text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Инновационный подход к непрерывному профессиональному развитию специалистов в области управления здравоохранением

  • 15 августа 2013
  • 125

Реализация программ модернизации здравоохранения Российской Федерации и эффективное освоение ресурсов, направляемых на эти цели государством, предусмотренные Программой развития здравоохранения до 2020 года, невозможны без формирования современных управленческих (менеджерских) компетенций у руководителей системы здравоохранения. По мнению Министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, начало реализации модернизационных процессов в здравоохранении показывает, что в настоящее время отмечается острая нехватка квалифицированных управленцев. В связи с этим подготовка таких специалистов становится ключевым фактором успеха программ модернизации.

Существующая система подготовки и повышения квалификации управленческих кадров в здравоохранении не отвечает современным задачам и требует принципиальной реконструкции. Прежде всего, с позиций системного подхода необходимо определить, кого в современной системе здравоохранения можно считать менеджером и кто должен владеть менеджерскими компетенциями. Понятие «менеджер в сфере здравоохранения» относится как к лицам, непосредственно ответственным за оказание медицинских услуг (главные врачи и их заместители), так и к служащим государственных органов управления здравоохранением на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Внимание! Уже доступны новые образцы! Не забудьте скачать!: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В настоящее время учреждениями системы здравоохранения руководят профессионалы, специалисты в своей профессиональной области. Это характерно как для здравоохранения, так и для медицинского образования. Однако, как правило, эти специалисты не получили профессиональной подготовки в области управленческой деятельности. Между тем для успешной реализации модернизационных реформ необходимо, наряду с практическим опытом, уметь использовать современные технологии управления и эффективные экономические модели, поэтому  руководителю здравоохранения необходима специальная подготовка – как в области основ менеджмента, так и отраслевого управления.

Как показывает международная практика, независимо от полученного образования, крупные комплексные медицинские учреждения не могут управляться одним человеком. А в перспективе необходимо учитывать вероятные организационные изменения и установление многопрофильных органов управления (например совета директоров).

Модель компетенций специалиста в области управления здравоохранением

Для того чтобы создать систему подготовки управленческих кадров в здравоохранении, необходимо определить компетенции, которыми должен обладать специалист в этой области, и которые, в свою очередь, будут определять содержание обучения. В связи с этим необходима новая компетентностная модель специалиста в области управления здравоохранением. Использование компетенций в качестве основы для разработки программы обучения менеджменту является общепринятым подходом во всем мире.

В отношении различных уровней управления в системе здравоохранения, может быть полезна следующая категоризация:

  • институциональный уровень – руководители медицинских учреждений и их заместители;
  •  административный уровень – руководители органов управления здравоохранением и их подразделений всех уровней (муниципального, регионального, федерального).

Следовательно, модель компетенций для менеджеров здравоохранения может быть разработана в виде матрицы управленческих уровней и компетенций, необходимых для соответствующего уровня управления. Предлагаются следующие шесть областей компетенций:

  • стратегия и политика здравоохранения;
  • управление информацией и статистикой здравоохранения;
  • управление предоставлением услуг;
  • экономика здравоохранения и управление финансами;
  • этика и право в здравоохранении;
  • управление человеческими ресурсами.

Каждая из областей подразумевает анализ компетенций в соответствии с задачами и обязанностями менеджеров соответствующего уровня управления. В качестве примера можно привести знания и умения, необходимые для менеджеров всех уровней управления по некоторым областям.

Так, в области предоставления медицинских услуг менеджеры всех уровней должны иметь знания и соответствующие умения по следующим разделам.

Предоставление медицинских услуг

Знать: процесс принятия решений; виды принятия решений; риски и угрозы; стратегические и оперативные планы; организационная стратегия; SWOT-анализ; реализация стратегии; планирование и реализацию программ; бизнес-планирование.

Уметь: понимать процесс разработки критериев и возможных трудностей, возникающих при принятии решений; определять проблемы и возможности системы здравоохранения на соответствующем уровне; принимать рациональные решения и учитывать альтернативы; управлять планом; координировать стратегию и структуру системы здравоохранения; осуществлять реализацию и управление стратегией; разрабатывать программы здравоохранения; разрабатывать и реализовывать бизнес-планы.

Организационный менеджмент

Знать: организационные теории; организационную структуру; организационное развитие; планирование организационного процесса; распределение полномочий; управление изменениями (виды изменений; процесс изменений); управление проектом.

Уметь: применять различные организационные теории; применять различные виды управленческих структур организации; развивать медицинские организации; наделять полномочиями; применять принципы централизации и децентрализации на практике; планировать изменения; управлять изменениями; разрабатывать и управлять проектами.

Оперативный менеджмент

Знать: оперативные системы; оперативное планирование; клинический менеджмент; управление ресурсами; деловые отношения.

Уметь: применять различные оперативные системы; составлять операционные планы; распределять ресурсы; поддерживать взаимоотношения с другими представителями системы здравоохранения.

Обеспечение качества

Знать: концепции качества, такие как TQM, CQI, QM; системы контроля качества; эффективный контроль, аудит, управление рисками.

Уметь: осуществлять соответствующие концепции качества; применять принципы эффективного контроля; устанавливать стандарты функционирования системы; управлять рисками.

Маркетинг / связь с общественностью

Знать: определение маркетинга, ориентация на рынок, исследование рынка, рыночные стратегии, заключение контрактов.

Уметь: применять концепции льгот, ориентироваться на рынок, проводить анализ рынка медицинских услуг, разрабатывать рыночные стратегии, вести переговоры по контрактам.

Принятие новых компетенций руководящего состава системы здравоохранения потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Инновационные формы организации обучения

Подготовка специалистов в области управления здравоохранением в условиях непрерывного профессионального развития имеет свои принципиальные особенности и отличается от непрерывного профессионального клинического образования, которое подразумевает развитие базовой клинической специализации, основы которой были заложены на протяжении шести лет медицинского образования. В отличие от клинической практики, непрерывное профессиональное развитие специалиста в области управления здравоохранением подразумевает, по сути, получение и совершенствование новой профессии – менеджер, со специализацией в здравоохранении. Новая профессия требует полноценного профессионального систематического образования, которое должно непрерывно совершенствоваться на протяжении всего периода работы на руководящей должности.

Конечно, построение системы непрерывного образования руководителей здравоохранения требует времени, а задача модернизации здравоохранения диктует необходимость владения современным менеджментом уже сегодня, и подготовка действующих управленцев должна пройти в кратчайшие сроки. Достижению данной цели служит государственная программа «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011–2014 гг.», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27.09.2011 № 1665-р.

Формирование системы подготовки управленческих кадров в здравоохранении подразумевает многообразие форм организации образования в области управления здравоохранением, с ориентацией на создание региональных объединений, учитывающих специфику развития своего региона. В связи с этим потенциальными участниками образовательного процесса в области управления здравоохранением являются:

  • руководители медицинских организаций и органов управления здравоохранением;
  • кадровый резерв руководителей (из числа медицинских работников со стажем практической работы);
  • новое поколение менеджеров в здравоохранении (из лиц, имеющих базовое медицинское и немедицинское высшее профессиональное образование).

Эти три самостоятельных направления формирования управленческих кадров для здравоохранения требуют инновационных подходов к образовательным программам – по содержанию, форме организации образовательного процесса и оценке эффективности обучения. В качестве примера различных форм организации обучения можно привести следующие:

  • для руководителей – краткосрочные тематические циклы; семинары; дистанционное образование; проектное обучение; другие мероприятия, аккредитованные в системе непрерывного профессионального образования (участие в конференциях, доклады, статьи и т. д.);
  • для кадрового резерва – профессиональная переподготовка в различных траекториях и режимах, MBA;
  • для нового поколения руководителей – одно-, двух-, трехгодичное образование по типу ординатуры, бакалавриата, магистратуры, MBA.

Для определения потребности в обучении управленческих кадров в системе здравоохранения, необходимо провести ситуационный анализ, который позволил бы оценить:

  • современный потенциал менеджеров всех уровней в системе здравоохранения;
  • анализ потребности в обучении менеджеров для системы здравоохранения;
  • анализ заинтересованных сторон в обучении управленческих кадров в системе здравоохранения;
  • существующий потенциал высших медицинских и немедицинских учебных заведений в обучении менеджменту в здравоохранении;
  • существующие образовательные программы в области менеджмента здравоохранения.

Эта информация должна стать доказательной базой для принятия управленческих решений в области создания системы непрерывного профессионального образования управленческих кадров в здравоохранении.

Одной из региональных форм системы непрерывного профессионального образования может стать первый в России профильный инновационный кластер по формированию кадрового потенциала в области управления здравоохранением на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, позволяющий объединить усилия:

  • научного подразделения вуза (научно-исследовательский институт, лаборатория, исследовательский центр), которое, как предполагается, будет проводить научно-практические исследования по изучению потребности, эффективности, удовлетворенности уровнем подготовки руководящих кадров, формируя доказательную базу для развития и совершенствования системы непрерывного профессионального образования;
  • образовательного подразделения вуза (факультет, образовательный центр), которое на основании результатов исследований научного подразделения разрабатывает образовательные программы, организовывает учебный процесс и проводит обучение;

• подразделения практического здравоохранения вуза (клинические центры и органы их управления), которое определяет необходимые компетенции, контролирует эффективность обучения, является потребителем управленческих кадров, формирует рынок кадров и предоставляет площадку для испытания инноваций.

По мнению М. Портера, «кластер является организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ». Возникающий при этом синергический эффект является основой высокой конкурентоспособности предприятий и организаций, формирующих кластер.

В настоящее время тема кластеров актуальна для России и стран СНГ, поскольку кластеры стали эффективным инструментом развития отдельных территорий и регионов, что способствует повышению общенациональной конкурентоспособности. Предполагается, что создание кластеров повысит уровень и качество подготовки квалифицированных кадров, соответствующих потребностям работодателей.

Образовательные кластеры, объединяющие учреждения профессионального образования различного уровня, отраслевые министерства и ведомства, предприятия, позволят эффективно решать целый комплекс задач. Во-первых, это оптимизирует структуру подготовки кадров. Во-вторых, повысит качество образования. В-третьих, новое поколение получит профессиональное образование современного уровня в рамках единого комплекса. Кроме того, это реальная возможность обеспечить научное сопровождение инновационного развития ведущих отраслей экономики и социальной сферы РФ.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.