Оценка работы среднего медицинского персонала на преаналитическом этапе лабораторных исследований

24

Проблемы преаналитического этапа лабораторных исследований и методы его оптимизации представляют собой один из актуальных вопросов современной лабораторной службы. В эту стадию лабораторного процесса вовлечен как персонал клинических подразделений, так и специалисты клинической лабораторной диагностики. Преаналитический этап включает в себя такие аспекты, как назначение и оформление заявки на лабораторное исследование, подготовка пациентов к проведению исследования, процедура сбора биоматериала, идентификация пациента и биопроб, транспортировка проб, их хранение, получение проб из других учреждений и их регистрация, доставка проб в другие лаборатории (при необходимости), центрифугирование и другие особенности пробоподготовки.

Проблемы преаналитического этапа широко обсуждаются на международных форумах. В апреле 2011 г. в Парме (Италия) состоялась первая Европейская конференция “Улучшение качества преаналитики - от мечты к реальности”. Мероприятие вызвало большой интерес в Европе и собрало около ста представителей лабораторной общественности из разных стран.

Кроме того, Европейская ассоциация клинической химии (EFCC) в 2011 г. создала отдельную рабочую группу по преаналитическому этапу лабораторных исследований, в которую вошли восемь ведущих специалистов из Италии, Англии, Швеции, России и других стран. Среди прочих проблем на конференции отмечалось, что, несмотря на все достижения в области автоматизации, роботизации и информатизации аналитического этапа, на преаналитическом этапе лабораторных исследований невозможно избежать проблем, связанных с влиянием человеческого фактора.

По данным литературы, более 70% ошибок лабораторных исследований в настоящее время приходится на преаналитический этап и гораздо меньший процент - на аналитический (10%) и постаналитический (20%). Объективные трудности мониторирования большинства процедур преаналитического этапа, которые находятся вне прямого контроля руководства персонала лаборатории, в т. ч. и флеботомии, требуют эффективных образовательных и предупредительных мер. Высокая текучесть кадров, недостаточное понимание принципов лабораторного процесса и слабая подготовка медицинского персонала создают предпосылки для возникновения ошибок в процессе взятия крови. В большинстве случаев ошибки допускаются при сборе образца и его идентификации.

Необходимо введение стандартизации техники взятия крови для лабораторных исследований наряду с распространением рабочих инструкций, постоянным процессом обучения и контроля.

Это повысит качество биопроб, поступающих на исследование, и улучшит диагностику и лечение пациентов.

В штате зарубежных клинико-диагностических лабораторий состоят высококвалифицированные флеботомисты, которые имеют соответствующий сертификат и регулярно направляются руководством лаборатории для прохождения обучения и повышения квалификации. В условиях системы здравоохранения РФ медицинская сестра не относится, как правило, к штату лабораторного персонала, однако от ее умений и навыков по взятию биоматериала зависят качество лабораторного анализа, безопасность пациентов и медицинского персонала. Несмотря на то что в большинстве учреждений здравоохранения взятие крови из вены осуществляется силами среднего медицинского персонала клинических отделений, ответственность за качество лабораторных исследований несет клиникодиагностическая лаборатория.

Целью настоящей работы явился анализ знаний и умений медицинских сестер, выполняющих процедуру флеботомии для клинических лабораторных исследований биоматериала. Работу проводили с использованием метода социологического опроса, в котором участвовали медицинские сестры процедурных кабинетов стационаров, поликлиник и коммерческих медицинских организаций (КМО), в т. ч. педиатрических, городов Санкт- Петербурга, Ханты-Мансийска и Ноябрьска. Анкета включала 24 пункта, в т. ч. возраст респондентов, профессиональный уровень, степень обученности процедуре флеботомии с помощью вакуумных систем, трудности при взятии крови, доставке биоматериала в лабораторию, вопросы безопасности и информационной поддержки.

В анкетировании приняли участие 153 медицинские сестры, из них в стационарах работали 109 чел. (67,3%), частных медицинских центрах - 44 (28,8%), поликлиниках - 6 чел. (3,9%). Возраст медицинских сестер варьировался от 21 до 65 лет и в среднем составил 40±5,1 года. Среди медицинских сестер стационара большинство составили сотрудники в возрасте 30-50 лет (68,9%). В КМО преобладали сотрудники в возрасте 22-30 лет, при этом группа медицинских сестер моложе 30 лет была больше, чем в стационарах (36,4 и 22,3% соответственно, р < 0,02). В разных учреждениях отличался и средний стаж работы: самый большой стаж был у медицинских сестер, работающих в стационаре (19,9±1,2 года), несколько меньше - в поликлинике (16,6±6,2) и минимальный - у медицинских сестер в КМО (13,2±1,4).

Более трети медицинских сестер (39,3%) имели высшую категорию, почти четверть (26,1%) были без категории, меньший процент имели первую (22,2%) и вторую (12,4%) категории. Самая большая доля медицинских сестер с высшей категорией работала в стационарах (47,6%) и лишь пятая часть (20,0%) - в КМО. В КМО максимальной (47,7%) оказалась доля лиц, не имеющих категории. Отсутствие категории у почти половины медицинских сестер КМО может быть следствием как более молодого возраста работающих и отсутствия прямой зависимости оплаты труда от наличия категории, так и, возможно, недостаточного внимания со стороны администрации учреждений повышению уровня профессиональной квалификации персонала.

Выбор способа взятия крови для лабораторных исследований

Процедура взятия крови является ключевым моментом преаналитического этапа, и от нее во многом зависит качество лабораторных исследований. По мнению одного из лидеров по изучению проблем преаналитического этапа лабораторных исследований Дж. Липпи, около 60% преаналитических ошибок связано с флеботомией, конкретно - с влиянием человеческого фактора.

Проведенный нами анализ показал, что большинство (93,5%) респондентов в своих учреждениях пользуются вакуумными системами для взятия крови и только 6,5% применяют в своей работе другие способы взятия крови: 2,0% медицинских сестер используют взятие крови самотеком и с помощью шприца, а 4,5% - только с помощью шприца. Необходимо

отметить, что процент сотрудников стационаров и КМО, не использующих в своей практике вакуумные системы, был сходен, что, возможно, связано с недостаточным обеспечением процедурных кабинетов современными вакуумными системами и никак не зависело от наличия категории у медицинских сестер.

Проблемы, возникающие в процессе флеботомии

На вопрос о наличии проблем при взятии крови из вены утвердительно ответили 48,4% респондентов. Больше всего трудностей возникало у медицинских сестер, работающих в поликлинике и КМО, значительно в меньшей степени - у медицинских сестер стационара. Самыми частыми проблемами явились повторное проведение исследований (дублирование анализов), “труднодоступные” вены, взятие крови у новорожденных и детей в возрасте до 1 года, случайные уколы иглой.

Наиболее трудным процесс взятия крови у новорожденных и детей в возрасте до 1 года был для медицинских сестер, работающих в КМО (что отметили 93,8%). В стационарах на данную проблему указали лишь 6,2% опрошенных. В поликлиниках таких трудностей не возникало.

На вопрос о том, как часто приходится дублировать взятие крови у одного и того же пациента, “никогда” ответили 9,2% медицинских сестер;

“1-2 раза в день” - 10,2%, “иногда” - 80,4%. То есть большинство респондентов сталкивались с данной проблемой.

Наиболее часто (62,2% респондентов) повторную процедуру флеботомии по различным причинам вынуждены были проводить медицинские сестры стационара, реже - в КМО (25%) и поликлиниках (12,5%).

Среди причин повторных анализов респондентами были названы гемолиз (79,1%), ошибки в идентификации данных пациентов (“перепутанные” пробы) (15,7%), разбившиеся пробирки (5,2%).

Устаревшими стеклянными пробирками пользуются только в КМО. Возможно, это связано с их меньшей по сравнению с вакуумными пробирками ценой и, следовательно, меньшей себестоимостью анализов. В то же время использование стеклянных пробирок может отразиться на качестве исследований и снижает безопасность проведения процедуры флеботомии для сотрудника и пациента.

Процесс обучения медицинских сестер процедуре флеботомии

Большинство медицинских сестер (80,4%) прошли разные виды обучения проведению данной процедуры. Почти пятая часть всех респондентов (19,6%) никогда не обучались взятию крови из вены современными способами, хотя все они занимаются этим ежедневно. Необходимо отметить, что больше половины респондентов (54,9%) обучались работе с вакуумными системами компанией-производителем и поставщиками вакуумных систем, остальные (45,1%,) - коллегами на рабочем месте. Только 1,3% медицинских сестер прошли обучение процедуре флеботомии исключительно в медицинском училище и 3,9% - на курсах повышения квалификации. Таким образом, обучение медицинских сестер современной технике взятия крови проводится не в рамках официальных образовательных программ и программ повышения квалификации для медицинских сестер, а компаниями- производителями и коллегами по работе, что ставит под сомнение качество такого обучения.

Оценка знания медицинскими сестрами вопросов флеботомии

На вопрос о времени наложения жгута при взятии крови для лабораторных исследований правильно ответили только 23,5% респондентов.

Большинство медицинских сестер (90,8%) правильно ответили на вопрос о необходимом объеме заполнения кровью пробирки для биохимических исследований. Среди тех, кто дал неправильный ответ, были медицинские сестры, работающие в поликлиниках и КМО. Следует обратить внимание, что три четверти (74,5%) опрошенных не считали нужным иметь информацию о необходимом объеме заполнения пробирок для гематологических исследований, которые являются наиболее востребованными в медицинской практике. Почти четверть респондентов (24,2%) считали, что объем заполнения пробирки не важен при взятии крови в вакуумную пробирку для исследования глюкозы кровы. Только 2,2% дали аналогичный ответ по поводу необходимого уровня заполнения кровью пробирок для исследований коагуляции. Таким образом, как показало анкетирование, в обучении взятию крови из вены современным вакуумным способом нуждается не менее 75,0% медицинских сестер процедурных кабинетов.

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном уровне знаний среднего медицинского персонала о правилах выполнения преаналитического этапа лабораторных исследований. Наличие высшей категории не гарантировало знаний в области техники флеботомии (частота неправильных ответов у медицинских сестер с высшей категорией и без категории была сходной), а также осознания важности преаналитического этапа исследования.

Выводы и практические рекомендации

  1. В КМО доля медицинских сестер с высшей категорией существенно ниже, а количество среднего медицинского персонала, не имеющего категорию, значительно выше по сравнению с показателями стационарных учреждений, что, по-видимому, связано с недостаточным вниманием администрации учреждений к повышению уровня профессиональной квалификации сотрудников.
  2. Большинство (93,5%) респондентов применяют вакуумные системы для взятия крови. Около 10% сотрудников процедурных кабинетов стационаров и КМО не используют в своей практике современные системы для забора крови, что связано с недостаточным обеспечением процедурных кабинетов вакуумными системами.
  3. Почти половина респондентов испытывает проблемы при взятии крови из вены, наиболее часто - по причинам повторного проведения исследований (дублирование анализов), “труднодоступных” вен, взятия крови у новорожденных и детей в возрасте до 1 года, случайных уколов иглой. Причинами повторной процедуры флеботомии (на которую указали 62,2% медицинских сестер стационара и лишь 25,0% - КМО) являются гемолиз (две трети случаев), ошибки в идентификации данных пациентов, разбившиеся пробирки.
  4. Обучение медицинских сестер современной технологии взятия крови с использованием вакуумных систем не проводится в рамках образовательных программ медицинских училищ (колледжей) и программ повышения квалификации среднего медицинского персонала, что, согласно полученным данным, отражается на уровне знаний сотрудников стационаров, КМО и поликлиник о правилах выполнения преаналитического этапа лабораторных исследований.

Согласно полученным данным и сделанным выводам, возможны следующие практические рекомендации:

  • следует наделить правом контроля за качеством исполнения преаналитического этапа лабораторных исследований заведующих клиникодиагностическими лабораториями, отвечающих за конечный результат данных исследований;
  • медицинский персонал, осуществляющий забор крови в лечебных учреждениях, должен проходить регулярное (не реже одного раза в год) обучение процедуре флеботомии с последующим тестированием уровня знаний с помощью специальных компьютерных программ;
  • вопросы, касающиеся современных методов флеботомии, должны быть включены в образовательные программы медицинских училищ (колледжей) и курсов повышения квалификации медицинских сестер; необходимо разработать методические рекомендации для преаналитического этапа лабораторных исследований, включая вопросы проведения процедуры флеботомии;
  • целесообразно введение администрацией медицинского учреждения аудита на рабочих местах медицинских сестер по обеспечению преаналитического этапа лабораторных исследований и проведению процедуры флеботомии.

Вышеперечисленные меры позволят существенно улучшить качество проведения преаналитического этапа лабораторных исследований, что несомненно повысит точность получаемых результатов и безопасность осуществления флеботомии для пациента и медицинского персонала.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заведующего КДЛ»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка
      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      Наши продукты






















      © 2006–2018 ООО «МЦФЭР», медиагруппа «Актион-МЦФЭР»

      Журнал «Здравоохранение» –
      практический журнал для главного врача.

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать документ на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 12 000 статей
      — 8 000 ответов на вопросы
      — 200 видеосеминаров
      — готовые формы и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные сервисы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×