text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Внедрение телемедицины: конкретный пример на отдаленных территориях

  • 6 января 2017
  • 410

В данной работе показан опыт внедрения телемедицины на конкретном примере. 

Структура телемедицинской системы

Внедрение телемедицины на отдаленных территорий представляет собой комплекс медицинского оборудования для удаленной регистрации, передачи, диспетчеризации, обработки и архивирования информации о состоянии пациента в отдаленных медицинских учреждениях, ФАПах.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Основные направления применения системы — оказание экстренной помощи, организация и проведение профилактических медицинских осмотров и массового медицинского скрининга сельского населения (отдаленной диспансеризации), функциональных исследований, направленных на сокращение времени принятия врачебного решения, комплексной диагностики пациентов.

Рассмотрим на примере реализации программы внедрения телемедицины на отдаленных территориях Крапивинского района Кемеровской области

Данные региона: Крапивинский район расположен в центральной части Кемеровской области по обоим берегам реки Томи.  Население района составляет 24 449 чел., из них трудоспособного населения — 13 162 чел., пенсионеров — 6008 чел., детей от 0 до 17 лет — 5060 чел., в т. ч. подростков — 726 чел. Отдельные населенные пункты находятся на значительном удалении от ЦРБ (свыше 70 км), и для обеспечения доступности первичной медико-санитарной помощи населению требуется ряд дополнительных мер. Система здравоохранения Крапивинского района представлена МБУЗ «Крапивинская ЦРБ». В структуру ЦРБ входят стационар, 2 поликлиники мощностью 600 посещений в смену, 4 кабинета общей врачебной практики (ОВП), 1 врачебная амбулатория (ВА), 18 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), 5 домовых хозяйств.

Телемедицинская система включает в себя (рисунок):

Внедрение телемедицины: конкретный пример на отдаленных территориях

Периферийные телемедицинские станции (ПТС):

  • четыре расположены в ОВП,
  • одна — во врачебной амбулатории,
  • три — в ФАПах.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Каждая ПТС создана на базе ноутбука. В состав станции входят ЭКГ, холтеровские кардиомониторы, спирографы, анализаторы крови, мочи, тонометры для измерения внутриглазного давления, в двух комплектах — электроэнцефалограф и электрореограф.

ВНИМАНИЕ!  Все используемые компьютерные комплексы функциональной диагностики при внедрения телемедицины в любом конкретном ПТС могут работать как в автономном режиме, так и в составе телемедицинского комплекса.

Центр обработки телемедицинской информации

Центр создан в ЦРБ на базе кабинета функциональной диагностики, — рабочее место врача-эксперта (компьютерная станция), которое оснащено необходимым оборудованием и программным обеспечением для приема и анализа телемедицинской информации от ПТС.

  • Каждое принятое исследование может быть оценено и обработано с использованием автоматизированных систем построения заключений, систем построения отчетов по исследованию.
  • Врач-эксперт имеет возможность по каналам обратной связи (электронная почта, телефония) связаться с ПТС и получить, если необходимо, дополнительную информацию.
  • Заключения по исследованиям отправляются в соответствующие медицинские формирования, где сохраняются в базе данных. Их можно распечатать для медицинской документации.

Алгоритм работы при внедрении телемедицины: 6 шагов

ШАГ 1. Медицинский персонал ПТС в течение дня в «Рабочей базе» на ноутбуке создает карточки пациентов и регистрирует данные соответствующих проведенных исследований, например спирографического, электрокардиографического, электроэнцефалографического и т. д.
ШАГ 2. В конце рабочего дня сотрудник ПТС все данные исследований, которые необходимо передать в центр обработки данных, переносит из «Рабочей базы», в «Базу исходных данных». Связь ПТС с центром обработки данных осуществляется по имеющимся каналам сети Интернет. В «Базе исходных данных» данные хранятся в порядке поступления с периферических ПТС (с приоритетом для пациентов, нуждающихся в срочном анализе). Эта информация является исходной для врачей-экспертов центра обработки данных.
ШАГ 3. Каждый освободившийся врач-эксперт просматривает «Базу исходных данных» и выбирает для оценки результатов исследования очередного пациента из общего списка или из списка пациентов, нуждающихся в срочном анализе, если такие есть. Это первый шаг работы, которую выполняют врачи-эксперты.
ШАГ 4. Врач-эксперт проводит анализ исследования пациента и формирует отчет. Это наиболее сложная часть работы, требующая высокой квалификации специалиста.
ШАГ 5. Врач-эксперт переносит данные обработанного исследования и сформированного отчета в «Базу обработанных данных» и удаляет исходные данные исследования из «Базы исходных данных». Это последний этап работы врача-эксперта.
ШАГ 6. После отправки данных врачу-эксперту сотрудник ПТС время от времени может просматривать «Базу исходных данных» и «Базу обработанных данных», отслеживая процесс анализа.

С течением времени отосланные исследования из разделов «Срочные» и «Необработанные данные» «Базы исходных данных» постепенно будут перемещаться в раздел «Принятые на обработку» этой базы.

Используя подменю, сотрудник ПТС может посмотреть, каким врачом-экспертом обрабатывается запись и когда начата обработка.

После завершения обработки и передачи результатов исследования врачом-экспертом в «Базу обработанных данных» сотрудник ПТС копирует эти результаты и отчет в «Рабочую базу».

Активируйте доступ к журналу «Здравоохранение» и читайте проверенные экспертами статьи:

По желанию сотрудник ПТС может либо заменить исходные данные исследований пациентов, находящиеся в «Рабочей базе», данными из «Базы обработанных данных», либо к исходным данным в качестве еще одного исследования добавить обработанные данные.

В этом случае сотрудник ПТС по каждому проведенному исследованию будет иметь две записи — исходную и обработанную в центре обработки данных.

Предварительные результаты внедрения телемедицинской системы

Объем исследований, проведенных в рамках профилактических осмотров населения, диспансеризации взрослого и детского населения за период с октября 2014 г. по февраль 2015 г. составил:

  • кардиография — 356;
  • холтеровское кардиомониторирование — 38;
  • спирография — 26;
  • общий анализ мочи — 355;
  • анализ крови (на холестерин, гемоглобин, глюкоза) — 216;
  • энцефалография, реография — 0.

При использовании и внедрении телемедицины были как положительные, так и отрицательные моменты.

К первым относятся:

  1. сокращение сроков и повышение качества диагностики, уменьшение числа случаев осложнений заболеваний, приближение современных методов диагностики и лечения к широким слоям населения;
  2. социальная эффективность, обеспечение одного из важнейших конституционных прав граждан на доступную квалифицированную медицинскую помощь за счет расширения объема первичной медико-санитар-ной помощи и обеспечения ее соответствия стандартам оказания медицинских услуг по видам и характеру заболеваний;
  3. удешевление лечения, сокращение затрат на пребывание в стационаре, количества хронических больных и инвалидов, уменьшение социаль-ных выплат по больничным листам благодаря быстрой и правильной постановке диагноза и соответствующим назначениям;
  4. увеличение видов амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной населению в сельской местности;
  5. решение проблемы нехватки квалифицированных кадров;
  6. экономическая эффективность;
  7. значительное уменьшение затрат и времени пациента, связанных с логистикой;
  8. повышение удовлетворенности населения работой муниципального здравоохранения.

К отрицательным моментам можно отнести

  • инертность и компьютерную малограмотность медицинского персонала отдаленных медицинских формирований, которую после проведения ряда семинаров и практических занятий удалось ликвидировать.

Таким образом, внедрение телемедицины является эффективным средством улучшения качества и доступности медицинской помощи на отдаленных сельских территориях с низкой доступностью медицинских услуг и нехваткой персонала, поскольку она способна преодолевать территориальные и временные барьеры между медицинскими работниками и пациентами.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.