text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Сайты медицинских учреждений: анализ информационной прозрачности

  • 11 января 2017
  • 652

Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы Росздравнадзора (далее — ЦМИКЭЭ) провел исследование сайтов медицинских организаций, региональных органов управления здравоохранением. 

Оценивались доступность информации и открытость деятельности этих органов, а также, возможность участия граждан и организаций в процессах принятия решений по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Развитие системы управления качеством в здравоохранении — поэтапный процесс, требующий пересмотра стереотипов, сложившихся в отношении качества медицинских услуг и подходов к реформированию системы оказания медицинской помощи в целом.

Обоснованные преобразования позволят не только повысить доступность и качество услуг, но и обеспечить экономическую эффективность деятельности учреждений здравоохранения.

В соответствии с Федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы исполнительной власти, ведомства и медицинские учреждения обязаны использовать свои сайты в сети интернет для публикации открытой информации, касающейся их деятельности.

Важно! Одним из критериев оценки деятельности медицинских учреждений является степень открытости информации и возможность общественного обсуждения мероприятий по повышению качества и доступности медицинской помощи

Размещение информации на сайте медицинских учреждений способствует повышению эффективности деятельности: предоставлению оптимальных объемов медицинской помощи, максимальному удовлетворению потребностей пациентов, выполнению требований законодательства.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


В соответствии с планом мероприятий по разделу государственного задания " Информационно-аналитическая и экспертная поддержка мероприятий по осуществлению контроля качества и безопасности медицинской деятельности», ЦМИКЭЭ Росздравнадзора была проанализирована информация, размещенная на официальных сайтах медицинских учреждений и органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Анализ проводился по следующим показателям:

  • наличие раздела «Контроль качества и безопасности медицинской деятельности»;
  • размещение нормативных правовых актов по вопросам обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • наличие административных регламентов по вопросам обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • наличие планов мероприятий в рамках ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • наличие результатов проверок и принятых мер;
  • учет обращений граждан по вопросам медицинской деятельности;
  • анализ обращений граждан по вопросам медицинской деятельности;
  • наличие Общественного совета;
  • размещение персонального состава Общественного совета;
  • размещение контактной информации о членах Общественного совета;
  • наличие в планах работы Общественного совета вопросов по контролю качества и безопасности медицинской деятельности;
  • наличие в протоколах заседаний Общественного совета рассмотренных вопросов контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Наиболее полно возможности сетевого ресурса по обеспечению открытости деятельности и доступности информации, касающейся контроля качества и безопасности медицинской деятельности, используют 12 органов управления здравоохранением: в республиках Адыгея, Карелия, Башкортостан, Марий Эл, Тыва, Бурятия, Чувашской Республике, Забайкальском крае, Курганской, Кемеровской, Свердловской и Тюменской областях. Их сайты содержат информацию по 8–10 показателям.

Важно! В результате анализа выяснилось, что ни на одном из 80 изученных сайтов органов управления здравоохранением субъектов РФ не была представлена информация по всем показателям

В 21 регионе сайты органов управления здравоохранением удовлетворяют только 5–7 показателям (Амурская, Воронежская, Омская, Ульяновская обл., Камчатский край и др.).

В 37 региональных органах управления здравоохранением информация на сайтах представлена лишь по 1–4 показателям (республики Ингушетия, Калмыкия, Ставропольский край, Новосибирская, Сахалинская, Саратовская обл. и др.).

Практически не освещается деятельность по проведению ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в 10 регионах: в Кабардино-Балкарской республике, Костромской, Калужской, Кировской, Липецкой, Магаданской, Орловской, Пензенской, Самарской обл. и Санкт-Петербурге (рис. 1).

Анализ информационной прозрачности и общественной ориентированности сайтов региональных органов управления здравоохранением

Рис. 1. Структура информационного наполнения по вопросам организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности сайтов органов управления здравоохранением субъектов РФ

Специальные разделы «Контроль качества и безопасности медицинской деятельности» или «Независимая оценка качества работы учреждений» имеются только на сайтах 36 региональных органов управления здравоохранением (45%).

Несмотря на наличие утвержденных методических материалов по вопросам организации ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, на сайтах в Республике Хакасия, Калужской, Кемеровской, Оренбургской обл. и Хабаровского края они отсутствуют.

Нормативные правовые акты органов управления здравоохранением по вопросам организации ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности имеются на 26 сайтах (32,5%).

Административный регламент ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности размещен на 17 сайтах (21,2%).

Планы проведения проверок ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях имеются на 19 сайтах (23,7%), а информация о результатах проверок — на 15 сайтах (18,7%).

Детальная информация о результатах ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности и принятых мерах размещена на сайтах министерств здравоохранения республик Калмыкия и Марий Эл, департамента здравоохранения Приморского края. Отсутствуют планы и результаты проверок на сайтах в республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской, Тыва, Астраханской, Архангельской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Калининградской обл.

Учет обращений граждан в органы управления здравоохранением по вопросам медицинской деятельности представлен на 26 сайтах (32,5%), а анализ обращений граждан — на 13 сайтах (16,2%).

Активируйте доступ к журналу «Здравоохранение» и читайте проверенные экспертами статьи:

Департаментом здравоохранения Воронежской обл., министерствами здравоохранения республик Башкирия, Мордовия, Саха (Якутия), Свердловской, Челябинской обл. представлен подробный анализ причин обращений граждан по вопросам здравоохранения, в том числе, жалоб на работу лечебно-профилактических учреждений с указанием принятых мер.

Важно! Не представлен анализ причин обращений граждан по вопросам оказания медицинской помощи на сайтах Амурской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Владимирской, Новгородской, Омской и некоторых других обл.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», на 61 сайте (76,2%) органов управления здравоохранением субъектов РФ имеется информация о создании Общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания медицинских услуг медицинскими организациями и по защите прав потребителей, сведения об их персональном составе — на 52 сайтах (62,5%).

Не представлена информация о создании Общественных советов на сайтах республик Алтай, Коми, Брянской, Курской, Новосибирской, Пензенской, Самарской обл. В 65% органах управления здравоохранением субъектов РФ в планах работы и протоколах заседаний Общественных советов отсутствуют вопросы ведомственного и внутреннего контроля качества медицинской деятельности.

Важно! Особо следует отметить, что в ряде субъектов РФ информация на сайтах обновляется несвоевременно

Так, на сайтах органов управления здравоохранением Республики Карелия, Еврейской автономной обл., Ставропольского края, Тюменской, Ярославской обл. и г. Москвы информация об обращениях граждан и анализ обращений представлена за 2013 г., о результатах ведомственного контроля в Республике Мордовия — за 2011 г., в Нижегородской обл. — за 2013 г., протоколы заседаний Общественного совета в Республике Карелия и Краснодарском крае — за 2013 г.

Анализ информационной прозрачности и общественной ориентированности сайтов региональных органов управления здравоохранением

Рис. 2. Наличие критериев информационной прозрачности и общественной ориентированности на сайтах региональных органов управления здравоохранением

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В соблюдении органами управления здравоохранением субъектов РФ требований законодательства в части использования официальных сайтов в сети интернет для публикации открытой информации имеются значительные пробелы:

  1. вопросы контроля качества и безопасности медицинской деятельности не являются приоритетными в деятельности ряда органов управления здравоохранением субъектов РФ;
  2. недостаточно используется возможность официальных сайтов как актуального информационного ресурса, обеспечивающего открытость и доступность полных и достоверных сведений по вопросам организации обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Для соблюдения принципов открытости в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями законодательства РФ необходимо:

  1. обеспечивать полноту, достоверность и своевременность предоставления информации о деятельности, подлежащей раскрытию в обязательном порядке;
  2. формировать и развивать действенные механизмы оперативного реагирования на обращения граждан;
  3. обеспечивать объективность и публичность процедуры формирования Общественных советов, создаваемых при органах исполнительной власти, наделять их необходимыми полномочиями;
  4. повышать доступность информации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности для всех заинтересованных лиц в сети Интернет;
  5. внедрять процессы и инфраструктуру, в том числе электронные сервисы и услуги, для проведения публичных онлайн-консультаций с гражданами и организациями, упрощая способы взаимодействия с гражданским обществом.

Таким образом, одним из механизмов улучшения функционирования системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности на уровне субъектов РФ является оптимизация информационного обеспечения лечебно-диагностического процесса в сети Интернет.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности должен осуществляться по единой организационной технологии, соответствующей требованиям законодательства и оптимального использования современных коммуникационных технологий.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.