text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Кадры аптеки: причины текучести

  • 29 января 2017
  • 328

Начиная в прошлом номере «Новой Аптеки» разговор о текучести кадров, мы рассмотрели проблему изнутри — так, как видится она руководителям аптечных организаций. Сегодня посмотрим на текучку кадров аптеки глазами стороннего наблюдателя. 

Наблюдение 1. Коварство малых чисел

Практически все HR-специалисты сходятся во мнении, что не только высокий уровень текучести кадров представляет серьезный риск для организации. Не меньшее зло и нулевая текучка, свидетельствующая о системных проблемах на предприятии, особенно если оно не является семейным и (или) сверхмалым.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  Регистрация операций по обороту НС и ПВ, Обеспечение ЛП минимального ассортимента, Регистрация неправильно выписанных рецептов

Кадры аптеки: причины текучести

Низкий, умеренный и контролируемый уровень текучести обеспечивает приток новых специалистов с иными взглядами и опытом, способными оздоровить и встряхнуть предприятие или отдельные бизнес-процессы.

При этом принципиально важно знать, какие кадры в результате умеренной текучести стабильно входят в организацию, а кто стабильно уходит из нее. Умеренные показатели могут претендовать на лавры позитивного явления при равноценном качестве уходящего/входящего кадрового состава. Увы, нередко наблюдается резкий дисбаланс в худшую сторону, и даже умеренная текучесть кадров аптеки приводит к серьезному снижению качества кадрового состава.


Более того: если в коллектив вливается сотрудник ярче и харизматичнее остальных, то, как правило, вся система выстраивается против него. И если новая «звезда» занимает высокую должность, то шансы подтянуть систему до своего уровня остаются.

Но если такой сотрудник занимает не самую высокую должность? В большинстве ситуаций система стремится выдавить его, что, кстати, нередко и получается.

Наблюдение 2. Репутационные издержки

Высокий уровень текучести кадров аптеки специалисты связывают прежде всего с недополученной прибылью и снижением производительности труда. Однако не меньшую опасность представляют так называемые репутационные издержки, о которых вспоминают едва ли не в последнюю очередь.

Конечно, на фоне недополученной прибыли репутационные издержки действительно меркнут. Но репутация работодателя — это конкурентное преимущество, которое легко продается при подборе кандидатов. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать то, что высокий уровень текучести персонала рано или поздно сформирует имидж работодателя как неблагоприятный.

Кадры аптеки: причины текучестиИ если многие процессы и явления в организации можно изменить в один день (ну, или в кратчайшие сроки) волевым приказом: изменить систему мотивации, ввести четкие должностные инструкции, — то… изменить репутацию — вопрос многих месяцев упорной деятельности.

Есть смысл самостоятельно заняться своей репутацией и деловым имиджем и не ждать, пока они сложатся в результате неблагоприятных отзывов бывших сотрудников.

Этот случай произошел в одной достаточно крупной аптечной сети. В ходе неофициальной беседы один из  топ-менеджеров и акционеров посетовал мне на высокую текучесть сотрудников первого стола.

Текучесть кадров в аптечном ритейле

Кадры аптеки: причины текучестиТекучесть — не только количественный, но и качественный процесс. Даже при невысоких показателях текучки можно оптимизировать кадровый состав, устраняя безответственных и слабых сотрудников, а можно стать заложником процесса, медленно, но стабильно теряя сильных профессионалов под прикрытием хороших показателей уровня текучести.

Мои вопросы о причинах текучки, о том, какие отзывы о компании преобладают среди уволившихся, остались без ответа. И мы вместе решили проверить, что рассказывают бывшие сотрудники о компании в Интернете.

Такого шока руководитель, по всей видимости, не испытывал очень давно: вся подноготная, с фамилиями, яркими примерами и нелестными эпитетами давно присутствовала в сети. Возможно, многое было преувеличено, но тот факт, что основные и «неизвестные руководству» причины текучести кадров аптеки и недовольства были четко изложены, не вызывал никаких сомнений.

Наблюдение 3. Оправдание и маскировка

В прошлом номере мы уже говорили о том, что во многих аптечных организациях ищут не причины высокого уровня текучки, а ее оправдание. Сегодня обратим внимание на факт, что текучка нередко не только оправдывается, но и скрывается от  топ-менеджмента. И это достаточно распространенное явление.

Пример 1: В одной аптечной сети были установлены нормы текучести персонала. Границы нормальной текучести были четко зафиксированы по подразделениям и  бизнес-единицам. Индекс текучести кадров был зафиксирован даже как одно из  KPI-значений. А по итогам года, если текучка превышала зафиксированные нормы, то они просто пересматривались на предстоящий год в пользу повышения без каких-либо изысканий и анализа причин, без назначения ответственных и прочей бюрократии. Красивое решение, верно?

Пример 2: Не менее красивое решение — подсчет текучки в среднем по месяцу. Это очень просто: шокирующие 60% путем нехитрых манипуляций превращаются в «среднем по месяцу — 5%». Для акционеров все выглядит очень неплохо. Поразительно, но это работает!

Пример 3: Не менее интересный способ — подсчет текучки в среднем по организации и без детализации по отделам, подразделениям, должностям, а также без учета удельного веса отдела, исходя из его численного состава. В данном случае отдел, состоящий из одного бессменного юриста, вытягивает до приличных средних значений чрезмерную текучесть кадров в другом подразделении.

Активируйте доступ к журналу «Новая аптека» и читайте проверенные экспертами статьи:

Наблюдение 4. Справедливость и диалог

Иногда целесообразно обратить внимание на причины массового увольнения сотрудников. Если эти причины попытаться уложить в одно слово, то этим словом будет «справедливость». Вернее, ее отсутствие в восприятии персонала. А для полноты картины — еще и отсутствие диалога.

Полезный совет: Непопулярные решения воспринимаются гораздо спокойнее после открытого диалога и объяснения причин, по которым эти решения были приняты. Но в такой же ситуации может возникнуть массовое увольнение персонала, если решения спускают вниз без какого-либо диалога.

Понятие справедливости для всех абсолютно разное, это как правда — она у каждого своя, тогда как истина одна на всех. Тем не менее отсутствие справедливости по отношению к сотрудникам стопроцентно гарантирует высокую текучесть кадров.

Заметьте, что текучка кадров аптеки появляется не в подразделении, начальник которого обладает крутым нравом, и под горячую руку попадают все без исключения… Высокая текучка характерна там, где помимо крутого нрава начальника присутствуют лица, на кого этот нрав не распространяется.

И при всей умной и продвинутой терминологии о моделях лидерства, управления и мотивационных решениях есть два абсолютно незыблемых аспекта — справедливость и диалог.

Наблюдение 5. Текучка — не проблема!

Это следствие, к примеру, нездоровой атмосферы в коллективе или провальной системы мотивации персонала. В то же время текучесть персонала может выступать и в качестве первопричины ряда организационных проблем, к примеру, упущенной выгоды или снижения производительности труда. Таким образом, текучка способна создавать процессы замкнутого цикла или, как говорят профессионалы, является замыкающим фактором порочного круга.

Пример 4: Нездоровая атмосфера в коллективе может привести к стабильно высокой текучести кадров, которая, в свою очередь, будет поддерживать и формировать нездоровую атмосферу в коллективе. Круг замкнулся. В реальности в подобном цикле вполне возможна еще пара-тройка дополнительных звеньев, усложняющих порочный круг.

В борьбе с высокой текучестью кадров важно осознавать, что является причиной, что — следствием, а что — и тем и другим, и в зависимости от этого планировать и реализовывать оздоровительные мероприятия. Достаточно ответить на  один-единственный вопрос: в нашей аптеке текучка — следствие, причина или и то и другое?

Наблюдение 6. Всего две причины

Выяснение истинных причин текучки кадров аптеки позволяет в дальнейшем минимизировать многие и многие риски организации.

Полезный совет: Попытки выявить 3 и более причин увольнения сотрудника, как правило, абсолютно нецелесообразны. Во-первых, роль третьей причины, как правило, минимальна. Во-вторых, если сотрудник готов перечислять много и долго, то, по всей видимости, проблема не в организации, а в самом сотруднике…

По моим наблюдениям, человек редко решает уволиться в силу единственной причины. Как правило, одна причина представляет собой наполненную до краев чашу, а вторая служит последней каплей.

Кстати, не стоит строить иллюзий насчет того, что главное — понять основную причину. Принципиально важно выявить всю связку. 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.