7 вопросов по планированию и контролю хозяйственной деятельности в медорганизации

643

Планирование и контроль хозяйственной деятельности в медорганизации включает в себя решение многих вопросов. Предлагаем рассмотреть следующие вопросы:

  • как правильно документально оформить получение спонсорской помощи;  
  • что делать, если ТФОМС отказывается вносить дебиторскую задолженность;
  • нужна ли МО доп. лицензия для выездных медосмотров и другие. 

Утверждении плана работы койки

Планирование, учет и контроль хозяйственной  деятельности ЛПУ

Чем стоит руководствоваться при утверждении плана работы койки в отделении патологии новорожденных и можно ли использовать показатель занятости койки из приказа Минздрава СССР от 20.04.1983 № 440?

Необходимо руководствоваться целевыми значениями соответствующих критериев качества и доступности медицинской помощи, установленных терпрограммой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также конкретными условиями деятельности стационара.

Медицинская организация оказывает медицинскую помощь населению в соответствии с установленным государственным заданием и распределенными объемами медицинской помощи в рамках ОМС.

При этом учредителем медицинской организации утверждается план финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий плановый период.

Так, территориальной программой госгарантий могут быть установлены целевые критерии качества и доступности медицинской помощи, в том числе для работы стационаров в виде определенных усредненных значений показателей работы койки, которые, в свою очередь, могут быть дифференцированы по определенным профилям, в т. ч. с учетом разделения по взрослому и детскому населению.

При этом показатели использования коечного фонда, используемые в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, определяются расчетным путем и являются усредненными.

При отсутствии данных о нормативах деятельности стационара принимаются значения среднегодовой занятости койки — 340 дней, средних сроков лечения — 11,4 дней и оборота койки 29,8 больных за год (письмо Минздрава России от 12.12.2014 № 11–9/10/2–9388).

В свою очередь, в письме Минздрава СССР от 08.04.1974 № 02–14/19 отмечается, что при планировании работы учреждения данные показатели должны дифференцироваться с учетом конкретных условий деятельности стационара.

Таким образом, руководитель медицинской организации при принятии решения об утверждении плана работы койки должен руководствоваться как целевыми значениями соответствующих критериев качества и доступности медицинской помощи, установленной терпрограммой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, так и конкретными условиями деятельности стационара.

Также обращаем внимание, что показатель занятости койки в году, указанный в приказе Минздрава СССР от 20.04.1983 № 440 «О дополнительных мерах по совершенствованию медицинской помощи новорожденным детям» и равный 280 дням, представляет собой статистические данные Всесоюзного научно-исследовательского центра по охране здоровья матери и ребенка Минздрава СССР и не является рекомендуемым показателем.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»:

Как правильно документально оформить получение спонсорской помощи

Планирование, учет и контроль хозяйственной  деятельности ЛПУКак правильно документально оформить получение спонсорской помощи в виде медицинского оборудования в государственном автономном учреждении?

Получение спонсорской помощи в виде медицинского оборудования следует оформить путем заключения договора пожертвования (дарения).

Безвозмездная спонсорская помощь по своей правовой природе является дарением и регулируется гл. 32 ГК РФ. Разновидностью дарения является пожертвование, представляющее собой дарение вещи или права в общеполезных целях (ст. 582 ГК РФ).

В соответствии со ст. 574 ГК РФ в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, договор пожертвования (дарения) должен быть совершен в письменной форме.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Исходя из вышеизложенного, договор пожертвования должен содержать сведения о предмете договора с описанием передаваемого имущества (в данном случае — медицинского оборудования), обязательное указание на безвозмездный характер передачи имущества, порядок передачи имущества (по акту приема-передачи), срок действия договора, адреса и реквизиты сторон, а также другие необходимые сведения.

В договор может быть также включено условие об использовании передаваемого имущества по определенному назначению, в этом случае пожертвованное имущество должно использоваться в соответствии с назначением имущества, а учреждение должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (ст. 582 ГК РФ).

Если ТФОМС отказывается вносить дебиторскую задолженность

Планирование, учет и контроль хозяйственной  деятельности ЛПУМожно ли подать в суд на ТФОМС ввиду его отказа вносить дебиторскую задолженность по оплате медицинской помощи СМО в план ФХД ?

В данном случае действия ТФОМС можно расценивать как превышение полномочий и обжаловать их в арбитражном суде.

Дебиторская задолженность по доходам включается в табличную часть плана финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД), который бюджетная медицинская организация составляет в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, утв. приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

В соответствии с п. 22 Требований план ФХД государственного бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. При этом орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать план ФХД руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения. Утверждение плана ФХД бюджетного учреждения кем-либо еще Требованиями не предусматривается.

В свою очередь, ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ и Типовым положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н, установлены полномочия ТФОМС. В данные полномочия не входит участие ТФОМС в процедуре утверждения плана ФХД.

Таким образом, ТФОМС не имеет права препятствовать администрации медицинской организации утверждать план ФХД, в т. ч. включать в его табличную часть имеющую место дебиторскую задолженность со стороны СМО.

Рекомендуем обжаловать данные действия ТФОМС как действия, совершенные вне пределов определенных законодательством полномочий для данного органа в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.

Нужна доп. лицензия для выездных периодических и предварительных медосмотров

Планирование, учет и контроль хозяйственной  деятельности ЛПУНужно ли оформление дополнительной лицензии для осуществления выездных периодических и предварительных медицинских осмотров, т. е. проведение медицинских осмотров на месте у заказчика?

Да, нужно, поскольку законодательством о лицензировании предусмотрено, что лицензируемый вид деятельности должен осуществляться лицензиатом по адресу, указанному в лицензии.

Предварительные и периодические медицинские осмотры включены в Перечень работ, относящихся к медицинской деятельности (Приложение к постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности <…>«), и подлежат обязательному лицензированию.

В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

При этом место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Фактически в лицензии указывается адрес, по которому лицензиат осуществляет соответствующую медицинскую деятельность.

Согласно п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, в случае намерения лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, необходимо переоформление лицензии с указанием нового адреса, по которому планируется осуществление медицинской деятельности.

В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

При этом в силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ до переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.

Таким образом, медицинской организации для проведения выездных предварительных и периодических медицинских осмотров необходимо переоформить имеющуюся лицензию.

Стоит отметить, что данная позиция подтверждается правоприменительной практикой (см., например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 по делу № А74-6240/2013, решение Костромского УФАС России от 28.10.2013 № 12-10-115/670).

За счет каких средств учреждение здравоохранения должно платить за капремонт

Планирование, учет и контроль хозяйственной  деятельности ЛПУЗа счет каких средств краевое бюджетное учреждение здравоохранения (являясь собственником помещений в многоквартирном доме) должно платить ежемесячные взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 158 ЖК РФ?

Взносы краевого государственного учреждения здравоохранения на капитальный ремонт в соответствии с требованиями ст. 158 ЖК РФ должны осуществляться за счет средств краевого бюджета.

По смыслу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата бюджетным учреждением взносов на капитальный ремонт по смыслу законодательства является расходами на проведение капитального ремонта.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ и Разъяснениями о формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (см. письмо Минздрава России от 12.12.2014 № 11–9/10/2–9388) расходы государственных и муниципальных медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения осуществляются за счет предусмотренных в бюджете федерального фонда средств на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.

Таким образом, краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения вправе осуществлять взносы на капитальный ремонт в соответствии с требованиями ст. 158 ЖК РФ за счет средств краевого бюджета либо в случае реализации в регионе соответствующей программы модернизации — соответствующих средств ФФОМС, направленных на финансовое обеспечение подобной программы.

Обращаем внимание, что использование на данные цели средств ОМС может быть расценено контролирующими органами как нецелевое использование средств.

Неконтрактуемые статьи расходов

Планирование, учет и контроль хозяйственной  деятельности ЛПУКакие расходы относятся к неконтрактуемым статьям расходов?

По общему правилу, на основании Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, к контрактуемым статьям расходов относятся статья 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ (детализирована подстатьями КОСГУ 221–226) и Группа 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ (детализирована статьями КОСГУ 310–340), в рамках которых группируются операции, связанные с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов, отнесение которых к соответствующей группе объектов (основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы и материальные запасы) и, соответственно, статье КОСГУ осуществляется согласно требованиям бухгалтерского (бюджетного) учета организациями государственного сектора по отнесению активов к соответствующей группе объектов учета нефинансовых активов.

К неконтрактуемым статьям расходов, в свою очередь, относят другие статьи КОСГУ, в частности:

статью 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ;статью 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ;статью 260 «Социальное обеспечение» КОСГУ;статью 240 «Безвозмездные перечисления организациям» КОСГУ;статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ и др.

Информация в УФМС по пациентам

Планирование, учет и контроль хозяйственной  деятельности ЛПУОбязано ли ЛПУ в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 № 5242–1 предоставлять информацию в УФМС по пациентам, постоянно проживающим в том же субъекте, или только по прибывшим из других субъектов?

В силу ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» медицинская организация, в которой гражданин временно проживает, является местом его пребывания.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242–1 регистрация гражданина РФ по месту пребывания и снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту пребывания в медицинской организации производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

Согласно ч. 9 ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242–1 администрация учреждения в течение суток представляет непосредственно или направляет с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи информацию о регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы ФМС России в порядке, установленном приказом ФМС России от 24.09.2014 № 528 «Об утверждении Порядка представления администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы ФМС России».

Читайте также в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»

Закон РФ от 25.06.1993 № 5242–1 не устанавливает исключений для граждан, зарегистрированных по месту жительства (или по месту пребывания) в том же субъекте РФ, что и медицинская организация.

Таким образом, медицинская организация обязана представлять информацию в территориальные органы УФМС России, необходимую для регистрации граждан по месту пребывания в данной медицинской организации как в отношении граждан, прибывающих на лечение из других регионов, так и постоянно проживающих в субъекте по месту нахождения медицинской организации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль