text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Госзакупки в медицинском учреждении: ответственность заказчика

  • 28 января 2017
  • 213

В рамках темы разберем следующие вопросы:

  1. Контракт бюджетного учреждения здравоохранения на аренду помещений в рамках ФЗ-44. 
  2. Ответственность, если в медучреждении не была создана контрактная служба и не назначен контрактный управляющий
  3. Является ли закупка путем запроса котировок по Закону № 223-ФЗ электронной формой торгов
  4. Нужно ли после каждой оплаты по этапам размещать сведения об исполнении контракта и другие. 

Госзакупки

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  План ФХД, Положение о платных услугах, Уведомление о привлечении к сверхурочной работе

Как заключить контракт бюджетному учреждению здравоохранения на аренду помещений в рамках ФЗ-44?

В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, а также аренды жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.

С учетом разъяснений Минэкономразвития России в письме от 12.01.2015 № Д28и-7 осуществлять закупки в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ вправе также и государственные бюджетные учреждения.

Следует сказать, что в приведенной норме закона речь идет об аренде нежилого помещения, при этом случаи осуществления закупки аренды жилого помещения (на территории РФ) положениями ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ не предусмотрены.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах».
Активировать доступ


Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах».
Активировать доступ


Таким образом, способ заключения контракта на аренду помещения будет зависеть от назначения арендуемого помещения. В случае если учреждение планирует арендовать нежилые помещения, то оно в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ вправе осуществить такую закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В случае аренды жилого помещения учреждение вправе осуществить указанную закупку на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ или конкурентными способами закупки.

ГосзакупкиКакая ответственность предусмотрена для заказчика, если им не была создана контрактная служба и не назначен контрактный управляющий?

В настоящее время прямая юридическая ответственность за отсутствие у заказчика контрактной службы и контрактного управляющего не предусмотрена.

Вместе с тем согласно ч. 1 и 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ для заказчика предусмотрена обязанность по созданию контрактной службы (в случае если совокупный годовой объем закупок заказчика превышает 100 млн руб.) или назначения контрактного управляющего (в случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба).

Согласно ч. 4 ст. 38 контрактная служба (контрактный управляющий) выполняют широкий круг функций, таких как подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами; обеспечение осуществления закупок, в том числе заключение контрактов; осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством о контрактной системе.

При этом особо стоит отметить, что в отдельных случаях, например в силу п. 12 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик обязан включать в документацию о закупке информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственном за заключение контракта.

По общему правилу, в случае если проведение закупки осуществлено с нарушением требований законодательства, заинтересованное лицо в силу ряда положений ГК РФ вправе потребовать признание такой закупки недействительной (например, ч. 1 ст. 449 ГК РФ), и соответственно признания недействительным соответствующего договора, заключенного по результатам проведения процедуры закупки, не соответствовавшей законодательству.

По нашему мнению, невыполнение заказчиком установленной законодательством обязанности по созданию контрактной службы или назначению контрактного управляющего может рассматриваться как обстоятельство, позволяющее признать заинтересованной стороне закупки, проведенные заказчиком, недействительными.

ГосзакупкиЯвляется ли закупка путем запроса котировок по Закону № 223-ФЗ электронной формой торгов?

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ не установлено, что понимается под электронной формой торгов.

Так, в силу ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616).

В соответствии с п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

В свою очередь, в силу ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616).

Следовательно, проведение закупки в электронной форме предполагает обмен электронными документами с использованием ЭВМ, информационно-телекоммуникационных сетей или информационных систем. Однако ни Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, ни постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 не установлено, что закупки в электронной форме должны проводиться обязательно на электронных торговых площадках.

Таким образом, заказчики вправе самостоятельно проводить закупки в электронной форме, в т. ч. путем запроса котировок, без привлечения электронной торговой площадки, при условии подписания всех документов, связанных с проводимыми закупками, электронной цифровой подписью.


Также стоит отметить, что в качестве закупки в электронной форме, в т. ч. путем запроса котировок, может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участниками закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки. При этом заказчиком может быть выбран любой порядок обмена электронными документами — посредством электронной почты, на электронных носителях или через специальные веб-сайты — собственные (официальный сайт заказчика) или специализированные, так называемые ЭТП. При этом данный порядок обмена документами должен быть установлен положением о закупке заказчика.

Таким образом, закупка путем запроса котировок по смыслу Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ не является электронной формой торгов, но может быть осуществлена в электронной форме путем обмена электронными документами с использованием ЭВМ, информационно-телекоммуникационных сетей или информационных систем без привлечения электронных торговых площадок.

ГосзакупкиНужно ли после каждой оплаты по этапам размещать сведения об исполнении контракта?

В случае, если контрактом установлены этапы его исполнения, необходимо размещать соответствующие отчеты в ЕИС после исполнения каждого из этапов контракта.

Согласно ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пп. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта.

Согласно ч. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093, отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта).

Также стоит отметить, что законодательством не конкретизировано понятие отдельного этапа контракта. Этапы контракта могут быть прописаны непосредственно в самом контракте.

В случае, если этого не сделано, по нашему мнению, под этапом контракта следует понимать предусмотренную контрактом отдельную поставку и ее оплату, т. е. документально оформленную хозяйственную операцию.

Так, например, согласно разъяснениям Минэкономразвития России, данным в письме от 29.11.2013 № Д28и-2263, в случае если контрактом этапы оказания услуг не предусмотрены, но приемка и оплата услуг производятся ежемесячно, необходимо составлять ежемесячные отчеты об исполнении контракта.

Таким образом, если контрактом предусмотрены отдельные поставки товара и отдельная их оплата, то под этапом контракта следует понимать отдельную поставку вместе с ее оплатой, что необходимо отразить в соответствующем отчете.

ГосзакупкиОбязательно ли осуществлять закупку услуг по финансовой аренде (лизингу) по Федеральному закону № 223-ФЗ путем проведения аукциона в электронной форме?

Осуществлять закупку услуг по финансовой аренде (лизингу) по Федеральному закону № 223-ФЗ путем проведения аукциона в электронной форме не обязательно, если Положением о закупке медицинской организации предусмотрены иные способы определения поставщика.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ закупочную деятельность заказчика регламентирует Положение о закупке, которое устанавливает порядок подготовки и проведения заказчиком процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Соответственно, заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

В свою очередь, в силу ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 утвержден Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Услуги по финансовой аренде (лизингу) не входят в указанный Перечень. В свою очередь, согласно разъяснениям ФАС, представленным в Письме от 24.12.2012 № ИА/44025/12 в случае, если товар, работа, услуга не включены в указанный Перечень, заказчик не обязан, но может проводить закупку таких товаров, работ, услуг в электронной форме (п. 6 приложения к письму ФАС России от 24.12.2012 № ИА/44025/12).

Таким образом, заказчик, осуществляющий закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ на основании Положения о закупке, которым предусмотрены иные способы определения поставщика, вправе, но не обязан проводить электронный аукцион с целью определения исполнителя услуг по финансовой аренде (лизингу).

ГосзакупкиЯвляется ли нарушением отсутствие в бюджетном учреждении, осуществляющим закупки по Федеральному закону № 223-ФЗ, отдельного ЛПА, устанавливающего порядок обоснования НМЦК?

Отсутствие в бюджетном учреждении, осуществляющим закупки по Федеральному закону № 223-ФЗ, отдельного локального нормативного правового акта, устанавливающего порядок обоснования НМЦК, не является нарушением, так как законодательством не установлено соответствующего требования.



Бюджетное учреждение, осуществляющее закупки в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ на основании Положения о закупке вправе установить порядок обоснования начальной максимальной цены контракта непосредственно в самом Положении о закупке.

Принятия каких-либо иных локальных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок обоснования НМЦК не требуется.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Экономика ЛПУ»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для экономиста медорганизации
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.