Проблемы лицензирования медицинской деятельность в образовательных учреждениях

424

При передаче штатных должностей медицинского персонала образовательных учреждений в отрасль здравоохранения, конкретно в штат поликлиник, имевшей место в ряде регионов, нередко возникают определенные проблемы.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся

Согласно ч. 2 и 3 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ; ред. от 25.11.2013 № 317-ФЗ) «организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Пробемы лицензирования медицинской деятельность в образовательных учрежденияхОрганизацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности».

Таким образом, закон устанавливает, что первичная медико-санитарная помощь учащимся школ и воспитанникам детских учреждений должна оказываться медицинскими работниками, состоящими в штате медицинских организаций, и это, в свою очередь, послужило основанием для передачи штатных единиц медицинского персонала образовательных учреждений в отрасль здравоохранения.

Региональный опыт

В городском округе Химки Московской области в 2012 г. согласно постановлению администрации городского округа медицинский персонал муниципальных детских садов был передан в штат медицинских организаций — ГБУЗ МО «Химкинская детская городская поликлиника» и детские амбулаторные отделения других лечебных учреждений (медицинский персонал школ, а также часть врачей детских садов уже состояли в штате детских поликлиник).

Первоначально оплата вновь принятого медицинского персонала осуществлялась из бюджетных средств отрасли образования.

Однако с января 2013 г. оплата труда медицинских работников, обслуживающих образовательные учреждения, стала осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС).

С января 2014 г. все медицинские организации городского округа Химки перешли на одноканальное финансирование.

Изменения в организации медицинского обслуживания образовательных учреждений — исключительно персоналом медицинских организаций — на практике выявили ряд трудно решаемых проблем.

Лицензирование медицинской деятельности в образовательных учреждениях

В настоящее время главным условием для работы медицинских работников на территории образовательного учреждения является наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по адресу осуществления лицензируемого вида деятельности.

Такую лицензию может получить само образовательное учреждение при условии наличия в его штате медицинского работника, специальных помещений, соответствующих санитарным нормам, и оборудования или же медицинская организация. 

Необходимо отметить, что условия взаимодействия между образовательными и медицинскими организациями зависят от формы собственности и типа финансирования этих организаций.

Рассмотрим данный вопрос на примере муниципальных образовательных учреждений и муниципального/государственного бюджетного медицинского учреждения.

Если лицензию на осуществление медицинской деятельности в образовательном учреждении получает медицинская организация, то помещения медицинского блока и медицинское оборудование находятся в собственности образовательного учреждения.

Законодательство предусматривает основания для использования помещений и медицинского оборудования — аренда, передача в собственность, но у бюджетного медицинского учреждения на это, как правило, нет денежных средств.

Пробемы лицензирования медицинской деятельность в образовательных учрежденияхПоэтому практически единственным вариантом взаимодействия является заключение договора безвозмездного пользования, по которому помещения медицинского блока и медицинское оборудование передаются в пользование медицинскому учреждению, как это и предусмотрено ч. 3 Закона № 273-ФЗ.

Однако есть практически непреодолимая трудность, вызванная пробелом в законодательстве, регулирующем вопросы лицензирования медицинской деятельности.

Если лицензиат — поликлиника, то для получения (или переоформления) лицензии на медицинскую деятельность она должна представить договоры на техническое обслуживание оборудования.

Но когда оборудование вместе с кабинетом передается медицинской организации по договору безвозмездного пользования, собственником этого оборудования продолжает оставаться образовательное учреждение, т. е. не лицензиат.

Соответственно, возникают трудности при решении вопроса, как из заработанных за счет ОМС средств учреждение здравоохранения может обеспечить финансирование договора на техническое обслуживание чужого оборудования.

Для решения этой проблемы в городском округе Химки было предложено осуществить передачу медицинского оборудования в собственность учреждению здравоохранения на безвозмездной основе.

Однако особенно в случае специализированных детских садов компенсирующего вида речь идет о дорогостоящем физиотерапевтическом или офтальмологическом оборудовании, закупленном на средства образовательных учреждений. Последние не готовы «подарить» такое оборудование поликлинике.

Кроме того, как уже говорилось, и у поликлиники вряд ли найдутся средства на техническое обслуживание дополнительного оборудования.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»:

В связи с этим представляется необходимым внести дополнение в постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра „Сколково“)» о том, что в случае передачи оборудования от образовательного учреждения медицинскому учреждению по договору безвозмездного пользования, если таковое определено данным договором, техническое обслуживание может осуществлять не только лицензиат (поликлиника), но и собственник оборудования, и представлять свой договор в лицензионный комитет той структуры, которая выдает лицензии.

Обеспечение доступа образовательного учреждения к работе в ЕМИАС

Вступление в силу приказа Минздрава России от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (далее — Приказ № 822н) совпало с введением в медицинских организациях электронной регистратуры, электронных медицинских карт и требования об обязательном внесении данных обо всех обратившихся и осмотренных в рамках профилактических осмотров детях в Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС).

Данные вводятся в день осуществления осмотра ребенка с любого компьютера, имеющего выход в Интернет.

Персональные данные защищены паролем, соответствующим разрешенному уровню доступа медицинского работника в ЕМИАС.

Согласно Приказу № 822н в стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях входит персональный компьютер с принтером, но отсутствует упоминание об обязательном подключении к Интернету.

В отсутствие доступа в Интернет сведения о проведенном осмотре не будут своевременно внесены в ЕМИАС, и медицинские работники не смогут получить оплату за свой труд.

При размещении компьютера по другому адресу, например в поликлинике, введение информации будет отнимать слишком много рабочего времени у медицинского персонала.

Необходимо законодательно закрепить наличие компьютера с выходом в Интернет в стандарте оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

Опыт взаимодействия с образовательными учреждениями выявил необходимость законодательного закрепления наличия компьютера с выходом в Интернет в стандарте оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях и обязательного внесения его в договор безвозмездного пользования медицинским кабинетом, заключенный между медицинским и образовательным учреждениями.

Информационный обмен между медицинскими и образовательными учреждениями

Важным вопросом взаимодействия медицинских и образовательных учреждений является необходимость обмена информацией о здоровье учащихся. В Приказе № 822н указывается, что врач, работающий в образовательном учреждении, должен направлять учащихся к узким специалистам.

Практика показывает, что работа по направлению детей с хронической патологией к соответствующим узким специалистам, контроль своевременности прохождения осмотра у этих специалистов ложится на плечи врачей-педиатров участковых детских поликлиник.

И хотя врач образовательного учреждения более тесно контактирует с детьми, он зачастую не имеет доступа к амбулаторным картам и к заключениям врачей-специалистов, тем более если он состоит в штате этого учреждения.

Врач сможет лучше организовать профилактическую работу и наблюдение за детьми с хронической патологией, если он будет иметь информацию о результатах всех профилактических осмотров ребенка и получении им специализированной помощи.

Пробемы лицензирования медицинской деятельность в образовательных учрежденияхПредлагаем следующий алгоритм взаимодействия медицинского учреждения и врача образовательного учреждения по получению этой информации: если врач образовательного учреждения состоит в штате медицинского учреждения, то руководителю отделения медицинской помощи в организованных коллективах необходимо организовать и контролировать регулярную работу врачей отделения с амбулаторными картами учащихся.

В случае наличия электронных карт детей врач образовательного учреждения должен иметь доступ к ним со своего рабочего места через ЕМИАС.

Если дети учатся не по месту жительства, то следует обязать врачей активно собирать информацию о состоянии здоровья учащихся; врачам образовательного учреждения необходимо не только вести учет детей, имеющих хронические заболевания и находящихся на диспансерном учете у специалистов (по форме № 30), но и более внимательно учитывать все отклонения в состоянии здоровья учащихся.

Читайте также в журнале «Здравоохранение»

Для этого ввести внутренний Журнал патологии, дающий возможность отслеживать динамику различных острых заболеваний, переходящих в затяжное течение и в хронические заболевания для своевременного направления детей к врачам-специалистам.

Врач образовательного учреждения, по нашему мнению, является именно тем специалистом, который может первым увидеть начало и остановить развитие хронического заболевания у учащегося.

Нормирование труда медицинских работников образовательных учреждений

Еще один аспект, заслуживающий внимания, — это проблема нормирования и оплаты труда медицинских работников отделения медицинской помощи обучающимся.

В настоящее время в государственных и муниципальных бюджетных медицинских учреждениях труд медицинского персонала образовательных учреждений, входящего в их штат, оплачивается из средств системы ОМС на основе счета, который формируется из поданных статистических талонов по результату оказания медицинской помощи (включая различные плановые осмотры).

Не определены нормы труда для врачей образовательных учреждений

Существует понятие функции врачебной должности для врачей-педиатров участковых, из которой формируется нормативный показатель количества осмотренных детей как на приеме, так и на дому.

Однако не существует такого норматива для врачей образовательных учреждений. Их работа сильно отличается от работы участковых врачей, а оценивается и соответственно оплачивается по тому же принципу.

Исходя из расчета функции врачебной должности врача-педиатра участкового в той его части, которая определяет количество посещений в час на приеме в поликлинике, получается, что врач образовательного учреждения должен осмотреть четырех детей в час, но не определено, сколько часов врач образовательного учреждения в день должен посвящать профилактическим осмотрам и приему по обращаемости, а сколько другим видам деятельности для выполнения своих функциональных обязанностей.

Построение норматива для оценки и оплаты работы врачей организованных коллективов, так же как и участковых врачей или врачей-специалистов, ведет к необоснованному увеличению количества текущих осмотров учащихся в ущерб другим направлениям работы.

Не определен и норматив для медицинских сестер образовательного учреждения, функциональные обязанности которых отличаются от обязанностей медицинских сестер участковых. Получается, что медицинскому персоналу целого отделения детской поликлиники трудно «заработать» себе заработную плату через систему ОМС.

Как возможное средство решения проблемы — в отсутствие отдельного норматива по труду и соответственно тарифа оплаты в системе ОМС работы медицинских работников образовательных учреждений — главным врачом Химкинской детской городской поликлиники и заведующими детскими амбулаторными отделениями других медицинских организаций городского округа Химки внесено предложение в минздрав Московской области о привлечении дополнительных бюджетных средств для финансирования работы медицинского персонала отделений оказания медицинской помощи обучающимся.

Кадровое обеспечение медицинского обслуживания в образовательных учреждениях

Наряду с обычными детскими садами существуют коррекционные детские образовательные учреждения для детей с патологией зрения, опорно-двигательного аппарата и др.

После вступления в силу Приказа № 822н стало возможным ввести в штат поликлиник, обслуживающих воспитанников коррекционных детских садов, следующих специалистов:

  • врача травмато-лога-ортопеда; врача-офтальмолога; медицинских сестер врача-офтальмолога;
  • врача-физиотерапевта;
  • медицинских сестер по массажу;
  • инструктора по лечебной физкультуре.

Однако в таких садах имеется потребность еще и в других медицинских работниках, например во враче-диетологе, в медицинской сестре по физиотерапии, медицинской сестре (инструкторе) для занятий в бассейне.

В коррекционных детских образовательных учреждениях имеется потребность во введении должностей:

  • врача-диетолога,
  • медицинской сестры по физиотерапии,
  • медицинской сестры (инструктора) для занятий в бассейне

В настоящее время во многих детских садах есть бассейны, однако в штате как детских садов после передачи медицинского персонала в штат медицинских организаций, так и в штате поликлиники для обслуживания детей в организованных коллективах отсутствует должность инструктора для занятий в бассейне с детьми дошкольного возраста.

Питание в школах и во все большем числе детских садов обеспечивается комбинатами школьного питания и комбинатами индустриального питания.

Однако расчет ежедневного меню для детей, фактически присутствующих в группах, ложится на плечи медицинских сестер детских садов, хотя это и не входит в их функциональные обязанности. Кроме того, в ряде коррекционных детских садов и групп (например, ортопедических, для часто болеющих детей, для детей с аллергической патологией) требуется особое меню.

Опыт наблюдения за составом школьных завтраков, поставляемых комбинатом школьного питания в ряд школ г. Москвы, позволяет усомниться в пищевой ценности и полезности для здоровья подобного питания, состоящего в основном из сладких батончиков типа «Сникерс».

Введение должности врача-диетолога в штат медицинской организации, обеспечивающей медицинское обслуживание образовательных учреждений, хотя бы одной на несколько образовательных учреждений, могло бы решить вопрос контроля за пищевой и биологической ценностью поставляемого централизованно питания, составления индивидуализированных диет при необходимости.

Представляется целесообразным внести дополнения в Приказ № 822н, позволяющие при необходимости вводить в отделения медицинской помощи детям в образовательных учреждениях должности медицинских сестер диетических для работы в детских садах, а также врача-диетолога.

Предложения

Обобщая все перечисленное, хотелось бы еще раз остановиться на предложениях:

  1. Дополнить нормативные правовые акты по лицензированию медицинской деятельности положением о том, что в случае передачи оборудования от образовательного учреждения медицинскому учреждению по договору безвозмездного пользования техническое обслуживание может осуществлять собственник оборудования и представлять свой договор в организацию, выдающую лицензию.
  2. Разработать дополнение к Приказу № 822н в части стандарта оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, предусмотрев наличие персонального компьютера с обязательным подключением к Интернету.
  3. Определить алгоритм взаимодействия медицинского учреждения и врача образовательного учреждения по обмену информацией о здоровье учащихся. Если врач образовательного учреждения состоит в штате медицинского учреждения, то необходимо контролировать его регулярный доступ к амбулаторным картам учащихся, в т. ч. электронным. Если дети учатся не по месту жительства, то необходимо обязывать врачей активно собирать информацию о состоянии здоровья детей, наблюдении их врачами-специалистами.
  4. Ввести количественный норматив по труду для медицинского персонала образовательных учреждений, исходя из специфики их работы, например функцию врачебной должности для врача-педиатра образовательного учреждения.
  5. Разработать систему оплаты труда медицинского персонала отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним для государственных (муниципальных) бюджетных медицинских организаций-либо на основе отдельных тарифов в системе ОМС, либо с привлечением бюджетных средств.
  6. Разработать дополнение к Приказу № 822н, рекомендующее вводить в штат детской поликлиники для медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях медицинских сестер диетических, врача-диетолога, медицинскую сестру по физиотерапии, инструктора для занятий с детьми в бассейне.


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...






    Наши продукты




















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль