text
Портал для медицинских работников

Предварительные итоги создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения

  • 15 июня 2012
  • 40

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364 “Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения” в стране начата реализация комплексной программы автоматизации ЛПУ На внедрение единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) было выделено 29,2 млрд руб.: 19,6 млрд руб. из федерального бюджета и 9,6 млрд руб. из региональных бюджетов.

Заместитель министра здравоохранения и социального развития России Андрей Гусельников, отвечающий за вопросы информатизации, на конференции CNEWS “Состоялся ли старт информатизации здравоохранения?” и на видеоконференции с территориальными органами управления здравоохранением заверил, что основная цель построения ЕГИСЗ не сбор статистической и отчетной информации для Министерства, а “обеспечение деятельности медицинских учреждений, их специалистов во всех основных аспектах их деятельности”. Он сообщил, что работы по внедрению системы уже идут в восьми пилотных регионах и их результаты неоднородны: «Проект осложняется не только различием применяемых медицинских информационных систем в пилотах, но и наличием определенного количества “серых зон” в методическом обеспечении».

Внимание! Для скачивания доступна новая книга:  «Молекулярно-биологические исследования» ,

При реализации ЕГИСЗ Минздравсоцразвития России начинает выступать в новой роли владельца и оператора федеральных сервисов, что требует нового качества организации работ ИТ-службы в соответствии с этими стандартами. При этом надо понимать, что Министерство, как бюрократическая машина, не является основным заказчиком и пользователем ЕГИСЗ. Это мнение ошибочно. Действительно, сейчас медицинские учреждения направляют в вышестоящие органы большое количество отчетной документации, собранной во многом “вручную”, пусть даже и с применением вычислительной техники, однако качество этой информации соответствующее.

Одной из задач внедрения ЕГИСЗ и будет возможность постепенного перехода от оффлайн-анализа такой отчетности к онлайн-мониторингу ключевых показателей, отражаемых в первичном учете, построенном на основе интегрированной электронной медицинской карты. Учет таких показателей должен будет производиться в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, которые становятся обязательными к применению с 2013 г. и поддержка внедрения и соблюдения которых относится к одной из приоритетных задач информатизации.

К приоритетным направлениям информатизации относятся:

  • система персонального мониторинга, в рамках которой в структуре скорой помощи создаются центры мониторинга состояния здоровья человека по ряду ключевых параметров, регистрируемых специальными мониторами;
  • централизованные информационные ресурсы для систем поддержки принятия решений и систем непрерывного медицинского образования;
  • телемедицина.

Как показывает практика, большое количество вопросов и проблем в любой области деятельности лежит в сфере управления. Информационные технологии не могут существовать в отрыве от системы нормативного и методологического обеспечения деятельности. Таким образом, автоматизация функций, не соответствующих полномочиям организации в сфере ее деятельности, должна быть пристально изучена на предмет целесообразности, особенно это касается построения регионального сегмента ЕГИСЗ.

В связи с этим регионам предстоит решение сложной задачи соблюдения сбалансированности между степенью инновационности медицинской информационной системы (МИС), ее функциональностью и возможностями региона по ее дальнейшему сопровождению и развитию, при соблюдении основных параметров эффективности, в т. ч. при расходовании денежных средств.

В любом случае при построении регионального сегмента ЕГИСЗ рекомендуется в первую очередь обращать внимание на совокупную стоимость владения этим аппаратно-программным комплексом. Ключевым фактором будет являться полноценная интеграция регионального сегмента с федеральными сервисами.

Процесс информатизации также направлен на повышение степени открытости и доступности информации. Процесс внедрения ЕГИСЗ будет максимально публичным, с размещением информации о выполнении этих работ в субъектах на общедоступных ресурсах.

Мониторинг организации работ в остальных субъектах Министерство будет вести на постоянной основе. Так, выявлено, что ряд регионов, например Калининградская, Нижегородская и Тамбовская области, провели закупочные процедуры по созданию региональных фрагментов ЕГИСЗ, не дожидаясь результатов пилотного внедрения. В связи с этим хочется еще раз предостеречь регионы от преждевременных действий по построению/ модернизации МИС, т. к. никаких дополнительных средств на интеграцию с федеральными сервисами не предусмотрено.

Что касается самих федеральных сервисов, то они проектируются таким образом, чтобы в режиме web-доступа позволить осуществлять работу с ними без установки на рабочие места каких-либо специальных программных средств. Чтобы не получилось, что для формального, для галочки, взаимодействия с федеральным сервисом на рабочее место закупалась и устанавливалась полноценная автоматизированная система (как это уже происходит в части сервиса, автоматизирующего ведение административно-хозяйственной деятельности). Такая “интеграция” будет пристально изучаться на предмет эффективности и целесообразности расходования денежных средств.

Также повышенное внимание будет уделено комплексным закупкам, когда в рамках одной процедуры закупаются услуги по созданию региональных сегментов ЕГИСЗ, включающие одновременно построение центров обработки данных (ЦОД) и структурированных кабельных сетей (СКС), оснащение вычислительной техникой медицинских учреждений и собственно разработку и внедрение МИС. Подобного рода закупки будут не только отдельно рассматриваться на федеральном уровне, но и изучаться на предмет обеспечения конкурентности и эффективности путем консультаций со специалистами Федеральной антимонопольной службы и Счетной палаты.

В разработке двух федеральных сервисов участвует компания Ростелеком.

Выступая в роли разработчиков федеральных сервисов, исполнители понимают свою ответственность за обеспечение понятной всем разработчикам региональных МИС интеграции с ними, выполняя роль ведущих консультантов.

Какие же работы проведены на настоящий момент? Ответом на этот вопрос стало выступление директора департамента информатизации Минздравсоцразвития России Вадима Дубинина. Он сообщил, что в декабре 2011 г. проведены первые конкурсы на создание базовых федеральных сервисов, а в январе 2012 г. заключены первые контракты с их победителями: компаниями “Ростелеком” (интегрированная электронная медицинская карта, электронная самозапись и направление на прием к врачу), “Прогноз” (ведение нормативно-справочной информации, единая аналитическая система), “1С” и “Парус” (управленческий учет административно-хозяйственной деятельности), “Софтлайн” (единый сервис защищенного обмена информацией).
В настоящее время выпускается техническая документация и производится запуск пяти базовых сервисов (самозапись на прием, сервис обмена информацией, электронная медицинская карта, аналитическая система, учетная система) для пилотной эксплуатации в 8 регионах, а в июне на базе федерального ЦОДа состоится запуск этих сервисов в промышленную эксплуатацию во всех регионах РФ.

Вся проектная документация, которая может использоваться при формировании конкурсной документации на доработку и разработку информационных систем в регионах, размещена на портале, через который Минздравсоцразвития России работает с пилотными регионами.

По словам советника руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимира Макарова, столица активно включилась в работу по информатизации медицинских учреждений. К настоящему времени с использованием широкополосного доступа в Интернет на скорости 10 Мбит/с к ЦОД подключены 680 ЛПУ столицы, все каналы связи защищены при помощи централизованно управляемых средств криптографической защиты, осуществляются централизованный мониторинг и управление телекоммуникационной инфраструктурой. Причем телекоммуникационные услуги предоставляются по сервисной модели.

Безопасность - один из ключевых вопросов построения информационных систем в здравоохранении. Данные, обрабатываемые в таких системах, нуждаются в наивысшей степени защиты. К системам также предъявляются повышенные требования надежности и доступности, ведь их отказ может нанести ущерб здоровью пациента. Одновременно решение должно быть предельно простым в эксплуатации, а защита не должна создавать ограничений в работе медицинского персонала всех уровней.

’’Существует несколько основных проблем реализации проекта информатизации здравоохранения, - отметил директор по информационным технологиям Медицинского информационно-аналитического центра РАМН Олег Симаков. - Во-первых, это отсутствие проектного офиса, который должен обеспечить оперативное управление. Во-вторых, сегодня Минздравсоцразвития России сосредоточилось на создании пяти федеральных сервисов, а контроль за ходом реализации мероприятий в регионах оказался сведен до мониторинга общей программы модернизации. В-третьих, реальное выполнение работ по итогам 2011 г. составило около 10% от плана, т. е. возникает риск выполнения работ не более чем наполовину к концу 2012 г., что может вызвать дальнейшее смещение сроков. В-четвертых, дискуссии экспертного сообщества отражают противоречивые взгляды на приоритеты и подходы к реализации мероприятий проекта и, в частности, федеральных сервисов, работ в регионах и в ЛПУ. Кроме того, создание экспертной группы - хоть и прекрасная, но запоздалая идея, способная привести к задержке конкурсных процедур”.

О. Симаков предложил срочно принять целый комплекс мер, направленных на повышение эффективности проводимых работ. Среди них создание проектного офиса, ускорение экспертизы технических заданий региональных прикладных систем, развертывание работ по созданию нормативно-справочной информации. Кроме того, необходимо сочетать создание федеральных компонент с опережающими работами по созданию унифицированных структур данных и стандартов взаимодействия региональных и федеральных компонент ЕГИСЗ в полном объеме (все 15 федеральных сервисов, а не пять); расширить практику использования “простых” решений как первого этапа перехода к усовершенствованным деловым процессам с использованием информационных технологий в здравоохранении; разработать и запустить программу стимулирования внедрения МИС в ЛПУ.

Таким образом, ожидается, что в скором времени появятся ощутимые, а главное, позитивные результаты от внедрения ЕГИСЗ.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Справочник заведующего КДЛ»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингам • книги для КДЛ
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.