text
Портал для медицинских работников

Система обучения персонала станции скорой медицинской помощи базовым реанимационным мероприятиям

  • 15 октября 2013
  • 57

Особое значение в общем комплексе реанимационной поддержки имеет базовая сердечно-легочная реанимация (далее – СЛР). Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в развитии методик электроимпульсной терапии и медикаментозной поддержки, базовые мероприятия, восстанавливающие работу дыхательной и сердечнососудистой систем, по современным представлениям, занимают главенствующее положение в комплексе процедур, направленных на возвращение пациента к жизни.

Множество различных факторов (исходное состояние пациента, недостаток или полное отсутствие надлежащих условий для проведения реанимационного пособия и интенсивной терапии, сложность координации действий бригады скорой медицинской помощи (далее – СМП) вне привычных взаимосвязей, высокая психоэмоциональная нагрузка, невозможность принятия коллегиальных решений) требуют от сотрудников постоянного поддержания теоретических знаний и практических умений на высоком уровне для адекватного выполнения своих профессиональных обязанностей. Применительно к медицине критических состояний, успех в таких условиях зависит не только от знания алгоритмов работы, но и от понимания своей роли каждым членом бригады. Чрезвычайно ценным элементом комплекса мер, направленных на спасение жизни людей, является отработка совместных действий в составе бригады СМП.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

При анализе карт вызовов, выполненном сотрудниками Санкт-Петербургского ГБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» (далее – Станция), и клинических разборах проведенных реанимационных пособий четко определяется большая эффективность реанимационных мероприятий в бригадах, состоящих из слаженного, работающего постоянно вместе, персонала. В иных случаях правильность оказания реанимационной помощи зависит только от старшего члена бригады, руководящего работой сотрудников. Из этого следует, что оптимизация работы членов бригады достигается только после координации и тщательной отработки совместных действий. А в критической ситуации успех напрямую зависит от того, насколько приближенными к реальным были условия обучения специалиста, оказывающего экстренную помощь.

К сведению

Исследования, проведенные в Национальном учебном центре США (штат Мериленд) в 1980-х гг., доказали, что различные методы обучения характеризуются разной степенью усвоения материала. Была сформулирована и опубликована концепция, известная как «пирамида обучения» («Learning Pyramid», National Training Laboratories, Bethel, Maine), демонстрирующая, что классическая лекция, не сопровождаемая иллюстрациями, является наименее эффективным методом обучения, обеспечивающим усвоение в среднем около 5,0% материала. В то же время, в соответствии с этой теорией, усвоение до 90,0% материала достигается немедленным применением полученных знаний на практике.

Таким образом, становится очевидным, что наиболее эффективным методом для оттачивания навыков медицинского персонала по выполнению основных приемов базовой СЛР является создание системы симуляционного обучения. Помимо прочих достоинств, организация механизированной наглядной системы подготовки сотрудников может решать задачу систематического непрерывного внутреннего контроля уровня квалификации и компетентности специалистов.

Организация системы обучения в Санкт-Петербургском ГБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи»

С 2010 г. в учебном центре Станции обучение проходит с использованием манекена Resusci Anne Laerdal с блоками контроля и регистрации Skillguide и SkillReporter. Манекен позволяет проводить персональные и групповые тренинги по отработке навыков базовой СЛР.

Современный манекен для реанимации Resusci Anne Laerdal воспроизводит взрослого человека среднего физического развития и создан для имитации реального объекта при обучении технике базовой реанимации в соответствии с международными рекомендациями. Блоки контроля и регистрации дают возможность распечатать статистический рапорт о выполненных приемах реанимации с текстовым и графическим отображениями. При оценке искусственной вентиляции легких (далее – ИВЛ) определяются средняя частота и общее число вдохов в минуту, дыхательный и минутный объем, число и процент правильных вдохов, а также количество и характер неправильных вдохов (чрезмерно глубокие, недостаточно глубокие, слишком быстрые). При оценке выполненных компрессий грудной клетки определяются средняя глубина и частота компрессий, процент правильно выполненных компрессий, количество и характер неправильных компрессий (слишком глубокие, недостаточно глубокие, неправильное положение рук, неполное освобождение грудной клетки), а также соотношение компрессий и вентиляции.

Использование данного манекена с блоком регистрации позволило, с одной стороны, объективизировать оценку действий медицинского специалиста, а с другой – получать систематизированные данные, пригодные для статистической обработки. Полученные по результатам экзамена данные дали возможность проанализировать наиболее частые ошибки, а также переработать образовательные программы Станции с учетом способов предотвращения подобных недочетов.

Отработка совместных действий в составе бригады СМП, направленных на спасение жизни людей в критических состояниях, не ограничивается только базовой СЛР. С целью создания приближенных к реальным условий работы, в 2011 г. на базе учебного центра Станции создан симуляционный класс, воспроизводящий салон санитарного автомобиля СМП, с имитационной системой SimMan Laerdal Medical A/S. Данная система представляет собой реалистичный тренировочный манекен для отработки широкого спектра навыков, включая СЛР, дефибрилляцию, оценку основных показателей жизнедеятельности организма, а также базовые и другие методы восстановления проходимости дыхательных путей, которые относятся к сфере специализированной реанимационной помощи при многих критических состояниях. В манекене предусмотрены контроль вводимых лекарственных препаратов, а также имитация соответствующих ответов на клинические вмешательства, контроль со стороны инструктора и предварительное программирование практически всех вариантов клинических сценариев, что дает возможность обучать диагностическим приемам и лечебным подходам. Все проводимые мероприятия фиксируются системой в текстовом виде, с посекундной регистрацией, а также с видео- и звуковой регистрацией, что позволяет провести объективный полноценный разбор и оценку выполненных мероприятий.

В ходе обучения используются запрограммированные задания в виде клинических ситуаций из опыта работы с реальными пациентами, т. е. практически каждое задание построено по результатам выполненных бригадами Станции вызовов, получивших высшую оценку при экспертизе качества оказанной помощи.

Для создания эффективно работающей методики тренировки, ее коррекции и внутреннего контроля навыков медицинского персонала при выполнении основных приемов базовой СЛР, на Станции создан цикл обучения сотрудников, состоящий из четырех взаимосвязанных звеньев.

Этапы обучения

На первом этапе организована непрерывная система подготовки медицинского персонала, включающая три уровня: учебно-тренировочные модули, семинары и коллоквиумы на подстанциях и занятия в учебном центре. Занятия проводятся по системе: объяснение, демонстрация, имитация, практика.

Теоретическая часть занятий проходит в лекционном зале учебного центра Станции с использованием различных уровней визуализационной техники – от мультимедийных презентаций до видеоматериалов с записями образцовых занятий в симуляционном классе. Также предусмотрена организация выездных лекций для сотрудников отдельных подстанций.

Симуляционные манекены Resusci Anne Laerdal находятся на всех подстанциях Станции, что обеспечивает возможность беспрепятственного круглосуточного доступа к ним каждого медицинского сотрудника для совершенствования своих практических навыков в любое удобное время. Кроме того, подстанции регулярно посещает один из сотрудников учебного центра для помощи коллегам, контроля над их обучением и устранения недочетов в выполняемых манипуляциях; в качестве руководства используются методические рекомендации по проведению СЛР Международного комитета по координации в области реаниматологии (ILCOR), Европейского совета по реанимации (ERC)и Национального совета по реанимации РФ (2010 г.).

Второе звено цикла обучения представлено ежегодно проводимым контролем практических знаний и навыков на основании приказов главного врача Станции. Контроль теоретических знаний осуществляется с использованием тестовых программ на компьютерах, практические навыки оцениваются с помощью манекенов-тренажеров. Наличие статистического отчета при эксплуатации последних гарантирует независимость, проверяемость и непредвзятость оценки квалификации экзаменуемых.

На следующем этапе полученные в ходе проверки результаты подвергаются всестороннему анализу – по каждому подразделению и персонально по каждому сотруднику, что позволяет четвертым звеном цикла обучения сотрудников выделить создание планов обучения и методических рекомендаций, в т. ч. с написанием учебных пособий.

Оценка эффективности обучения

Первое применение имитационного манекена Resusci Anne Laerdal в 2010 г. выявило существенные недостатки в навыках проведения базовой СЛР у врачей и среднего медицинского персонала Станции. Значительное число сотрудников станции (33,8%) использовали устаревшие методики проведения СЛР, само же выполнение элементов СЛР сопровождалось большим количеством ошибок. Доминирующими мануальными дефектами демонстрируемых работниками навыков являлись:

  • неэффективность компрессий;
  • чрезмерно длительные паузы при выполнении компрессий;
  • неэффективность вентиляции вследствие неполного прижатия лицевой маски.

При проведении закрытого массажа сердца (далее – ЗМС) 79,5% ошибок было связано с неправильной глубиной компрессий, 7,4% – с неполным освобождением грудной клетки и 13,1% – с неправильным расположением рук на грудной клетке. При осуществлении ИВЛ 65,4% ошибок было связано с неадекватным объемом вдоха, 34,6% – с избыточной скоростью вдувания и, как следствие, забросом воздуха в желудок. В целом 80,8% сотрудников допускали ошибки при выполнении базовой СЛР. Однако обращал на себя внимание тот факт, что сотрудники, работающие в составе специализированных реанимационных бригад, проводили базовые реанимационные мероприятия с минимальным числом недочетов.

Именно на основании данных, полученных в ходе первой внутренней проверки навыков медицинского персонала Станции, был создан и внедрен в практику описанный выше цикл обучения, применяемый и в настоящее время. По результатам систематических занятий с персоналом, направленных на устранение выявленных недостатков, по прошествии года (в 2011 г.) была осуществлена очередная экспертиза качества проведения базовых реанимационных мероприятий, продемонстрировавшая значимые положительные результаты. Количество сотрудников, выполняющих необходимые действия без ошибок, выросло с 19,2% в 2010 г. до 52,3% в 2011 г. В то же время было отмечено, что структура ошибок при выполнении ЗМС и ИВЛ существенно не изменилась. При выполнении ЗМС 80,6% ошибок было связано с неправильной глубиной компрессий, 10,3% – с неполным освобождением грудной клетки и 9,1% – с неправильным расположением рук на грудной клетке. При проведении ИВЛ 53,2% ошибок было связано с неадекватным объемом вдоха, 46,8% – с избыточной скоростью вдувания воздуха. Данное обстоятельство заставило руководство пересмотреть ряд методологических подходов к проведению занятий на будущий год.

Доказанная эффективность проведенной работы, после некоторой коррекции методических рекомендаций в части системы преподавания, обусловила целесообразность продолжения учебно-тренировочной деятельности. По результатам контроля 2012 г. был отмечен экспоненциальный рост количества сотрудников Станции, правильно выполняющих базовую СЛР. Доля медицинских работников, способных безошибочно провести базовые реанимационные мероприятия, составила 81,1% от общего количества. В то же время было отмечено некоторое изменение структуры ошибок, что связано с массовым приходом новых работников. При выполнении ЗМС 63,9% недочетов было связано с неправильной глубиной компрессий, 19,5% – с неполным освобождением грудной клетки, и 16,6% – с неправильным расположением рук на грудной клетке. При выполнении ИВЛ 82,9% ошибок было связано с неадекватным объемом вдоха, 17,1% – с избыточной скоростью вдувания воздуха.

Заключение

Следует обратить внимание, что существующая система повышения квалификации медицинских работников (циклы один раз в 5 лет с отрывом от производства) была создана в 1970-х гг. и с тех пор не пересматривалась, ее недостатками являются:

  • формальность;
  • неактуальность текущих знаний и представлений о предмете;
  • выраженное разобщение теории и реальной практической ситуации;
  • необходимость полного отрыва сотрудника от выполнения профессиональных обязанностей на время обучения;

Изменения в профессиональном сообществе происходят с большой интенсивностью, при этом учебные сертификационные программы «отстают» от актуальных вопросов, возникающих в повседневной практике, ответы на которые требуются постоянно.

Применяемая в учреждении методика позволила создать эффективно работающую систему обучения и контроля навыков медицинского персонала по выполнению основных приемов базовой СЛР и, как следствие, повысить качество оказания медицинской помощи. Немаловажным достоинством данной системы обучения и оценки компетентности персонала явилась возможность алгоритмизации манипуляций и тренировки слаженности действий сотрудников Станции, даже в отсутствие у них опыта совместной работы, что особенно актуально в условиях текучести кадров. Кроме того, применяемые в медицинском учреждении методы контроля навыков медицинского персонала позволяют оценивать работников независимо и непредвзято. Также следует обратить внимание на рост самостоятельной активности медицинских сотрудников в углублении знаний и совершенствовании практических навыков.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что реализованная система обучения зарекомендовала себя с наилучшей стороны; дополнительным преимуществом является возможность поддерживать постоянную связь с каждым сотрудником Станции. Известно, что ключевым фактором успеха деятельности учреждения являются не ресурсы и технологии, не состояние внешней среды, а прежде всего сотрудники учреждения. Поэтому работа с персоналом рассматривается как приоритетная задача организационного развития Городской станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.