🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Современная стратегия лабораторной диагностики герпесвирусных инфекций, ассоциированных с перинатальной патологией (продолжение)

• 15 мая 2011

Современные методы лабораторной диагностики герпесвирусных инфекций

По своей информативности методы лабораторной диагностики герпесвирусных инфекций подразделяют на две группы:

Внимание! Для скачивания доступна новая книга:  «Молекулярно-биологические исследования» ,

1. прямые методы, направленные на выявление возбудителя (вирусологический), его антигенов (реакция иммунофлуоресценции - РИФ, биочиповая технология) или вирусного генома - ДНК (метод ПЦР);
  2. непрямые (серологические) методы: иммуноферментный анализ (при скрининговых и диагностических исследованиях направлен на выявление антител в сыворотке крови, плазме, спинномозговой жидкости и др.); РИФ; им- муноблот (Western-blot, Line-blot), используемый для подтверждения результатов иммуноферментного анализа либо в сложных диагностических случаях внутриутробной инфекции; биочиповые технологии.

При ЦМВ-инфекции, герпетической инфекции и ВЭБ-инфекции для установления активности инфекционного процесса следует:

• принимать во внимание отнесение женщины (новорожденного) к определенной группе риска и особенности формирования иммунного ответа беременных и новорожденных;
  • учитывать диагностически значимую динамику либо смену антител одного класса другим, если это позволяет временной фактор и не требуется оперативной диагностики в связи с состоянием здоровья ребенка; использовать комплекс лабораторных тестов (особенно в случае необходимости быстрой диагностики), включая выявление вирусного генома (ДНК) либо антигенов - “ранних белков” вируса, антител класса IgM, IgA и низкоавидных IgG;
  • установить (исключить) сочетанное инфицирование;
  • выявить факторы риска инфицирования плода (новорожденного) и развития осложнений.

При подозрении на внутриутробное инфицирование целесообразно провести исследование на обнаружение маркеров следующих инфекций: ЦМВ, ВПГ, ВЭБ, ВГЧ-6. Получение отрицательных результатов при обследовании матери во время беременности в большинстве случаев позволяет исключить инфекции и в дальнейшем проводить прицельное обследование ребенка. Однако надо помнить и о возможности заражения женщины в поздние сроки беременности, что при хронической фетоплацентарной недостаточности и вторичном иммунодефиците (в т. ч. ВИЧ-инфекции) приводит к заражению плода (новорожденного).

В случаях, когда мать ребенка не была ранее обследована, в целях оперативной и более точной диагностики внутриутробной инфекции, рекомендуется проводить параллельное исследование крови матери и ребенка. Именно в процессе диагностики неонатальной патологии наибольшее диагностическое значение имеют дополнительные тесты: детекция IgM, IgA, антигенов - “ранних белков” либо ДНК возбудителя.

Выявление только IgG является малоинформативным вследствие циркуляции материнских антител, полученных ребенком трансплацентарно (“иммунный вклад беременной женщины”). Обнаружение специфических антител класса IgM и/или IgA у детей раннего возраста однозначно указывает на инфицированность ребенка (через плаценту IgM и IgA не передаются, являются собственными антителами ребенка, нарабатываемыми его организмом в присутствии антигенов возбудителя).

Причинами ложноотрицательного результата серологического исследования на обнаружение IgM могут быть:

• иммунологическая толерантность, которая не носит постоянного характера и может возникнуть при антигенной перегрузке;
  • влияние высокой концентрации материнских антител класса IgG маскирует наличие IgM и собственных IgG у ребенка. У серонегативных детей с врожденной инфекцией специфические IgM могут появиться в сыворотке (плазме) крови в более позднем периоде (на 6-8-м месяцах жизни); усиленная антигенная стимуляция иммунной системы при сочетанном инфицировании и в случае активной герпесвирусной инфекции.

Лабораторная диагностика герпетической инфекции

При типично протекающей герпетической инфекции нет необходимости в ее лабораторном подтверждении, но важно установить (исключить) вирусно-бактериальную микст-инфекцию, а также выявить имеющиеся факторы риска. Целесообразными являются диагностические исследования при подозрении на ВПГ-инфекцию в атипичных случаях, при наличии в анамнезе пациента указаний на присутствие рецидивирующей инфекции либо на дебют герпетической инфекции в период течения беременности.

Поскольку выявление антител класса IgG к ВПГ имеет крайне низкое диагностическое значение, то предпочтительнее использовать диагностические методы, направленные на выявление лабораторных маркеров. В их числе:

• выявление ВПГ-IgM, желательно и IgA - для всех беременных женщин (сплошной скрининг);
  • детекция в лейкоцитарной взвеси ДНК либо антигенов (“ранних белков”) вируса, ВПГ-IgM, IgA - для беременных высокого инфекционного риска;
  • детекция в лейкоцитарной взвеси (ликворе) ДНК либо антигенов (“ранних белков”) вируса, IgM, IgA - для новорожденных с подозрением на внутриутробную ВПГ-инфекцию.

При клинико-лабораторном мониторинге инфекции оказалось, что тест на авидность ВПГ-IgG несет низкую информационную нагрузку: реактивация при клинически выраженных случаях сопровождалась наличием высокоавидных антител. В связи с чем их определение у взрослых нецелесообразно.

Исследуемым материалом служат: кровь (сыворотка либо плазма), ликвор (по показаниям), соскобы. Метод ПЦР позволяет детектировать вирусную ДНК, а РИФ - выявить антигены (“ранние белки”) непосредственно в лейкоцитарной взвеси, соскобах, взятых у лиц, находящихся в очагах поражения (со слизистых, конъюнктивы, кожи), ликворе. Выявление ДНК или ранних белков ВПГ-1 и ВПГ-2 в лейкоцитах крови свидетельствует о репликации вируса.

Наибольшее диагностическое значение имеет детекция IgM как показателя активности процесса, что может свидетельствовать об остром заболевании, реинфекции, суперинфекции или реактивации. Однако в клинически выраженных случаях, в т. ч. при типичном течении неонатального герпеса, специфические IgM выявляются редко (при скрининге - в 3-6% случаев). Решающее значение в диагностическом плане имеет выявление ВПГ-IgA и ДНК или “ранних” антигенов ВПГ. Целесообразность определения IgA к ВПГ-1 и ВПГ-2 доказана наличием сильной положительной корреляции между их высоким уровнем (выше 3,2 Ед/мл) и реактивацией, клиническим эквивалентом которой являлось появление типичных высыпаний герпеса или развитие неонатального герпеса.

Лабораторная диагностика цитомегаловирусной инфекции

При лабораторной диагностике ЦМВ-инфекции предпочтительно использовать следующие методы, направленные на выявление таких лабораторных маркеров, как:

• ЦМВ-IgM и низкоавидных IgG - у беременных женщин (сплошной скрининг);
  • детекция в лейкоцитарной взвеси ДНК либо антигенов (“ранних белков”, в т. ч. белка р72) вируса, ЦМВ-IgM, ЦМВ-IgA - у беременных высокого инфекционного риска;
  • детекция в лейкоцитарной взвеси ДНК либо антигенов (“ранних белков”) ЦМВ, ЦМВ-IgM, ЦМВ-IgA; при сомнительных результатах даже в случае отсутствия специфических IgM дополнительную диагностическую информацию может дать иммуноблот, позволяющий выявить антитела IgM к отдельным белкам ЦМВ - у новорожденных с подозрением на внутриутробную ЦМВ-инфекцию.

Для вышеперечисленных методов используется следующий биологический материал: кровь (сыворотка, плазма), моча (новорожденного), слюна (новорожденного), ликвор (по показаниям).

Рекомендуется также использовать “быстрый культуральный метод” с предварительным внесением биоматериала в культуру фибробластов и выявлением цитопатического действия ЦМВ (его “ранних белков”) в РИФ. Наличие ДНК или ранних белков ЦМВ в лейкоцитах крови следует рассматривать как тест высокой диагностической значимости. Если при обследовании родившегося от ЦМВ-инфицированной матери ребенка в течение первой недели жизни методом РИФ не выделены антигены вируса, а затем обнаружены в период первого года жизни, начиная со 2-й недели до 6 месяцев, то можно сделать заключение о наличии перинатальной ЦМВ- инфекции. Высокоинформативным тестом является также исследование мочи на наличие ДНК или антигена p72. Именно этот тест рекомендуется использовать в процессе мониторинга здоровья детей первого года жизни, т. е. для исключения ЦМВ-инфекции. Неинвазивный способ получения материала для исследования определяет его преимущество.

В клинической практике наибольшее диагностическое значение имеет обнаружение IgM - индикатора активности процесса, что может свидетельствовать о наличии острого заболевания, реинфекции, суперинфекции или реактивации. У многих пациентов с выраженным иммунодефицитом и тяжелым проявлением ЦМВ-инфекции, а также у беременных и детей раннего возраста, выработка антител к ЦМВ замедлена, что проявляется обнаружением специфических антител в низкой концентрации или отсутствием положительной динамики антител. В этих случаях решающее диагностическое значение имеет выявление IgA, “ранних” IgG-антител (низкоавидных антител) и/или “ранних” антигенов либо ДНК ЦМВ. Показатель авидности менее 40% может указывать на наличие первичной ЦМВ-инфекции.

Иммуноблот позволяет раздельно детектировать IgM и IgG к отдельным белкам ЦМВ, следить в динамике за сменой белков, что имеет высокое диагностическое и прогностическое значение. Специфичность антигенов представлена в табл. 2. Антигены ЦМВ подразделяют на три категории:

• перекрестнореагирующий антиген с молекулярной массой 65 кДа и неопределенные антигены;
  • низкоспецифичные антигены с молекулярными массами 55, 52 и 38 кДа; высокоспецифичные антигены с молекулярными массами 130 и 28 кДа.

Таблица 2

Специфичность и оценка значимости антигенов ЦМВ в иммуноблоте

Полоса на стрипе

Специфичный антиген

28 кДа

p28

Капсидный протеиновый антиген: UL99

Наличие высокоспецифичных антигенов подтверждает формирование иммунного ответа к ЦМВ, а наличие хотя бы одной полосы категории 3 (pp130 и p28) свидетельствует о положительном результате. Присутствие рр65 (предранний белок) расценивается как маркер первичной (острой) инфекции или реактивации. Однако не исключается наработка этого белка и при суперинфекции. По мере развития инфекционного процесса появляется p28.

У ВИЧ-инфицированных женщин и новорожденных исчезновение одних и появление других - “ранних” белков, обнаруживаемых в процессе диагностики, может оказать существенную помощь лечащему врачу в плане прогноза развития генерализованной ЦМВ-инфекции. Высокую значимость имеют детекция ДНК и выявление ЦМВ-IgA.

Лабораторная диагностика ВЭБ-инфекции

Диагностика основывается как на клинических, эпидемиологических, так и на лабораторных данных. В связи с выраженным полиморфизмом клинических проявлений большое диагностическое значение имеет правильная оценка обнаруживаемых изменений в крови. Для подтверждения диагноза используются метод ПЦР и серологические методы. Наибольшее значение имеет обнаружение ДНК в плазме крови либо в соскобе ткани, взятой из носоглоточного кольца. Дополнительно можно использовать выявление антител класса IgM к вирусному капсиду и “ранних” IgG. При обнаружении IgM можно делать заключение об остром характере течения инфекции, в случае выявления “ранних” IgG - о реактивации вируса. Антитела к ядерным антигенам вируса IgG появляются лишь через 3-6 недель от начала болезни и сохраняются в течение всей жизни человека. Определение этих антител имеет ретроспективное значение, применение его для обследования беременных и новорожденных не обоснованно.

Диагностическое значение имеет обнаружение широкоплазменных атипичных мононуклеаров при увеличении общего числа лимфоцитов. Дополнительную информацию также дает результат иммуноблота по определению IgM и IgG к отдельным белкам, что позволяет более точно определять фазу течения инфекции, учитывая высокую частоту персистенции вируса. Выявление белка VCA 125 указывает на раннюю фазу течения инфекции. В период разгара течения инфекции и на этапе завершения острого процесса появляются VCA 19. О поздней фазе течения инфекции свидетельствует обнаружение высокоспецифичного маркера VCA 22, который выявляется одиночно или совместно с EBNA-1 (р79). Последний белок длительно присутствует у лиц, переболевших инфекцией, и убедительно свидетельствует о перенесенной инфекции. Использование в нашей практике иммуноблота показало частое присутствие ^М-р45 (42,4%) и IgM-p79 (36,3%) при активности процесса, IgM-p43 и IgG-p27 имело прямую корреляцию с тяжестью течения инфекции, а синтез IgM-p65, IgM-p33 - с наличием гепато- и спленомегалии.

Лабораторная диагностика ВГЧ-6-инфекции

Верификация диагноза ВГЧ-6-инфекции осуществляется только при положительных результатах лабораторных исследований. Исследуемым материалом служат кровь (плазма), слюна, ликвор. Основным методом дифференциальной диагностики является ПЦР, позволяющая детектировать ДНК ВГЧ-6. В современных условиях имеется возможность выявления антигенов данного вируса методом РИФ и антител класса IgA к ВГЧ-6. Индикаторами активной инфекции служат ДНК, антигены - “ранние белки” данного вируса и наличие специфических IgA.

Оценка цитокиновой регуляции при герпесвирусных инфекциях

В последние годы в поисках диагностических и прогностических критериев предлагается проводить оценку состояния цитокиновой системы в норме и при патологиях. В диагностической практике наибольшее значение имеет определение уровня фактора некроза опухоли (ФНО)-а, интерлейкинов: ИЛ-ip, ИЛ-4, ИЛ-6, ИЛ-8, ИЛ-10, интерферонов. Наиболее глубокие изменения иммунореактивности выявлены у пациентов с рецидивирующей ЦМВ-, ВЭБ- и ВПГ-инфекцией.

В нашей практике установлено, что у 15% от числа обследуемых женщин, беременность которых завершилась внутриутробной гибелью плода, при наличии верифицированной герпесвирусной инфекции, протекающей как в форме моноинфекции, так и в форме вирусно-бактериальной инфекции, обнаруживалось низкое содержание провоспалительных цитокинов ИЛ-16 и ФНО-а. Именно с этим и связана необеспеченность адекватного иммунного реагирования организма на антигенную нагрузку, сопряженная с иммунодефицитом. Однако у большинства обследованных нами женщин на фоне течения патологического процесса отмечается значительное увеличение этих провоспалительных цитокинов. Углубленная оценка интер- фероновой системы показала, что на фоне выраженной активности возбудителя имеется своеобразный дисбаланс: сывороточный (спонтанный) интерферон-у чаще определялся на уровне контрольных значений на фоне резкого снижения продукции стимулированного интерферона-у, что, по нашему мнению, является свидетельством депрессии данной системы.

При обследовании женщин, беременность которых завершилась внутриутробной гибелью плода (несостоявшийся выкидыш), было установлено, что в качестве прогностических критериев развития системной воспалительной реакции, независимо от срока гестации, могут выступать цитокины (ФНО-а, РАИЛ, ИЛ-8, ИЛ-10) и лактоферрин, что обосновывает целесообразность их включения в диагностический процесс.

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости разработки рационального подхода к лабораторной диагностике герпес- и цитомегало- вирусной инфекций и пересмотра существующей системы эпидемиологического и клинико-лабораторного мониторинга перинатальной патологии инфекционного генеза, что позволит сосредоточить внимание на группах высокого риска.

Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Справочник заведующего КДЛ»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингам • книги для КДЛ
Активировать доступ