Здравоохранение

Типы аптек: аптека спальных районов и проходимые аптеки

  • 17 февраля 2017
  • 724

Большинство отечественных аптек при формировании ассортимента использует усредненный подход, слабо увязанный с маркетинговой спецификой конкретной точки.

Между тем характерные для разных типов аптек различия в параметрах клиентуры — ключевой фактор ассортиментной политики.

Больше статей в журнале «Новая аптека» Активировать доступ

Основные типы аптек

Для доминирующей массы аптек, составляющей порядка 95% рынка, важнейший фактор позиционирования — местоположение. По этому критерию можно выделить два типа точек:

  • Аптека спальных районов с преобладанием (обычно более 70%) местных посетителей.
  • Проходимые аптеки в местах общегородской концентрации (центр города, рядом с транспортным узлом, в крупном торговом центре и т. п.) — обычно более 70% «транзитных» посетителей из различных районов города.

Типы аптек: аптека спальных районов и проходимые аптекиВ большинстве случаев уверенно классифицировать аптеку как спальную или проходимую можно в течение 1–2 ч на основе экспресс-анализа трафика (потока прохожих мимо аптеки) и численности квартир прилегающей жилой застройки (табл. 1).

Автомобильный трафик, как правило, существенной роли не играет ( в т. ч. в связи с тем, что на оживленных трассах зачастую неудобно парковаться).

В сложных, пограничных случаях, когда преобладание местных или транзитных посетителей неочевидно, необходим опрос посетителей о месте проживания (табл. 2).

Таблица 1. Экспресс-анализ трафика и численности квартир прилегающей жилой застройки

Численность квартир в радиусе 1 км
менее 1000 1000–2000 свыше 2000
Трафик прохожих в рабочее время в среднем, чел./ч До 20 Нужен дополнительный анализ Спальная аптека Спальная аптека
20–40 Нужен дополнительный анализ Нужен дополнительный анализ
Свыше 40 Проходимая аптека Проходимая аптека

 Таблица 2. Анализ данных опроса посетителей аптеки

Доля посетителей, проживающих в пределах 1 км от аптеки
менее 30% 30–50% 50–70% свыше 70%
Трафик прохожих в рабочее время в среднем, чел./ч До 20 Смешанный тип Смешанный тип Спальная аптека Спальная аптека
20–40 Проходимая аптека Смешанный тип
Свыше 40 Проходимая аптека Проходимая аптека

Ассортиментное позиционирование аптеки спальных районов

Спальные аптеки составляют большинство — порядка 85–90% всего отечественного аптечного сектора.

Для типичной клиентуры спальной аптеки характерны:

  • Относительно небольшая численность преимущественно постоянных потребителей: как правило, на 80–90% ее составляют всего 2000–5000 местных жителей.Повышенная доля посетителей с выраженной ориентацией на минимизацию затрат (пенсионеров и т. п.).
  • Такая специфика, как правило, (за исключением отдельных, элитных районов) обусловливает целесообразность следующих особенностей ассортиментной политики:
  • В силу ограниченности и, соответственно, небольшого разнообразия запросов клиентуры финансово эффективная ширина постоянного ассортимента — в пределах среднегородского уровня.
  • Коммерчески оправданная доля парафармации — в пределах среднегородского уровня: редко выше 20%.

При этом попытки увеличить ассортимент парафарма за счет внедрения самообслуживания в спальных аптеках, как правило, оказываются неэффективными, т. к. затраты на внедрение открытого доступа (большой зал, дополнительное оборудование, сервис и др.) не окупаются.



Вероятны существенные статистические отклонения относительно среднегородского ассортимента в силу половозрастных, социальных и других особенностей контингента.

Например, доля пенсионеров среди посетителей спальных аптек может колебаться в диапазоне ±50%. Соответственно, необходимо особенно тщательно фокусироваться на запросах местной клиентуры посредством мониторинга дефектуры и т. п.

  1. Охватить не менее 10–20% посетителей в течение дня;
  2. Проводить опрос не менее 5 раз равномерно в течение рабочего дня;
  3. Замерять трафик не менее 5 раз по 10 минут равномерно в течение рабочего дня.

Один из наиболее часто встречающихся вариантов для спальных аптек — это, как уже отмечалось, высокая доля пенсионеров. В таком случае необходим ассортиментный акцент на соответствующих нозологиях: сердечно-сосудистые, средства от заболеваний позвоночника и суставной ткани, витамины и БАД для пожилых и т. п.

Вместе с тем бывают районы с повышенным удельным весом семей с детьми — естественно, тут целесообразен расширенный ассортимент детских товаров.

Для большинства аптек спальных районов эффективно использование сервиса заказа на отсутствующие позиции. Данный прием вряд ли использует более 10–20% аптек.

Между тем его потенциал достаточно значителен. Для большинства городских аптек современный дистрибьюторский сервис делает возможным выполнение заказа в течение суток (в крупных городах — нередко доставку утреннего заказа вечером). Для широкой категории покупателей это вполне приемлемо.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Консилиум» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

В результате из постоянно поддерживаемых складских запасов оказывается возможным вывести большинство дорогостоящих позиций с низкой оборачиваемостью.

Для аптек спальных районов, расположенных в элитных районах или поселках, характерна особая ассортиментная специфика, в основном типичная для проходимых аптек.

Ассортиментное позиционирование проходимых аптек

Для типичной клиентуры проходимой аптеки характерны:

  • Большое количество и разнообразие посетителей: за месяц в проходимой аптеке крупного города может побывать 10 000–20 000 разных посетителей.
  • Доля экономически активных и более обеспеченных посетителей значительно выше среднегородского уровня.

Такая специфика обусловливает следующие особенности ассортиментной политики:

  • В силу разнообразия посетителей их спрос как бы усредняется и обычно не обладает существенными фармакотерапевтическими особенностями по сравнению со среднегородским.
  • Ассортимент обычно целесообразно поддерживать значительно (нередко в 1,5–2 раза) шире среднегородского уровня (в основном за счет повышения глубины — различных синонимов, аналогов, фасовок, дозировок). При этом, однако, первостепенное значение имеет надежный охват среднегородского ассортимента.
  • Эффективная доля парафармации часто превосходит среднегородской уровень на 30–50%, а в ряде случаев в разы.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в рамках типа проходимых аптек имеются свои весьма существенно дифференцированные варианты.

Для многих проходимых аптек эффективен формат самообслуживания, в рамках которого парафармация может составлять свыше 40% ассортимента. В частности, обычно значительно выше продажи в целом ряде соответствующих ассортиментных категорий, которые особенно чувствительны к возможности их рассмотреть и даже повертеть в руках:

  1. косметика;
  2. средства гигиены;
  3. детские товары.

При удачном развитии аптеки самообслуживания происходит также повышение доли покупок более качественных и дорогостоящих товаров и в большинстве других ассортиментных категорий — не столько из-за введения самообслуживания как такового, но и вследствие роста количества более обеспеченных покупателей.

Однако, если этому мешает местная конкуренция со стороны неаптечной торговли по массовой косметике, средствам гигиены и т. д. (например, в торговом центре и т. п.), напротив, может оказаться целесообразным сконцентрироваться на чисто аптечном ассортименте и снизить долю сопутствующего парафарма даже ниже среднегородского уровня.

Подход к ассортиментной политике аптек смешанного типа

Типы аптек: аптека спальных районов и проходимые аптекиЕсли точку в силу «промежуточного» характера ее специфики не удается четко и однозначно классифицировать в терминах «спальная/проходимая», в большинстве случаев лучше использовать в качестве базовой ассортиментную политику, эффективную для спальной аптеки.

Однако даже при довольно высокой (порядка 50–70%) доле местных посетителей в случае трафика порядка 30–40 чел./ч такая аптека может быть по ассортиментной специфике спроса ближе к проходимой.

Определить это можно только методом проб и ошибок. Целесообразно пытаться систематически, в течение каждого квартала, небольшими шагами расширять ассортимент на 100–200 позиций, в т. ч. парафармации — на 10–20 позиций.

По итогам каждого такого шага необходимо анализировать продажи нового ассортимента: в случае успеха двигаться в том же направлении, а в случае зависания товара возвращаться на исходные позиции.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Новая аптека»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.