе аккредитации. Для этого сначала необходимо изучить ее регистрационную форму (application form) и выяснить, какая для этой организации со стороны лаборатории требуется документация и информация.

После выбора директором лаборатории аккредитующей организации менеджер по качеству должен провести сравнение СМК лаборатории с требованиями аккредитующей организации.

Внедрение системы менеджмента качества медицинской лабораторииКак правило, это делается на основе контрольного листа (сhecklist), предоставляемого самой аккредитующей организацией. Результат этой оценки («анализа разрывов») должен служить объективным критерием для определения приоритетов в дальнейших улучшениях, что должно привести к разработке нового плана действий по улучшениям и инициированию нового цикла их имплементации.

Здесь мы хотим внести ряд корректив. Задача по аккредитации является, безусловно, важной. Но мы рекомендуем разделить работы по созданию СМК и подготовке ее к аккредитации. Зачастую последняя задача является более техничной и может эффективно решаться с меньшим привлечением ресурсов высшего управленческого звена организации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль